+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Коррупция на рабочем месте

Содержание

Что такое коррупция простыми словами. Виды и методы борьбы

Коррупция на рабочем месте

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники.

Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится.

Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения.

Тогда возникает логичный вопрос — если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. ProstoCoin предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество».

Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д.

Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д.

Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное.

Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс.

Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны.

А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов:

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом, который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования.

Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное.

Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах.

Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция — явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания2 место1 место1 место
Сингапур6 место7 место8 место
Германия12 место10 место10 место
США16 место18 место16 место
Азербайджан122 место123 место119 место
Казахстан122 место131 место123 место
Украина130 место131 место130 место
Россия135 место131 место119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция – это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику.

Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International.

Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна — чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией:

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии блокчейн для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе.

К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность.

Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Источник: https://prostocoin.com/finance/corruption

Сообщать о коллегах-коррупционерах можно будет конфиденциально

Коррупция на рабочем месте

09/ 02 /17

В России могут быть введены новые механизмы защиты лиц, сообщивших о коррупции. Им предлагается обеспечить конфиденциальность, бесплатную юридическую помощь и гарантии от увольнения.

«Дующие в свисток»

Необходимость защиты лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, предусмотрена Конвенцией ООН против коррупции. Конвенция была принята в Нью-Йорке в 2003 году, а Россия ратифицировала ее в 2006 году.

Система защиты так называемых «информаторов» (whistleblowers, «дующие в свисток») развита во многих странах, но в первую очередь в США. Там отстаиванием их интересов занимается специальная правительственная организация Government Accountability Project.

Первым whistleblower традиционно считают Бенджамина Франклина, который в 1773 году разгласил конфиденциальные письма. Так было доказано, что губернатор штата Массачусетс ввел в заблуждение парламент Великобритании и добился наращивания военного потенциала в Новом Свете.

Стоит отметить, что под whistleblower понимаются обычные граждане, которым случайно стало известно о нарушении закона, а не штатные осведомители правоохранительных органов.

С какими сложностями может столкнуться, например, госслужащий, сообщивший руководству или правоохранительным органам о коррупции в рядах коллег? Во-первых, коллектив может подвергнуть его травле. В некоторых случаях существует даже угроза жизни и здоровью.

Во-вторых, если непосредственное руководство госслужащего замешано в нелегальной деятельности – его могут перевести на особо сложную и неприятную работу, лишить премии, отказать в предоставлении отгула, придраться к мелочам и наложить дисциплинарное взыскание.

Наконец, его могут уволить.

В России уже сегодня действуют некоторые меры в защиту «дующих в свисток». Согласно ст.

9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», государственный или муниципальный служащий, сообщивший о фактах коррупции, «находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Конкретизируется это положение в указе Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309. Документ гласит, что к такому госслужащему можно применить дисциплинарное взыскание только по итогам заседания аттестационной комиссии. Кроме того, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

№ 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» гарантирует гражданам бесплатную помощь в подготовке обращений о коррупции, а также в подготовке сообщений о нарушении их прав в связи с этими обращениями.

Больше защиты

Перечисленных мер явно недостаточно, чтобы информаторы чувствовали себя совершенно спокойно. Минтруд РФ 8 февраля вынес на общественное обсуждение законопроект, вводящий новые меры по защите таких граждан. Согласно документу, в законе № 273-ФЗ должна появиться отдельная статья «Сообщения о коррупционных правонарушениях и меры защиты сообщивших лиц».

Статья напрямую обязывает не только правоохранительные органы, но и работодателя реагировать на сообщения о коррупции.

Кроме того, она вводит защиту не только для тех, кто сообщил о коррупции, но и для тех, кто помогает раскрытию коррупционных преступлений иными способами.

Например, предоставляет следствию дополнительную информацию или раскрывает местонахождение лица, разыскиваемого за коррупционные преступления.

мера защиты, которая вводится законопроектом – это конфиденциальность. Ведь именно сокрытие имени информатора гарантирует ему полное отсутствие любых преследований и даже косых взглядов.

Правда, стоит отметить, что в некоторых случаях сохранить конфиденциальность будет довольно сложно. Если речь идет о небольшом коллективе, или если о преступлении знали очень немногие – вычислить whistleblower не составит труда.

На этот случай и нужны все остальные меры защиты.

