Как упростить «сложноподчиненные» отношения
Подчинительная связь в сложном предложении
Подчинительная связь существует в сложном предложении между главной и зависимой частью. Подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союзов и союзных слов.
Понятие о сложном предложении
Простые предложения могут объединяться интонационно и по смыслу в одно предложение, которое является сложным.
Понаблюдаем:
Наступило утро. Взошло умытое росой солнце. Лучи солнца тронули верхушки деревьев.
Наступило утро, и взошло умытое росой солнце, лучи которого тронули верхушки деревьев.
Сложное предложение, как и простое, является единицей самостоятельного сообщения. Оно, как и простое предложение, оформляется при помощи интонации и порядка слов. Простые предложения в составе сложного могут объединяться двумя способами:- с помощью союзов и союзных слов;
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Бессоюзные предложения
Если в сложном предложении простые предложения объединяются по смыслу и интонационно без участия союзов, такое предложение является бессоюзным.
На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
Я оглянулся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Предложения, соединенные союзной связью, делятся в зависимости от взаимоотношений между простыми предложениями и характера союзов на два вида:
- сложносочиненные предложения (ССП);
- сложноподчиненные предложения (СПП).
Сложносочиненные предложения
Предложения, в составе которых синтаксически равноправные простые предложения объединены с помощью сочинительных союзов, называются сложносочиненными. В таком сложном предложении между простыми предложениями укажем сочинительную связь. Между простыми предложениями перед союзом обычно ставится запятая.
Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (К. Паустовский).
Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).
Сложноподчиненные предложения
В составе сложного предложения простые предложения могут быть синтаксически неравноправными. Одно из предложений является главным, а второе или несколько предложений — подчиненным ему.
Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары (К. Паустовский).
В приведенном примере главным является предложение:
«небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света».
К нему с помощью подчинительного союза «чтобы» присоединяется зависимое предложение:
«мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары».
Часть СПП, по смыслу и синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, и имеющая подчинительный союз или союзное слово, называется придаточным предложением.
Часть сложного предложения, подчиняющая себе придаточную и не имеющая в своем составе подчинительного союза (союзного слова), является главным предложением.
Подчинительная связь между предложениями выражается с помощью союзов или союзных слов.
Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении
часть и зависимое предложение соединяются с помощью различных подчинительных союзов:
чтобы, пока, будто, как, если, точно, словно, так что, как будто, с тех пор как и пр.
Подчинительные союзы выражают определенный вид смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинные, целевые, условные, уступительные и пр.)
Роль подчинительных союзов выполняют союзные слова:
- относительные местоимения
кто, что, какой, который, каков, чей, сколько;
- относительные местоименные наречия
когда, где, куда, зачем, куда, почему, как.
Таблица «Подчинительные союзы и союзные слова»
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения | Что, чтобы, как и др. |
Временные | Выражают временные отношения | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
Причинные | Выражают причинные отношения | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с… |
Условные | Выражают условные отношения | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
Целевые | Выражают целевые отношения | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. |
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Уступительные | Выражают уступительные отношения | Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др. |
Следственные | Выражают следственные отношения | Так что. |
Союз или союзное слово выполняют роль связующего звена между главным и придаточным предложениями. Подчинительный союз входит в состав зависимой части и не является членом предложения. Союзное слово выполняет функцию связи и является членом предложения в придаточной части.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений (К. Паустовский).
Виды подчинительной связи в СПП
В СПП может быть не одно, а несколько придаточных предложений, причем они связаны подчинительной связью не только с главным предложением, но и между собой. Различают несколько видов такой сложной подчинительной связи:
Последовательная подчинительная связь
Последовательное подчинение нескольких придаточных частей прослеживается в СПП, если первая придаточная часть зависит от главного предложения, а вторая придаточная часть — от первой, третья — от второй и т.д. Такую подчинительную связь образно можно сравнить с бусинками, которые последовательно нанизываются на одну нитку друг за другом.
Синоним — это слово, к которому писатель прибегает, когда не знает, как пишется нужное слово.
Синоним — это слово (какое?), к которому писатель прибегает (когда?), когда не знает (чего?), как пишется нужное слово.
Построение этого предложения с последовательным подчинением можно изобразить с помощью схемы:[ ], (к которому… ), (когда… ), (как… ).
