+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Малые предприятия: льготы по налогу на прибыль в 2002 году.

Содержание

Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль

Малые предприятия: льготы по налогу на прибыль в 2002 году.

23 октября 2005

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года №110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” вступила в действие глава 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (за исключением отдельных абзацев, которые утрачивают силу в особом порядке), которым предусматривались льготы по уплате налога на прибыль малым предприятиям.

Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

На основании статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” в настоящее время сохранены следующие льготы по налогу на прибыль:

1) Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим определенные виды деятельности

Напомним, что критерии отнесения предприятий к малым установлены Федеральным законом 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в статье 3.

Под такими субъектами понимаются коммерческие организации:

  • В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%;
  • Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
  • Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
    • в промышленности – 100 человек;
    • в строительстве – 100 человек;
    • на транспорте – 100 человек;
    • в сельском хозяйстве – 60 человек;
    • в научно – технической сфере – 60 человек;
    • в оптовой торговле – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

При расчете средней численности работников учитываются также работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. Производство продовольственных товаров;
  3. Производство товаров народного потребления;
  4. Производство строительных материалов;
  5. Производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  6. Строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Таким предприятиям льгота предоставляется в следующем порядке:

  • В первые два года работы – полное освобождение от уплаты налога при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% общей выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации;
  • В третий год работы – налог уплачивается в размере 25% от установленной ставки (6 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции;
  • В четвертый год работы – налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки (12 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции.

Данной льготой могут воспользоваться только те предприятия, которые имели на нее право до 1 января 2002 года. Льгота применяется до окончания срока, на который была предоставлена.

Из сложившейся на данный момент арбитражной практики следует, что правом на применение льготы обладают также и предприятия, созданные в период с 1 по 31 декабря 2001 года.

Налоговые органы, как правило, предъявляли к таким организациям требование об уплате налога на общих основаниях без права на применение льготы. Основания для подобных требований следующие.

Для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодом является период с момента создания до конца следующего календарного года, соответственно, первая налоговая декларация была представлена только по окончании первого квартала 2002 года и, по мнению налоговых органов, поскольку льгота не применялась в течение 2001 года, она не может быть применена начиная с первого отчетного периода (с момента создания по 31 марта 2002 года).

Тем не менее, арбитражный суд считает, что право на применение льготы возникло у таких организаций с момента создания и начала работы. Таким образом, организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2001 года, могут применять льготу по налогу на прибыль при условии соответствия приведенным выше требованиям.

При предоставлении льготы следует учитывать Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2002 года №12037/01.

Согласно Постановлению ВАС льгота по налогу на прибыль, установленная пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, предоставляется не только предприятиям, осуществляющим строительство объектов, поименованных в указанном пункте, но и выполняющим ремонтно-строительные работы на таких объектах.

Пример

Малое предприятие зарегистрировано 1 ноября 2001 года, основным видом деятельности является производство продовольственных товаров. Выручка от иных видов деятельности составляет менее 15%.

Прибыль, полученная малым предприятием до 1 ноября 2003 года, налогом на прибыль не облагается.

В период с 1 ноября 2003 года по 1 ноября 2004 года фирма уплачивает налог по ставке 6% (24% х 25% / 100%).

Прибыль, полученная после 1 ноября 2004 года, будет облагаться по ставке 12% (24% х 50% / 100%).

Начиная с 1 ноября 2005 года налог на прибыль уплачивается в общем порядке. Обратите внимание: если до 1 ноября 2006 года малое предприятие прекратит свою деятельность, необходимо восстановить льготу и доплатить в бюджет налог.

Окончание примера.

В связи с введением в действие с 1 января 2002 главы 25 НК РФ и утратой силы Инструкции МНС Российской Федерации от 15 июня 2000 года №62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, а также Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 года №БЕ-11-260/7, при определении удельного веса выручки от строительной деятельности малыми предприятиями, осуществляющими строительство, следует руководствоваться установленным пунктом 2 статьи 249 НК РФ определением. Согласно указанной норме выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги.

Таким образом, стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателе выручки от реализации строительных работ при определении права организации на рассматриваемую льготу в условиях 2002 года и последующих лет. Об этом говорится в Письме МНС Российской Федерации от 10 сентября 2002 года №02-5-11/202-АД088 “О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации”.

