+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

Содержание

Получение необоснованной налоговой выгоды

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

Что такое необоснованная налоговая выгода, что будет если налоговые инспекторы ее отыщут, как получить обоснованную выгоду в 2021 году – ответы на эти вопросы в статье.

Получите бесплатный вип-доступ к журналу «Финансовый директор»

Любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли, которая невозможна без увеличения доходов и уменьшения расходов организации. И налоги – это зачастую одна из наибольших статей расходов, которую стремится уменьшить каждая компания.

Чтобы получить налоговую выгоду по любому из налоговых обязательств, фирмы подчас предпринимают такие действия, которые влекут за собой уменьшение налоговой нагрузки, но могут не являться законными в рамках российского законодательства.

В этом случае речь идет о необоснованной налоговой выгоде.

Что такое налоговая выгода

Налоговая выгода – это когда компания снижает собственную налоговую нагрузку за счет применения различных льгот, вычетов, сокращения налоговых платежей или получения возврата ранее уплаченных сумм налога из бюджета. Она бывает обоснованная (когда компания имеет законодательно закрепленное право получения выгоды) и необоснованная (когда налоговая нагрузка снижается за счет неправомерных, незаконных действий компании).

Выгода может быть признана необоснованной в том случае, когда:

  • в результате действий компании сделка не считается реальной,
  • затраты на приобретение или производство завышены (неоправданность операций),
  • контрагент признан налоговиками сомнительным, однако компания получает весомую прибыль от сделки.

Контрагент также может быть и взаимозависимым (аффилированным).

На какие сделки налоговики обращают особое внимание

Немаловажным является то, что выгода признается необоснованной, только если налоговые инстанции смогут это доказать. Поэтому инспекторы налоговых служб в первую очередь при проведении выездных налоговых проверок обращают внимание на следующие сделки:

  • компания совершает сделку по изготовлению определенной продукции или выполнению определенной работы, при этом, не имея материальной или технической базы для производства/оказания услуг, либо сроки сделки существенно меньше сроков производства определенного товара;
  • компания совершает крупную сделку с контрагентом, который организован совсем недавно (такие компании называют однодневками), имеет тот же юридический адрес и контакты, что и сама организация (компании, которые ранее находились в составе головной организации, а ныне находятся на специальном налоговом режиме), имеет тот же управленческий состав (схемы «дробления бизнеса» с целью ухода от уплаты некоторых налогов или уменьшения их сумм), компании, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации, совершал налоговые правонарушения подобного рода, а также в случае единичного проведения крупных операций на существенные суммы с подобными контрагентами;
  • компания произвела совершенно новый вид продукции, который ранее не выпускала либо резко увеличился объем производства в связи с получением одного заказа;
  • компания искусственно создает условия, при которых появляется возможность существенного уменьшения сумм налога или использования пониженных налоговых ставок и т.д.

Как налоговики проверяют возможность указанных ситуаций? Налоговым инспекторам не составит труда определить по регистрам бухгалтерского и налогового учета, все ли суммы дохода в отчетном периоде были отражены, и была ли такая информация достоверно указана в регистрах.

Подобного рода сделки могут быть явными (являются результатом незаконного действия) или неявными (напрямую не влекут получение необоснованной налоговой выгоды, но если их рассматривать в совокупности с явными сделками, то они вполне могут считаться незаконными). Все рассматриваемые ситуации по доказательству необоснованности полученной организациями налоговой выгоды должны быть доказаны налоговиками в арбитражном суде в рамках гражданского законодательства.

Налоговый кодекс РФ о необоснованной выгоде

В налоговом законодательстве при рассмотрении налоговой выгоды следует руководствоваться в первую очередь статьей 54.

1 НК РФ – здесь указано о недопущении уменьшения налоговой базы по налогам и сборам вследствие искажения фактов хозяйственной деятельности.

Иными словами – важно и нужно, чтобы сделки компании были действительно осуществлены, а контрагенты существовали на самом деле и были указаны в договоре как сторона сделки.

В судебном порядке налоговики также должны доказать умышленность совершенных организацией правонарушений, либо если компания сознательно их допустила. Если инспекторы не смогут доказать умышленность – совершенные ошибки не считаются правонарушением в рамках статьи 54.1 НК РФ.

В статье Налогового кодекса конкретизированы условия, при которых сделки организации будут считаться законными и реальными и компания сможет в верных суммах учитывать свои расходы и определять налоговую базу.

Таковой будет считаться та сделка, целью которой не является занижение налоговой базы по какому-либо налоговому обязательству, либо если договорные обязательства выполнены сторонами сделки.

Сложности ждут тех, кто поставляет товар не самостоятельно, а используя услуги третьих лиц – здесь придется доказать налоговикам что сделка действительно имела место быть.

Сделкой, которая будет признана налоговиками как некорректная, считается та, которая имеет цель уменьшить налоговую нагрузку компании, а не конкретная деловая операция.

Например, реализация крупных партий товара с убытком (или множество мелких таких операций), финансирование заведомо убыточных предприятий, вложение в обесценивающиеся ценные бумаги (акции, облигации) и т.д.

Конечно, следует понимать, что никто не запрещает организациям вести свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать собственные налоговые расходы, однако эти операции не должны быть искусственными, должны содержать экономический смысл. А налоговики, при поиске налоговых правонарушений, не вправе навязывать компаниям тот или иной принцип ведения бизнеса.