Примеры
В этой беседе принял участие и Пушкин, который с жаром доказывал, что тайное общество могло бы принести России большую пользу (Сборник «Пушкин и декабристы»).
В мае мы возвратились в Россию через Москву прямо в Шахматово, где началась та привольная жизнь, которая возможна только в русской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).
Арбузов долго всматривался в них, щуря глаза, пока не узнал своего противника, американского борца, который тренировался в борьбе с одним из его помощников, тоже американцем (А. Куприн. В цирке).
Однородная подчинительная связь
В СПП с однородным подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению или одному слову в главной части и являются придаточными одного типа. Повторяющиеся союз или союзное слово могут при этом опускаться.
Хотя бричка мчалась во всю пропалую и деревня Ноздрева давно унеслась из вида, закрывшись полями, отлогостями и пригорками, но он все еще поглядывал назад со страхом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
К главному предложению «но он все еще поглядывал назад со страхом» с помощью подчинительного союза «хотя» присоединяется первое придаточное предложение уступки «бричка мчалась во всю пропалую», соединенное с помощью сочинительного союза «и» со вторым однородным придаточным предложением этого же типа «деревня Ноздрёва давно унеслась из вида…»
Схема предложения:
(Хотя…) и ( ), [но… ]
Между двумя придаточными однородными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится.
Неоднородное (параллельное) подчинение
В СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части. Возможен вариант неоднородного подчинения, когда одна придаточная поясняет всю главную часть, а другая — только слово в главной части.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство, подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).
Построение этого СПП с неоднородным подчинением можно изобразить в виде схемы:
(Когда…), [ ], (которое…)
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Постановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении зависит от местоположения придаточной части.
1. Если придаточная часть следует за главным предложением, то перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Снег лежал на деревьях, с которых еще не опала осенняя листва (Т. Тэсс).
Казалось, что повсюду воцарились свет и тепло (Н. Позняков).
2. Придаточное предложение может находиться в середине главного. В таком случае оно выделяется запятыми с двух сторон.
Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).3. Придаточное предложение находится перед главным. Запятая ставится в конце придаточного предложения.
С тех пор как я побывал с Петром Ивановичем на ловле перепелов, я стал частенько к нему заглядывать (Г. Скребицкий).
В СПП с последовательным подчинением рядом могут находиться союзы (союзные слова). Запятая между ними не ставится, если после второй придаточной части следует часть составного союза «то», «так» или «но»:
Я плохо знаю и понимаю музыку, но_когда слушаю Шопена, то мне кажется, что он умеет придавать оттенок радости каждой печали.
Горцы сказали мне, что_как начали прокладывать дорогу, так туры исчезли (В. А. Гиляровский).
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится в СПП, если вторая часть союза отсутствует.
Часто случается бабьим летом, что, когда с утра небо затянуто, вдруг мягкое солнце без теней осветит землю (К. Федин).
урок
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/podchinitelnaia-sviaz-slozhnom-predlozhenii.html
Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.
Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.
Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.
В СПП может быть несколько придаточных предложений.
Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов.
Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:
Мы общались, как будто были знакомы сто лет.
(придаточное относится ко всему главному)
При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.
(придаточное относится к слову холоднее)
§2. Классификация СПП по значению
Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.
Основное деление – это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли):
Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.
2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как):
Вот дом, в котором я хотела бы жить.
3). СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем):
По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.
4). СПП с придаточными обстоятельственными:
Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.
Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.
Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:
1) места (союзные слова: где, куда, откуда):
Мы спустились к реке, где купались дети.
2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только):
Когда ты позвонил, я спала.
3) условными (союзы: если, коли (устар.):
Если он пригласит меня в кино, я пойду.
4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):
Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.
5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):
Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.
6) следствия (союз так что):
Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.
7) уступительными (союз хотя):
Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.
8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем):
Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.
9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):
Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.
10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):
Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки
§3. Средства синтаксической связи в СПП
Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:
1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.
Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:
а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.
б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.
в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?
Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.
Как отличить союзы от союзных слов?
Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.
Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:
Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.
(мелодию (какую?) которую – союзное слово)
В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.
Я думаю, что она приедет завтра.
(что – союз)
Я знаю, что она тебе ответила.
