+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Содержание

Невыездной режим: почему банкротятся турфирмы

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры
Очередная петербургская турфирма объявила о приостановке деятельности: «Экспо-тур» прекратил работу из-за непроданных путевок.

К концу сезона эксперты ожидают ощутимый спад потока туристов, путешествующих за границу.

«Бумага» разбиралась, с чем связаны неудачи этого туристического сезона, почему курс евро был важнее событий в Украине и как дешевые путевки создают кризис на туристическом рынке.

Чиновники или евро: из-за чего снизился поток туристов

Политическая ситуация в этом году стала главной причиной финансовых трудностей для многих компаний. Например, в «Неве» в качестве одного из факторов называли запрет на выезд силовиков, пользовавшихся услугами компании.

«Экспо-тур» же, как сообщают в компании, вынужден был приостановить деятельность из-за конфликта в Украине, так как не мог выполнять программу круизов по Черному морю.

В Ассоциации туроператоров подтверждают, что в этом году ожидается более низкий турпоток, чем в прошлом.

Как говорит вице-президент АТОР Владимир Канторович, несмотря на то, что причин спада много, политическая ситуация тоже сыграла немалую роль.

Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров:

— Насколько упадет поток, будет зависеть от многих экономических показателей, от тревожного ожидания санкций: ведь многие не едут не потому, что им уже плохо, а потому, что они боятся, что будет плохо. Кроме того, кому-то из чиновников не рекомендовано ездить за границу, кому-то — запрещено.

Не секрет, что чиновники — одно из самых богатых российских сословий, и то, что эти люди перестали ездить за границу, конечно, существенно сказывается на турпотоке.

С одной стороны, все, что происходит с туристическими компаниями, это следствие, а с другой, от этого страдает рынок, потому что люди теряют к ним доверие.

В то же время, как говорят в Российском союзе туриндустрии по СЗФО (РСТ), причины упавшего спроса на путевки возникли еще раньше обострения конфликта в Украине. Поток клиентов снизился в начале марта, когда сильно упал рубль.

Значительные изменения в курсе валют пришлись на период ранних бронирований, который длится примерно с марта по апрель. Именно в это время клиент может купить путевку по максимально выгодной цене. Турфирмы же используют этот механизм, чтобы гарантировать спрос на туры в высокий сезон.

Однако из-за скакнувшего курса у туристов уже не было возможности сэкономить деньги и многие отказались от поездок.

— В этом сезоне внешних факторов, конечно, больше, — объясняет представитель РСТ в Петербурге Павел Румянцев. — Самый первый и самый важный их них — это снижение курса рубля по отношению к евро, которое было зафиксировано чуть позже Олимпиады.

Люди уже нацеливались на то, что могут воспользоваться этими акциями и выиграть деньги, когда курс скакнул и получилось, что никакого выигрыша у них бы и не было.

В последнее время туристы привыкли ездить дешево: это происходит в том числе и из-за относительно неправильной политики туркомпаний, связанной с демпингом — занижением цен на путевки. В итоге они решили, что лучше воздержаться и подождать момента, когда исправится ситуация.

В союзе туриндустрии надеются, что поток отдыхающих за границей в этом году снизится не более чем на 10 %. Однако, как отмечают в АТОР, по разным странам показатели будут отличаться: например, если в Европу в этом году путешествуют меньше, то спрос на путевки в Турцию, наоборот, вырос из-за их более низкой стоимости. Тем не менее судить об итогах сезона можно будет не раньше осени.

Почему слишком дешевые туры вредят всему рынку

Другая причина, с которой в некоторых компаниях связывают отток туристов, — необоснованно дешевые туры конкурентов. Агентства предлагают грандиозные скидки на путевки, в результате чего с легкостью набирают клиентов.

Из-за демпинга зачастую страдают другие фирмы на рынке, чьи цены оказываются несколько выше.

Как рассказывает исполнительный директор петербургского отделения Cheaptrip Екатерина Фалдина, дешевые туры ненадежных компаний вредят как рынку, так и туристам.

Екатерина Фалдина, генеральный директор Cheaptrip:

— У нас туристов достаточно, но их все равно меньше, чем ожидали.

Если говорить о причинах снижения спроса, то, на мой взгляд, это общеэкономическая ситуация в стране, погода, как ни странно, а также демпинг недобросовестных турагенств, которые делают скидки иногда соразмерно своему комиссионному вознаграждению.

Конкурентное преимущество должно быть честным, а такая политика компаний достаточно сильно подрывает рынок. Чтобы выжить, другим турагентствам приходится также делать скидки. Законы ценообразования никто не отменял, и если цена снижается за счет скидок, то это ведет к ухудшению качества услуг.

В среднем комиссионное вознаграждение, которое агентство получает от туроператора, составляет 10 %. Однако обычно часть этой суммы идет на зарплаты менеджеров, покупку оборудования и другие расходы фирмы.

Таким образом, агентства с заниженными ценами вынуждены экономить в том числе на специалистах. Но в итоге в случае банкротства у них может не оказаться средств для выплаты компенсации пострадавшим туристам.

— Мы скидки делаем только постоянным туристам, остальных стараемся брать другими преимуществами: гарантия самой низкой цены у туроператоров, спецпредложения, разработанные только для Cheaptrip, бесплатная юридическая поддержка в случае каких-то проблем с туром, — говорят в Cheaptrip.

В то же время, как отмечают в союзе туриндустрии, в этом году более ощутимый скачок произошел в спросе именно на бюджетные путешествия, тогда как путевки средней и высокой ценовой категории продолжают пользоваться спросом.

Когда «Нева» приостановила деятельность, за границей оставалось шесть тысяч туристов, при этом у трети из них не были оплачены обратные билеты или отель. Как объясняет представитель РСТ в Петербурге Павел Румянцев, избежать такой ситуации сложно, потому что, как правило, туркомпании не проплачивают отели сильно заранее.