Законопроект гарантирует информаторам бесплатную юридическую помощь. Это касается не только подготовки обращений, как в законе № 324-ФЗ, а вообще любых проблем, связанных с сообщением о коррупции. Наконец, в законопроекте прописано право информаторов на защиту от неправомерного увольнения и ущемлений в области трудового распорядка и оплаты труда.

В течение трех лет после сообщения о факте коррупции информатора можно уволить или перевести на иную должность по инициативе работодателя только по итогам заседания аттестационной комиссии. В ходе заседания работодатель должен будет доказать, что кадровые перестановки не связаны с сообщением о коррупции. Протокол заседания предоставляется прокурору.

При этом в законопроекте особо отмечается, что указанные меры защиты не касаются лиц, сообщивших заведомо ложные сведения. Наоборот, им самим грозит ответственность за клевету или заведомо ложный донос. Так что оградить себя от служебных неприятностей, оговорив коллег, офисные интриганы не сумеют.

Общая тенденция

В последнее время не только Россия, но и многие другие страны постсоветского пространства обратили внимание на защиту лиц, сообщающих о коррупции. В ноябре 2016 года соответствующий закон был принят в Азербайджане.

Документ гарантирует информаторам конфиденциальность, но лишь в том случае, если они сами захотят скрыть свою личность.

Закон также предусматривает ответственность за угрозы в отношении информатора и его близких родственников, за оказание на них давления, за нанесение им материального или морального ущерба, за оскорбление, унижение чести и достоинства.

В Латвии закон о защите информаторов находится еще в стадии обсуждения. Но уже объявлено, что лицам, сообщающим о нарушениях, будет гарантирована анонимность и полная защита на время следствия.

Причем латвийские законодатели склонны гарантировать защиту не только тем, кто сообщает о коррупции, но и тем, кто рассказывает властям или Обществу за открытость Delna о любых других преступлениях, а также административных и дисциплинарных правонарушениях.

Хотя участники обсуждения заметно рефлексируют, опасаясь сравнения с советской практикой поддержки «стукачества».

А в Киргизии принятие нашумевшего законопроекта о защите информаторов пока завершилось неудачей. Проект предоставлял «дующим в свисток» не только защиту от преследований, но и выплату вознаграждения в размере до одного миллиона сомов (около 14,5 тысяч долларов).

Документ был принят парламентом, но президент Алмазбек Атамбаев отказался его подписывать и вернул на доработку. Он указал, что в проекте не прописаны многие важные детали – например, там не говорится об источниках финансирования вознаграждения. Кроме того, президенту не понравилось, что документ касается не всех граждан, а только госслужащих.

По мнению Атамбаева, в предложенной редакции закон, наоборот, может породить новые каналы коррупции.

Если вам понравилась статья – порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Источник: http://gosvopros.ru/job/rabochie-otnosheniya/o-korruptsii-konfidentsialno/

Как правильно уволить сотрудника за коррупцию

Коррупция на рабочем месте

data-eval=if (window.outerWidth

За нарушение антикоррупционного законодательства в Украине предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность.

Но на практике мало кто уделяет внимание юридически грамотному оформлению увольнения работников, которые вовлечены в коррупционные схемы. Ведь на первый взгляд даже одного желания “гнать метлой” таких кадров должно быть достаточно.

В результате уволенные сотрудники повсеместно восстанавливаются на работе. А работодатели к тому же обязаны компенсировать им вынужденный прогул и моральный вред.

Как правило, “в народе” такой исход поясняют недостатками законодательства, заангажированностью некоторых судей или нежеланием власти бороться с коррупцией. Тем не менее, на деле все немного сложнее.

Как уволить работника за коррупцию

Кодекс законов о труде предусматривает немного оснований для увольнения сотрудников, которые совершили коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

Во-первых, такого работника можно уволить за систематическое невыполнение обязанностей, которые возлагает на него трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка, без уважительных причин. Но уволить можно только если ранее к работнику применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

Речь идет о как минимум двух проступках в течение года, за первый из которых должен быть оформлен выговор. Работодатель обычно организовывает внутреннее расследование и сбор необходимых доказательств, докладных записок. У работника запрашиваются письменные пояснения.

При выборе вида взыскания работодатель обязан учесть степень тяжести проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых он совершен, и работу сотрудника до проступка. Дисциплинарное взыскание работодатель оглашает в приказе и доносит до ведома работника под подпись.

