+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Подчинительная связь в сложном предложении

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Подчинительная связь суще­ству­ет в слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью. Подчинительная связь в слож­ном пред­ло­же­нии выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов и союз­ных слов.

Понятие о сложном предложении

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу в одно пред­ло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся слож­ным.

Понаблюдаем:

Наступило утро.  Взошло умы­тое  росой солн­це. Лучи солн­ца тро­ну­ли вер­хуш­ки дере­вьев.

Наступило утро, и взо­шло умы­тое росой солн­це, лучи кото­ро­го тро­ну­ли вер­хуш­ки дере­вьев.

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся еди­ни­цей само­сто­я­тель­но­го сооб­ще­ния. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов. Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го могут объ­еди­нять­ся дву­мя спо­со­ба­ми:
  1. с помо­щью сою­зов и союз­ных слов;
  2. при помо­щи инто­на­ции (без сою­зов и союз­ных слов).

Бессоюзные предложения

Если в слож­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся по смыс­лу и инто­на­ци­он­но без уча­стия сою­зов, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся бес­со­юз­ным.

На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Я огля­нул­ся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

Предложения, соеди­нен­ные союз­ной свя­зью, делят­ся в зави­си­мо­сти от вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми и харак­те­ра сою­зов на два вида:

  1. слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП);
  2. слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (СПП).

Сложносочиненные предложения

Предложения, в соста­ве кото­рых син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, назы­ва­ют­ся слож­но­со­чи­нен­ны­ми.  В таком слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ука­жем сочи­ни­тель­ную связь. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми перед сою­зом обыч­но ста­вит­ся запя­тая.

Потом все стих­ло, и толь­ко мор­ская даль все так же моно­тон­но, негром­ко шуме­ла (К. Паустовский).

Черная туча так же гроз­но засти­ла­ет про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну небо­скло­на, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложноподчиненные предложения

В соста­ве слож­но­го пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния могут быть син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми. Одно из пред­ло­же­ний явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое или несколь­ко пред­ло­же­ний — под­чи­нен­ным ему.

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре глав­ным явля­ет­ся пред­ло­же­ние:

«небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та».

К нему с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что­бы» при­со­еди­ня­ет­ся зави­си­мое пред­ло­же­ние:

«мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры».

Часть СПП, по смыс­лу и син­так­си­че­ски зави­си­мая от дру­гой, под­чи­ня­ю­щей части, и име­ю­щая под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Часть слож­но­го пред­ло­же­ния, под­чи­ня­ю­щая себе при­да­точ­ную и не име­ю­щая в сво­ем соста­ве под­чи­ни­тель­но­го сою­за (союз­но­го сло­ва), явля­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем.

Подчинительная связь меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении

часть и зави­си­мое пред­ло­же­ние соеди­ня­ют­ся с помо­щью раз­лич­ных под­чи­ни­тель­ных сою­зов:

что­бы, пока, буд­то, как, если, точ­но, слов­но, так что, как буд­то, с тех пор как и пр.

Подчинительные сою­зы выра­жа­ют опре­де­лен­ный вид смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния (вре­мен­ные, при­чин­ные, целе­вые, услов­ные, усту­пи­тель­ные и пр.)

Роль под­чи­ни­тель­ных сою­зов выпол­ня­ют союз­ные сло­ва:

  • отно­си­тель­ные место­име­ния

кто, что, какой, кото­рый,  каков, чей, сколь­ко;

  • отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия

когда, где, куда, зачем, куда, поче­му, как.

Таблица «Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва»

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния пояс­не­нияЧто, что­бы, как и др.
ВременныеВыражают вре­мен­ные отно­ше­нияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
ПричинныеВыражают при­чин­ные отно­ше­нияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с…
УсловныеВыражают услов­ные отно­ше­нияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
ЦелевыеВыражают целе­вые отно­ше­нияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отно­ше­нияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отно­ше­нияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
СледственныеВыражают след­ствен­ные отно­ше­нияТак что.

Союз или союз­ное сло­во выпол­ня­ют роль свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­я­ми. Подчинительный союз вхо­дит в состав зави­си­мой части и не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Союзное сло­во выпол­ня­ет функ­цию свя­зи и явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в при­да­точ­ной части.

Нет ниче­го тако­го в окру­жа­ю­щей нас жиз­ни и в нашем созна­нии, чего нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом: и зву­ча­ние музы­ки, и спек­траль­ный блеск кра­сок, и шум садов, и ска­зоч­ность сно­ви­де­ний (К. Паустовский).