Как налоговики ищут необоснованную выгоду

Как говорилось ранее, необоснованность налоговой выгоды инспекторам еще нужно доказать. И делают они это, как правило, следующим образом:

  • запрос и проверка первичных учетных документов (договоры, счета-фактуры, накладные, прочие учетные документы, инвентаризационные акты и описи и прочее);
  • проверка контрагентов компании по различным базам (в том числе и по ресурсам ФНС);
  • осмотр складов и помещений для хранения товаров и материалов;
  • сопоставление данных форм бухгалтерской отчетности регистрам бухгалтерского учета, а также инвентаризационным актам и описям;
  • опрос должностных лиц, консультирование с компетентными лицами (в том числе и с внешними экспертами);
  • анализ поступлений и расходных операций по расчетным и валютным счетам;
  • Изучение сайтов компаний (иных ресурсов сети Интернет);
  • ведение переписки с контрагентами (при возникновении подозрений о спорной сделки), письменные запросы контрагентам и т.п.

Сбор доказательств не ограничивается вышеперечисленными мерами.

Первоочередная задача – обнаружить признаки формального документооборота, выявить факты обналичивания денежных средств, найти подконтрольные организации и фирмы-однодневки и проанализировать объемы операций с ними, а также найти контрагентов, чья деятельность вызывает сомнения (без активов, без персонала, наличие недостоверной налоговой отчетности и налоговых правонарушений). При проверке и анализе договоров с контрагентами проверяется наличие спецификаций к поставкам товара, сроки поставки и т.д. Серьезно налоговики относятся и к оформлению первичных учетных документов – наличие подписей, возможность идентифицировать лиц, подписавших и оформивших накладные, правильность регистрации счетов-фактур, отсутствие необходимых реквизитов на документах.

Следует иметь в виду, что проверка контрагентов перед заключением договора лежит полностью на руководстве компании-налогоплательщика. Следует сначала проверить того, с кем вы собираетесь сотрудничать, а потом уже проводить с ним сделки – так гласит правило осмотрительности.

Поэтому инспекторы обращают внимание, проводилась ли такая работа в компании и насколько тщательно.

Далее налоговики сами проверяют сомнительных контрагентов – на случай, если налогоплательщик не сделал свою работу должным образом: контрагент может находиться на стадии банкротства, а организация проверяла ее несколько лет назад и поэтому не в курсе проблем контрагента, который сознательно умалчивает о своем бедственном положении.

При обнаружении сомнительных фактов хозяйственной деятельности в обязательном порядке запрашиваются пояснения проверяемой организации, должностных лиц, которые впоследствии сопоставляются с данными первичных учетных документов. при обнаружении противоречий также запрашиваются пояснения.

Тем не менее, ФНС следует руководствоваться п.3 ст.54.

1 НК РФ – если не удалось идентифицировать лиц, подписавших учетные документы или контрагент по сделке имеет налоговые правонарушения, это не может являться причиной признания сделки сомнительной, а значит и являться причиной налогового правонарушения организации.

Что будет, если налоговики докажут получение необоснованной выгоды

По результатам проверки инспекторы обязаны составить акт, в котором должны быть отражены все сомнительные сделки, а также причины и обстоятельства, согласно которым эти сделки причислены к сомнительным. Перечисления сделок, в результате которых предприятие получило необоснованную налоговую выгоду, не достаточно.

Налоговики должны детально описать все ситуации возникновения налоговой экономии с указанием должностных лиц, конкретных действий, которые повлекли за собой налоговое правонарушение, а также указать существенность и размер причиненного ущерба бюджету.

Напомним, все правонарушения должны быть доказаны, а, значит, и акт налоговой проверки должен содержать все необходимые доказательства.

Какие же последствия грозят вам, если все-таки налоговикам удалось доказать, что вы получили необоснованную налоговую выгоду по сомнительной сделке? В первую очередь вам рассчитают и доначислят сумму налога к уплате (вплоть до 50%), а также назначат штрафы и пени. И, конечно же, испортится налоговая история – теперь вы будете иметь налоговое правонарушение.

Как обоснованно получить налоговую выгоду в 2021 году

Изначально термин «необоснованная налоговая выгода» появился в рамках борьбы с компаниями-однодневками. За последующие десять лет границы термина значительно расширились. Однако, если вы являетесь добропорядочным налогоплательщиком и хотите избежать споров с налоговыми инстанциями, то нужно:

  1. Проверять контрагентов на момент заключения договора и совершения сделки – насколько он добропорядочный налогоплательщик, как долго он работает (является ли однодневкой), имеет ли ресурсы и техническую базу для совершения сделки. Конечно, это влечет за собой существенные издержки – временные (если у вас значительное количество контрагентов и вы являетесь субъектом крупного бизнеса), финансовые (значительные финансовые расходы для проверки контрагентов и хранения этой информации), людские (чтобы собрать всю информацию о контрагенте, нужно иметь в штате специального работника) и так далее.
  2. Проверять контрагентов не только на старте сотрудничества с ними, но и в течение всего ведения бизнеса – в любой момент контрагент может стать банкротом, находиться в стадии ликвидации или реорганизации, сменить руководство, цель и принципы ведения бизнеса, лишиться всех своих активов или материально-технической базы для производства продукции/работ/услуг.
  3. Следить за правильным и верным оформлением первичных учетных документов (как исходящих, так и входящих). Для этого нужно, в первую очередь, утвердить приказом руководства круг лиц, которые могут подписывать сопроводительные к товарам документы, и усилить систему внутреннего контроля за правильным документооборотом в компании. А также проверять всю входящую документацию на предмет наличия всех реквизитов и правильного оформления.
  4. Не искажать налоговую базу по налогам, искусственно увеличивая расходы и уменьшая доходы. Рекомендуется оптимизировать собственные налоги исходя из системы налогообложения.
  5. Составлять договоры с контрагентами таким образом, чтобы в случае налоговых претензий со стороны налоговиков по поводу недобросовестного контрагента, сумму необоснованной налоговой выгоды можно было взыскать с такого недобросовестного партнера.