Павел Румянцев, пресс-секретарь Российского союза туристской индустрии в Северо-Западе:

— Предположим, у фирмы большая кредитная нагрузка. Чтобы выплачивать сам кредит, проценты с него, им нужны оборотные средства. Поэтому они стараются привлечь как можно большее количество туристов.

Они приходят к следующей схеме: за счет туристов, которые пришли сегодня, они оплачивают размещение туристов, которые вылетают завтра. В какой-то момент фирма останавливает работу, и получается, что люди сталкиваются с тем, что их отели не оплачены.

Обычно такие фирмы надеются на то, что кто-нибудь их перекредитует или купит и вложит свои деньги.

Несмотря на это, считает вице-президент АТОР Владимир Канторович, реально сделать так, чтобы туристы несли минимальные потери. Однако это требует честной работы как со стороны туроператора, так и страховой компании.

— Механизм банкротства, при котором не будут страдать туристы, есть. Он задействован при банкротстве туристической компании «Роза Ветров Мир».

Нам удалось договориться с компанией «БИН-страхование» о том, что они не будут возвращать людям деньги за поездки, а будут оплачивать эти же поездки другому туроператору. Люди не потеряют ни отдыха, ни денег.

Это могло бы работать, если было бы прописано в законодательстве.

Как рассказывает Канторович, АТОР предлагал соответствующие поправки Госдуме: согласно ним, если турфирма банкротится, то между новым туроператором, клиентом и страховой заключается трехстороннее соглашение, по которому путевка клиента оплачивается из средств страховой. В Госдуме, однако, документ отклонили.

Источник: https://paperpaper.ru/tourcompany/

Банкротство туроператоров – главные причины, ситуация в 2019-2016 годах

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

При планировании путешествия большинство россиян стабильно обращаются к туристическим посредникам, но последние события в сфере этого бизнеса заставляют задуматься о том, стоит ли игра свеч.

Причины несостоятельности

Само по себе банкротство признается только по судебному решению, судопроизводство ведется по специальному закону о несостоятельности, который сопровождается еще и большим количеством других актов. Дело не может быть мгновенно рассмотрено, существует определенный порядок судопроизводства.

Случается, что фирма не может рассчитываться по взятым на себя обязательствам, тогда появляются первые предпосылки к банкротству. Несмотря на то, что еще решение суда о банкротстве данной компании не принято, клиенты могут насторожиться, если узнают из СМИ о финансовых делах своего туроператора.

В идеальной ситуации, при невозможности выполнить взятые на себя финансовые обязательства, туроператор должен в срочном порядке распродавать свое имущество и спешить на выручку клиентов, застрявших в аэропортах или в других неприятных ситуациях, случившихся на отдыхе. Но реальность довольно прозаична – должник умывает руки, делая громкое заявление о своей несостоятельности и забывая о своей клиентуре.

Но сразу нужно обрадовать клиентов будущего банкрота, ведь руководство компании не может в один день объявить себя несостоятельным. Процедура признания банкротства начинается с возбуждения специального дела. Пока не будет получено официальное свидетельство о финансовой несостоятельности, туроператор должен выполнять все свои обязательства перед клиентами.

Но на практике нет никаких судебных заседаний, ни вынесенных решений. Зато есть обманутые клиенты, испортившие себе отпуск, связавшись с неблагонадежным туристическим агентством.

Хорошо, если на помощь обманутой клиентуре поспешит страховое агентство, в этом случае о неприятностях на отдыхе можно довольно быстро забыть. В случае, если помощи ждать неоткуда, придется запастись терпением, сидя в аэропорту.

О причинах, вызвавших банкротство туристической компании, можно только догадываться. Главной проблемой всех туроператоров является необходимость ухватить как можно больший кусок целевой аудитории. Поэтому приходится неоправданно занижать стоимость путевок, порой даже в ущерб собственному доходу.

Каждой компании приходится заказывать чартеры еще за полгода до начала отпусков, ведь чтобы окупить одну поездку на довольно большое расстояние, приходится переправлять туристов целыми самолетами.

Клиенту такая ситуация в какой-то мере выгодна, ведь он оплачивает меньше реальной стоимости перелета. Однако это создает определенный риск, все ли сможет оплатить туроператор, чтобы не вышло никаких проблем.

Еще одной из распространенных причин для банкротства туристической компании может стать форс-мажор. Революции в Египте, неблагоприятная обстановка на Ближнем Востоке и т.д.

Каждому туроператору приходится заранее заказывать дорогие перелеты в подобные страны, что увеличивает риск. Клиенты не полетят туда, где происходят вооруженные столкновения, желающих прогуляться по «горячим точкам» не найдется, и агентство потеряет крупную сумму.

Причины невыполнения туроператором своих обязательств могут быть очень разными, но лучше не связываться с мелкими предпринимателями, а обращаться только в крупные компании, что позволит минимизировать риск остаться незваным гостем в курортном городе

Список за 2019

Банкротство туроператоров в 2019 году затронуло порядка 130 тыс. человек в России. Как ни странно, клиенты крупных предприятий также остались с испорченным отпуском. Из-за возникших проблем с обратными билетами и гостиницами пришлось вывезти около 56 тыс. человек.

Проблемы у туроператоров возникают не только в России. Многие страны Европы пережили нечто подобное. Сотни обанкротившихся компаний по туристическим перевозкам были зарегистрированы в Великобритании. Франция также потеряла порядка 12 туроператоров самых разных уровней, Польша немного отстает – только 10 фирм.

Суммы финансовых гарантий туристических агентств не позволяют возместить ущерб всем пострадавшим гражданам. Более того, для тех агентств, у которых в договоре была указана в качестве страховой компании «Восхождение», возмещение ущерба клиентам вообще не было возможным ввиду отозвания лицензии у данного страхового агентства.