Виды подчинительной связи в СПП

В СПП может быть не одно, а несколь­ко при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, при­чем они свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью не толь­ко с глав­ным пред­ло­же­ни­ем, но и меж­ду собой. Различают несколь­ко видов такой слож­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Последовательная подчинительная связь

Последовательное под­чи­не­ние несколь­ких при­да­точ­ных частей про­сле­жи­ва­ет­ся в СПП, если пер­вая при­да­точ­ная часть зави­сит от глав­но­го пред­ло­же­ния, а вто­рая при­да­точ­ная часть — от пер­вой, тре­тья — от вто­рой и т.д. Такую под­чи­ни­тель­ную связь образ­но мож­но срав­нить с бусин­ка­ми, кото­рые после­до­ва­тель­но нани­зы­ва­ют­ся на одну нит­ку друг за дру­гом.

Синоним — это сло­во, к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет, когда не зна­ет, как пишет­ся нуж­ное сло­во.

Синоним — это сло­во (какое?), к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет (когда?), когда не зна­ет (чего?), как пишет­ся нуж­ное сло­во.

Построение это­го пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить с помо­щью схе­мы:
[      ], (к кото­ро­му… ), (когда… ), (как… ).

Примеры

В этой бесе­де при­нял уча­стие и Пушкин, кото­рый с жаром дока­зы­вал, что тай­ное обще­ство мог­ло бы при­не­сти России боль­шую поль­зу (Сборник «Пушкин и декаб­ри­сты»).

В мае мы воз­вра­ти­лись в Россию через Москву пря­мо в Шахматово, где нача­лась та при­воль­ная жизнь, кото­рая воз­мож­на толь­ко в рус­ской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).

Арбузов дол­го всмат­ри­вал­ся в них, щуря гла­за, пока не узнал сво­е­го про­тив­ни­ка, аме­ри­кан­ско­го бор­ца, кото­рый тре­ни­ро­вал­ся в борь­бе с одним из его помощ­ни­ков, тоже аме­ри­кан­цем (А. Куприн. В цир­ке).

Однородная подчинительная связь

В СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му сло­ву в глав­ной части и явля­ют­ся при­да­точ­ны­ми одно­го типа. Повторяющиеся союз или союз­ное сло­во могут при этом опус­кать­ся.

Хотя брич­ка мча­лась во всю про­па­лую и дерев­ня Ноздрева дав­но унес­лась из вида, закрыв­шись поля­ми, отло­го­стя­ми и при­гор­ка­ми, но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К глав­но­му пред­ло­же­нию «но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом» с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «хотя» при­со­еди­ня­ет­ся пер­вое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки «брич­ка мча­лась во всю про­па­лую», соеди­нен­ное с помо­щью сочи­ни­тель­но­го сою­за «и» со вто­рым одно­род­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем это­го же типа «дерев­ня Ноздрёва дав­но унес­лась из вида…»

Схема пред­ло­же­ния:

(Хотя…) и (   ), [но…  ]

Между дву­мя при­да­точ­ны­ми одно­род­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ста­вит­ся.

Неоднородное (параллельное) подчинение

В СПП с неод­но­род­ным (парал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию и явля­ют­ся раз­ны­ми по зна­че­нию либо отно­сят­ся к раз­ным сло­вам в глав­ной части. Возможен вари­ант неод­но­род­но­го под­чи­не­ния, когда одна при­да­точ­ная пояс­ня­ет всю глав­ную часть, а дру­гая — толь­ко сло­во в глав­ной части.

Когда Ростов подъ­ез­жал к пол­ку, он испы­ты­вал чув­ство, подоб­ное тому, кото­рое он испы­ты­вал, подъ­ез­жая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).

Построение это­го СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить в виде схе­мы:

(Когда…), [     ], (кото­рое…)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии зави­сит от место­по­ло­же­ния при­да­точ­ной части.

1. Если при­да­точ­ная часть сле­ду­ет за глав­ным пред­ло­же­ни­ем, то перед сою­зом (союз­ным сло­вом) ста­вит­ся запя­тая.

Снег лежал на дере­вьях, с кото­рых еще не опа­ла осен­няя листва (Т. Тэсс).

Казалось, что повсю­ду воца­ри­лись свет и теп­ло (Н. Позняков).

2. Придаточное пред­ло­же­ние может нахо­дить­ся в сере­дине глав­но­го. В таком слу­чае оно выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с двух сто­рон.

Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

3. Придаточное пред­ло­же­ние нахо­дит­ся перед глав­ным. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

С тех пор как я побы­вал с Петром Ивановичем на лов­ле пере­пе­лов, я стал частень­ко к нему загля­ды­вать (Г. Скребицкий).

В СПП с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем рядом могут нахо­дить­ся сою­зы (союз­ные сло­ва). Запятая меж­ду ними не ста­вит­ся, если после вто­рой при­да­точ­ной части сле­ду­ет часть состав­но­го сою­за «то», «так» или «но»:

Я пло­хо знаю и пони­маю музы­ку, но_когда слу­шаю Шопена, то мне кажет­ся, что он уме­ет при­да­вать отте­нок радо­сти каж­дой печа­ли.

Горцы ска­за­ли мне, что_как нача­ли про­кла­ды­вать доро­гу, так туры исчез­ли (В. А. Гиляровский).

Запятая на сты­ке под­чи­ни­тель­ных сою­зов ста­вит­ся в СПП, если вто­рая часть сою­за отсут­ству­ет.

Часто слу­ча­ет­ся бабьим летом, что, когда с утра небо затя­ну­то, вдруг мяг­кое солн­це без теней осве­тит зем­лю (К. Федин).

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/podchinitelnaia-sviaz-slozhnom-predlozhenii.html

Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.

Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений.

Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов.

Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее)

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление – это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными:

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где, куда, откуда):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если, коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую – союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.

Я думаю, что она приедет завтра.

(что – союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.

(чтобы…)1, […]2- сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.

[… , (чтобы…)2 …]1 – сложноподчинённое предложение, например:
 

Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1.

Пунктуация сложноподчинённого предложения.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным (времени)

Правильные ответы:

  1. да
  2. да
  3. нет
  4. нет
  5. СПП с придаточным изъяснительным
  6. СПП с придаточным определительным
  7. СПП с придаточным присоединительным
  8. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  9. нет
  10. союзное слово

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/452

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Как упростить «сложноподчиненные» отношения

Материал предоставленжурналом “Московскийбухгалтер” /

Ситуации, с которымисталкивается главный бухгалтер, зачастуюбывает трудно разрешить.Правда, иногда,чтобы найти выход, нужно всего лишь сделатьнестандартныйшаг или обратиться к новойинформации. Такой, например, которуюбухгалтерысмогли почерпнуть на прошедшемнедавно семинаре.

С ЛарисойМельниковой, главным бухгалтером крупноготоргового предприятия,я познакомилась насеминаре-тренинге «Речь и голос вбизнес-коммуникациях»,организованномкомпанией «Демосфен». Согласитесь, темасеминара звучит нескольконеобычно.

Казалось бы, профессия бухгалтера непредполагает активных коммуникацийсколлегами и подчиненными. Многие и вовсесчитают, что бухгалтер – этоскучныйсчетовод, главная задача которого –вовремя отчитываться передконтролерами.

Тогда что же привело счетногоработника на тренинг, полезный в первуюочередь«специалистам разговорного жанра»– руководителям предприятий иподразделений,работникам служб маркетингаи тому подобным?

Для чегобухгалтеру личностный рост?

Жизненный и профессиональный опытмоей собеседницы значителен: хорошееобразование,порядка десяти лет работыбухгалтером, осознание себя какспециалиста, пониманиетого, куда двигаться,как себя вести. Вот что необходимо сегодняруководителюфинансового подразделения.

Вто же время, как и любой начальник, главныйбухгалтерЛариса Мельникова «живет» вколлективе. А это уже некий рабочий социум,которыйдиктует, каким быть тому или иномуего участнику, и зачастую не позволяетчеловекуестественно проявлять себя.Отсюда, по мнению социологов, возникаетмножествопроблем в рабочих коллективах.

Ибухгалтерии современных предприятий –отнюдьне исключение. Сталкиваясь спроблемами в деловых коммуникациях, многиеглавбухисо временем понимают, чтонеобходимо пополнять не только собственнуюсугубосчетоводческую копилку знаний, но иразвивать свои личностные качества,простоучиться адекватно проявлять своюиндивидуальность.

Причем, как правило,недостаточносесть и рассказать человеку,каким образом к этому можно прийти.

Бизнес-тренер Елена Крянева убеждена,что необходимо провести участникатренингачерез систему упражнений, вкоторых он нарабатывает новые для негоощущения.