Источник: https://fd.ru/articles/158443-neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-qqq-17-m1

Необоснованная выгода: как избежать претензий налоговой

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

Одним из самых значимых моментов в новом письме является то, что российские налоговые органы рассматривают статью 54.

1 и Постановление ВАС РФ №53, которое применялось в период до августа 2021 года при доказывании фактов получения необоснованной налоговой выгоды, не как взаимодополняющие источники, а как правила, применяемые к разным периодам.

Это, в частности, означает, что правила, отраженные в указанном постановлении пленума ВАС, развитые многолетней судебной практикой и потенциально имевшие более «выгодные» для налоговых органов условия доказывания вины налогоплательщиков, к новым налоговым проверкам больше не применяются.

Когда можно и когда нельзя снижать налоговую базу

ФНС России разъяснила, как следует понимать пункт 1 статьи 54.1 НК РФ.

Налоговики подчеркнули, что запрет со ссылкой на данный пункт следует применять в случае умышленных действий налогоплательщика: при сознательном искажении отчетности, при манипулировании статусом налогоплательщика и так далее.

Более того, чтобы применить данную статью налоговые органы должны доказывать умышленный характер действий, искусственность совершаемых операций и намерения причинить вред бюджету.

В письме приведены некоторые примеры такого недобросовестного поведения. Среди них:

  • Создание схемы «дробления бизнеса»;
  • Искусственное использование пониженных налоговых ставок и налоговых льгот;
  • Неправомерное применение действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией;
  • Нереальность исполнения сделки;
  • Неотражение дохода (выручки) или отражение в учете заведомо недостоверной информации.

Кроме того, ФНС разъясняет, что обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут служить основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика.

По результатам налоговых проверок налоговики должны указывать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, искусственного создания условий для использования налоговых преференций. При этом установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок. Необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Что касается указанных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий, одновременное соблюдение которых позволяет налогоплательщику уменьшать налоговую базу, то здесь ФНС разъяснила следующее:

Во-первых, сделка должна пройти тест на бизнес-цель. Основной целью заключения сделки должно быть получение результатов предпринимательской деятельности, а не экономия на налогах. Тест не пройдут сделки, если налоговым органом будет доказано, что они не свойственны предпринимательскому обороту, совершены не в своем интересе и так далее.

Во-вторых, сделка должна быть исполнена лицами, указанными в договоре.

То есть, если договор будет исполнен субподрядчиком, не указанным в договоре с подрядчиком, то у налоговой службы будут все основания для снятия соответствующего расхода, даже если договор полностью исполнен (работа выполнена, товар поставлен и прочее). В связи с этим рекомендуем относиться к оформлению договорных отношений с контрагентами внимательно, принимая в расчет подход ФНС.

Стоить ли рисковать при выборе метода налогового планирования?

ФНС России в своем письме указала, что если существует несколько вариантов исполнения сделок, налогоплательщик может выбрать наиболее выгодный с точки зрения налогов вариант. Но он не должен быть искусственным.

Налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций. Данный подход по сути заимствован ФНС России из Постановления ВАС РФ № 53.

Что делать?

Необходимо отметить, что практика применения указанной статьи только начинает формироваться. Рекомендации, которые ФНС донесла до нижестоящих органов, должны применяться ими при проведении налоговых проверок с августа 2021 года. В связи с описанными выше разъяснениями можно посоветовать следующее:

Оформлять и хранить документы, которые не только непосредственно относятся к сделке, но и могут доказать экономическую целесообразность и реальность реализуемой сделки.

Так как исполнение договора иным лицом может послужить основанием для снятия соответствующего расхода, рекомендуем при заключении договора указывать всех лиц, которыми по факту будет исполнена сделка.

Разработать внутренние процедуры, которые предусматривают алгоритм действий, направленных на проверку своих контрагентов.

Другими словами налогоплательщику необходимо всегда иметь доказательства того, что он проявил должную осмотрительность при заключении того или иного договора.

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/352943-neobosnovannaya-vygoda-kak-izbezhat-pretenziy-nalogovoy

Новости — Новая политика ФНС: необоснованная налоговая выгода и последствия в виде штрафов

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

4 сентября 2021

Но не в том смысле, что налоговики ослабили контроль. Как раз наоборот. Просто, судя по последним документам, ФНС не мыслит необоснованной налоговой выгоды без умысла на ее получение. И готовится массированно доказывать свою позицию в судах.

