+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

Содержание

Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

О камеральных проверках так же советуем почитать другую статью «Ст. 88. Камеральная налоговая проверка«

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают правила о проведении камеральных проверках.

Вот что он нам рассказал:

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку.

Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности.

Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

Основное отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что контролирующий орган на объекте на присутствует, все мероприятия осуществляются «в офисе», на основании заполненных налоговых деклараций либо других нормативных документов налогоплательщика. Уже по одному названию понятно, что выездная проверка проводится непосредственно на предприятиях или коммерческих структурах.

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Проведение камеральной проверки регламентирует 88-ая статья Налогового кодекса РФ. Заглянем в документ. В законодательстве четко указано, что каждый налогоплательщик обязан формировать отчетность перед ФНС.

Конечно, это зависит от видов бизнеса и применяемого налогового режима, но, так или иначе, есть норма: все сведения нужно своевременно представить на суд налоговым инспекторам.

Поступившие в отдел ФНС документы как раз и направляются в подразделение, которое занимается камеральными проверками.

При этом время налогового инспектора на изучение отчетности ограничено: у него есть всего три месяца. Камеральную проверку могут продлить, если у организации есть явные нарушения.

Если для камеральной проверки не требуется какого-то особого основания, она проводится «по умолчанию», то решение о выездной проверке принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Предметом проверки в этом случае будут своевременность уплаты налогов.

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Итак, налоговая декларация успешно подготовлена и уже поступила в ИФНС. С этого момента и начинается «камералка». Эта проверка – форма текущего контроля.

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится непосредственно в налоговом органе.

Основная задача инспектора – определить корректность применения льгот по налогам и сборам, а также правильно ли соблюдается налоговое законодательство.

На начальном этапе проверяется заполнение налоговой декларации или другой формы расчета, налоговики сравнивают показатели с несколькими данными:

  • Предыдущими декларациями;
  • Данными бухгалтерской отчетности;
  • Расчетами по другим налогам;
  • Документами, которыми обладает налоговая инспекция

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщик не получает, а все необходимые документы он обязан предоставить в ИФНС по месту учета (то есть по месту нахождения юрлица, либо месту нахождения недвижимости, принадлежащей налогоплательщику).

Важная составляющая камеральной проверки – изучение так называемых контрольных соотношений показателей налоговой отчетности. Эти маркеры помогают понять насколько вообще корректно (и достоверно) заполнена декларация. Если в ходе проверки инспектор обнаружил ошибки, то он налогоплательщика обязательно потребуют пояснения или вообще заставят внести коррективы в декаларацию.

На это у него есть всего пять дней.

Пояснения к налоговой декларации субъект проверки может представить самостоятельно, либо направить по e-mail, но в этом случае непременно нужна будет электронная подпись.

Мы уже говорили о том, что на проведение камеральной проверки у налогового органа есть всего три месяца. В пределах этого срока инспекторы имеют полное право затребовать дополнительные документы, если речь идет о расхождении в декларации.

Если никаких нарушений не нашли, то камеральная проверка завершается «на автомате», никакого акта не составляется.

Нужно насторожиться, когда налоговый инспектор потребовал какие-либо документы уже после окончания проверки: его действия явно незаконны.

Важно помнить, что у ФНС есть и другие инстументы при проведении камеральной проверки. Инспекторы могут назначить экспертизу, допросить свидетелей или узких специалистов, с согласия налогоплательщика – осмотреть помещение.

В любом случае, если налоговиков в декларации что-либо не устроило, плательщик получит на руки специальный акт о проведении камеральной проверки, как правило, в течение десяти рабочих дней с момента ее завершения. У предпринимателя есть месяц, чтобы подготовить возражение на действия сотрудников ИФНС.

Камеральную проверку, несмотря на кажущуюся «простоту», недооценивать не стоит, поскольку по ее результатам налоговый орган может решиться на проведение выездной проверки, пожалуй, – наиболее эффективной формы налогового контроля.