В соответствии со статьей 249 НК РФ под общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах. В общую сумму выручки не включаются внереализационные доходы, установленные статьей 250 НК РФ. А также согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ при определении доходов от реализации из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг).

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его госрегистрации, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

2) Не облагается налогом прибыль предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей:

  • Если объемы работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляют не менее 50 процентов от общего объема, освобождается от налогообложения вся прибыль;
  • Если объем указанных работ составляет менее 50 процентов от общего объема, не облагается налогом часть прибыли, полученная в результате выполнения этих работ.

Перечень регионов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1998 года №666 “Об утверждении перечня населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль”.

После 1 января 2001 года данная льгота может быть предоставлена только тем предприятиям, которые до этой даты начали осуществление программ по ликвидации последствий радиационных катастроф. Льгота предоставляется на период до завершения указанных работ.

3) Не подлежит налогообложению прибыль иностранных и российских юридических лиц, выполняющих строительно-монтажные работы и оказывающие консультационные услуги в рамках осуществления целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления

Данная льгота действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Обязательным условием предоставления рассматриваемой льготы является финансирование указанных работ за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Более подробно с вопросами, касающимися льгот, Вы можете познакомиться в книге ЗАО “BKR-Интерком-Аудит” “Льготы для юридических лиц”.

Источник: http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/1476/

Краткое описание документа Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль

Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет.

С1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года№110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силуотдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации оналогах и сборах” вступила в действие глава 25 “Налог на прибыльорганизаций” НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря1991 года №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (заисключением отдельных абзацев, которые утрачивают силу в особом порядке),которым предусматривались льготы по уплате налога на прибыль малымпредприятиям.

Действующийсегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот.Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет.В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительноприменения льгот, которые были установлены до введения главы 25 Налоговогокодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Наосновании статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 “Оналоге на прибыль предприятий и организаций” в настоящее время сохраненыследующие льготы по налогу на прибыль:

1)Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим определенныевиды деятельности.

Напомним,что критерии отнесения предприятий к малым установлены Федеральным законом 14июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации” в статье 3. Под такимисубъектами понимаются коммерческие организации:

Вуставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительныхи других фондов не превышает 25%;

Доляв уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

Средняячисленность работников за отчетный период не превышает:

впромышленности – 100 человек;

встроительстве – 100 человек;

натранспорте – 100 человек;

всельском хозяйстве – 60 человек;

внаучно – технической сфере – 60 человек;

воптовой торговле – 50 человек;

врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Прирасчете средней численности работников учитываются также работающие погражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работникипредставительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Подсубъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Льготаможет быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим следующие видыдеятельности:

Производствои переработка сельскохозяйственной продукции;

Производствопродовольственных товаров;

Производствотоваров народного потребления;

Производствостроительных материалов;

Производствомедицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Строительствообъектов жилищного, производственного, социального и природоохранногоназначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Такимпредприятиям льгота предоставляется в следующем порядке:

Впервые два года работы – полное освобождение от уплаты налога при условии, чтовыручка от указанных видов деятельности составляет более 70% общей выручки отреализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается деньего государственной регистрации;

Втретий год работы – налог уплачивается в размере 25% от установленной ставки (6процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляетболее 90% общей выручки от реализации продукции;

Вчетвертый год работы – налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки(12 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельностисоставляет более 90% общей выручки от реализации продукции.

Даннойльготой могут воспользоваться только те предприятия, которые имели на нее праводо 1 января 2002 года. Льгота применяется до окончания срока, на который былапредоставлена.

Изсложившейся на данный момент арбитражной практики следует, что правом наприменение льготы обладают также и предприятия, созданные в период с 1 по 31декабря 2001 года.

Налоговые органы, как правило, предъявляли к такиморганизациям требование об уплате налога на общих основаниях без права наприменение льготы. Основания для подобных требований следующие.

Дляорганизаций, созданных в период с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодомявляется период с момента создания до конца следующего календарного года,соответственно, первая налоговая декларация была представлена только поокончании первого квартала 2002 года и, по мнению налоговых органов, посколькульгота не применялась в течение 2001 года, она не может быть применена начинаяс первого отчетного периода (с момента создания по 31 марта 2002 года).