Статья 122 НК РФ предусматривает два варианта штрафных санкций за неуплату или неполную уплату налога (если только речь не идет о взаимозависимых или контролируемых иностранных компаниях). Пункт 1 — штраф в 20 % от суммы неуплаченного налога. Пункт 3 — те же самые деяния, но совершенные умышленно. Штраф — уже 40 %.

Так вот, не так давно руководство ФНС поставило перед своими сотрудниками задачу прикладывать максимум усилий для доказывания умысла на уклонение от уплаты налогов. Так что тщательно изучать контрагентов теперь важно вдвойне, потому что последствия ошибки станут тяжелее.

Но обо всем по порядку.

Пределы поставлены

19 августа 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с ним в части первой НК появилась новая статья 54.1 — «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Новая статья гласит, что «не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности». Это же положение распространяется и на сборы со страховыми взносами.

В преддверии вступления закона в силу ФНС выпустила посвященное ему письмо от 16.08.2021 № СА-4-7/16152@ (далее — письмо № СА-4-7/16152@).

И в нем говорится, что «при доказывании фактов неисполнения обязанности по уплате налогов или необоснованного получения права на их возмещение необходимо обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика в целенаправленном создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды». То есть ФНС четко ассоциирует применение статьи 54.1 с умышленным уклонением от налогов (и штрафом в 40 % от суммы налога).

В письме № СА-4-7/16152@ конкретизируются критерии умышленности. Это, в частности:

  • «юридическая, экономическая и иная подконтрольность спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику»;
  • «транзитные операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей»;
  • обстоятельства, свидетельствующие о «согласовании действий участников хозяйственной деятельности и т. п».

Правда, в этом же письме подчеркивается, что налогоплательщик отвечает только за первое звено в цепочке контрагентов (линия, установленная более ранним письмом ФНС от 23.03.2021 № ЕД-5-9/547@).

Кстати, согласно той же статье 54.1 НК, уменьшить налог можно только в том случае, если «обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону».

То есть теперь налоговики будут с особой тщательностью проверять, исполнил ли сделку именно тот субъект, который заключил договор.

И налогоплательщикам теперь, видимо, придется с удвоенной силой следить за тем, чтобы фактические исполнители состояли в штате контрагента, а используемые ими средства труда числились на его балансе.

В письме ФНС № СА-4-7/16152@ указывается, что налоговый орган «не определяет расчетным путем объема прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции».

То есть в случае формального установления налоговым органом несоответствия хотя бы одному из двух обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 54.

1 НК РФ и приведенных выше, в праве на учет расходов, а также вычет по НДС будет отказано в полном объеме.

Рекомендации СК и ФНС

Абсолютно в этом же русле написано и более раннее письмо ФНС России от 13 июля 2021 г. № ЕД-4-2/13650@, получившее известность под названием «Совместные рекомендации ФНС и Следственного комитета по выявлению умысла на неуплату налогов».

Задача ставится та же — подвести проверяемые юрлица или ИП под применение пункта 3 статьи 122 НК РФ (умысел).

Инспекторам рекомендуется «более продуманно подходить к оформлению актов налоговой проверки и решений о привлечении к налоговой ответственности, акцентируя внимание на том, что правонарушение «совершено в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика».

Более того, им прямо предлагается ориентироваться на «стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса» — для того, чтобы акты налоговой проверки впоследствии обретали «уголовно-правовую перспективу» (то есть направлялись в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).

Статистика показывает, что прежняя методология редко позволяла налоговикам доказывать умысел.

Лишь каждое пятидесятое из судебных дел по статье 122 НК РФ содержало в себе упоминание пункта 3 — да и то суды довольно часто признавали решение налогового органа в этой части недействительным.

В рекомендациях констатируется, что причиной этого были ошибки в работе самих налоговых инспекторов, не прилагавших усилий к доказыванию умысла.

Так вот, об умысле, по мнению ФНС России и СК России, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • согласованность действий группы лиц, нацеленная на минимизацию налоговых обязательств и обналичивание денежных средств, доказанная фиктивность конкретных хозяйственных операций компании;
  • доказанные факты подконтрольности фирмы-однодневки;
  • имитация налогоплательщиком хозяйственных связей с фирмами-однодневками;
  • сложный и запутанный, продолжающийся во времени, повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы, исключающий их совершение в рамках обычной деятельности или по неосторожности;
  • прямые улики противоправной деятельности: наличие «черной бухгалтерии», обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и др.

Ступенчатая методика

Выявлению взаимозависимости налогоплательщиков ФНС уделяет особое внимание. Группа взаимозависимых лиц — это уже раздел V.

1 НК РФ, и в этом случае налоговые последствия по сделкам рассчитываются исходя из рыночных, а не фактических сумм доходов и прибыли.

То есть налоговики принудительно корректируют показатели, представленные в налоговой отчетности, приводя их к среднерыночным и доначисляя налоги.

Внутренние рекомендации ФНС содержат советы обращать пристальное внимание на физических лиц — владельцев и директоров компаний, выясняя, в каких еще организациях те числятся совладельцами (в любой доле) или директорами. Должны быть учтены сведения об учредителях, исполнительном органе, совете директоров за все время существования компании, начиная с момента регистрации.

Схему группы рекомендуется строить в графическом виде. То есть, по сути дела, речь идет о чем-то вроде инструмента «Связи» в Контур.Фокусе.