В этом случае инспекторы более тщательно изучают финансовые документы и отчетность налогоплательщика, поскольку проводится она на территории предприятия. У многих предпринимателей визит сотрудника ИФНС может вызвать несказанное удивление. Тем не менее, все вполне законно: предупреждать заранее о проверке налоговики вовсе не обязаны.

А вот предъявить свои служебные удостоверения должны, и если в решении начальника инспекции указаны фамилии одних сотрудников, а проверять почему-то пришли другие, то это будет грубейшим нарушением должностных инструкций. В законности такой проверки можно сомневаться. Что обычно интересует налоговиков? Понять это помогут основные отличия выездной проверки от камеральной.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Главное отличие мы уже назвали: выездная проверка проводится непосредственно на территории предприятия, камеральная – в самом налоговом органе.

Обе эти проверки отличаются друг от друга еще и тем, что испектор приступает к камеральной проверке с момента сдачи документа в ИФНС, выездная проверка начинается после того, как принято соответствующее решение руководства налоговой.

Отличие касается и сроков проведения проверки: когда речь идет о выездной проверке, то на все про все у инспектора есть 60 дней, но при необходимости ее могут продлить, в исключительных случаях – до полугода.

Выездную проверку могут остановить, если должностному лицу понадобились дополнительные документы и материалы, причем если информацию нужно получить от государственных органов другой страны, то пауза в проведении проверки может продлиться 8 месяцев.

По общему правилу, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 15 месяцев.

Еще одно отличие – решение о проведении проверки. Зачастую визит инспекторов может быть связан с ликвидацией предприятия, либо после того, как камеральная проверка вскрыла серьезные нарушения. Во время выездной проверки ФНС получает возможность более полно ознакомиться с деятельностью компании, изучить ее реальные условия работы, чего никак нельзя добиться при проверке камеральной.

Ведь не секрет, что в уставных документах коммерческой организации может быть заявлена одна сфера деятельности, а заниматься компания может совсем другим.

В этом случае выездная проверка связана с борьбой с теневым бизнесом.

По закону налоговые инспекторы во время выездной проверки имеют право осмотреть любые помещения, которые налогоплательщик использует для ведения бизнеса: торговые и производственные площади, склады и базы.

Это необходимо для проверки соответствия данных, указанных в документах, фактическим данным.

Основная цель любой проверки как камеральной, так и выездной – оценить правильность начисления налогов и сборов. Но разница касается предмета проверок: камеральная проверка выясняет насколько корректно исчисляется налог по одному периоду. При выездной проверке может проверяться правильность исчисления налогов за трехлетний период.

Надо помнить, что более одного раза проводить проверку за тот же период нельзя, повторная проверка допускается в одном случае: когда изучается вариант уменьшения налога к уплате.

Не менее важный момент: для проведения камеральной проверки налоговикам не нужно особого указания руководства, поскольку эта проверка проводится «по умолчанию».

Результат проведения налоговой проверки оформляется особым актом, но только по итогам камеральной проверки он не составляется вообще, если предприятие «чисто», то есть инспекторы не нашли никаких нарушений законодательства о налогах и сборах.

Во время выездной проверки, даже если у налоговиков не было никаких вопросов, обязательно составляется акт.

Кстати, о полномочиях сотрудников ФНС. Во время камеральной проверки они могут потребовать от налогопательщика только пояснительную записку, либо документы о праве на налоговые льготы.

Выездная проверка как раз и отличается тем, что налоговики получают доступ в помещения юрлица, где знакомятся с документацией напрямую, могут поинтересоваться инвентарной описью имущества, а если есть постановление руководителя инспекции – произвести выемку документов.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Компании, располагающие обширной сетью филиалов, должны быть готовы к тому, что выездная проверка может затянуться.

Под «обособленным подразделением» обычно понимают отдельную территориальную структуру организации.

Проверка этого подразделения проводится либо в рамках общей проверки, либо как отдельная «сфера интересов» налоговиков, причем объектом такой проверки может быть только филиал или представительство.

