+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как защититься от незаконных проверок?

Содержание

Проверка налоговой в салоне красоты – что проверяют и как защититься

Как защититься от незаконных проверок?

Почему в салон красоты пришла налоговая проверка? Как себя вести, имеют ли право проводить проверку салона без хозяина и что нужно делать, если нарушаются права владельца салона? Разбираемся в нашей статье.

Деятельность любого государственного органа, его права и обязанности по проведению мероприятий контроля в отношении организаций, как правило, регулируются специальными нормативными актами.

Например, проверки, проводимые налоговыми органами, регламентируются первой частью Налогового кодекса, проверки, проводимые МВД, – законом «О полиции». Кроме специальных нормативных актов, существует Федеральный закон от 26.12.

2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым регламентированы:

– порядок проведения проверок в салонах красоты;

– ограничения на проведение проверок;

– периодичность проведения проверок;

– права проверяемых;

– обязанности проверяющих;

– порядок оформления результатов проверок;

– обязанности и ответственность должностных лиц при проведении проверок.

Знание положений этого Закона и соблюдение процедур, указанных в нем, позволяет организациям активно отстаивать свои права и значительно снизить количество незаконных проверок.

КСТАТИ!
У наших партнеров очень качественно реализован сервис по управлению салоном красоты. Недавно вышло обновление программы, и теперь в ней есть широкий набор инструментов по применению купонов, бонусов, скидок и сертификатов. Убедитесь в этом сами!

Если при проведении проверки процедура была нарушена, то при обжаловании, как правило, суды принимают сторону предпринимателя, признавая постановления проверяющих органов о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей незаконными.

Признанию постановления незаконным могут способствовать такие нарушения, как отсутствие руководителя организации в ходе проверки, проверка проводится не теми лицами, которые указаны в приказе о проведении мероприятия по контролю, нарушение, по которому проводится проверка, находится за пределами компетенции контролирующего органа.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как приготовиться к СОУТ.

Инструмент для защиты – журнал учета проверок салона красоты

Закон № 294-ФЗ дает салону красоты эффективные инструменты для защиты прав. Одним из них является «Журнал учета проверок», форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.

2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч.9 ст. 16 Закона №294-ФЗ в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке.

Она содержит сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Требование внести запись в «Журнал учета проверок» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например. в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 24.01.

2007 N 62 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства».

Журнал должен быть пронумерован, прошит и удостоверен печатью.

ВАЖНО!
Грамотное и аккуратное ведение Журнала учета проверок нужно в первую очередь самому салону красоты, поскольку он защищает его права. Заполнение журнала позволит уменьшить количество незаконных проверок и, кроме того, поможет при отстаивании своих прав в суде.

Приказом директора салона красоты необходимо утвердить инструкцию по взаимодействию с контролерами. В инструкции руководитель фиксирует свои указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. В частности, там можно записать, что весь персонал салона может быть задействован в проверке только с согласия директора.

Отдельным приказом утверждается перечень полномочных представителей руководства, которые могут представлять организацию во время проверки. В инструкцию стоит внести пункт и о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров рядовым мастерам (не должностным лицам) запрещено, директор салона имеет законное право на внесение подобных пунктов.

Также полезно разработать памятку при проведении контрольных мероприятий.

Памятка при проведении контрольных мероприятий

1. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа).

Почему в салон красоты пришла налоговая проверка? Потому что было соответствующее распоряжение, на основании которого была инициирована процедура.

 Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю салона красоты или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом организации), одновременно с предъявлением служебного удостоверения поверяющего.

Всю информацию о распоряжении необходимо внести в Журнал проверок. Если во время проведения проверки в организации отсутствует директор салона, а проверяющие настаивают на вручении распоряжения и проведении контрольных мероприятий, сотруднику организации следует известить проверяющих о занимаемой должности и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой.

2. В распоряжении для проверки салона указывается:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Если в распоряжении не указано что-то из вышеперечисленного, следует сделать запись об этом в Журнале (например, если не указана дата проведения контрольного мероприятия, сделать запись, что «дата не указана», а не оставлять поле пустым). Учтите, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. А в Журнале нужно обязательно указать характер мероприятия по контролю – плановое/внеплановое.

3. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

– истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

– поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

– приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При внеплановой проверке должен быть четко указан предмет проверки. Необходимо занести в Журнал проверки цель контрольного мероприятия. В конце проверки сравнить, соответствуют ли выявленные нарушения этой цели. При несоответствии обратить внимание проверяющих на данное несоответствие.

4. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах

Представители салона красоты вправе непосредственно присутствовать при осуществлении контрольных мероприятий, знакомиться с результатами проверок, давать объяснения и указывать в актах сведения о своем ознакомлении, согласии или несогласии.

В случае если владелец салона не согласен с составленным проверяющими документом, при подписании можно сделать пометку «не согласен» или подписаться только в его получении (т.е. не конкретизировать свое несогласие, а впоследствии скорректировать позицию по этому вопросу с юристом в спокойной обстановке).

Подписание или не подписание документов представителем предприятия не имеет значения для правовой оценки результатов проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений (отбор проб (образцов) вручается руководителю предприятия или его заместителю (их представителям) под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.

Наряду с этим по результатам проверки должностным лицом контрольного органа делается соответствующая запись в «Журнале учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии журнала в акте указываются сведения об этом факте.

5. Закон устанавливает:

  • недопустимость взимания органами контроля платы с организаций за проведение мероприятий по контролю;
  • недопустимость получения денежных средств непосредственно проверяющими, в случаях составления актов об административных правонарушениях.

6. Возможность обжалования

Юридические лица вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

При проверках действует презумпция добросовестности, т.е. на проверяемых распространяется правило «разрешено все, что не запрещено», для проверяющего наоборот — «все, что не разрешено, то запрещено» (на все действия необходимо специальное разрешение). Этим можно воспользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, законность которых вызывает сомнение.

Что проверяет налоговая инспекция в салоне красоты

Сфера работы проверяющей инстанции – документы, относящиеся к исчислению и уплате налогов. Это могут быть:

  1. документы, которые связаны с бухгалтерской отчетностью
  2. документы банковские и кассовые
  3. документы, являющиеся основанием для получения налоговых льгот
  4. документы, подразумевающие учетные регистры
  5. также среди того, что проверяет налоговая инспекция в салоне красоты, могут оказаться лицензии, налоговые декларации, сметы и так далее.

Помимо этого, виды налоговых проверок могут предполагать проверку тематического характера. В этом случае проверка налоговой в салоне красоты касается определенного направления экономической деятельности компании (отношения с поставщиками, сделки, налоговые льготы и так далее).

Границы применения закона 294-ФЗ

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяется:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

 2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

 3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

 4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ;

 5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

 Евгения Копорушкина, юрист, эксперт журнала

Источник: https://www.dirsalona.ru/article/131-nezakonnye-proverki-v-salonah-krasoty

Что изменит новый закон о защите бизнеса от незаконных проверок

Как защититься от незаконных проверок?

С 1 января 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон о защите бизнеса при осуществлении проверок

Речь идет о документе от 3 июля 2021 г.

№ 277-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В нем скорректированы Законы о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля и о стратегическом планировании. 

Индикаторы риска не должны быть завышены 

Самое главное изменение заключается в том, что теперь порядок проведения контроля будет устанавливаться положением, утверждаемым Президентом РФ или Правительством. Кроме того, введено такое понятие, как индикаторы риска.

Это параметры, отклонения от которых сами по себе не являются нарушением, но свидетельствуют о рискованной деятельности компании.

Если эти самые индикаторы будет завышены, то именно это может стать причиной для проведения внеплановой проверки. 

О чем должны информировать предпринимателей? 

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

В Столыпинском клубе разработали «Стратегию роста»

Впервые в закон вводится понятие профилактики нарушений. В новой статье  «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований» указано, какие именно профилактические мероприятия будут проводить инспекторы. 

Среди них – обязательное размещение на сайтах каждого контрольного органа списков нормативных актов, где содержатся обязательные требования, соблюдение которых и будет подвергаться проверке. 

Кроме того, ревизоры обязаны информировать компании и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования специальных руководств и инструкций, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и т.д. 

В случае изменений требований, инспекторов обяжут готовить и распространять соответствующие комментарии о содержании новых правовых актов, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, которые позволят компаниям эти требования выполнять. 

Если требования изменяются

Контролерам придется также теперь и обобщать практику проведенных проверок с размещением этой информации в сети, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями по их устранению. Выпускать такие аналитические сводки контролеры должны не реже одного раза в год. 

И, наконец, инспекторов обязали выдавать предостережения о недопустимости нарушений. 

Стоит отметить, что новый Федеральный закон № 277-ФЗ регулирует также проведение профилактических мероприятий по предотвращению причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чем может быть вызвана неожиданная проверка? 

Неожиданный визит инспектора может быть связан с поступлением к ревизорам заявления от компании или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Особое внимание стоит уделить введению новой статьи «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». На основании этой нормы инспекторы смогут осуществлять проверки, не ставя в известность предприятия. 