Конечно, у ФНС возможностей получения информации больше, поэтому ее графическая схема группы будет сопровождаться еще и указанием на источники получения дохода рассматриваемых физлиц, их имущество, состав семей (включая сведения о доходах и расходах членов семьи).

После того как связи группы установлены, налоговикам предписано выявить внутри нее схемы движения денежных потоков, и здесь, естественно, для анализа подключают банки.

На днях как раз заработал механизм обмена данными о ненадежных клиентах: коммерческие банки отслеживают сомнительные операции, указанные в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2021 № 18-МР, передают их в Росфинмониторинг, тот — в ЦБ, а ЦБ, в свою очередь, уже рассылает их по всей банковской системе.

Кроме банков, к анализу предписано подключать информацию из других ИФНС (в зависимости от места регистрации участников группы), а также некую не названную конкретно информацию из внешних источников.

В ходе финансового анализа предписано особое внимание уделять операциям с заемными средствами внутри группы — на предмет доказывания их возможной экономической неоправданности и, соответственно, отказа в признании расходов.

На финансовый анализ накладывается сопоставление кодов ОКВЭД всех участников группы, сопоставление их бухгалтерской и налоговой отчетности. Таким способом налоговики пытаются выявить технологические особенности бизнеса.

Перед ними поставлена четкая задача — распознать и пресечь минимизацию налоговых обязательств, когда функциональные части бизнеса передаются отдельным лицам группы, каждое из которых применяет специальный режим налогообложения.

Дело «Мастер-Инструмента»

Надо подчеркнуть, что в плане выявления взаимозависимых лиц налоговики настроены бескомпромиссно, и судебная система — на их стороне. Ярким примером служит дело компании «Мастер-Инструмент», дошедшее недавно до Конституционного суда РФ.

История такова. В 2005 году руководитель ООО «Мастер-Инструмент» (он же и единственный его участник), его супруга и его мать заключили договор о координации хозяйственной деятельности. Позже в него вступили другие участники — юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, применявшие специальные налоговые режимы.

В рекламной информации участники договора использовали наименование «Мастер-Инструмент», они поддерживали общий фирменный стиль и нанимали работников, которые также были заняты в деятельности других участников этого договора.

Между собой они годами совершали сделки, связанные с хозяйственной деятельностью, которую вел каждый из них.

В 2014 году Управление ФНС по Волгоградской области оценило их совместную работу как искусственное дробление бизнеса и доначислило ООО «Мастер-Инструмент» налоги в том объеме, в каком оно должно было бы их уплатить, если бы аффилированные с ним налогоплательщики не принимали участия в предпринимательской деятельности. Помимо этого, ООО привлекли к налоговой ответственности за неуплату налогов в требуемом размере.

Суды всех инстанций оставили это решение в силе.

В 2021 году ООО «Мастер-Инструмент» было признано банкротом.

В 2021 году его учредитель привлечен в качестве обвиняемого по пункту «б» части 2 статьи 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере).

4 июля 2021 года Конституционный суд РФ отказал ему в рассмотрении его жалобы на неконституционность формулировок отдельных статей НК РФ, тем самым фактически подтвердив законность привлечения руководителя ООО «Мастер-Инструмент» к ответственности.

Выводы

Контроль за схемами с использованием фирм-однодневок и дроблением бизнеса вполне проработан ФНС уже сегодня, и доводы налоговиков уже не раз находили понимание в судах.

То есть переключиться на массовое доказывание умысла (с соответствующими повышенными санкциями) им не составит труда.

Дело техники, что называется: немного отредактировать акты налоговых проверок и решения о привлечении к налоговой ответственности.

И сегодня особенно важно предугадать повышенный интерес налоговиков к своему контрагенту. А для этого нужно активно пользоваться хотя бы тем ограниченным набором инструментов для анализа, который на данный момент доступен каждому. Как, например, Контур.Фокус, доступный обычным пользователям.

Источник: https://focus.kontur.ru/site/news/83

Необоснованная выгода: чем грозит работа с фирмами однодневками

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

Необоснованная выгода — опасная штука. Вам кажется, что вы заплатили налоги по-честному, а от налоговой вдруг приходит требование доплатить еще. Это бывает по разным причинам, одна из них — работа с однодневками. Был пример, когда у компании потребовали доплатить 3 млн рублей по НДС.

В законе по этому поводу всё туманно, но мы разобрались и делимся с вами. Сегодня рассказываем о рисках необоснованной выгоды из-за однодневок, а в другой раз — из-за взаимосвязанных компаний. Поехали!

Работа с однодневками

Первыми под подозрение налоговой попадают однодневки, потому что их цель — получить деньги, быстро их вывести и не заплатить налоги. Еще они участвуют в посреднических схемах: оформляют договоры, будто что-то покупают или продают, а на деле просто выводят деньги других компаний и получают свой процент.

Но даже если компания давно на рынке и платит все налоги, она тоже может попасть под проверку.

«Бюро по разработке сайтов» работает честно, от налогов не уходит. Она купила компьютеры для своих сотрудников. Через год оказалось, что продавец компьютеров — однодневка, обналичивал деньги и не платил налоги. Возможно, во времена сделки с «Бюро» всё было в порядке, а потом новый директор стал жестко обналичивать. Это неважно, для налоговой продавец — обнальщик.