Проводить больше двух проверок по одному налогу сотрудникам ФНС нельзя. Надо помнить, что обособленные подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками, поэтому за нарушение законодательства будет отвечать только головная организация.

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка – еще один инструмент в арсенале налогового инспектора. Проводится она в том случае, если после камеральной проверки возникла необходимость проверить не только деятельность налогоплательщика, но и, например, его контрагентов. ФНС имее также полной право изучить конкретную сделку, если есть малейшее подозрения на нарушение закона.

Причем информацию и необходимые документы обяжут предоставить любого, кто этими сведениями обладает. Так, если изучается сделка о поставке товара, то документы могут потребовать у перевозчика.

Если организация откажется предоставить в инспекцию такие требования, то ее просто оштрафуют.

Интерес для ФНС во время встречной проверки может представлять:

  • Фактическое существование контрагента;
  • Осуществление операций, которые отражены в документах налогоплательщика;
  • Операции между основной организацией и контрагентом.

Если встречная проверка покажет, что в данных налогоплательщика и контрагента есть существенные расхождения, то далее будет приниматься решение: повлияло ли это на корректность формирования налоговой базы.

Наглядно: отличия камеральной проверки от выездной

Мы рассмотрели основные особенности действующих в России проверок: выездных и камеральных. Их отличия поможет запомнить эта таблица.

КритерийВыездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Место проведения проверкиПроверка проводится на территории налогоплательщика, как по юридическому, так и по фактическому адресуФНС проводит проверку по месту нахождения налогового органа
Сроки проведения проверкиСрок проведения выездной проверки налоговым органом не может превышать двух месяцевПроводится в течение двух месяцев со дня представления в ИФНС налоговой декларации
Предмет проверкиКорректность исчисления и своевременность уплаты налоговОшибки в  декларации или несоответствие сведений в форме отчетности
Основание проверкиРешение о проверке принимает руководитель налогового органаПроводится «по умолчанию», поскольку в инспекцию поступили документы от налогоплательщика
Результат проверкиСправка о проведении проверки, акт налоговой проверкиАкт проверки составляется только в том случае, если  вскрыты нарушения

Соблюдать налоговое законодательство – обязанность не только юридического лица, но и каждого гражданина Российской Федерации. Если помнить это простое правило – никакие проверки будут не страшны.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-sravnenie/

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:
  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/sroki-provedeniya-kameralnoj-i-vyezdnoj-nalogovykh-proverok.html

Критерии разграничения камеральной и выездной налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

  • при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, налоговые органы вправе истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на такие налоговые льготы;
  • при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Статьей 93 НК РФ установлено право налоговых органов при проведении любой проверки истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Статья 93.1 Кодекса также без ограничений относительно вида проверки предоставляет налоговому органу право истребовать документы у контрагента и других лиц, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Таким образом, в некоторых случаях грань между камеральной и выездной налоговыми проверками может быть стерта, поэтому ее необходимо четко понимать.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Камеральная налоговая проверка

проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится (как правило) по месту нахождения налогоплательщика; предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть проверке подвергается первичная документация налогоплательщика (ст. 89 НК РФ).

 

Объем проверяемых документов

Один из критериев отграничения выездной и камеральной налоговых проверок и, соответственно, разграничения полномочий налоговой инспекции – это объем проверяемых документов.

При проведении камеральных налоговых проверок, особенно деклараций по НДС, в которых сумма налога заявлена к возмещению, налоговый орган, руководствуясь вторым абзацем пункта 1 статьи 172 НК РФ, запрашивает у налогоплательщиков всю первичную документацию, в том числе гражданско-правовые договоры, товарные накладные, акты приема-передачи товара, чеки ККМ, квитанции к приходно-кассовым ордерам, аналитические данные бухгалтерского учета, доверенности на получение товара, путевые листы. В названной норме сказано, что вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные им суммы при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Непредставление перечисленных документов влечет отказ в возмещении налога.

Судебная практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков.