(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)
Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.
Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:
Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.
(который =разговор)
Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:
Я знала, что мы расстались навсегда.
(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)
(опустить союзное слово что невозможно)
§4. Место придаточного предложения относительно главного
Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:
1) она может предшествовать главной части:
Когда мать пришла, сын уже был дома.
2) она может следовать за главной частью:
Сын уже был дома, когда мать пришла.
3) она может располагаться внутри главной части:
Сын, когда мать пришла, уже был дома.
Схемы СПП:
[ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например:Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.
(чтобы…)1, […]2- сложноподчинённое предложение, например:
Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.
[… , (чтобы…)2 …]1 – сложноподчинённое предложение, например:Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1.
Пунктуация сложноподчинённого предложения.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным присоединительным
- СПП с придаточным обстоятельственным
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным присоединительным
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным обстоятельственным
- ССП с придаточным определительным
- ССП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
Правильные ответы:
- да
- да
- нет
- нет
- СПП с придаточным изъяснительным
- СПП с придаточным определительным
- СПП с придаточным присоединительным
- СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
- нет
- союзное слово
Смотрите также
Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/452
Как упростить «сложноподчиненные» отношения
Материал предоставленжурналом “Московскийбухгалтер” /
Ситуации, с которымисталкивается главный бухгалтер, зачастуюбывает трудно разрешить.Правда, иногда,чтобы найти выход, нужно всего лишь сделатьнестандартныйшаг или обратиться к новойинформации. Такой, например, которуюбухгалтерысмогли почерпнуть на прошедшемнедавно семинаре.
С ЛарисойМельниковой, главным бухгалтером крупноготоргового предприятия,я познакомилась насеминаре-тренинге «Речь и голос вбизнес-коммуникациях»,организованномкомпанией «Демосфен». Согласитесь, темасеминара звучит нескольконеобычно.
Казалось бы, профессия бухгалтера непредполагает активных коммуникацийсколлегами и подчиненными. Многие и вовсесчитают, что бухгалтер – этоскучныйсчетовод, главная задача которого –вовремя отчитываться передконтролерами.
Тогда что же привело счетногоработника на тренинг, полезный в первуюочередь«специалистам разговорного жанра»– руководителям предприятий иподразделений,работникам служб маркетингаи тому подобным?
Для чегобухгалтеру личностный рост?
Жизненный и профессиональный опытмоей собеседницы значителен: хорошееобразование,порядка десяти лет работыбухгалтером, осознание себя какспециалиста, пониманиетого, куда двигаться,как себя вести. Вот что необходимо сегодняруководителюфинансового подразделения.
Вто же время, как и любой начальник, главныйбухгалтерЛариса Мельникова «живет» вколлективе. А это уже некий рабочий социум,которыйдиктует, каким быть тому или иномуего участнику, и зачастую не позволяетчеловекуестественно проявлять себя.Отсюда, по мнению социологов, возникаетмножествопроблем в рабочих коллективах.
Ибухгалтерии современных предприятий –отнюдьне исключение. Сталкиваясь спроблемами в деловых коммуникациях, многиеглавбухисо временем понимают, чтонеобходимо пополнять не только собственнуюсугубосчетоводческую копилку знаний, но иразвивать свои личностные качества,простоучиться адекватно проявлять своюиндивидуальность.Причем, как правило,недостаточносесть и рассказать человеку,каким образом к этому можно прийти.
Бизнес-тренер Елена Крянева убеждена,что необходимо провести участникатренингачерез систему упражнений, вкоторых он нарабатывает новые для негоощущения.
Тогда в человеческом сознаниинеизбежно включается то, что называютмеханизмомсаморегуляции: человек самначинает меняться в благоприятную для негосторонуи в большинстве случаев получаетболее значительные результаты посравнениюс теми, к которым он стремилсявначале.
Успешный главбух,очаровательная женщина Лариса Мельниковаповедала мне, какдважды оказалась в одной итой же непростой ситуации. И что интересно,Ларисепришлось побывать как по ту, так и подругую сторону «баррикад» – сначалакакподчиненной, а потом в качестверуководителя бухгалтерии. Вот что онарассказала.