Налоговая проверяет всех, с кем продавец заключал сделки, доказывает необоснованную выгоду и требует доплатить налоги. Бюро платит налоги и штраф.

Иногда однодневки выглядят обычными фирмами, заключают договоры, подписывают акты. О них не подумаешь ничего плохого. Компании, которые работают с ними, уверены в честности, а потом тоже попадают под подозрение налоговой.

По каким признакам подозревает налоговая

У налоговой есть признаки однодневок. Раньше она видела один и начинала проверку, а теперь так нельзя. Вот список признаков, которые еще не значат, что компания — однодневка:

первичные документы подписывают лица, у которых нет на это полномочий. Например, счет-фактуру подписал не главбух, а кто-то другой;

продавец или клиент нарушает законы о налогах и сборах. Например, он получил штраф или недоплатил налоги;

компания могла получить такой же экономический результат с другим партнером. То есть компания могла подписать договор с другим продавцом или клиентом, но заключила с этим.

Новый 163 ФЗ говорит, что налоговая не может признать сделку ненастоящей, а выгоду необоснованной только по одному из этих признаков. Раньше, если на счетах-фактурах была подпись неизвестного сотрудника, налоговая сразу считала это подозрительным и устраивала проверку. По новому закону налоговая не может придираться к компании только из-за одной ошибки.

В 2015 году налоговая потребовала у компании «Центррегионуголь» доплатить почти 4 млн налога на прибыль, 3,6 млн по НДС и еще 1,4 млн штрафов. Дескать, компания получила необоснованную налоговую выгоду.

Она покупала уголь у продавца, у которого не было складов, станков и даже транспорта. Везти поставщику уголь не на чем, значит сделка фиктивная.

Налоговая провела экспертизу и оказалось, что подпись директора продавца на счетах-фактурах была фальшивой.

Верховный суд отменил решение налоговой. Компания смогла доказать, что тщательно выбирала партнера, по рекомендации. У партнера нет транспорта для перевозки, уголь привозили поездами. Суд опроверг экспертизу почерка и сказал, что она была проведена неверно.

Определение Верховного Суда РФ по делу N А40-71125/2015 о необоснованной выгоде — на сайте законов РФ

Центррегионуглю повезло выиграть суд, но это не значит, что такое же решение примут по другим дела. В законе нет четкого определения, что такое должная осмотрительность и как ее проявлять. Есть отсылки в решениях суда, письмах Минфина и налоговой. Вот с ними и будем разбираться.

Признаки необоснованной выгоды

Формулировка из нового закона «целью сделки не было уменьшить налоги» — размытая. Поэтому налоговая дала разъяснения в письме «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». В письме налоговая говорит, как будет доказывать необоснованную выгоду и по каким признакам проверять сделки компаний. Вот какие признаки ее насторожат:

Налоговая о необоснованной выгоде

между компаниями не было личных контактов. Договор подписали, но не было встреч, общения по телефону и переписки по почте;

документы подписывал сотрудник, у которого не было на это полномочий, или сотрудник с просроченной доверенностью;

нет офисов, складов и торговых помещений;

неизвестно, как компания нашла продавца: сайта и рекламы у него нет;

нет информации, что компания выбирала из нескольких поставщиков и сравнивала их условия. Нашла первого и сразу стала работать с ним;

компания не запросила информацию о регистрации поставщика или клиента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и лицензиях;

сделка была только по бумагам. По бумагам компьютеры купили, деньги заплатили, но на рабочих местах их нет.

Чтобы доказать необоснованную выгоду, налоговая должна подтвердить, что компания и ее партнер специально сговорились уменьшить налоги. Она считает, что если сговора нет, компания будет тщательно проверять партнера, соберет на него досье, а при проверке покажет его. Это и называется должной осмотрительностью.

Дополнительные признаки

Чтобы определить однодневку, налоговая смотрит еще на такие признаки:

первичные документы оформлены с нарушениями;

регистрация по массовому адресу;

нет собственных торговых площадей, недвижимости, транспорта, сотрудников;

компания платит меньше налогов, чем в среднем по отрасли;

работает в убыток два года и больше;

вычет по НДС равен или превышает 89 % от всей суммы налога за год;

расходы растут сильнее доходов;

зарплата сотрудникам ниже, чем в среднем по отрасли в регионе;

компания почти нарушила требования спецрежимов налогообложения. У спецрежимом есть показатели, к примеру оборот. Компании оставалось до максимального оборота меньше 5% и так два раза за год и больше. Например, компания за квартал заработала 149 990 000 рублей, а предел для упрощенной системы налогообложения — 150 млн рублей;

компания работает с перекупщиками и создает цепи посредников;

не объясняет налоговой ошибки в учете и ссылается на потерю документов;

дважды меняла адрес;

заключает договоры с отсрочками платежа, получает большие поставки товаров без предоплаты, платит векселями, вступает в рискованные сделки. Например, руководитель компании поставщика не встречается для переговоров с компанией-покупателей и нет переписки по почте;

рентабельность отклоняется от средней по отрасли;

директор компании одновременно учредитель или директор в еще нескольких компаниях. Если больше пяти, то подозрительно.

Критерии, по которым налоговая выбирает компании для проверки, на сайте Консультанта

По этим признакам налоговая принимает решение о проверках компаний. Налоговая смотрит не на один признак, а на все сразу. Чем больше нестыковок и ошибок она найдет, тем больше шанс, что она начнет проверку.