Так, ФАС Уральского округа указал1, что истребование налоговым органом в полном объеме документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты НДС (за исключением документов, подтверждающих наличие оснований для применения налогового вычета), противоречит предмету камеральной налоговой проверки.

ВАС РФ также считает2, что если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено другими статьями Кодекса.

Аналогичную позицию занял и ФАС Северо-Западного округа, который, удовлетворяя требование налогоплательщика, указал3, что глава 24 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по ЕСН первичные документы, подтверждающие сумму полученного дохода и произведенных расходов.

Следовательно, требование налоговой инспекции о представлении таких документов в рамках камеральной проверки необоснованно. Суд также отметил, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией не выявлено ошибок и противоречий в представленной налоговой декларации.

Следовательно, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений и первичных документов нет.

Конституционный Суд РФ отметил4, что камеральная налоговая проверка – это форма текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими налогового закона.

Можно сделать вывод, что камеральная налоговая проверка в большей степени является счетной, а задача налогового органа – проверка правильности составления налоговой декларации. Несмотря на то что оперативность проведения камеральной проверки и возможность пополнения бюджета импонирует налоговым органам и их можно понять, свои полномочия налоговые органы должны реализовывать строго в пределах закона. Иногда в рамках камеральной налоговой проверки инспекция направляет запросы в другие налоговые органы с целью проверки контрагентов налогоплательщика. Если ответы на такие запросы к моменту вынесения решения по результатам проверки не получены либо ответы не удовлетворяют налоговый орган, в последующем – при рассмотрении спора в суде – налоговый орган заявляет ходатайство об истребовании доказательств в отношении контрагентов налогоплательщика.

По нашему мнению, такие ходатайства удовлетворению не подлежат. К тому же ограниченность полномочий налоговых органов при проведении камеральной проверки не мешает им выполнить все необходимые действия при выездной налоговой проверке.

При этом вопрос о повторности проверочных мероприятий в этом случае подниматься не должен, поскольку проверке подвергается другой объем документов.

Не должны приниматься во внимание и ссылки налогоплательщика на то, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган не выявил нарушений законодательства о налогах и сборах – полномочия налогового органа при камеральной проверке ограниченны.

Ограничение пределов камеральной проверки проверяемым налогом

Еще одним критерием разделения камеральной и выездной налоговых проверок может быть ограничение пределов камеральной проверки проверяемым налогом.

Например, ФАС Уральского округа оставил без изменения5 акты нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, в связи с тем, что при камеральной проверке декларации индивидуального предпринимателя по НДФЛ инспекция вышла за пределы предоставленных ей статьей 88 НК РФ полномочий.

Фактически была проведена проверка правильности уплаты единого налога по УСН, по результатам которой предпринимателю были доначислены налоги по общей системе налогообложения.

Иногда налоговые органы при проведении камеральной, а затем выездной проверки за тот же налоговый период делают различные выводы: по итогам камеральной проверки налоговый орган не высказывает налогоплательщику претензий, однако по итогам выездной – доначисляет налоги, пени и штрафы.

ВАС РФ сделал вывод6, что принятие инспекцией решений о возмещении НДС по итогам камеральной проверки не исключает возможности корректировки суммы возмещения впоследствии, по итогам выездной налоговой проверки суммы налога, в отношении которой принято решение по результатам камеральной проверки, если налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности возмещения налога.

В другом случае ВАС РФ отклонил7 довод налогоплательщика, что при камеральной проверке, состоявшейся ранее выездной проверки, вычеты по тем же счетам-фактурам были подтверждены.

Как отметил Суд, данное обстоятельство не лишает налоговые органы возможности провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога за те же налоговые периоды и принять соответствующее решение по результатам такой проверки.

А.Г. Дуюнов,
руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп» Правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении № 441-О-О, может служить косвенным подтверждением того, что при камеральных проверках налоговые органы ограничены в инструментах контроля.

Такие мероприятия налогового контроля, как осмотр помещений, территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), могут проводиться только в рамках выездных налоговых проверок.