Темне менее, арбитражный суд считает, что право на применение льготы возникло утаких организаций с момента создания и начала работы. Таким образом,организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2001 года, могут применятьльготу по налогу на прибыль при условии соответствия приведенным вышетребованиям.

Припредоставлении льготы следует учитывать Постановление Президиума ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2002 года №12037/01.

СогласноПостановлению ВАС льгота по налогу на прибыль, установленная пунктом 4 статьи 6Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 “О налоге наприбыль предприятий и организаций”, предоставляется не толькопредприятиям, осуществляющим строительство объектов, поименованных в указанномпункте, но и выполняющим ремонтно-строительные работы на таких объектах.

Пример.

Малоепредприятие зарегистрировано 1 ноября 2001 года, основным видом деятельностиявляется производство продовольственных товаров. Выручка от иных видовдеятельности составляет менее 15%.

Прибыль,полученная малым предприятием до 1 ноября 2003 года, налогом на прибыль необлагается.

Впериод с 1 ноября 2003 года по 1 ноября 2004 года фирма уплачивает налог поставке 6% (24% х 25% / 100%).

Прибыль,полученная после 1 ноября 2004 года, будет облагаться по ставке 12% (24% х 50%/ 100%).

Начинаяс 1 ноября 2005 года налог на прибыль уплачивается в общем порядке. Обратитевнимание: если до 1 ноября 2006 года малое предприятие прекратит своюдеятельность, необходимо восстановить льготу и доплатить в бюджет налог.

Окончаниепримера.

Всвязи с введением в действие с 1 января 2002 главы 25 НК РФ и утратой силыИнструкции МНС Российской Федерации от 15 июня 2000 года №62 “О порядкеисчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”,а также Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимостистроительных работ, утвержденных Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995года №БЕ-11-260/7, при определении удельного веса выручки от строительнойдеятельности малыми предприятиями, осуществляющими строительство, следуетруководствоваться установленным пунктом 2 статьи 249 НК РФ определением.Согласно указанной норме выручка от реализации определяется исходя из всехпоступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги.

Такимобразом, стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателевыручки от реализации строительных работ при определении права организации нарассматриваемую льготу в условиях 2002 года и последующих лет. Об этомговорится в Письме МНС Российской Федерации от 10 сентября 2002 года№02-5-11/202-АД088 “О применении норм главы 25 Налогового кодексаРоссийской Федерации”.

Всоответствии со статьей 249 НК РФ под общей суммой выручки от реализации продукции(работ, услуг) следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг),которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами зареализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные праваи выраженных в денежной и (или) натуральной формах. В общую сумму выручки невключаются внереализационные доходы, установленные статьей 250 НК РФ. А такжесогласно пункту 2 статьи 248 НК РФ при определении доходов от реализации из нихисключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФналогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг).

Припрекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему былипредоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня егогосрегистрации, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весьпериод его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей,определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РоссийскойФедерации (далее ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, действовавшей всоответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

2)Не облагается налогом прибыль предприятий, находящихся (передислоцированных) врегионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской идругих радиационных катастроф, полученная от выполненияпроектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтныхработ, изготовления строительных конструкций и деталей:

Еслиобъемы работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляют неменее 50 процентов от общего объема, освобождается от налогообложения всяприбыль;

Еслиобъем указанных работ составляет менее 50 процентов от общего объема, необлагается налогом часть прибыли, полученная в результате выполнения этихработ.

Переченьрегионов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29июня 1998 года №666 “Об утверждении перечня населенных пунктов в регионах,пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской и другихрадиационных катастроф, на территории которых для находящихся(передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы поналогу на прибыль”.

После1 января 2001 года данная льгота может быть предоставлена только темпредприятиям, которые до этой даты начали осуществление программ по ликвидациипоследствий радиационных катастроф. Льгота предоставляется на период дозавершения указанных работ.

3)Не подлежит налогообложению прибыль иностранных и российских юридических лиц,выполняющих строительно-монтажные работы и оказывающие консультационные услугив рамках осуществления целевых социально-экономических программ жилищногостроительства, создания, строительства и содержания центров профессиональнойпереподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов ихсемей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовойпомощи, предоставляемых международными организациями и правительствамииностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами всоответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, атакже соглашениями, подписанными по поручению Правительства РоссийскойФедерации уполномоченными им органами государственного управления.