Поводом для внеплановых проверок могут послужить: 

  • плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке,
  • установленном российским законодательством;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ;
  • анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю. 

В ходе проведения предварительной проверки ревизоры могут запрашивать дополнительные сведения и материалы, в том числе в устном порядке. 

По решению руководителя контролеров, внеплановая проверка будет прекращена, если в процессе мероприятий будет установлено, что все данные в заявлении недостоверные.

Пресечение случаев нарушений

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

России не грозят ни слабый рубль, ни крепкий евро

В случае выявления предпосылок для всевозможных нарушений контролеры будут принимать меры по их пресечению. 

После обычных проверок руководителю проверяющего госоргана в письменном виде  направляется информация о выявленных ошибках в работе компаний. Это может послужить поводом для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки фирмы или индивидуального предпринимателя. 

Если же контролерами будет обнаружено лишь готовящееся нарушение, то предприятию будет направлено соответствующее предостережение о недопустимости подобных действий. 

Что такое проверочный лист?

Новый закон вводит понятие проверочного листа. Этот документ представляет из себя список контрольных параметров, а также содержит вопросы, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении предпринимателем обязательных требований законодательства. 

Контрольная закупка в рамках закона 

Еще одним нововведением стало новое мероприятие по контролю закупок. Проведение контрольной закупки будет возможно только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного надзора. 

Отметим, что в рамках предварительной проверки у коммерсантов могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. 

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в , добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Источник: https://informatio.ru/news/economy/zakon_o_zashchite_biznesa/

Налоговые проверки: пять незаконных требований

Как защититься от незаконных проверок?

Пять требований налоговиков незаконны. Проверяющие их используют, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. В статье инструкции, как защитить себя и компанию.

Не все требования инспекторов во время проверок законны. Нередко они пытаются жульничать, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. Мы разобрали, какие уловки применяют налоговики и какие хитрости помогут вам избежать лишних проблем.

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.

Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент. 

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2021 год, а инспекция требует первичку за 2021-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот. 

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга.

Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована.

Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

Источник: https://www.business.ru/article/1040-vyezdnye-proverki-pyat-nezakonnyh-trebovaniy-nalogovikov

Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела

Как защититься от незаконных проверок?

  • Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

    Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

    В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

    Направляя запрос в организации, сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст.

    13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности.

    На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

    Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

    • номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
    • в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;
    • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

    При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

    Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

    В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

    6. После возбуждения уголовного дела

    В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

    Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

    Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

    Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

    Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

    Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

    Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

    7. Прокурорская проверка

    Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

    Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

    Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

    Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

    Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

    В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

    Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

    Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

    8. Ответственность за непредставление документов

    Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

    Во-первых, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает ответственность в виде:

    • предупреждения,
    • административного штрафа:

                          — на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

                          — на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

    Во-вторых, ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» предусматривает ответственность в виде:

    • административного штрафа:

    — на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

    — на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

    В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

    9. Правоприменительная практика

    Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

    В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

    Так, Омский областной суд в постановлении от 02.02.2012 г.

    по делу № 4-А-10/2012 указал на то, что «Требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь с целью возможного обнаружения в деятельности должностных лиц учреждения или организации признаков преступления, является недопустимым в работе полиции, поскольку такое требование нарушает законные интересы и права не только конкретных граждан, сведения о которых были запрошены, а также законные интересы учреждений и организаций, поскольку их работники вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности в целях исполнения запроса полиции».

    В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.

    В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2013 г.

    по делу № 33-9847/2013 суд признал неправомерным запрос документации на основании устного требования сотрудника полиции и указал на то, что «действующее законодательство обязывает и дает право сотрудникам полиции получать на безвозмездной основе необходимую информацию, имеющую значение по расследуемому делу, только по мотивированному запросу».

    Показательна позиция Астраханского областного суда, высказанная в постановлении от 16.07.2015 г. по делу № 4а-303/2015 г.

    Суд, признавая действия правоохранителей незаконными, отмечал «в запросе о предоставлении информации отсутствует ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении. Не указан срок предоставления информации».

    В результате суд пришел к выводу о том, что «требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь в связи со служебной необходимостью является недопустимым…».

    10. Практические рекомендации

    Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

    В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

    С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

    1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

    Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

    Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

    3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

    4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

    Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

    В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

    5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

    Источник: http://www.klerk.ru/boss/articles/466812/

  • Источник: http://kroosp.ru/esli-prishel-zapros-o-dokumentah-ot-mvd-fsb-prokuratury-i-sk-kak-predprinimatelyu-zashhititsya-ot-ugolovnogo-dela/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.