+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как региональные праздники могут привести к проблемам с налоговой

Содержание

Проблемы налоговой системы

Как региональные праздники могут привести к проблемам с налоговой

Развитие государственности неразрывно связано с необходимостью содержания государственного аппарата. Средства для этого издавна собирались с населения и субъектов хозяйствования. Эти сборы получили название налогов.

Определение 1

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, которые взимаются органами государственной власти с юридических и физических лиц в пользу государства для содержания государственного аппарата и финансирования осуществления государством и его структурными образованиями своих функций.

Каждое государство устанавливает свой свод налогов. Все разнообразие налогов условно можно разделить на несколько групп по разным критериям. Налоги бывают:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямые налоги взимаются с налогоплательщиков за доходы от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . Косвенными налогами включены в цену товара. Поэтому их оплачивает потребитель. Это налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ставка аккордных налогов устанавливаются государством без учета уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). Подоходный же налог представляет собой определенный процент от дохода. Выделяют прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Несмотря на разнообразие видов налогов, все они выполняют несколько важных функций:

  • фискальную (обеспечение наполнения доходной части бюджета);
  • распределительная (перераспределение собранных в бюджете средств в соответствии с государственной и региональной политикой);
  • регуляторная (как способ государственного влияния на экономические процессы);
  • функция контроля (контроль за своевременным поступлением налогов и за финансовым состоянием).

Процессы установления налогом и их взыскания регулируются специальным налоговым законодательством государства. Эти же законы определяют органы, ведающие вопросами налогообложения, и устанавливает их полномочия.

Определение 2

Налоговая система государства – это совокупность законодательной базы налогообложения, видов налогов, государственных органов налоговой службы, субъектов налогообложения и государственной налоговой политики.

Основные проблемы в налогообложении

Нет идеальных налоговых систем. Каждое государство сталкивается с определенными проблемами в этом вопросе. Основное противоречие – это обязательный, принудительный характер налоговых платежей.

В случае уклонения от уплаты налогов, налогоплательщику грозит уголовная ответственность.

Но ставки налогов иногда бывают настолько несоразмерны с производственными затратами и полученной прибылью, что их уплата может поставить предпринимателя на грань банкротства.

В связи с этим, чтобы повысить доход в бюджеты различных уровней за счет прямых налогов следует проанализировать ситуацию и принять меры для финансового оздоровления убыточных предприятий. Для этого следует снизить налоговые ставки или ввести льготное налогообложение. Увеличить поступления в бюджет можно путем привлечения инвестиций на территорию субъекта государства.

Еще одной проблемой является необходимость развивать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса. Требуется постоянно расширять для предпринимателей возможности доступа к информационным ресурсам.

Чрезмерное развитие чиновничьего аппарата в некоторых государствах (особенно на постсоветском пространстве и в ряде стран Азии) создает неоправданные административные барьеры для осуществления предпринимательства.

Существенной проблемой является соответствие ставки налогов и уровня доходов предпринимателя. Еще Адам Смит отмечал необходимость разумного применения налогов. В противном случае «неразумная налоговая политика» может привести к увеличению контрабанды. А это приводит к потерям в бюджете.

Проблемы налоговой системы России

Одной из самых главных проблем российской экономической жизни является постоянный дефицит бюджета. Он имеет хронический характер из-за постоянного превышения расходов над доходами. Эта ситуация приводила к эмиссии, ибо налоговые поступления не могли покрыть растущие расходы.Ввиду выше сказанного можно выделить следующие проблемы, связанные со сферой налогов:

  • политическая нестабильность в стране ограничивает способность власти взимать налоги;
  • несбалансированный бюджет угнетающе действует на состояние налоговой базы;
  • государство ограничено в возможностях взимать налоги с превышением определенного уровня.

В настоящее время стала очевидной несовместимость существующего уровня и способа взыскания налогов и демократических целей политического режима, уровня экономического развития отраслей, регионов и государства в целом.

Неправильное понимание причин бюджетного кризиса руководством страны приводит к ошибкам при попытках его преодоления.

Они проявлялись в попытках улучшения собираемости налогов за счет повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации налогового законодательства.