Июль — сентябрь 2019 года стали беспрецедентными по количеству лопнувших турфирм. Самыми громкими разорениями стали разорения «Южного Креста Трэвел», «Авиачартера-ДВ», «Миланы Тур», «Солвекс-турне», «Ветра странствий», «Атласа», «Розы ветров» и некоторых других предприятий.

Даже огромный размер финансового обеспечения в размере 450 млн. руб. не спас «Южный крест» от разорения. Его доход за 2013 год составил 4550,9 млн. руб. – огромная сумма. Казалось бы, с такими показателями разорение компании не грозит, но 8 сентября 2019 года компания остановила свою деятельность.

Еще одним мастодонтом туристического бизнеса была «Фирма «Нева». По доходам за 2013 год она немного уступает «Южному кресту» — 3684 млн. руб., но финансовое обеспечение в 454 млн. руб. также ничем не помогло при разорении.

Примеры упадка за 2019

Банкротство туроператоров в 2019 году также удивляет своими масштабами. Начало этого года принесло банкротство нескольким десяткам турфирм как общероссийских, так и региональных. В число несостоятельных перевозчиков вошли «Солвекс-турне», «Верса», «Голд Лайн» и другие. В основном все прошло без скандалов и конфликтных разбирательств, но и тут не обошлось без исключений.

При ликвидации «Лабиринта» было обнаружено огромное количество всевозможных нарушений, а глава «Розы Ветров Мир» даже попал под арест на время ведения расследования деятельности его компании. Главе «Лабиринта тоже не повезло. При попытке скрыться в Сербии его экстрадировали.

По отношению к нему также ведется расследование. Клиентура вышеперечисленных фирм выдвинула требования по компенсации ущерба, ведь данные банкротства были преднамеренными.

Ситуация с туристическими перевозками чрезвычайно нестабильна. Буквально каждую компанию в этой сфере можно смело относить к группе риска по банкротству. Например, на компанию «Библио Глобус» очень сильно повлияла несостоятельность авиакомпании-партнера, поэтому уже в 2019 году она стала находиться на грани признания несостоятельности.

Случаи в 2019

2016 год также принес немало банкротств. Все еще продолжаются заседания суда касательно дел компании «Южный крест», по обвинению в мошенничестве был доставлен в Россию совладелец «Лабиринта», бывший руководитель турфирмы «Атлас» также обвиняется в мошенничестве, и его дело все еще находится на рассмотрении в суде.

«Ланта-тур Вояж» был официально признан обанкротившимся. Конкурсное производство по его дело закончилось 3 марта. Данное дело было начато еще в 2012 году. Частично задолженность компании удалось погасить за счет собственных сбережений туроператора и при реализации имущества должника.

Требования кредиторов по данному делу не были удовлетворены, даже несмотря на то, что некоторые из них просто не успели обратиться в судебные органы.

Банкротство ООО приводит к ликвидации имущества, но для начала предприятие попытаются финансово оздоровить.

Внешние причины банкротства полностью мы собрали в этой статье.

Еще одной компанией, обанкротившейся в 2019 году, стала «Трансаэро Тур». Данная компания прекратила свою деятельность еще в конце предыдущего года по факту, но официальное решение суда было принято только спустя полгода, сразу после конкурсного производства.

На данный момент компания «Evolution Voyages» временно приостановила прием заявок на туристический отдых. Не совсем понятно, что это? Временные затруднения или же банкротство». Официальных комментариев на эту тему не было.

Информация для клиентов

В первую очередь необходимо собрать достоверную информацию, работает ли офис банкрота, возможно ли получить компенсацию при добровольном согласии туроператора, можно ли получить страховую выплату? Далее нужно получить уведомление о том, что туроператор по конкретной заявке не сможет выполнить свои обязательства.

Это уведомление помогает фиксировать сам факт отказа турфирмы от выполнения обязательств по договору. Это очень пригодится при неизбежных судебных разбирательствах. В случае невозможности получить уведомление, следует сделать распечатку информации на сайте турфирмы.

Туристический агент будет всячески успокаивать клиента, в идеале будет стремиться снизить судебные риски для обеих сторон и сохранить рабочие отношения с туристом.

Турагентству запрещено обращаться в страховую компанию от своего имени, разрешено обращение только от лица заказчика или его представителя. Но он сохраняет заинтересованность в мирном решении вопроса и сохранении лояльности клиента, поэтому будет всячески способствовать выплате страховки.

Клиенту необходимо будет собрать определенный пакет документов. Нужно предоставить копии паспорта и договора с турагентством, документы, подтверждающие оплату туристического продукта, копии договора и всех приложений к нему, платежки с подтверждением поступления денег от заказчика к турагентству, запрос по возвращению денежных средств, копия отказа туроператора от своих обязательств.

Кто виновник

Предсказать факт банкротства туроператора почти невозможно. Никто из клиентов не застрахован от проблем из-за разорения фирмы-перевозчика. Проверять всю информацию в интернете о компании почти никто не станет. Единственное, на что заведомо можно обратить внимание не в пользу конкретного агентства – слишком низкая цена путевки.

Кто виноват и что делать, не совсем ясно, особенно при панике, охватившей после новости о банкротстве туроператора. Однако, отчаиваться не стоит. Компания обязательно застрахует каждую предполагаемую поездку, поэтому есть шанс получить компенсацию без обращения в суд.

Но если банкротом станет очень крупный оператор, то для удовлетворения всех претензий просто не хватит финансового обеспечения организации. После прогорания очень крупных агентств был предложен метод защиты туристов, который используется в Европе – компенсационный фонд. Теперь при банкротстве одного из агентств клиенту приобретут тур из средств этого фонда.