Даннаяльгота действуют до окончания осуществления целевых социально-экономическихпрограмм жилищного строительства, создания, строительства и содержания центровпрофессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военнойслужбы, и членов их семей.

Обязательнымусловием предоставления рассматриваемой льготы является финансированиеуказанных работ за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,предоставляемых международными организациями и правительствами иностранныхгосударств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии смежправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями,подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными иморганами государственного управления.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru/

Источник: http://geum.ru/managment/economics/lgoti.php

Льготы по налогу на прибыль

Малые предприятия: льготы по налогу на прибыль в 2002 году.

Для организаций, работающих на общей системе налогообложения, обычная ставка по налогу на прибыль составляет 20%. Однако в некоторых случаях данный тариф может быть уменьшен, причем в некоторых случаях – даже до нуля. В каких случаях можно получить льготы по налогу на прибыль?

Региональные послабления

Формально понятие льгот по налогу на прибыль в законодательстве не закреплено. Однако по факту есть несколько ситуаций, в которых размер отчислений в бюджет по данной статье может быть существенно снижен. Одним из таких случаев является региональное снижение налоговой ставки.

Распределение налога на прибыль, а именно его стандартно установленной ставки в 20% происходит в пропорции 2% и 18%, зачисляемых соответственно в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Статьей 284 Налогового кодекса региональные власти наделены полномочиями уменьшать ставку налога на прибыль в «своей» части, снижая ее с 18% до 13,5%.

Как правило, региональные законы о снижении ставки налога на прибыль определяют конкретную специфику деятельности, а также прочие условия, которые должны соблюдать организации, претендующие на снижение налогового бремени.

Таким образом, это не повсеместное использование пониженной ставки, а именно некая льгота, которой может воспользоваться та или иная компания, которая отвечает определенным требованиям закона. Так, Законом г. Москвы от 5 марта 2003 г.

№ 12 снижение ставки по налогу на прибыль в ее региональной части до 13,5% предусмотрено для общественных организаций инвалидов с участием таких лиц не менее 80%, а также для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и компаний, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Другой пример: в Санкт-Петербурге пониженные ставки в размере 13,5% или 15,5% предусмотрены местным Законом от 14 июля 1995 г. № 81-11, причем данный законодательный акт предоставляет льготы по налогу на прибыль сразу ряду компаний, в зависимости от вида их деятельности, объемов вложения во внеоборотные активы и общей специфики ведения бизнеса. Есть аналогичные законодательные акты и в большинстве других регионов страны.

Нулевая ставка по налогу на прибыль

Еще одна своеобразная льгота по налогу на прибыль – возможность применения нулевой ставки. Она предусмотрена для организаций, которые ведут медицинскую или образовательную деятельность (п. 1.1, ст. 284 НК РФ).

Разумеется, такие организации должны соответствовать жестким условиям, предусмотренным Налоговым кодексом. Прежде всего, конкретное направление их деятельности должно быть включено в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ.

Они должны иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности. Доходы от данных направлений бизнеса в таких организациях должны составлять не менее 90% от суммы всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

В штате данных компаний должно трудиться не менее 15 человек, причем, в случае с медицинской организацией, численность сертифицированного медицинского персонала должна составлять не менее 50%.

Кроме того медицинским и образовательным организациям запрещено осуществлять операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае выполнения всех приведенных условий данные компании вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении всех своих доходов от реализации, в том числе оставшихся 10% от выручки, условно не относящихся к медицинской или образовательной деятельности.

О желании применять нулевую ставку по налогу на прибыль компания обязана заявить не позднее, чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль, в котором планируется работа на льготной ставке, то есть нулевая ставка по налогу на прибыль в 2021 году может применяться, если заявление подано до 1 декабря 2021 года. К заявлению прилагаются копии соответствующих лицензий. А по итогам года право на применение льготы нужно подтвердить, предоставив в ИФНС данные о доле доходов, численности работников, словом, информировать ИФНС о соответствиях, дающих право на нулевой налог по прибыли, по всем выше перечисленным пунктам. Если же нарушение какого-либо из условий было допущено в середине года, то такая организация считается работающей со стандартной ставкой налога на прибыль с начала того налогового периода, то есть календарного года, в котором это нарушение имело место. Сумма налога в этом случае подлежит восстановлению и уплате в бюджет, проще говоря, организации придется рассчитать налог на прибыль задним числом по всем доходам, полученным начиная с 1 января. А на условную просрочку платежа начисляются пени. Законодательством предусмотрен и добровольный отказ от нулевой ставки. Он возможен с начала очередного календарного года.