Например, компания сменила юридический адрес и налоговую. Само по себе это ни о чем не говорит. Может она переехала в более комфортный офис на другом конце Москвы. А вот вместе с другими признаками — это подозрительно.

Как проверять партнеров и выявить фирму однодневку

Чтобы не получить штраф за необоснованную выгоду, ваша задача — проверять всех, с кем заключаете сделки.

  • Налоговая пыталась помочь в проверке и запустила сервис «Прозрачный бизнес». Она выложила в открытый доступ данные о налогах и задолженностях компаний, доходах и расходах. Сервис проработал несколько дней, а потом налоговая его остановила и обещает запустить в следующем году со свежими данными.
  • “Налоговая рассказала всё«— статья на Деле об открытых данных компаний

Принцип проверки — собрать как можно больше информации о партнере и сохранить ее. Распечатывайте документы и складывайте в папку.

Может, налоговая и не будет ничего проверять, неважно. Если будет, вы дадите папку с доказательствами. Идите по нашему списку. 

Мы написали, что проверить, и дали ссылки на нужные сервисы для проверки.

  • Компания зарегистрирована в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Документы подписывает генеральный директор компании или сотрудник, у которого есть действующая доверенность. Запросите у компании копию устава, это открытый документ. По нему посмотрите, кто директор и учредители компании. Если этих данных нет в уставе, запросите протокол собрания учредителей об избрании директора и реестр собственников компании. Генеральный директор действует по уставу, у остальных сотрудников, которые подписывают документы, должна быть действующая доверенность.
  • Устав
  • Доверенность
  • Лицензия компании действует. Если партнер работает по лицензии, проверьте ее через Единый федеральный реестр.
  • Партнер арендует помещение под офис. Попросите партнера скан договора аренды. Так поймете, что компания существует, у нее есть свои помещения и склады.
  • У компании есть сайт, а в сети — отзывы. Если у партнера нет сайта, он не дает рекламу, а в сети нет отзывов, налоговая спросит, как вы нашли такого партнера. Она может подумать, что компании открыли специально, чтобы уходить от налогов.
  • Кто еще занимается этими же товарами и услугами, сколько они стоят.Налоговая считает, что при выборе партнера компания будет изучать продавцов, сравнивать их цены. Сведите эти данные в таблицу, в случае чего — покажете налоговой.
  • Партнер работает не по массовому адресу. Проверьте, сколько еще компаний зарегистрированы по адресу вашего партнера. Компании-однодневки часто регистрируются по массовым адресам. Это здания, где работают еще десятки компаний. Они так экономят на аренде.
  • Если по адресу партнера сидит еще двадцать или сто компаний, посмотрите, что это за здание на карте. Если Москва-сити, всё в порядке, если это жилой дом — подозрительно.
  • Счет партнера действует и не заблокирован.
  • У партнера нет задолженности перед налоговой. Проверьте долги через список должников налоговой.
  • У партнера нет исков от других компаний. Посмотрите иски к компании на сайте арбитражных дел. Вдруг, клиент покупает товары или услуги по постоплате, но потом не платит за них, и компании подают на него в суд.
  • Директор не дисквалифицирован. Посмотрите по имени и фамилии руководителя через реестр дисквалифицированных руководителей.
  • Компания составляет бухгалтерский баланс и подает бухгалтерскую отчетность. Компании-однодневки не готовят бухгалтерскую отчетность и не сдают ее в органы статистики. Им это не нужно, ведь пройдет полгода или год, и они закроются.

Все документы, которые проверяете, распечатывайте и храните. Пусть на каждую компанию у вас будет досье — так спокойнее.

Если налоговая заподозрит фиктивную сделку, вы покажете ей документы и так докажете, что проверяли своего партнера. Конечно, он мог внезапно стать мошенником или почувствовать вкус легких денег, но вы уже будете за это не в ответе.

Источник: https://smartmoney.today/blogs/369-neobosnovannaja-vygoda-chem-grozit-rabota-s-firmami-odnodnevkami.html

Необоснованная налоговая выгода и прозрачные оффшоры: нововведения на налоговом фронте 2021

Как не попасть на необоснованную налоговую выгоду?

Как доказать обоснованность налоговый выгоды и почему старые схемы с оффшорами больше не работают? Мы собрали полезную и даже пугающую информацию о важных нововведениях 2021 года, которую необходимо учитывать, чтобы действовать законно и безопасно.

Необоснованная налоговая выгода: как не попасть на крючок ФНС?

С лета 2021 года в силу вступили поправки в налоговый кодекс (НК) России, которые меняют правила относительно необоснованной налоговой выгоды. Цель поправок – бороться со злоупотреблениями налогоплательщиков в получении налоговых льгот. Ранее решения основывались на судебной практике, но с 2021 года действует новая статья НК и новый подход.

Как сообщают представители ФНС, основным критерием для той или иной сделки является проверка на её реальность. Для того, чтобы получить налоговый вычет, льготы или возврат, компания должна не только на бумаге заключить сделку (скажем, на получение товара), но и обеспечить её выполнение.

ФНС проверяет электронную систему автоматического обмена и приглашает финансовые организации на тест

Если сделка была реальной, т.е. услуга оказана, товар доставлен контрагентом, с которым оформлен договор, то шанс недопонимания со стороны ФНС снижается. При этом в ФНС отмечают, что необходимо осмотрительно выбирать контрагента, как и раньше, но теперь приоритетом становится именно реальное выполнение сделки. Если она реальна, то есть право претендовать на налоговую выгоду.