Турагентства очень часто при проблемах с клиентами стараются купить тур в другом месте за свой счет, чтобы избежать проблем с судебными разбирательствами и законодательством

Гарантии и возвраты

При банкротстве туроператора нужно буквально бежать за компенсацией, предварительно подготовив все необходимые документы. От скорости зависит вероятность получения компенсации, ведь страховщики переоценивают свои возможности, что ведет к ликвидации и страховой компании после банкротства турфирмы.

Никто не может дать твердых гарантий, что получится вернуть деньги или получить путевку за счет провинившегося туроператора. Очень многое зависит от того, сколько еще людей было обмануто и разочаровано, насколько велики финансовые резервы самой турфирмы, насколько благонадежен страховщик и ряда других факторов.

Скорость может стать решающим моментом при получении компенсации. Поэтому не стоит откладывать обращение в страховую компанию до последнего.

Страховка и закон

Российское законодательство слабо развито касательно туристических фирм и гарантий для их клиентов. Механизм финансовых гарантий действует очень медленно, туристические компании не регулируются государством и размер финансов для обеспечения туроператора очень невелик – 30 млн. руб.

При покупке путевки и объявлении туроператора банкротом наступает страховой случай, но на практике очень часто страховые компании отказывают в выдаче компенсации.

Если признание туроператора несостоятельным случилось во время поездки клиента, то ситуация обстоит еще хуже. В этом случае на помощь может прийти некоммерческая организация Турпомощь.

Потребитель не застрахован от проблем при банкротстве туристической организации, у него нет никаких гарантий, ведь предугадать возможные проблемы очень трудно. Важно проверить документы о страховке и соответствие их дате поездки. Если обнаружено несоответствие, то выбора данного турагентства лучше отказаться, поскольку риск оказаться без страховки очень велик.

Неплохим вариантом для путешественника станет самостоятельная организация своего досуга. Онлайн-ресурсы помогут сделать все в лучшем виде. К тому же такой вариант может сэкономить существенные денежные суммы.

Если клиент все же решился на сотрудничество с турфирмой, важно понимать, что в случае банкротства вряд ли будут возмещены абсолютно все затраты, поскольку финансирования чаще всего не хватает для выплат всех требований клиентов.

Преднамеренное банкротство очень быстро становится явным и руководители предприятия несут ответственность согласно Уголовного кодекса.

Отсюда вы сможете узнать плюсы и минусы банкротства физических лиц.

Образец заявления о банкротстве физических лиц составлен тут.

Итогом всего вышесказанного можно назвать готовность к непредвиденным расходам и финансовым проблемам в случае несостоятельности предприятия. Лучшей защитой станет самостоятельное путешествие без обращения к туристическим компаниям. Но каждый решает сам, что ему легче потратить: время на планирование самостоятельной поездки или деньги в случае банкротства компании-организатора.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-turoperatorov/

Разорившиеся туроператоры: антирейтинг и какая турфирма закроется следующей?

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Список уже закрывшихся турфирм бьет все рекорды… Кто будет следующим и ждут ли нас еще банкротства туроператоров в ближайшее время?.. И можно ли вообще говорить о таком понятии, как “надежность туроператоров”? Вот в чем вопрос.

2018 год. История повторяется снова?

Список разорившихся в 2014 году туроператоров и крупных турфирм, не считая множества турагентств, достиг полутора десятка компаний! Общее число, обанкротившихся с 2010 года, туроператоров уверенно приближается к сорока. И тот факт, что почти половина из этого пятилетнего списка приходится на один еще не закончившийся 2014 год, говорит о явно критической ситуации в туристической отрасли!

Причем, все они, за исключением одного туроператора, закрылись за два месяца с середины июля по середину сентября 2014!!! Да уж, лето выдалось “жарким”…

Черный список 2010-2014

  • 2010 год. “Август”, “Эллада-Тур”, “Капитал Тур”.
  • 2011 год. “Лужники Тревел”, “Скайтур”, “Альфа Вояж”.
  • 2012 год. “Ланта-Тур”, “ITC”, “Идеальный Мир”, “Вокруг света”, “Эль Вояж”, “Черри Тур”, “Global Club”, “Новый Век”, “Латамерика Бизнес Групп”.
  • 2013 год. “Раена”, “Синяя Птица”, “Асент Трэвел”, “Восточный экспресс” и “Роскурорт”.
  • 2014 год. “Инарт Вояж”, “Нева”, “Экспо-тур”, “Роза ветров Мир”, “Лабиринт”, “ИнтАэр”, “Нордик Стар”, “Ветер странствий”, “Авиачартер”, “Идеал-тур”, “Санта Люция”, “Атлас”, “Авиачартер-ДВ”, “Солвекс-Турне”, туроператор “Южный крест”, “Верса”…

Почему происходят банкротства турфирм?

  • Высокая конкуренция в отрасли
  • Вызванное санкциями, удешевление рубля, повлекшее за собой рост цен на туры
  • Растущее количество людей, предпочитающих путешествовать самостоятельно, а не через турфирмы

Специфика туристической отрасли такова, что большинство туров оплачиваются деньгами других клиентов… А резкое снижение продаж, вызванное всеми тремя причинами, привело к краху и мелких, и достаточно крупных туроператоров.

Продажи туров упали почти вдвое, примерно на 40%. СМИ поднимают “шумиху” вокруг каждого очередного банкротства. Клиенты перестают доверять турфирмам. Турагентства перестают работать с туроператорами, которым не доверяют.

У банков пропадает желание кредитовать и инвестировать турбизнес, у страховых компаний – страховать его…

Некоторые туроператоры, воспользовавшись критической ситуацией на рынке, пытаются устранить своих конкурентов ведением информационных войн…

Одним словом, всё плохо.