Спецрежимы, как альтернатива налогу на прибыль

И, наконец, нельзя не упомянуть о такой специфической льготе по налогу на прибыль, как применение спецрежимов.

Уплата «упрощенного» налога на УСН по ставке 6% или 15%, ЕНВД по отдельным видам деятельности или же единого сельскохозяйственного налога отменяет необходимость рассчитываться с бюджетом по налогу на прибыль, а также по ряду других налогов, заменяя их одним общим установленным для каждого случая платежом.

Разумеется, применение подобных спецрежимов также жестко регламентируется Налоговым кодексом, а процедура перехода предполагает выполнение ряда условий и соблюдения определенных правил. Но это уже, как говорится, тема для отдельного обсуждения.

Источник: https://spmag.ru/articles/lgoty-po-nalogu-na-pribyl

Налоговые льготы налога на прибыль организаций

Малые предприятия: льготы по налогу на прибыль в 2002 году.

Налог на прибыль организаций начисляется в соответствии с гл.25 НК РФ.

Глава регулирует порядок определения налоговой базы и ставки.

Общие сведения:

Обязанность по уплате налога на прибыль возникает в случае применения предприятием общей системы налогообложения.

Освобождены от уплаты налога организации, применяющие специальные режимы – УСНО, ЕНВД, ПСНО, ЕСХН.

Налог на прибыль начисляется для уплаты в бюджеты 2-х уровней: в федеральный и субъектов РФ.

Общая величина ставки установлена в размере 20%, из которых 2% подлежит уплате в бюджет федерального уровня, 18% — в доход субъектов.

Законные основания

Важность применения льготы по налогу на прибыль и их регулирующая роль установлена законодательством.

НК РФ определил виды деятельности, которые облагаются «0» ставкой по налогу на прибыль, а также порядок снижения ставки региональными властями.

Возможность применения пониженной ставки для льготных категорий установлена ст. 284 НК РФ.

НК РФ предоставляет право субъектам Федерации самостоятельно определять льготы для отдельной категорий налогоплательщиков.

Применить льготный режим налогообложения выгодно только при наличии у предприятия прибыли.

В случае получения убытков, полученных в период применения «0» -й ставки, отсутствует возможность переноса суммы убытка, полученного от деятельности, на будущие налоговые периоды для уменьшения прибыли к налогообложению.

Кому предоставляются?

НК РФ четко определен перечень видов деятельности, в случае применения которого можно использовать пониженную ставку. Кодексом установлены ограничения и льготы по налогу на прибыль для ряда организаций.

Возможность получить льготу в виде «0» ставки существует для:

  1. Медицинских учреждений.
  2. Образовательных организаций.
  3. Предприятий сельхозпроизводителей.

Для организаций, официально действующих в условиях особых экономических зон, предоставляется возможность применить пониженную ставку при изменениях, внесенных в законодательство регионом.

Условия для получения

Право на применение пониженной ставки возникает в заявительном порядке. Основанием служит пакет документов, предоставляемый в ИФНС в подтверждение соблюдения ограниченных законом требований.

Перечень документов зависит от вида осуществляемой деятельности. Медицинским и образовательным учреждениям необходимо предоставить лицензии, подтвердить наличие специалистов.

Всеми льготниками предоставляются данные аналитического учета доходов с разбивкой по видам деятельности.

Для предприятий, которым необходимо подтвердить наличие сертифицированных специалистов, предоставляются данные по сотрудникам.

Как это работает:

Организацией до начала периода, в котором планируется применять льготу, подается заявление в ФНС. Применять льготы, предоставляемые при исчислении налога, можно не только с начала налогового года.

К заявлению прилагается, при необходимости, копия лицензии на возможность оказания услуг, что подтверждает право на получение льготы. Подача документов производится в срок, не позднее месяца до начала периода.

Когда платить налог на прибыль читайте здесь.

По окончании периода налогоплательщиком предоставляются документальные подтверждения законности применения «0» -й ставки по налогу на прибыль.