Тогда в человеческом сознаниинеизбежно включается то, что называютмеханизмомсаморегуляции: человек самначинает меняться в благоприятную для негосторонуи в большинстве случаев получаетболее значительные результаты посравнениюс теми, к которым он стремилсявначале.

Успешный главбух,очаровательная женщина Лариса Мельниковаповедала мне, какдважды оказалась в одной итой же непростой ситуации. И что интересно,Ларисепришлось побывать как по ту, так и подругую сторону «баррикад» – сначалакакподчиненной, а потом в качестверуководителя бухгалтерии. Вот что онарассказала.

Круг спасения для«утопающих» бухгалтеров

Послеинститута Лариса самостоятельно нашлаработу в бухгалтерии областногофилиалакрупной московской торговой компании.После собеседования сфинансовымдиректором она была принята вштат замом главного бухгалтера.

Правда, еенемногонасторожили явные трения междунепосредственным руководителем – главнымбухгалтером– и финансовым директором. Этинелады она почувствовала с первого дняработына новом месте.

Причем руководительфинслужбы явно искал в новом замесвоегосоюзника, что не замедлило сказатьсяна отношении главного бухгалтера кнашейгероине. Перспектива карьерного ростав крупной компании была заманчивой.

ИЛарисарешила, что не стоит отказываться отпокровительства финдиректора, ноипереводить эти отношения в ранг«неуставных» она не собиралась. Вместоэтогоона начала изо всех сил «вгрызаться» втонкости своей новой работы.

Онастараласьдосконально выполнять не толькосвои обязанности, но и любые порученияглавбуха,и всегда была готова кпереработкам. Тем не менее сложившаясянапряженностьсводила на нет большинство ееусилий. Главный бухгалтер не ценила еестарательность,считала, что Ларису взяли,чтобы «подсидеть» ее. Такое подозрение былонебезосновательным.Финансовый директордействительно считал, что новенькая замвполне могла бысправиться с руководствомсчетным подразделением компании.

Как бытам ни было, но Лариса буквальновыматывалась к концу каждого рабочегодня ифизически, и морально. Будучи по натуречеловеком энергичным и настойчивым,онастала какой-то тревожной, словно быпомеркла, потерялась.

Появиласьнеуверенность:что сказать в той или инойситуации, как себя вести. Вскоре ухудшилисьотношенияЛарисы с коллегами. Ее как будтоигнорировали и бухгалтеры, и работникидругихподразделений компании.

Проработавтак некоторое время, Лариса в конце концовсперспективной работы ушла.

Какое-товремя она задавалась вопросом: «А можно либыло добиться позитивногорезультата в тойситуации?» Тогда ответа она не нашла.

Многопозже Лариса,уже заняв должность главбуха,начала целенаправленно постигать способыэффективноговзаимодействия с подчиненнымии руководителем.

Набравшись жизненногоопыта,она поняла, что успех кроется вовсе нев наборе приемов и методов, а вличностисамого руководителя.

Точно натаком же принципе построена концепциясеминара-тренинга «Речь и голосвбизнес-коммуникациях», одна из ведущихкоторого Елена Крянева не даетготовыхрешений для тех или иных сложныхситуаций в деловом общении, нопредлагаетучастникам самим прийти кответам на свои многочисленные вопросы.

Ключ, который есть у каждого

Будучи профессиональнымтеатральным режиссером и педагогом, г-жаКрянева предлагаетруководителям испециалистам фирм освоить отдельныеприемы, которые используютпри обученииактеров. Причем речь идет вовсе не осценическом мастерстве, ао техниках,которые помогают прийти к естественнойвыразительности и убедительности,в томчисле в ситуациях делового общения.

Одним из основных инструментов актеров,как и многих деловых людей, являетсяголос.Давно подмечено: как только человек«уточняет» внутренний образсебя,представление о том, кто он есть, томгновенно меняется и его голос. Инаоборот,меняя свой голос, управляя им,человек управляет собой.

Он добиваетсяконтролянад ситуацией и соответственноможет прийти к лучшим результатам и вжизни,и в работе. На этом принципе основаныметодики, по которым Елена Кряневаработаетс участниками своего тренинга.

Замечательно то, что в процессе выполнениязаданийведущая корректирует действиякаждого участника так, чтобы обратитьвниманиена такие особенности его реакций,поведения, которых раньше человексовершенноне замечал.

А сложнаяситуация Ларисы, видимо, по иронии судьбывернулась к ней вновь.Только теперь ужеподчиненная ей сотрудница оказалась в роли«приближенной»директора компании.Главному же счетному работнику фирмы этосулило известныепроблемы.