Кроме того, дисциплинарное взыскание работодатель должен применить не позднее 1 месяца с дня выявления проступка (не считая времени пребывания работника в отпуске либо на больничном), а также не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

При малейшем несоблюдении этих правил сотрудник сможет в судебном порядке восстановиться на работе.

Во-вторых, можно уволить сотрудника после вступления в силу решения суда, которым он приговорен к лишению свободы или иному наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы (п. 7 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

То есть если работник освобождается от отбывания наказания с испытанием, его уволить не получится. Тем не менее, далеко не все коррупционные нарушения заканчиваются именно таким приговором суда.

Большинство из них до суда даже не доходят.

В-третьих, сотрудника можно уволить, если трудовой договор был заключен вопреки требованиям Закона “О предотвращении коррупции” (п. 7-1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

Речь идет о тех случаях, когда госслужащий, будучи еще на своем посту, подыскивает себе “теплое местечко” в частном секторе в обмен на некоторые преференции этой компании.

В течение года после увольнения из госучреждения таким бывшим служащим запрещено работать в “подшефных” частных предприятиях. В случае нарушения этой нормы они могут быть уволены согласно упомянутой статье КЗоТ.

При этом в последних двух случаях увольнение нужно оформить в течение трех дней с момента получения копии судебного решения, которое вступило в силу. Для применения третьего основания (п. 7-1) работодатель должен уведомить Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции, которое и обращается в суд для прекращения такого трудового договора. Очевидно, также не самый легкий путь.

Уличенного в коррупции сотрудника также можно уволить на основании других законов. В первую очередь, речь идет о специальных законах, которые регулируют госслужбу и работу в органах местного управления. Они дают непосредственную возможность уволить сотрудника, если он совершил правонарушение, связанное с прямым подчинением ему близких лиц, или в случае дисциплинарного проступка.

В некоторых случаях работника можно уволить за коррупционные правонарушения, если такое отдельное основание для увольнения предусмотрено трудовым контрактом (п.8 ч.1 ст. 36 КЗоТ). Тем не менее, даже в таком случае гарантий нет. Ведь суд может посчитать это основание таким, что ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством и, соответственно, недействительным.

Таким образом, для частных компаний выбор действительно невелик. Ведь даже привлечение к административной либо уголовной ответственности за коррупцию не всегда является основанием для увольнения.

Как правильно мониторить сотрудников

Чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодателю необходимо собрать доказательства, а это часто бывает проблемой.

Компании могут прибегнуть к видеонаблюдению за сотрудниками, проверке корпоративной и личной почты, мессенджеров, телефонных звонков, электронной переписки и даже данных GPS.

Тем не менее, законодательство о труде не содержит норм о допустимости такого мониторинга на рабочем месте.

Чтобы найти баланс между соблюдением конституционного права на тайну переписки, телефонных разговоров и корреспонденции и нормами комплайенс-программ, компаниям стоит максимально регламентировать такой мониторинг.

В частности, разработать внутренние процедуры мониторинга и ознакомить сотрудников с правилами его проведения, а в некоторых случаях даже получить согласие. К тому же обязательно стоит учитывать, что существуют ограничения на трансграничную передачу данных о сотрудниках.

А результаты антикоррупционных расследований часто предоставляются именно в штаб-квартиры компаний за рубежом.

С одной стороны, законодательство Украины о труде прежде всего защищает интересы работников, в том числе и от незаконного увольнения. C другой же, в нем нет прозрачного основания, чтобы уволить сотрудника частной компании, уличенного в коррупции. А это, в частности, не делает страну привлекательной в глазах иностранных инвесторов.

Пока работодателям стоит быть осторожными при трудоустройстве и оформлении документов, трудовых договоров, разработке внутренних политик и правил, а также не принимать решений, которые противоречат трудовому законодательству.

Легче предотвратить проблему до того, как она произошла, чем бороться с ее последствиями. Потому грамотное составление документов может сыграть ключевую роль в предотвращении рисков, что связаны с нарушением процедуры увольнения, финансовыми потерями компании, а также с восстановлением сотрудников.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kak-pravilno-uvolit-sotrudnika-za-korrupciju-328369/

Борьба с коррупцией как способ сохранить рабочее место

Коррупция на рабочем месте

Современная борьба с коррупцией продолжает радовать соотечественников новыми витками развития.