Заведено несколько уголовных дел по признакам статьи “Мошенничество”.

Всего за 2 месяца банкротств туроператоров пострадали свыше 130 тыс. туристов! Это – и те, кто остался за границей без обратного билета или проживания, и оставшиеся в России без денег и туров.

И никаких фингарантий страховых компаний не хватит на возмещение всем пострадавшим туристам. По подсчетам “Всероссийского Союза Страховщиков” пострадавшие клиенты требуют вернуть больше 3 млрд.

рублей, что в три раза выше реальных финансовых гарантий!

И уже практически закончились средства фонда “Турпомощи”, куда ежегодно вносятся деньги туроператоров на помощь пострадавшим туристам. Из 370 млн. рублей фонд “Турпомощи” уже потратил к началу сентября 230 млн. рублей! Оставшихся 140 млн. рублей на вывоз из-за границы туристов “Солвекс-Турне”, “Южного Креста” и “Версы” должно хватить…

На вывоз туристов следующего обанкротившегося туроператора – хватит вряд-ли… На этом фоне “Турпомощь” уже предлагает туроператорам внести взносы за 2015 год досрочно, дабы пополнить “казну” и доказать свою состоятельность и намерения продолжать туроператорскую деятельность.

Параллельно рассматривается и принятие закона об увеличении этих взносов пропорционально обороту туроператоров…

Какие варианты выживания у туроператоров?

Бороться за каждого клиента, вовремя реагировать на “черный пиар” конкурентов и молиться… Я думаю, останутся только сильнейшие туроператоры с максимальной базой лояльных клиентов.

Что делать людям?

Не путешествовать? Вряд ли! Если этот вариант не рассматривать, то выхода два:

    • Путешествовать самостоятельно. К слову, мы объехали уже 23 страны Мира, большинство из которых вместе с двумя детьми! Из 23-х стран только поездки в Турцию, Египет и на Мальдивы были через турфирму. К 2011 году мы перестали обращаться в турфирмы. Остальные 20 стран мы посетили самостоятельно. Чего и Вам желаем!
  • Продолжать доверять понравившемуся туроператору.

Вот мы и подошли к главному воросу…

Кому можно доверять?

По большому счету – всем и никому. Может, больше никто и не закроется до 2015 года. Но ситуация настолько критическая, что малейшее дополнительное волнение на туристическом рынке (очередное закрытие, выплеск негативной информации в СМИ, прекращение работы турагентств с каким-либо туроператором) способно моментально “подкосить” очередную, даже крупную компанию…

К тому же, в такой тяжелой ситуации, многие туроператоры желают закрыться, не дожидаясь реального банкротства…

Но если Вы все же привыкли доверять туроператору больше, чем себе, то стоит обратить внимание на следующие тревожные “звоночки”… Проблемы у отдельно взятого туроператора вполне вероятны, если:

  • Большинство туров продаётся по акции с огромными скидками. “Бросовые” демпинговые цены говорят о снижении потока клиентов и попытках хоть как-то удержаться “на плаву” за счет “быстрых денег”, либо о желании закрыться, получив последнюю прибыль…
  • Турагентство отказывается или не рекомендует покупать тур у данного туроператора. Зачастую, слухи внутри одной и той же отрасли, расползаются заранее и имеют под собой основания…
  • Произошло сильное снижение продаж у туроператора. В сложившейся ситуации резкое падение продаж способно обернуться для компании разорением в самое ближайшее время… Откуда об этом можно узнать?

Есть официальные источники… Например, “Центр Бронирования Туров ТБГ”, являющийся посредником между большинством турагентств и туроператоров, в середине сентября опубликовал на своем сайте следующую статистику заявок по 13-ти крупнейшим туроператорам России по сравнению августа с июлем 2014 года:

По сути, из этого списка осталось уже не 13, а 11 туроператоров. “Лабиринта” уже не существовало, а “Южный Крест” закрылся на момент опубликования статистики.

Данная статистика показывает средний уровень снижения агентской активности на 29% (у кого-то больше, у кого-то меньше) и предлагает турагентствам “самостоятельно делать выводы по выбору партнеров”…

Чем больше минус, тем меньше у туроператора клиентов и тем сложнее ему выживать с сложившейся ситуации.

Соответственно, надежнее всего позиции Пегас Туристик, Санмар Тур, Анекс Тур, Корал Трэвел, Библио-Глобус…

Вместе с турагентствами свои выводы могут делать и туристы. А поскольку данная статистика способна укрепить прочные позиции и окончательно разрушить позиции ослабевших туроператоров, сразу после ее публикации на нашем блоге, данная табличка была полностью удалена с сайта “Центра Бронирования Туров ТБГ”…

2018 год. История повторяется снова?

Узнали что-то новое?

Источник: https://diary.travel/digest/razorivshiesya-turoperatory-antirejting

Почему банкротятся туроператоры в России? Кризис в туристическом бизнесе

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Туристический бизнес 2014 года изменил своему основному назначению.

Предвкушение и удовольствие от отдыха со стороны путешественников, что является предметом заботы и гордости именитых компаний в сфере туризма, сменилось тревожным синдромом путешественников: “А мы попали?” Терминология психопатических состояний вполне уместна. Потому что абсолютная непредсказуемость буквально подкосила и без того неуверенно стоящий на ногах туристический рынок.

Кризис в туристическом бизнесе: что дальше?

С чем обычно ассоциируется туризм? Красивые пейзажи, отдых, море, песок, пальмы, экзотика, лайнер… Образы возникают в соответствии с толщиной личного кошелька. Отдых стал некоторой мерой престижа. Качество путешествия стало тем же индикатором, что и уровень автомобиля. Сейшелы, Багамы, Майорка… Что дальше?