Обычно от«человека свиты» практически невозможнодобиться выполнениякаких-либо поручений. Влучшем случае он формально выполняет своиобязанностипо инструкции.

В подобнойситуации глав-буху очень легко свалить всена «злые»обстоятельства и погрузиться вобвинения: подчиненные не те, окружение нетои т. д. Многие знакомые нашей героини, тожеглавбухи, видели только один выходизсоздавшейся ситуации – уволитьподчиненную либо уйти самой.

Однако и тоидругое решение Лариса посчитала однозначнопроигрышным. Сейчас она намеренаприйти ктакому решению, которое не повлечет засобой никаких увольнений, носниметнапряженность в ее подразделении.

Слово главбуха должно быть простовеским

Лариса считает, что в работеглавбуха вообще часто возникают ситуации,длярешения которых важно не только то, чтоговорит руководитель, но и как он этоделает.Вот наглядный пример. Молодая главбух неумеет давать поручения, чтоназывается,строить подчиненных. Она не может простопоставить сотрудника передфактом, аначинает обсуждать с ним задание.

Частозадача, поставленная такимобразом,остается нерешенной. В принципе компромисскак тактика вполне хорош.Плохо, когдаединственное, что умеет руководительбухгалтерии, – это договориться.

Однакодругая крайность – главбух, способныйтолько «прессовать» подчиненныхемубухгалтеров, жестким нажимом добиваясьвыполнения работы – это тоженеэффективныйстиль руководства.

Настоящий профессионализмруководителя появляется тогда, когда впортфеле(или в сумочке!) у главбуха большеодного «инструмента» взаимодействия сподчиненными.Если у нее там лишь одинмолоточек, то все, что она сможет, – этозабиватьгвозди. А если в ее арсенале, кпримеру, «одинокий» гаечный ключ, – топридетсявсе время завинчивать гайки.

Поэтому первому лицу бухгалтерии рано илипозднопридется развивать свое мастерстворуководителя и умение правильновзаимодействоватьс подчиненными. Такомуглавбуху не придется особо заморачиватьсяпо поводу«психологически несовместимого»,блатного и прочего «нестандартного»персонала.

Ведь он сможет добиться нужногоему результата как от директорского«фаворита»,так и от любого другого«трудного» подчиненного.

Редакцияблагодарит за помощь в подготовкематериала Лабораториюкоммуникативногоимиджа «Демосфен» –организатора семинаров и тренингов побизнес-коммуникациям.

Кстати

Бизнес-тренер Елена Кряневарекомендует выполнять простую медитацию,помогающуюраскрыть природное дыхание.

Прежде всего уясните себе, что, изучаядыхание, вы изучаете свое подсознание.Акогда вы дышите механически, вы обрываетесвязь со своим интуитивным каналом.Начнитеучиться просто наблюдать за своим дыханием,слушать его. При этом неследует мыслитьактивными глаголами (я вдыхаю, я выдыхаю и т.д.). Вместо этогоосознайте, как дыханиепросто живет внутри вас:

  • Представьте, что есть некийжитель, воздушный эльф, которыйвходит вваше тело, поднимает вашу грудную клетку иопускает ее.
  • Ясно почувствуйте, что этоименно дыхание движет – поднимаетиопускает – ваше тело, а не наоборот. Ипопробуйте определить, в какомместе вашеготела начинается это движение. Положите тудаладонь.
  • Расслабьте мышцы живота ипозвольте дыханию войти.
  • Расслабьтемышцы живота и позвольте дыханию выйти.

Между вдохом и последующимвыдохом наступает короткая пауза, и…дыханиеосвобождается. А вместе с нимосвобождаются, расслабляются и ваше тело, ивашесознание.

Выдох, и… снова наступаетпауза – маленькая смерть, когда человек какбыне живет. И в этой паузе возникает легкийимпульс, побуждение к новой жизни:«Хочудышать, чтобы жить». Этот импульс рождаетсяв глубинах сознания и черезпозвоночникпроходит в нижнюю часть туловища. Онстимулирует, одухотворяетвсе ваше тело.Отметьте, какой это крошечный,низкочастотный импульс.

И когда вы очем-то сильно волнуетесь, переживаете,когда кажется, что атмосферавокруг васнакалена до предела, сосредоточьтесь наминуту и ощутите свой первичныйприродныйимпульс «хочу дышать, чтобы жить», –рекомендует Елена Крянева. Ивыпочувствуете, как волнение уходит.

Светлана БАЙКАЛОВА

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/41956

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.