Круг спасения для«утопающих» бухгалтеров
Послеинститута Лариса самостоятельно нашлаработу в бухгалтерии областногофилиалакрупной московской торговой компании.После собеседования сфинансовымдиректором она была принята вштат замом главного бухгалтера.
Правда, еенемногонасторожили явные трения междунепосредственным руководителем – главнымбухгалтером– и финансовым директором. Этинелады она почувствовала с первого дняработына новом месте.
Причем руководительфинслужбы явно искал в новом замесвоегосоюзника, что не замедлило сказатьсяна отношении главного бухгалтера кнашейгероине. Перспектива карьерного ростав крупной компании была заманчивой.
ИЛарисарешила, что не стоит отказываться отпокровительства финдиректора, ноипереводить эти отношения в ранг«неуставных» она не собиралась. Вместоэтогоона начала изо всех сил «вгрызаться» втонкости своей новой работы.Онастараласьдосконально выполнять не толькосвои обязанности, но и любые порученияглавбуха,и всегда была готова кпереработкам. Тем не менее сложившаясянапряженностьсводила на нет большинство ееусилий. Главный бухгалтер не ценила еестарательность,считала, что Ларису взяли,чтобы «подсидеть» ее. Такое подозрение былонебезосновательным.Финансовый директордействительно считал, что новенькая замвполне могла бысправиться с руководствомсчетным подразделением компании.
Как бытам ни было, но Лариса буквальновыматывалась к концу каждого рабочегодня ифизически, и морально. Будучи по натуречеловеком энергичным и настойчивым,онастала какой-то тревожной, словно быпомеркла, потерялась.
Появиласьнеуверенность:что сказать в той или инойситуации, как себя вести. Вскоре ухудшилисьотношенияЛарисы с коллегами. Ее как будтоигнорировали и бухгалтеры, и работникидругихподразделений компании.
Проработавтак некоторое время, Лариса в конце концовсперспективной работы ушла.
Какое-товремя она задавалась вопросом: «А можно либыло добиться позитивногорезультата в тойситуации?» Тогда ответа она не нашла.
Многопозже Лариса,уже заняв должность главбуха,начала целенаправленно постигать способыэффективноговзаимодействия с подчиненнымии руководителем.
Набравшись жизненногоопыта,она поняла, что успех кроется вовсе нев наборе приемов и методов, а вличностисамого руководителя.
Точно натаком же принципе построена концепциясеминара-тренинга «Речь и голосвбизнес-коммуникациях», одна из ведущихкоторого Елена Крянева не даетготовыхрешений для тех или иных сложныхситуаций в деловом общении, нопредлагаетучастникам самим прийти кответам на свои многочисленные вопросы.
Ключ, который есть у каждого
Будучи профессиональнымтеатральным режиссером и педагогом, г-жаКрянева предлагаетруководителям испециалистам фирм освоить отдельныеприемы, которые используютпри обученииактеров. Причем речь идет вовсе не осценическом мастерстве, ао техниках,которые помогают прийти к естественнойвыразительности и убедительности,в томчисле в ситуациях делового общения.
Одним из основных инструментов актеров,как и многих деловых людей, являетсяголос.Давно подмечено: как только человек«уточняет» внутренний образсебя,представление о том, кто он есть, томгновенно меняется и его голос. Инаоборот,меняя свой голос, управляя им,человек управляет собой.
Он добиваетсяконтролянад ситуацией и соответственноможет прийти к лучшим результатам и вжизни,и в работе. На этом принципе основаныметодики, по которым Елена Кряневаработаетс участниками своего тренинга.Замечательно то, что в процессе выполнениязаданийведущая корректирует действиякаждого участника так, чтобы обратитьвниманиена такие особенности его реакций,поведения, которых раньше человексовершенноне замечал.
А сложнаяситуация Ларисы, видимо, по иронии судьбывернулась к ней вновь.Только теперь ужеподчиненная ей сотрудница оказалась в роли«приближенной»директора компании.Главному же счетному работнику фирмы этосулило известныепроблемы.
Обычно от«человека свиты» практически невозможнодобиться выполнениякаких-либо поручений. Влучшем случае он формально выполняет своиобязанностипо инструкции.
В подобнойситуации глав-буху очень легко свалить всена «злые»обстоятельства и погрузиться вобвинения: подчиненные не те, окружение нетои т. д. Многие знакомые нашей героини, тожеглавбухи, видели только один выходизсоздавшейся ситуации – уволитьподчиненную либо уйти самой.