Пока ПРОВЭД разбирался в очередных гениальных предложениях Минтруда и Минфина по противодействию взяточничеству, мы открыли легальный способ отомстить нерадивому начальнику и иметь возможность получать зарплату, бездельничая на рабочем месте. Для этого нужно просто позвонить и сообщить «кому надо» о коррупции. Иосиф Виссарионович пришел бы в восторг.

Суть разработанного Минтрудом законопроекта проста: государство должно взять под защиту граждан, сообщивших о фактах коррупции, сделать сведения о заявителях конфиденциальными, а самих граждан защитить на трехлетний срок от увольнения и предоставить возможность пользоваться бесплатной юридической помощью

«На сегодняшний день у нас существует Федеральный закон «О противодействии коррупции», к нему рассматривается внесение изменений при поддержке Минтруда и Минфина.

Предлагается дать возможность работникам «стучать» на своих работодателей в том случае, когда имеет место быть какая-то коррупционная ситуация.

В связи с этим внутри организаций должны быть созданы комитеты по борьбе с коррупцией, в каждый из которых должен входить работник прокуратуры», − объясняет член Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.

«Идея, возможно, изначально была хорошая, однако, исходя из этих правил, все коммерческие организации автоматически становятся государственными. Непонятно, каким образом и в какие сроки будет проверяться факт коррупции.

На практике в России, скорее всего, эта схема будет работать следующим образом: какой-нибудь неэффективный сотрудник или тот, который ворует у своей же компании, донесет на своего работодателя, даже если он коррупцией не занимается.

Соответственно, в период проведения проверок по факту коррупции работодатель не сможет уволить этого сотрудника и, более того, должен будет продолжать платить ему зарплату, даже если он работает плохо, поскольку вследствие неуплаты зарплаты свыше 2 месяцев работодатель понесет уголовную ответственность», − сообщил  Алексей Головченко.

Сергей Чижиков, адвокат адвокатского бюро «Патронъ», называет предложение Минтруда очередной попыткой мотивировать граждан проявлять свою гражданскую позицию в борьбе с коррупцией, но считает, что эта мера обречена на провал.

«Готовы ли граждане за негарантированное сохранение рабочего места активизироваться в этом вопросе? Думаю, нет. Эта очередная мера государства защитить сознательных граждан ни к чему не приведет и никак не  поможет в решении проблемы борьбы с коррупцией.

По своей сути она содержит нормы, которые уже прописаны в других нормативных актах: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», УПК России, Закон о полиции, прокуратуре и так далее, где уже предусмотрены обязанности государственных органов принимать меры по заявлениям граждан, а также давать гарантии безопасности граждан.

Защита лица осуществляется путем обеспечения конфиденциальности сведений о лице, сообщившем о коррупции, только если это информация не является ложной. Зачем на этом сделан акцент в статье 9.1 непонятно, в уголовном кодексе есть соответствующая статья 306 УК РФ, общая для всех заявлений о преступлениях.

Цель новой нормы − в мотивации граждан сообщать имеющуюся у них информацию о коррупции. Но тут же их предупреждают: вы хорошо подумайте прежде, чем сообщить о коррупции», − отметил Сергей Чижиков.

Коррупционеры против правдорубов

Коррупция в нашей стране не беззащитна, а имеет под собой твердую опору. И в борьбе со взяточничеством одинокие герои вряд ли одержат победу, уверены эксперты.

«По сути, предложенная Минтрудом норма не гарантирует сохранения работы, и теоретическая возможность пользоваться бесплатной юридической помощью вряд ли кого-то мотивирует обращаться с такими заявлениями, так как неминуемо придется доказывать, что у гражданина не было злого умысла кого-то оговорить, а только желание проявить свою гражданскую позицию. В тоже время все понимают, что коррупционеры, если до этого дойдет, будут пользоваться не только юридической помощью квалифицированных юристов по соглашению, но и другими ресурсами. И увольнение − это не самое страшное, с чем может столкнуться заявитель», − пояснил Сергей Чижиков.

Забавно, что пострадать от борьбы с коррупцией может не только заявитель, но и тот, кто будет проводить проверку.

«В большинстве случаев лица, обладающие информацией о коррупционных проявлениях, не обладают компетенцией квалифицировать действия третьих лиц, и легко делятся этой информацией в кругу своего общения, но как только встает вопрос о взаимодействии с правоохранительными органами, то  человек не желает сообщать сведения о себе и даже умышленно скрывает свои данные.