В то же время НК РФ предусматривает специальные мероприятия, в отношении которых такие ограничения прямо не указаны. К ним относятся: опрос свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95), привлечение специалистов (ст. 96) и переводчиков (ст. 97).

Отмечено лишь, что они могут иметь место при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе выездных налоговых проверок. В связи с этим возникает вопрос, допускает ли НК РФ возможность проведения таких мероприятий в рамках камеральных проверок?

С практической точки зрения этот вопрос наиболее актуален для опроса свидетелей. Суды истолковывают положения статьи 90 НК РФ как не предполагающие ограничений на привлечение свидетеля только в рамках выездной налоговой проверки8.

Лишь в редких случаях суды приходят к выводу, что опрос свидетелей характерен для выездных, а не камеральных налоговых проверок.

Так, Десятый ААС отметил9, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган обладает большими полномочиями (в частности, по истребованию документов, опросу свидетелей, выемке документов и предметов, осмотру помещений), чем при проведении камеральной налоговой проверки.
Если оценивать позицию КС РФ как предполагающую невозможность проведения любых специальных мероприятий вне рамок выездных проверок, то налоговые органы не вправе опрашивать свидетелей в ходе камеральных проверок, поскольку это не соответствует целям такой проверки. Подтверждением этого может служить оценка КС РФ камеральной проверки как формы «текущего документального контроля». КС РФ указал, какие источники должны исследоваться налоговыми органами при реализации такой формы текущего документального контроля, как камеральные проверки: налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа, а также документы, для которых специально оговорена возможность истребования. Использования специальных мероприятий (опроса свидетелей, проведения экспертизы и т. д.) при проведении камеральных проверок непосредственно статьей 88 НК РФ не предусмотрено, что также может служить доводом в пользу утверждения об ограниченности камерального контроля исключительно проверкой документов. В Определении КС РФ № 441-О-О есть еще один заслуживающий внимания вывод. КС РФ указал, что «именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения». Можно предположить, что вывод о недобросовестности налогоплательщиков, направленности их действий на получение необоснованной налоговой выгоды, может быть сделан только по итогам выездной проверки. Цели и контрольные механизмы, используемые при камеральных проверках, не направлены на выявление таких обстоятельств и не позволяют достоверно их установить. Наконец, с практической точки зрения интересен вывод КС РФ о том, что камеральная проверка «нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими налогового закона». Указание КС РФ на характер камеральных проверок, смягчающий последствия для налогоплательщика, на практике может рассматриваться как основание для смягчения налоговой ответственности в случае выявления нарушений в ходе камеральных проверок. Однако наиболее точным, соответствующим выявленному КС РФ конституционно-правовому смыслу камеральных проверок, на наш взгляд, будет полное освобождение от ответственности по итогам камеральных проверок. Именно в таком случае камеральные проверки станут эффективным способом помощи налогоплательщикам в своевременном устранении допущенных ими ошибок, а не элементом карательного налогового контроля, что зачастую и происходит.

Однако такое серьезное изменение подхода налоговых органов к камеральным проверкам только лишь силами КС РФ невозможно.

Законодатель должен принять более активное участие в этом вопросе путем внесения соответствующих изменений в НК РФ, которые бы прямо предусматривали освобождение от ответственности в отношении нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных камеральной налоговой проверкой.

S.A.

Sushkova
Criteria Differentiating a Desk Tax Audit and a Field Tax Audit
Decisions of the Russian Constitutional Court, Supreme Arbitration Court and lower state commercial (arbitration) courts show that there is a need to differentiate clearly between a desk tax audit and a field tax audit. However, to this day a desk tax audit at times turns from something that helps taxpayers into a punitive measure.

 

Источник: http://nalogoved.ru/art/295.html

Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2018

Камеральная налоговая проверка: превращение в выездную

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка – это…

Сколько длится камеральная проверка

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений.

Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.

Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета.

При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Об особенностях проведения камеральной проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.).

При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю.

Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_kameral_noj_nalogovoj_proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.