Упомянутые выше меры приносили лишь кратковременный и местный эффект. После этого собираемость налогов снова резко снижалась. Несостоятельность попыток объясняется тем, что уровень налогового сбора не должен превышать $30$ % внутреннего валового продукта. Поэтому необходима основательная перестройка всей налоговой системы (глубокая реформа, реорганизация).

Налоговая система России должна стать менее запутанной и громоздкой. Предстоящая реформа должна упорядочить существующие нормы налогообложения. Предполагается совершенствование как самой структуры налогов, так и налоговых органов на всех уровнях государственных образований. Это позволит оптимизировать обеспечение сбора налогов.

Замечание 1

К сожалению, несовершенство налогового законодательства связано с текущими потребностями реалий политической и экономической жизни. Налоговые правовые институты не успевают за темпами развития современной экономики. Кроме того, в науке налогового права нет единой концепции, единства взглядов на построение необходимых моделей и законов.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/problemy_nalogovoy_sistemy/

В каких случаях стоит ждать налоговую проверку

Как региональные праздники могут привести к проблемам с налоговой

Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

  • оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
  • суммы уплаченных налогов.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно.

Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают.

Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц.

Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии.

Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги.

Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами.

Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок.

Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий.

Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь.

А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок.

Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день.

Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Источник: https://dezhur.com/db/usefull/v-kakih-sluchayah-stoit-zhdat-nalogovuyu-proverku.html

День работника налоговой инспекции

Как региональные праздники могут привести к проблемам с налоговой

Ежегодно 21 ноября все налоговики России отмечают свой профессиональный праздник. Этот праздник официально утвержден на государственном уровне указом Президента РФ. Команда Карьерист.

ру поздравляет всех работников налоговой инспекции и всех тех, чья работа связана с налоговой службой. Желаем Вам неиссякаемого энтузиазма и мотивации к работе, карьерных достижений, рота и движения вперед. Ваша работа важна, а Ваша профессия незаменима.

Наполнение государственного бюджета – это то, без чего экономика страны просто не могла бы существовать, а социальные обязательства перед гражданами просто не могли бы быть выполнены.

Вы двигатель экономики и финансовой системы, Ваш труд очень значим, и переоценить его невозможно. Пусть вклад, который Вы вносите в благополучие страны, всегда будет оценен по достоинству.

С праздником Вас, дорогие работники налоговой системы РФ.

История возникновения праздника работника налоговой инспекции

Система налогообложения в России возникала достаточно давно. Во времена правления Петра I на территории России были созданы 12 коллегий, на 4 из которых была возложена функция решения финансовых вопросов: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.

Императрица Екатерина II в 1780 году учредила экспедицию о государственных доходах. В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» были созданы восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел.

Именно в ведении Министерства финансов и находились государственные доходы и расходы страны.

Дата празднования Дня налоговика в России была выбрана неслучайным образом, и приурочена она к созданию Государственной налоговой службы 21 ноября 1991 года, когда налоговая функция от Министерства финансов была передана этой Службе. Сам же праздник был учрежден Указом Президента РФ В. Путина от 11 ноября 2000 года № 1868 на официальном уровне. Тем самым, высшие государственные чины подчеркнули важность профессии налоговика и выразили свое уважение к труду работников системы.

В нынешнем году праздник будет отмечаться в 16 раз. У этого Дня уже сложились свои традиции празднования. Так, работники налоговой службы и всех ее территориальных подразделений отмечают профессиональный праздник с размахом. В коллективах организовывают корпоративы и застолья.

В торжественной обстановке руководители вручают подчиненным почетные грамоты, дипломы, премируют лучших работников, повышают по службе и присваивают новые звания.

Чиновники Министерства финансов тоже награждают лучших сотрудников за выдающиеся достижения перед государством, присваивая нагрудный знак отличия «Почетный работник ФНС России».

Также, и средства массовой информации не обходят вниманием профессиональный праздник налоговиков. 21 ноября в эфир выходят различные телепередачи, посвященные налоговикам, системе налогообложения, обсуждаются налоговые реформы и законопроекты, а у чиновников системы финансов берут интервью.

Рынок труда налоговой системы: проблемы, зарплаты

Государственная налоговая служба пережила множество преобразований и изменений.

Указом Президента Российской Федерации № 1635 от 23 декабря 1998 года Госналогслужба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а в 2004 году оно стало Федеральной налоговой службой РФ.