Важно заметить: если налоговые органы в своих выводах по компании отмечают использование нововведённой статьи НК (54.1), то эти выводы согласуют в Центральном аппарате.

Также эксперты отмечают, что необоснованная налоговая выгода требует доказательств. И здесь важно, чтобы бюджету был нанесён ущерб. Если сделка проведена, она реальная и ущерба нет, несмотря на различные претензии ФНС (скажем, из-за высокой разницы между ценой аренды напрямую и через посредника), есть шанс отстоять своё право на налоговые льготы.

Специалисты отмечают и то, что использование различных структур теперь также должно быть обоснованно.

Судебная практика последних лет показывает, что иностранную компанию, которая не является полноценно действующим лицом сделки, а просто «перекачивает» деньги из одного государства в другое, рассмотрят как инструмент для получения необоснованной налоговой выгоды и потребуют доплатить налоги, как это сделали с Северсталью.

Также мы отмечаем кардинальное изменение отношения к использованию оффшорных и иностранных компаний и счетов. Неожиданно в массовом порядке эксперты обратили внимание на то, что мы говорим последние 5 лет: мир становится прозрачным и привычные инструменты перестают работать.

Этому активно помогают международные соглашения, ужесточения правил против отмывания денег и размытия налоговой базы, как и вступивший в силу в России автоматический обмен налоговой информацией.

Верховный Суд позволил ФНС менять решение по налоговым льготам от нижестоящих инстанций: иностранный счет для защиты активов компании

Прозрачность повсюду: банки, регистры, обмены

Как вам хорошо известно, в конце декабря 2021 года Россия активировала автоматический обмен. 73 страны пришлют информацию в Россию о банковских вкладах её резидентов в 2021-2021 годах. А затем обмен будет проходить на автоматической ежегодной основе.

К обмену присоединились в том числе популярные у россиян банковские юрисдикции, где хранят средства, как частные лица, так и компании: Кипр, Люксембург, Андорра, Швейцария с 2021 года.

Это автоматически создаёт риски для тех, кто не хотел декларировать иностранные счета, как того требует закон, как и для тех, у кого есть иностранные компании (КИК). В ФНС смогут узнать об их существовании, а следовательно назначить штрафы в рамках налогового и валютного законодательства.

Прозрачность вступает в свои права не только в крупных странах, которые больше всего страдают от нехватки налогов.

Давление оказывают и на оффшорные зоны, которые долгие годы славились своей анонимностью и закрытостью. Джерси, Гернси и другие присоединились к автоматическому обмену.

Британские Виргинские острова исключены из списка оффшоров ФНС, а значит готовы к обмену информацией с Россией.

Также это означает, что привычные и относительно простые структуры компаний, которые раньше позволяли лихо сэкономить на налогах и скрыть личную информацию, будут работать хуже или перестанут действовать вообще.

Не меньшую тревогу вызывает желание властей разных стран раскрывать реестры бенефициаров компаний. Где-то его делают полностью доступным и прозрачным, как в Великобритании, а где-то с доступом только со стороны правоохранительных органов. О желании раскрыть бенефициаров заявил Кипр, который до сих пор пользуется большой популярностью у российских предпринимателей.

Необходимо кардинально менять подход к собственному бизнесу и к защите активов. Приходиться забыть о полной анонимности и возможности «не платить налоги». Одно из требований, которые вводят страны, в частности, ЕС – это требование платить подоходный налог хотя бы в одной стране. Иными словами, если компания или лицо выводит прибыль и не платит налоги вообще, то к нему точно явится проверка.

Неужели придётся отказаться от иностранных компаний и счетов? Разумеется, нет. Опять же: меняется подход, а не суть, ведь иностранные компании, трасты, счета и иные активы диверсифицируют риски, повышают доходность и дают предсказуемость.

Если ваша цель – меньше отчитываться перед российскими налоговиками, то разумным решением становится смена налогового резидентства. Пробыв более 183 дней в году вне России, вы сможете стать резидентом в другой стране. Это освобождает вас от необходимости декларировать иностранные компании, как и иностранные банковские счета благодаря нововведениям в валютное законодательство.

Лучшее налоговое резидентство в Европе – 11 стран с самыми низкими налогами для резидентства

Однако налоговое резидентство – это не просто переезд в новую страну «на бумаге». В России этот принцип ещё не используется активно, в отличие от других государств, но его следует учитывать.

Он называется «центр жизненных интересов».

Если вы заявляете себя жителем Швейцарии, но ваша семья в полном составе живёт в Москве, плюс ваша компания работает здесь же, то возникает вопрос: а не обманываете ли вы кого-нибудь?

По этой причине планирование налоговой резиденции – важнейший этап на пути защиты своей жизни и активов. Благодаря ей вы сможете эффективнее использовать иностранные компании и счета. Подробнее о налоговом резидентстве вы узнаете на портале. Если же вы знаете в каком направлении хотите переехать, то смело обращайтесь за помощью к консультантам портала: info@offshore-pro.info.

Источник: https://internationalwealth.info/tax-planning/unreasonable-tax-benefits-and-transparent-offshores-innovations-on-the-tax-front-2021/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.