Не позднее месяца в инспекцию ФНС предоставляется:

  • документ, позволяющий подтвердить состав и структуру доходов;
  • сведения о наличии в периоде численности профильных специалистов;
  • копии сертификатов специалистов для предприятий медицинского профиля.

сертификат (образец)

При отсутствии возможности подтвердить соответствие данных организаций заявленным в НК РФ или превышения установленного лимита право применения пониженной ставки отсутствует.

Документальное оформление

При оформлении пониженной ставки предъявляются требования к сопроводительным документам и указанным данным:

  1. Заявление. Подается только единожды, до момента начала применения налоговой льготы.
  2. Декларация по налогу на прибыль. Предоставляется в обязательном порядке вне зависимости от наличия предоставленной льготной ставки и отсутствия необходимости уплаты налога в бюджет.
  3. Доходы. Подсчет доходов производится только в отношении выручки, участвующей в определении величины налоговой базы. Не включаются в составе учитываемых видов для определения 90 %-го рубежа доходы, полученные в виде безвозмездно полученного имущества или целевого финансирования для осуществления деятельности. Для бюджетных организаций учитывается только выручка, полученная от ведения коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли, например, платы за проживание студентов в общежитии.
  4. Численность. В подтверждение представляется штатное расписание, трудовые договора, табеля учета рабочего времени. Подсчет средней численности производится на основании условий, определяемых Приказом Росстата от 24.10.2011, изданного за № 435. В состав входят работники, принятые по трудовым, гражданско-правовым договорам на постоянной основе или условиях внешнего совместительства.

Пример расчета

В качестве примера можно привести расчет налога на прибыль предприятия медицинского профиля

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль, полученная предприятием ООО «Лекарь» в 2013 году, составила 1 020 000 рублей.

Организация по итогам налогового года обязана начислить и уплатить:

  • в федеральный бюджет:1 020 000 х 2 % = 20 400 (рублей);
  • в бюджет субъектов федерации – 1 020 000 х 18 % = 183 600 (рублей).

Учреждение заявило льготу по налогу на прибыль и подтвердило правомочное ее применение. Сумма, начисленная к уплате в бюджет, не перечисляется.

Неправомерное применение

Налогоплательщик может получить в периоде, заявленном на применение льготной ставки данные, противоречащие условиям использования льготы.

Получить выходные сведения учета можно даже тогда, когда уже отчитываемся за льготы и налоговый период закончился.

Организация может получить выручку от других видов деятельности, превышающие 10 % или уменьшить численность специалистов. В данном случае оснований для применения пониженной ставки не имеется.

Налогоплательщик обязан самостоятельно:

  • пересчитать налог к уплате;
  • рассчитать сумму пени со дня, следующего за сроком уплаты авансовых платежей;
  • уплатить доначисленные суммы налога и пени в бюджет;
  • подать уточненную декларацию.

Все действия по восстановлению налога необходимо производить в указанном порядке, в противном случае ИФНС применит штрафные санкции по сумме неуплаченного в срок налога.

Для подсчета пени можно использовать налоговый калькулятор подсчета пени.

В случае утери права на применение льготной ставки медицинским или образовательным учреждением следующая возможность подать заявление на пониженную ставку появится только по окончания 5-тилетнего срока.

Классификация льгот по налогу на прибыль:

НК РФ устанавливает несколько видов льготного налогообложения.

В состав перечня для основания понижения ставки входят доходы от деятельности, льготируемые при ее реализации, виды полученных доходов (дивиденды) и предоставление инвестиционного налогового кредита.

Примером служит ситуация при наличии трат на НИОКР, что является отсрочкой уплаты налога сроком до 5 лет.

Для сельхозпроизводителей

Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и получающую выручку от продажи продуктов производства и переработки, могут заявить льготу в размере «0» ставки по налогу на прибыль.

Рассматривается возможность пониженной ставки только для производителей, применяющих ОСН и не перешедших на уплату единого сельхозналога.

Льготный режим применяется только для доходов, полученных от профильной деятельности, величина которых в общей выручке не может быть меньше 70 % от общей величины доходов.

К данной категории льготников относятся рыболоведческие хозяйства, общая численность которых не превышает 300 человек.

Для малых предприятий

Малым предприятиям до введение силу главы 25 НК РФ предоставлялись широкие инвестиционные льготы для поддержания роста организаций.