А дальше полный поворот на 180 градусов. Оказывается, лучшим может стать отдых в родной стране. В чем причины такого поворота? Что случилось с известными компаниями, что зарождались в самом начале становления такого красивого бизнеса, который так некрасиво завершился толпами обманутых туристов?

Российская альтернатива

Нельзя сказать, что отдых в России не конкурентен по отношению к зарубежному. Много достаточно красивых и благоустроенных мест для туристов. Но невозможно сравнивать различные вещи.

Как невозможно сравнить, например, что лучше – плавание или фигурное катание? Зададим вопрос о том, можно ли заменить фигурным катанием плавание? Вряд ли.

Равно как и нельзя заменить зарубежные вояжи отдыхом в России, о чем сейчас так дружно вещают средства массовой информации.

Туризм в России и ранее был удовольствием для богатых. Отдых здесь может позволить себе не каждый. В условиях понижения конкуренции со стороны выездного туризма существует реальный риск роста цен в рублях.

И наш соотечественник, возможно, предпочтет вообще никуда не ехать. Время покажет. Поднять российский туристический сектор за счет перераспределения потока – тоже не лучшая идея.

Это то же самое, что налить воду в бассейн после того, как люди научатся в него нырять. Чревато последствиями.

Умом Россию не понять

Кризис – это всегда несоответствие формы и содержания. Например, если очень много возводят домов, значит, маятник качнется в другую сторону, и следует готовиться к обвалу строительного бизнеса, лопнувшим кооперативам и массовому исчезновению застройщиков. Страдает множество россиян.

Если банки разной формы собственности дают налево и направо деньги под неадекватные 40% годовых, перераспределив в своем секторе дешевые зарубежные ресурсы, страдают российские заемщики. Лопнула страховая компания – виноват сам страховщик.

Государство компенсирует что-либо, только если верно оформлены документы.

Проблемы туристического бизнеса в России – видимая часть айсберга общего экономического кризиса. Это достаточно резонансная область. Поскольку туристический продукт аккумулирует в себе разных участников бизнес-сообщества: и перевозчиков, и страховщиков, и отельеров.

При неоплате услуг поставщиков затрагиваются международные нормы права, люди остаются в чужой стране: здесь промолчать или, как сейчас говорят, “уйти в игнор” не получится. Так почему банкротятся туроператоры в России?

В чем причина кризиса в туризме?

Существует понятие репутации, и стабильность компании оценивается сроком коммерческой деятельности. Большая часть игроков, сошедших с дистанции в туристическом секторе экономики, имела безупречную репутацию, высокий рейтинг и уровень профессионализма. Давайте попробуем разобраться в том, что случилось с туристическим рынком в России? Итак:

  • Отмена лицензирования в 2007 году. Отказ от государственного контроля в части профессиональной компетенции открыл дверь вакханалии демпинга новоявленных некомпетентных фирм-однодневок, что в корне подрывало бизнес уже в период кризиса 2008 года.
  • Дорогие финансовые ресурсы для отечественных компаний. Российские туроператоры не могли выдержать конкуренции со стороны зарубежных темных лошадок, финансирующих франчайзинговые сети с участием иностранного капитала.
  • Политический форс-мажор. Закрытие выезда за рубеж для определенных категорий граждан (военные, представители МВД, МЧС и прочие целевые сегменты) и снижение турпотока минимум на 30% не позволило обеспечить плановые объемы, рассчитанные с учетом кредитных обязательств.

Это только те причины, которые на поверхности.

Если учесть небольшую маржинальность бизнеса и при этом высокие риски, дорогие источники финансирования, необходимость кредитных средств для оплаты обязательств перед перевозчиками, зарубежными партнерами, замороженные депозиты на покрытие рисков, обвал национальной валюты и многое иное, то складывается впечатление обреченности этого сектора бизнеса. И приобретает риторический характер вопрос “Почему банкротятся туроператоры?”.

Новый год – старые проблемы

Кризис, как говорилось выше, похож на маятник. Неразумный избыток приводит к убытку. Вечная мечта человека проснуться в первый день января в новом мире – это, конечно же, красивая утопия.

Чего ждать от современного состояния рынка? Почему банкротятся туроператоры? 2014 год завершается, а чего ждать в следующем? Скорее всего, в режиме сохранения будет работать все туристическое сообщество.

Заявления на уровне “у нас все отлично” вряд ли имеют под собой почву. Не может системный кризис не задеть каждого из участников.

Смена указателей туристических массовых потоков с Запада на Восток – не есть решение проблемы. Конечно, значительная часть финансов не будет вывезена за рубеж. Но готова ли отечественная инфраструктура освоить эти средства?

Я сам!

Этот девиз всегда был спутником российских реалий, и сейчас на фоне того, что происходит в туристическом бизнесе,все чаще звучит призыв к самостоятельным путешествиям. Всем известна позиция ребенка, пытающегося освоить взрослую жизнь: “Я сам!” Похвально, но для цивилизованного общества не подходит.

Существуют понятия специализации и профессионализма. Самостоятельные путешествия – это только одна из форм познания мира. Великое заблуждение состоит в том, что можно сэкономить, минуя услуги профессионалов в туризме.

Он был, есть и будет значимым элементом в сфере услуг, представители которой являются экспертами качественного отдыха.

Выход из кризиса

Выход есть. Он находится там же, где и вход. Ситуация в туристическом бизнесе начнет меняться вместе с системой. Экономической, политической, внешней и внутренней.

Системный кризис выявил неспособность политических сил решать вопрос не за счет кого-либо, а совместными усилиями. Принцип политической толерантности не выдержал испытания на прочность.

В войне нет победителей, умение договориться и найти решение – показатель уровня развития цивилизации. Следовательно, открывается хорошая перспектива стремления к ней.