На сегодняшний день действующая в России налоговая система основывается на более чем 20 самых разных законах, которые охватывают почти все сферы экономической и социальной жизни страны.

Сегодня работать в системе ФСН России не является престижно, и желающих пополнить ряды сотрудников центральной и региональных служб в последние годы поубавилось. Престиж профессии налоговика подрывает неконкурентная оплата труда. Многие россияне свыклись с мнением, что налоговики получают высокие заработные платы.

На самом деле, работник данной сферы на государственном уровне получает сумме в среднем равную 70 тысячам рублей, региональный же сотрудник – 30 тысяч рублей, в зависимости от территориального подразделения.

Вторая проблема, почему на службу в налоговые органы не стремится перспективная молодежь – это отсутствие различных льгот, которые получают, к примеру, полицейские или пожарные.

Молодому специалисту в налоговой могут предложить зарплату равную в среднем 10-11 тысяч рублей. Поэтому молодые специалисты поступают на службу лишь с одним мотивом – получить соответствующий опыт в сфере, чтобы потом найти достойную высокооплачиваемую работу в системе финансов, но уже в частном секторе.

Так, в среднем текучесть кадров в ФСН составляет 35 тысяч человек в год. И эта ситуация катастрофическая.

В налоговых структурах как на национальном, так и на региональном уровнях в большинстве своем трудятся работники предпенсионного и пенсионного возраста, и передать свой опыт и знания практически некому.

Согласно законопроектам, разрабатываемым Министерством финансов РФ, к 2021 году заработная плата налоговиков увеличится суммарно на 30%.

Исходя из того, что в стране уже не первый год отмечается экономический кризис, даже такой уровень роста заработной платы считается достаточно весомым достижением.

Также заработную плату госслужащих, а работники налоговых входят в их число, планируется индексировать согласно с уровнем текущей инфляции.

Согласно данным ресурса russia.trud в России в 2021 году налоговый инспектор в среднем по стране получал зарплату в 33 тысячи рублей. В число лидеров по уровню оплаты труда вышли Москва и область, Мурманская область, Камчатский край и Магаданская область.

Наибольшее количество вакансий было размещено в Москве и Московской области и Хабаровском крае – по 13,9% каждый, следом за ними расположилась Оренбургская область – 8,2%, третьем место занял Алтайский край – 5%.

Из размещенных на сайтах по поиску работы вакансий на должность налогового инспектора, 42,5% из них предлагали среднюю зарплату в размере 12,6-17,7 тысяч рублей.

Таким образом, уровень заработной платы работника налоговой службы остается достаточно низким и неконкурентоспособным даже на уровне регионов.

Единственным вариантом для тех, кто находится в поисках работы в системе налогообложения, является труд в компаниях частного сектора. Финансист по налогообложению, бухгалтер, специалист по ведению налогового учета и налоговый консультант часто разыскиваются работодателями негосударственного сектора.

Актуальные вакансии

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/den-rabotnika-nalogovoj-inspekcii.html

Почему сейчас даже переговоры с контрагентом могут привести к претензиям ИФНС: новые правила налоговой выгоды | Компания права Респект

Как региональные праздники могут привести к проблемам с налоговой

Юрист рассказывает, почему сейчас, с одной стороны, опасно не проявлять должную осмотрительность, а с другой — это же может привести к проблемам.

Важные поправки в Налоговый кодекс

Всегда было интересно увидеть введение в НК РФ норм о необоснованной налоговой выгоде. Потому что эта категория является набором оценочных понятий, причем настолько абстрактных, что при желании сделки с любым контрагентом, который не понравился налоговым органам, можно признать совершенными лишь на бумаге, или, говоря языком инспектора, «формальным документооборотом».

Эти факторы также накладывались на сомнительное качество законотворчества и законотворцев, что в итоге и вело к негативным ожиданиям.

Тем не менее, сами законотворцы особо не волновались, и 18.07.2021 года ими был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Часть первая Налогового кодекса дополнена статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Налоговики выпустили письмо с разъяснениями

ФНС России достаточно оперативно отреагировала на появление закона и 16.08.2021 года выпустила письмо № СА-4-7/16152@, в котором довела до инспекций свое понимание того, как будут регулироваться налоговые отношения после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.