Изменения, внесенные законодательство с 2002 года, не предусматривают льгот в отношении предприятий малых численности и оборотов.

Для вновь созданных организаций

В отношении вновь созданных организаций образовательной или медицинской деятельности налоговая инспекция имеет свою позицию.

Вновь созданная организация не может иметь льготы по налогу на прибыль.

Объясняется данная позиция отсутствием возможности у новых предприятий оформить лицензию, выдача которых производится при соблюдении организацией определенного ряда требований и занимает некоторое время.

Другие федеральные льготы

Пониженные ставки применяются при получении доходов в виде дивидендов и от процентов, полученных держателями ценных бумаг.

В зависимости от условий выпуска установлены 15, 9, 0 ставки налога. Не облагается налогом прибыль, полученная участниками проекта «Сколково» и банком России.

Особенности:

Все льготные группы имеют отличия по требованиям к условиям подтверждения права на уменьшение ставки по налогу на прибыль.

Документы, предъявляемые налогоплательщиком, должны подтвердить основание для применения льготы.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве организационной формы ИП, не уплачивают налог на прибыль.

Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, начисляют НДФЛ в размере 13 % от разницы доходов и расходов.

Определение базы для налогообложения строится по принципу расчета налога на прибыль. При исчислении налоговой базы применяются положения главы 25 НК РФ.

Для резидентов особых экономических зон

Организации, работающие в качестве резидентов экономических зон, поименованы в особом кластере Правительства РФ.

Для данных предприятий, ведущих деятельность на территории экономической зоны, могут применяться пониженная ставка.

Уменьшить можно, при издании соответствующих региональных законодательных актов, ставку в части, перечисляемой в региональный бюджет.

Минимально допустимая ставка, которой реализуются региональные льготы, установлена в размере 13,5 %.

Для резидентов технико-внедренческой деятельности и туристско-рекреационных зон применяется «0» ставка налога.

Применяются льготы при создании баз данных, разработки программ, реализация научно-технической продукции.

Для медицинских организаций

Деятельность медицинского направления позволяет организации применить льготный режим с использованием «0» ставки по прибыли.

Попадают под льготу только деятельность, установленная перечнем Правительства РФ. Например, не может использоваться льгота для санаторно-курортного лечения.

Для использования льготы необходимо:

  1. Иметь код вида деятельности, при котором можно применить льготу. Присвоенный при регистрации несоответствующий требованиям код по справочнику ОКВЭД необходимо изменить в общеустановленном порядке.
  2. Оформить лицензию на право ведения лечебной деятельности.
  3. В составе полученных доходов иметь не менее 90 % выручки от основного льготируемого вида.
  4. Иметь в штатном составе не менее половины сотрудников с медицинскими сертификатами.
  5. Общая численность постоянного состава не может быть менее 15 работников.

Предприятия, претендующие на предоставление льготы, не имеют права заниматься сделками с ценными бумагами.

Для образовательных учреждений

Льготы в виде «0» ставки для образовательной деятельности установлены ст. 284.1 НК РФ.

Основным требованием служит наличие лицензии, перечень деятельности в которой должен подтверждать образовательное направление учреждения.

Выдача лицензий производится бессрочно и подлежит переоформлению в случае изменения учредительных данных.

Необходимо иметь число специалистов в постоянном количестве не менее 15 человек, а также доказать долю выручки, полученной от осуществления профильной деятельности в размере не менее 90 % от общего количества.

КБК налога на прибыль в федеральный бюджет узнайте здесь.

Что это такое: налог на прибыль читайте здесь.

Налоговые льготы – эффективный механизм воздействия на деятельность организаций. Предоставлением льготы на прибыль регулируется направление деятельности и инвестиционных процессов в бизнесе.

Законодательством предоставляются широкие права субъектам Федерации для создания региональных льгот.

buhonline24.ru

Отправить на почту

Льготы по налогу на прибыль могут предоставляться как возможностью применения ставки 0%, так и в других формах: например выведения из-под налога объекта налогообложения, применения сниженных ставок, налоговых каникул.

Льготы в виде нулевой ставки установлены для ряда предприятий, занятых, преимущественно, в социально-обслуживающей сфере. В ст. 284–284.

6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобной льготы.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

Источник: http://yurist-moscow.ru/nalogovye-lgoty-naloga-na-pribyl-or/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.