На данный момент на стадии рассмотрения находится ряд мер профилактического порядка по предупреждению негативных последствий прекращения деятельности операторов. Но все они в основном предполагают увеличение взносов на покрытие расходов в случае банкротства.

Таким образом, дальнейший крах операторов и проблемы в туристическом бизнесе являются предсказуемой ситуацией. Внимание концентрируется не на предупреждении причин банкротства, а на оплате последствий.

Следовательно, сам факт возможной несостоятельности туроператоров признается априори.

Туризм в России

Развитие внутреннего туризма в России анонсируется повсеместно в СМИ в качестве альтернативы зарубежному отдыху. Причина такого патриотизма состоит в следующем:

  • возможность сохранить финансы внутри страны;
  • рост иностранной валюты делает невозможным ставку на сегмент платежеспособного населения среднего уровня (на него рассчитаны направления массового выездного туризма);
  • открывается перспектива развития отечественной инфраструктуры для отдыха и оздоровления;
  • устраняется риск невозврата (и связанных с этим финансовых потерь) туристов в случае банкротства операторов из-за рубежа.

Путешествия по России – востребованная услуга со стороны населения. Но и здесь есть проблемы. Из-за перераспределения потоков существует угроза не только увеличения цены на отдых в местах размещения. Главной является транспортная проблема.

Даже когда не было девиза “остаемся в России”, достаточно сложным было удовлетворить спрос россиян на перевозки. Поэтому ситуация в туристическом бизнесе не может решиться за счет развития рынка путешествий в России.

По крайней мере в настоящее время.

Восток или Запад

Одной из причин, которые создали нестабильность в туристической сфере, стали меры экономических и политических санкций в отношении России по поводу ситуации с Украиной и Крымом.

Необходимо, чтобы прошел определенный временной промежуток, пока не станет очевидным, что потери всех сторон значительны и не дают преимуществ никому из участников противостояния.

Значительное сокращение бизнес-программ в данной сфере и падение курса рубля по отношению к евро в дополнение к санкциям – еще один ответ на вопрос о том, почему банкротятся туроператоры.

Для того чтобы выстроить отношения с Востоком и компенсировать убытки западного направления, требуется время. Поэтому пока говорить о стабилизации рынка туризма преждевременно.

Восточный вариант развития туризма

Страны Юго-Восточной Азии, Индии, Арабские Эмираты, возможно, дадут шанс и перспективу для развития туристической отрасли, если действительно будет формироваться общее экономическое пространство, обеспеченное единой валютой. Временно. Потому что невозможно заменить Запад Востоком, так же как и российским туризмом – зарубежные путешествия.

Спасение утопающих

Кризис в туристической сфере выявляет не только и не столько проблемы операторов, сколько несовершенство именно системных возможностей государства.

Банкротство юридических лиц должно быть направлено на поддержку проблемного участника экономической деятельности.

Процесс внешнего управления имеет целью урегулировать конфликтные ситуации, помочь сохранить имидж, репутацию, финансово реабилитировать проблемного туроператора. Все это не имеет к России отношения.

Почему банкротятся туроператоры? Сама процедура банкротства объявляется на такой стадии этого “ракового заболевания”, когда уже ничего невозможно предпринять.

Должен, вероятно, существовать определенный регламент экономических взаимных обязательств, при нарушении которого ставится вопрос об оценке финансового состояния туроператора.

И только на основе анализа данных принимается решение о внешнем управлении компанией, во избежание катастрофических последствий от невозможности выполнения обязательств по договорам.

Источник: https://autogear.ru/article/161/547/pochemu-bankrotyatsya-turoperatoryi-v-rossii-krizis-v-turisticheskom-biznese/

Почему разоряются туроператоры в России? Какие турфирмы могут разориться?

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Статистика утверждает, что ежегодно в России разоряется примерно пять туристических компаний. Но 2014 год, безусловно, побил в этом плане все рекорды.

Эксперты говорят, что данные банкротства нельзя считать случайностью.

Почему разоряются туроператоры? Какие причины привели к кризису на рынке услуг? Как обезопасить себя при поездке за границу? Вы сможете узнать ответы на интересующие вопросы, прочитав эту статью.

Причины банкротства

В разгар отпускного сезона все отдыхающие в тревоге следили за новостями.

Почему разоряются туроператоры России? СМИ в один голос твердят, что виной всему плохое состояние экономики нашей страны.

Падение национальной валюты, геополитический кризис и снижение спроса на услуги среди населения – основные факторы дефолта отдельных фирм, считают эксперты отрасли. Но так ли это на самом деле?

Ростуризм опубликовал данные, согласно которым в первом квартале 2014 года поток туристов снизился на 4%. Предположим, что у отдельных туроператоров потеря клиентов кратковременно достигала 15 или 20%.

Однако в теории эти цифры не могли привести к фатальным последствиям для фирмы, если у нее есть нужные резервы.

Таким образом, можно предположить, что одной из причин, ускоривших разорение туроператора, является некомпетентность руководства.

Стечение обстоятельств

Туристический бизнес – зона большого риска. Фирма берет на себя обязательства по оплате расходов, планируя действия наперед. Например, она заказывает чартерный рейс и покупает места в отеле заранее. Затем всеми силами пытается продать путевки, но не всегда может найти нужно число клиентов. Именно поэтому появляются так называемые «горящие» туры, призванные окупить хотя бы часть затрат.

Уже в начале этого года было понятно, что спрос на услуги фирм значительно снизится. Те, кто рационально подошел к планированию бизнеса, снизили затраты и остались на плаву.

Однако часть бизнесменов слишком оптимистично смотрели в будущее, надеясь на высокие доходы в сезоне. К сожалению, туристы не оправдали их ожидание – вот и ответ, почему разоряются туроператоры.

А скачок курса доллара оказался в это время оказался удобной отговоркой.