Основные положения письма ФНС России от 16.08.2021 № СА-4-7/16152@ направлены на анализ каждого из пунктов ст. 54.1 НК РФ.

На основе исследования п. 1 ст. 54.1 НК РФ ФНС России отметило, что положения п. 1 ст. 54.1 НК РФ свидетельствуют о введении законодательного запрета на создание налоговых схем, направленных на уменьшение налоговых обязательств.

Очевидно, ничего нового данными общеизвестными выводами ФНС России не преподнесло, а потому гораздо интереснее обратить внимание на перечисленные в указанном письме аспекты доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в свете принятия нового закона.

Как налоговики будут раскрывать налоговые схемы

ФНС России указало, что инспекциям, в первую очередь, надо получить доказательства умышленного участия налогоплательщика в целенаправленном создании условий для получения налоговой выгоды.

По мнению ФНС России, об умысле могут свидетельствовать:

  • подконтрольность (юридическая, экономическая или иная), в том числе, взаимозависимость контрагентов;
  • транзитный характер операций между взаимозависимыми участниками хозяйственных операций, в том числе с использованием посредников, особых форм расчетов и сроков платежей по таким операциям;
  • согласованность действий участников хозяйственной деятельности.

Доказывание умышленного характера проводится налоговиками сугубо субъективно.

Например, взаимозависимыми порой признают организации, которые находятся по одному адресу (например, в одном бизнес-центре), или компании, чья отчетность сдается одним и тем же лицом (например, организацией, предоставляющей услуги по сдаче отчетности по ТКС).

В пример можно привести ситуацию, когда налогоплательщик провел сделку с организацией, которую создал сам 10 лет назад, а через год осуществил продажу долей в уставном капитале. Руководителем стал новый владелец доли. И впоследствии до спорной сделки налогоплательщика руководство в компании-контрагенте сменилось еще дважды.

Налоговые органы предпочитают в таких ситуациях сетовать на формальную смену учредителя и руководителей, при этом их не интересует тот аспект, что при смене учредителя произошло увеличение уставного капитала компании-контрагента на 23 млн. рублей, причем, сумма оплачена денежными средствами. А новый учредитель и руководители не имеют никакого отношения к проверяемому налогоплательщику и прямо подтверждают эти факты при допросах.

Плоды фантазий налоговиков

Такие абсурдные доводы о взаимозависимости налогоплательщиков стали результатом того, что в ст. 105.1 НК РФ перечень оснований, по которым налогоплательщики могут быть признаны взаимозависимыми, является открытым. Это стало причиной включения догадок, предположений и плодов фантазии контролеров в основу выводов о взаимозависимости, подконтрольности.

В результате подобного подхода категория взаимозависимости является настолько «резиновой» в практике проведения налоговых проверок, что на его основе делать выводы об умышленных действиях налогоплательщика вряд ли корректно.

Еще одним наглядным примером подтверждения умысла в получении налоговой выгоды является согласованность действий участников сделки.

Так, например, как показала практика, к числу признаков согласованности налоговики относят ситуации, когда инспектор использует показания работников налогоплательщика, из которых следует, что руководитель контрагента присутствовал в период договорных отношений на совещаниях у налогоплательщика, участвовал в решении вопросов, связанных с исполнением сделки.

Эти обстоятельства инспекторы комментируют как участие руководителя контрагента в жизнедеятельности проверяемого налогоплательщика. Следовательно, такой руководитель подконтролен налогоплательщику и действовал с ним согласованно.

Также на согласованность действий инспекторы указывают, когда налогоплательщики представляют протоколы переговоров, на которых стороны договариваются о заключении сделки, по которой проверяемый налогоплательщик несет в дальнейшем расходы.

Сейчас налогоплательщики сталкиваются с тем, что, с одной стороны, им из раза в раз вменяют непроявление осмотрительности при выборе контрагента, а когда наученные горьким опытом налогоплательщики эту осмотрительность проявляют, добиваясь от контрагентов встреч, переговоров, фиксируя данные факты, то им уже вменяют согласованность действий, которые якобы направлены на получение налоговой выгоды.

Источник: www.klerk.ru

Источник: http://www.respectrb.ru/node/15842

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.