Однако и тоидругое решение Лариса посчитала однозначнопроигрышным. Сейчас она намеренаприйти ктакому решению, которое не повлечет засобой никаких увольнений, носниметнапряженность в ее подразделении.
Слово главбуха должно быть простовеским
Лариса считает, что в работеглавбуха вообще часто возникают ситуации,длярешения которых важно не только то, чтоговорит руководитель, но и как он этоделает.Вот наглядный пример. Молодая главбух неумеет давать поручения, чтоназывается,строить подчиненных. Она не может простопоставить сотрудника передфактом, аначинает обсуждать с ним задание.
Частозадача, поставленная такимобразом,остается нерешенной. В принципе компромисскак тактика вполне хорош.Плохо, когдаединственное, что умеет руководительбухгалтерии, – это договориться.
Однакодругая крайность – главбух, способныйтолько «прессовать» подчиненныхемубухгалтеров, жестким нажимом добиваясьвыполнения работы – это тоженеэффективныйстиль руководства.Настоящий профессионализмруководителя появляется тогда, когда впортфеле(или в сумочке!) у главбуха большеодного «инструмента» взаимодействия сподчиненными.Если у нее там лишь одинмолоточек, то все, что она сможет, – этозабиватьгвозди. А если в ее арсенале, кпримеру, «одинокий» гаечный ключ, – топридетсявсе время завинчивать гайки.
Поэтому первому лицу бухгалтерии рано илипозднопридется развивать свое мастерстворуководителя и умение правильновзаимодействоватьс подчиненными. Такомуглавбуху не придется особо заморачиватьсяпо поводу«психологически несовместимого»,блатного и прочего «нестандартного»персонала.
Ведь он сможет добиться нужногоему результата как от директорского«фаворита»,так и от любого другого«трудного» подчиненного.
Редакцияблагодарит за помощь в подготовкематериала Лабораториюкоммуникативногоимиджа «Демосфен» –организатора семинаров и тренингов побизнес-коммуникациям.
Кстати
Бизнес-тренер Елена Кряневарекомендует выполнять простую медитацию,помогающуюраскрыть природное дыхание.
Прежде всего уясните себе, что, изучаядыхание, вы изучаете свое подсознание.Акогда вы дышите механически, вы обрываетесвязь со своим интуитивным каналом.Начнитеучиться просто наблюдать за своим дыханием,слушать его. При этом неследует мыслитьактивными глаголами (я вдыхаю, я выдыхаю и т.д.). Вместо этогоосознайте, как дыханиепросто живет внутри вас:
- Представьте, что есть некийжитель, воздушный эльф, которыйвходит вваше тело, поднимает вашу грудную клетку иопускает ее.
- Ясно почувствуйте, что этоименно дыхание движет – поднимаетиопускает – ваше тело, а не наоборот. Ипопробуйте определить, в какомместе вашеготела начинается это движение. Положите тудаладонь.
- Расслабьте мышцы живота ипозвольте дыханию войти.
- Расслабьтемышцы живота и позвольте дыханию выйти.
Между вдохом и последующимвыдохом наступает короткая пауза, и…дыханиеосвобождается. А вместе с нимосвобождаются, расслабляются и ваше тело, ивашесознание.
Выдох, и… снова наступаетпауза – маленькая смерть, когда человек какбыне живет. И в этой паузе возникает легкийимпульс, побуждение к новой жизни:«Хочудышать, чтобы жить». Этот импульс рождаетсяв глубинах сознания и черезпозвоночникпроходит в нижнюю часть туловища. Онстимулирует, одухотворяетвсе ваше тело.Отметьте, какой это крошечный,низкочастотный импульс.
И когда вы очем-то сильно волнуетесь, переживаете,когда кажется, что атмосферавокруг васнакалена до предела, сосредоточьтесь наминуту и ощутите свой первичныйприродныйимпульс «хочу дышать, чтобы жить», –рекомендует Елена Крянева. Ивыпочувствуете, как волнение уходит.
Светлана БАЙКАЛОВА
Юридические статьи »
Источник: https://www.lawmix.ru/articles/41956