Намеренные действия

Существует мнение, что некоторые нечистоплотные компании использовали ситуацию с кризисом в свою пользу. То есть на фоне разорения отдельных фирм объявляли себя банкротами, собирали сезонный куш и останавливали деятельность.

Однако эксперты в сфере туристического бизнеса считают, что разорение туроператоров по такому сценарию маловероятно.

Если раньше мошенничество процветало сплошь и рядом, то в настоящее время правоохранительные органы проводят серьезные проверки на предмет преднамеренного обмана.

Подорожание путевок

Следующая причина, почему разоряются российские туроператоры – повышение стоимости отдыха за границей. На сегодняшний день, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, граждане бояться покупать дорогие туры.

Прежде всего, падение спроса пришлось на такие страны, как Тунис, Германия или Франция. «Массовые» направления, например отдых в Турции и Египте, остаются популярными. И тем не менее, доходы фирм падают.

Если раньше россияне с удовольствием брали дорогостоящие путевки, то сейчас стараются найти что-то подешевле.

Подорожание авиабилетов

Разорившиеся туроператоры утверждают, что свою лепту в их дефолт внесли и российские авиакомпании. «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие привязывают расчет цен на свои услуги к курсу валют. И часто стоимость билетов растет даже быстрее, чем сам курс.

Операторы, заказывая чартерные рейсы, вносят 15-20% от общей стоимости авансом. Понятно, что если фирма не набрала достаточное количество клиентов, то залог она теряет.

И тот, кто рассчитывал на такое же количество туристов, как в прошлом году, понес значительные убытки.

Отсутствие кредитования

Не все страховые компании перезаключают договоры с туроператорами, поэтому каждый из них находится в зоне риска. Многие обанкротившиеся компании работали до последнего, надеясь на поддержку банка. Царящая на туристическом рынке нервозность вынуждает банки отказывать в выдаче кредитов ненадежным компаниям.

Запрет на путешествия за границу

Следующий ответ на вопрос о том, почему разоряются туроператоры России, это запрет на поездки за границу сотрудникам силовых структур и МИДа.

Именно эта часть населения наиболее состоятельна и никогда не жалела денег на отдых для себя и своей семьи. Печально известные компании «Лабиринт» и «Нева» раньше участвовали в госзаказах.

Фирмы обеспечивали путевками сотрудников государственных органов. И теперь отчасти связывают свое разорение с потерей этих клиентов.

Отсутствие лицензирования

Почему разоряются туроператоры? На сегодняшний день каждый желающий может открыть свою туристическую фирму без особых проблем. Для этого достаточно зарегистрироваться как юридическое лицо, снять офис и подключить Интернет.

Государство больше не регулирует туристическую отрасль и не имеет значимых рычагов управления. Путешественников защищает только страховой фонд, созданный крупными компаниями. Именно из него берутся средства, чтобы закрыть долги прогоревших коллег. Однако и здесь встречаются проблемы.

Например, страховая компания «Восхождение» работала с «Лабиринтом», «Невой» и многими другими операторами. Она взяла на себя непосильную ношу, заключив договоров больше, чем смогла оплатить.

В итоге туристы рискуют остаться без денег, так как по закону все долги будут выплачивать пропорционально: половину или 30% от полной стоимости.

Как правильно спланировать поездку за границу

Сегодня, после краха на рынке турбизнеса, мы относимся к выбору фирмы более чем серьезно. Чтобы не оказаться в рядах обманутых путешественников, брошенных на произвол судьбы, необходимо тщательно взвесить все обстоятельства. Прежде всего, следует узнать, какие туроператоры могут разориться, а какие уверенно продолжают сою работу.

Советы для тех, кто хочет найти надежную фирму

  • Рассмотрите предложения нескольких компаний, предлагающих путевки в выбранное вами направление. Слишком низкая цена должна скорее насторожить, чем обрадовать. Исключение, по понятным причинам, составляют «горящие» туры.
  • Хорошие отзывы друзей и знакомых о своей поездке не являются показателем надежности компании.

    Как доказал опыт, разорившиеся туроператоры раньше не имели проблем и выполняли данные ими обязательства. Чтобы удостовериться в правильности выбора, потратьте время и проштудируйте интернет-сайты. Лучше искать новости о работе фирмы на независимых порталах, так как на своих ресурсах туроператоры выкладывают только положительные отзывы.

  • Убедитесь, что выбранная вами компания не испытывает финансовых затруднений. Помните, что отношения между оператором, отелем и авиакомпанией строятся по особым принципам. Как правило, фирма осуществляет платежи один раз в месяц, не учитывая график прибытия туристов. И совсем не факт, что ваши деньги пойдут на оплату вашего проживания и перелета.

    Оператор может потратить их, например, на рекламу или зарплату сотрудников. Задержка платежа из-за финансовых трудностей может привести к тому, что только непосредственно перед вылетом вы узнаете, что ваш билет недействителен.

Все чаще люди в нашей стране выезжают за границу самостоятельно.

И это понятно – разорившиеся туроператоры не смогли выполнить своих обещаний, и путешественники оказались в затруднительном положении. Согласитесь, что самый большой плюс обращения в туристическую компанию – поездка без хлопот. За вас купят билеты, оформят визу и зарезервируют номер, подберут экскурсионную программу.

Но все чаще появляется риск, что вы не только не отдохнете, но получите гору проблем. Именно поэтому многие туристы уже не ищут причины разорения туроператоров, а берут дело в свои руки. К счастью, с развитием сервиса по бронированию отеля и авиабилетов подготовиться к путешествию можно, даже не вставая с дивана.

Источник: http://fb.ru/article/154217/pochemu-razoryayutsya-turoperatoryi-v-rossii-kakie-turfirmyi-mogut-razoritsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.