+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

Содержание

Основные причины и методы переоценки основных фондов

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции.

В отличие от материальных запасов, они участвуют в производственном процессе неоднократно, а начисленный износ переносится на готовые изделия постепенно.

Балансовая стоимость их на протяжении срока эксплуатации может изменяться. Какими причинами это обусловлено и каковы основные методы переоценки основных фондов рассмотрим в этой статье.

Переоценка: причины и законодательная база

Основные средства при поступлении на предприятие учитываются по начальной стоимости, которая сформирована из следующих затрат:

  • Выплата поставщику по договору поставки;
  • Затраты на транспортировку;
  • Расходы на демонтаж и монтаж;
  • Проценты по коммерческим кредитам и краткосрочным займам;
  • Оплата информационных, консультационных, посреднических услуг;
  • Иные расходы.

Получившаяся цена основного средства может быть изменена только на законном основании. Приказ Минфина от 24.12.2010г.называет шесть возможных причин:

  1. Достройка;
  2. Реконструкция;
  3. Модернизация;
  4. Дооборудование;
  5. Частичная ликвидация;
  6. Переоценка.

ПБУ 6/01 предоставляет возможность организациям произвести переоценку всех либо определенной однотипной группы основных фондов на конец года. После этого они будут учитываться по восстановительной, то есть рыночной стоимости на сегодняшний день.

ПБУ 6/01 предупреждает, что, переоценив фонды один раз, предприятие должно будет делать это регулярно, чтобы их восстановительная стоимость не слишком отличалась от рыночной.

Соглашаясь на регулярное изменение стоимости активов, организации преследуют следующие цели:

  • Увеличение в будущем уставного капитала;
  • Привлечение инвестиций;
  • Уточнение себестоимости готовых изделий и их цены.

Переоценивать стоимость допустимо только у тех фондов, которые находятся в собственности предприятия.

Подготовительный этап, выбор метода переоценки основных фондов

Решив произвести переоценку, руководитель предприятия издает приказ с указанием сроков проведения, ответственных, заинтересованных служб.

Поскольку все исходные данные берутся по состоянию на 31 декабря, а результаты должны быть отражены в годовом балансе, периодом будет время с начала года до сдачи отчета.

На этапе подготовки необходимо составить перечень всех объектов, стоимость которых будет пересчитана. В нем обязательно указываются следующие данные:

  1. Наименование;
  2. Дату ввода в эксплуатацию;
  3. Дату постановки на учет в бухгалтерии;
  4. Начальная или восстановительная цена, взятая из учетных документов;
  5. Сумма износа, рассчитанная за весь период эксплуатации.

Далее следует приступать непосредственно к процессу пересчета стоимости.

Экспертный метод переоценки основных средств

В этом случае на предприятии создаются комиссии из числа наиболее опытных и квалифицированных специалистов из разных служб. Они призваны определить рыночную стоимость каждого объекта основных средств.

Для этих целей они могут:

  • Запросить цену аналогичного оборудования у завода-изготовителя;
  • Воспользоваться сведениями статистических управлений, торговых организаций;
  • Получить информацию о ценах из СМИ, каталогов, специальных изданий;
  • В отношении зданий и сооружений воспользоваться оценочными сведениями в бюро технической инвентаризации;
  • Привлечь к решению проблемы компетентных экспертов.

Главное в работе комиссии – обязательное документальное подтверждение всех принятых решений, чтобы можно было аргументированно отвечать на вопросы контролирующих органов.

Экспертный способ требует много времени и финансовых ресурсов, поэтому часто руководители предприятия используют другие возможности.

Индексный метод переоценки основных средств

Этот способ заключается в использовании индексов, учитывающих колебания рыночной цены за прошедший год. До 2001г. такие индексы ежегодно определялись Госкомстатом Российской Федерации.

Теперь каждая организация может определять коэффициенты повышения или понижения цен самостоятельно, получив информацию об уровне инфляции в своем регионе.

Можно также сделать оплачиваемый заказ на расчет такого показателя в территориальном органе Госкомстата.

Некоторые предприятия пользуются коэффициентом-дефлятором, устанавливаемым ежегодно для изменения налоговой базы по ряду налогов. В его расчете учитывается индекс изменения цены за прошедший год. Принятые индексы для различных групп основных средств должны быть указаны в приказе руководителя или приложении к нему.

Методы переоценки основных средств, применяемые на предприятии, обязательно должны содержатся в учетной политике. Там же нужно прописать способ расчета переводных коэффициентов при индексном методе.

Отражение результатов в бухгалтерском отчете

По итогам переоценки стоимость основных средств может увеличиться (дооценка) или уменьшится (уценка).

Дооценка выгодна предприятиям, потому что при анализе бухгалтерского баланса видно увеличение доли собственного капитала предприятия в общем капитале. Этот фактор привлекателен для инвесторов.

Однако организации, применяющие общую систему налогообложения, должны будут заплатить повышенный налог на имущество.