Это значит, что правоохранительные органы могут обладать соответствующей информацией, но для них она является анонимной. То есть, они не могут документировать источник ее происхождения.

А это значит, что любой сотрудник правоохранительных органов, который начнет проверять анонимную информацию, столкнувшись с влиятельным коррупционером, может сам стать жертвой неотрегулированной правовой ситуации. Получается, что информация о коррупционном правонарушении есть, а заявителя − нет. Вроде бы все знают, но никто не заявляет официально.

Тут уж проблема возникает для сотрудника правоохранительных органов: начнешь проверку, можешь быть обвинен в превышении должностных полномочий, заявителя же нет. Не начнешь проверку – так же можешь быть обвинен в сокрытии преступления, по той же статье 286 УК РФ, информация же о коррупционном преступлении есть. Так что в сегодняшнем правовом поле Российской Федерации самое главное, чтобы заявление о коррупционных проявлениях было», − подчеркнул эксперт.

Изменить отношение

Вообще, всякая борьба с коррупцией нами воспринимается как отголоски недалекого прошлого: где были анонимные доносы и дежурили черные «Волги» под окнами. Отношение к этому нужно менять.

«Во-первых, общество должно перестать называть сообщения о нарушениях закона или о возможных нарушениях закона «доносами».

Также необходимо совершенствовать наше законодательство в части регулирования порядка проверки правоохранительными органами информации о коррупционных проявлениях», − говорит  Сергей Чижиков.

Алексей Головченко советует принять тот факт, что «коррупция для России – это абсолютно естественный процесс, поскольку у нас предприниматель поставлен в такие условия, что в принципе чаще всего без коррупции он с госорганами работать не может.

Закон «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году, однако уровень коррупции в стране продолжает расти. Единственное, что изменилось – коррупция стала не такая откровенная, – говорит эксперт.

– Разработанные Минтрудом изменения выглядят как очередное издевательство над предпринимательским сообществом.

На мой взгляд, чтобы уменьшить уровень коррупции, нужно принимать иные меры – показатели эффективности чиновников привязать к показателям эффективности той или иной отрасли предпринимательства, чтобы обеспечить прямую заинтересованность чиновников в развитии бизнес-сообщества», – резюмировал собеседник ПРОВЭД.

Общий ущерб от коррупционных преступлений в 2016 году достиг 43,8 млрд рублей. Это 10% от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по стране.

   © ПРОВЭД

Источник: https://ensocompany.ru/about/enso-v-smi/borba-s-korruptsiey-kak-sposob-sokhranit-rabochee-mesto

Что такое Коррупция

Коррупция на рабочем месте

Коррупция – это обширный термин, который служит для определения процесса злоупотребления государственной властью в целях получения личной выгоды. Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.

Что такое КОРРУПЦИЯ – определение простыми словами. Понятие коррупции

Простыми словами, Коррупция – это процесс при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относится практически все госслужащие способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации. Так это могут быть:

  • Политики;
  • Чиновники всех уровней;
  • Представители надзорных и правоохранительных органов;
  • Представители медицины и образования.

В более широком понимании, термин коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция

Маломасштабная, бюрократическая или мелкая коррупция — это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью.

Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей.

Как правило, данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция

Политическая коррупция — это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные.

Политическая коррупция часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня. Она отличающейся от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства.

Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-korrupciya/

Коррупция

Коррупция на рабочем месте

С каждым годом постоянно меняется ситуация в стране касаемо уровня жизни населения: периодически стабилизируется, затем снова становится изменчивой в негативную сторону.

Данная тенденция выражается в резком повышении цен на товары при низких заработных платах, нахождением «за чертой бедности» большого количества людей, коррупции со стороны чиновников и должностных лиц, занимающих высокие посты в субъектах Российской Федерации и государственном аппарате управления.

В мировом сообществе существует сервер «Индекс восприятия коррупции». В нём ежегодно можно наблюдать на каком месте в мире находится та или иная страна по наличию коррупционной деятельности.

В диапазоне от 0 до 100 балов, которые означают самый высокий уровень коррумпированности — Россия в 2014 году находилась в этом списке на 127 месте, в 2015 году — на 119.

Эта статистика говорит о глобальном обострении проблемы и необходимости её срочного преодоления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31. Это быстро и бесплатно!

В разных источниках (методических пособиях, газетах, журналах) понятие коррупции определяется по-разному, так как с течением времени появляются новые механизмы как коррупционной деятельности, так и мер воздействия на неё со стороны государственных органов.

Главным законодательным нормативно-правовым актом, где регламентируются основные понятия, принципы и методы борьбы с коррупционным сообществом, является Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Кроме того, в нём описаны обязанности должностных лиц, их первичные обязанности и ограничения, связанные с использованием власти и инструкций по занимаемой должности.

Тут вы можете узнать, что делать в случаях необоснованного обвинения в коррупции.

В других источниках под коррупцией понимается осуществление действий физических и юридических лиц, связанных с подкупом, продажностью должностных лиц и людей, ведущих политическую деятельность, для личной выгоды.

Коррупционная деятельность имеет свои виды, сформировавшиеся в зависимости от направления работы лиц, занимающихся незаконными махинациями.

В этой статье можно больше узнать о видах мошенничества в интернете.

Они предполагают следующие характеризующие особенности:

  1. коррумпированность в сфере управления государством (имеет место в случае, когда специалист, занимает управленческий пост, находится в статусе государственного служащего незаконно. При этом использует ресурсы и возможности, предназначенные для решения общественных проблем и вопросов, совершенствования качества жизни населения, в личных целях);
  2. коррумпированность предприятий (может возникать и в негосударственных учреждениях, которые ведут свою деятельность на частной основе. Высшее должностное лицо такой организации также может использовать свои возможности и интересы с целью собственного обогащения и выгоды);
  3. коррумпированность политической сферы (под этой тенденцией понимается сохранение собственного статуса или назначения на выборную должность с помощью неправомерного использования полномочий, делегированных ему народом).

У коррупции существуют 2 формы, которые определяют её проявление в обществе:

  • высшая (возникает на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей);
  • низовая (может процветать на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении.Данная ситуация обычно проявляется в случае дачи взятки за предоставление каких-либо услуг или благ).

Федеральный закон «О противодействии коррупции»

Во все времена негативного влияния коррупции на жизнь общества, существовали и разрабатывались меры по предотвращению этого разрушающего явления.

Противодействие коррупции – основной метод воздействия на незаконную деятельность органов власти, чиновников, предпринимателей.

Меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, товаров, услуг, регламентированы в Федеральном законодательстве – законе «О противодействии коррупции».

Он содержит в себе основные правовые нормы, касающиеся принципов и форм противодействия коррупционным течениям в рамках своей страны и международного сообщества.

В нём освещены постулаты о том, кто должен вести антикоррупционную деятельность, о направлениях работы, включающие профилактические меры против коррупции, которые будут оказывать на неё уничтожающее действие.

Ответственность за коррупцию

За использование своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений – предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения – ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств – ст. 174 УК РФ и другие);
  2. административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности – ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий – ч. 1 ст. 286 КоАП РФ).

Узнать больше о понятии взяточничества и его видах можно более подробно здесь.

Два таких понятия, как коррупция и взяточничество следует рассматривать в тесной взаимосвязи.

Если коррупция предполагает большой спектр действий незаконного характера, наказуемых с помощью определённых видов ответственности, то взяточничество носит более конкретный характер.

Оно включает в себя только 2 противозаконных действия – получение и дачу взятки.

В суде взяточничество в рамках коррупции может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на судебное решение.

Ответственность в случае взяточничества наступает согласно ст. 290 и ст. 291 УК РФ.

Таким образом, распространение коррупции с каждым годом возрастает, но и разрабатываются новые способы и методы по борьбе с ней.

Совершенствуется законодательная база в области антикоррупционной деятельности, которая дополняется новыми нормативно-правовыми актами.

Коррупция имеет множество проявлений, которых иногда даже невозможно отследить.

Необходимо понимать, что изменение обостренной ситуации, сложившейся в обществе, будет происходить с трудом и не сразу, поэтому деятельность по противодействию коррупции нуждается в поддержке.

Какие причины проявления коррупции?

Существует несколько теорий в соответствии с которыми в обществе «зарождается и процвитает» коррупция. Рассмортим первую теорию – экономической природы.

В числе таковых – тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае – коррупционной.

Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует.

Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Некоторые исследователи проявление коррупции связывают с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит?

То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий.

Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на “ренте”, подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Имеется еще тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса.

То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях.

При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://urist.one/dolzhnostnye-prestupleniya/vzyatka/korruptsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.