В случае дооценки в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

  • Д-т 01 / к-т 83.1 – увеличена стоимость основных средств за счет добавочного капитала при первичной дооценке;
  • Д-т 83.1 / к-т 02 – доначислена амортизация.

Если в результате последующей переоценки произошла уценка, проводки будут такие:

  • Д-т 83.1/ к-т 01 – уменьшена стоимость основного средства в размере, равной сумме прошлой дооценки;
  • Д-т 02 / К-т 83.1 – скорректирована амортизация;
  • Д-т 84 / к-т 01 – уменьшена стоимость на сумму, превышающую прошлую дооценку;
  • Д-т 02 / к-т 84 – скорректирована амортизация.

Как видно из этих проводок, увеличение стоимости основных средств прибавляет добавочный капитал, учитываемый на балансовом счете 83, уменьшение стоимости, соответственно, уменьшает его.

Если уценка по результатам нынешнего года превосходит дооценку прошлого, она аннулирует тот добавочный капитал, который образовался в прошлом году.

Недостающие средства на покрытие уценки уменьшают сумму нераспределенной прибыли, учитываемой на балансовом счете 84.

Автоматизированный учет позволяет вести аналитику по всем переоценкам, которые имели место на предприятии и формировать корректные проводки.

Проведение переоценки основных фондов может повлиять на увеличение стоимости чистых активов, улучшение показателей работы предприятия. За счет роста рыночных цен возможна дооценка и вытекающие из нее преимущества.

Однако, если на предприятии не хватает финансовых возможностей для того, чтобы обновлять устаревшее оборудование, расширять производство, этот эффект будет кратковременным. Морально устаревшие, изношенные основные средства дооценивать не получится.

Только комплексный подход к повышению эффективности производства позволит реально увеличить собственный капитал предприятия.

Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/os-nma-oborudovanie-k-montazhu/metody-pereocenki-osnovnyh-fondov.html

Об утверждении Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений (с изменениями на 2 октября 2006 года), Приказ Минэкономразвития России от 25 января 2003 года №25, Приказ Госкомстата России от 25 января 2003 года №7, Приказ Минфина России от 25 января 2003 года №6н, Приказ Минимущества России от 25 января 2003 года №14

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

(с изменениями на 2 октября 2006 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139 (Российская газета, N 256, 15.11.2006).
____________________________________________________________________

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 1611-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст.4699)
приказываем:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений.

Первый заместительминистра экономическогоразвития и торговлиРоссийской ФедерацииИ.МатеровМинистр финансовРоссийской ФедерацииА.КудринПервый заместительминистра имущественныхотношений Российской ФедерацииЮ.МедведевПредседательГосударственного комитетаРоссийской Федерациипо статистикеВ.Соколин

Зарегистрированов Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 года,регистрационный N 4212

Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений

УТВЕРЖДЕНприказом Минэкономразвития России,Минфина России,Минимущества России иГоскомстата Россииот 25 января 2003 года N 25/6н/14/7

(с изменениями на 2 октября 2006 года)

1. Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений (далее именуется – Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 1611-р.

Под бюджетными учреждениями в соответствии с действующим законодательством понимаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

2. Переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений проводится в целях периодического пересчета их стоимости из смешанных цен различных лет, по которым они учтены в бухгалтерском учете, в единые цены, существующие на дату, по состоянию на которую проводится переоценка, и отражения итогов этого пересчета в бухгалтерском и статистическом учете.

3.

Переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, действующие, находящиеся на консервации и в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, приобретенное оборудование, предназначенное к установке, принадлежащие бюджетным учреждениям на праве оперативного управления, а также приобретенные за счет средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений по состоянию на 1 января 2007 года (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

4. Переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2007 года проводится в первом полугодии 2007 года (абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

В результате проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2007 года их стоимость должна быть выражена в ценах на 1 января 2007 года (абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см.

предыдущую редакцию).

5.

Переоценка осуществляется путем индексации балансовой стоимости основных средств, приобретенного оборудования, предназначенного к установке, нематериальных активов, накопленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам по состоянию на 1 января 2007 года на коэффициенты, разработанные Росстатом на основе индексов цен производителей на фондообразующие товары и индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) и опубликованные в “Российской газете” до 1 ноября 2006 года (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

6. Пункт исключен с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139. – См. предыдущую редакцию.

7. Здания, сооружения переоцениваются исходя из периодов затрат на их сооружение, приобретение (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

8.

По оборудованию, предназначенному к установке, необходимо помимо коэффициентов для переоценки соответственно зданий и сооружений, машин и оборудования применять дополнительные поправочные понижающие коэффициенты (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

9. Пункт исключен с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139. – См. предыдущую редакцию.

10. При переоценке нематериальных активов используются коэффициенты исходя из того, в ценах каких лет приобретения они отражены в бухгалтерском учете к 1 января 2007 года (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

11.

Итоги переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2007 года учитываются в текущих формах статистического наблюдения начиная с отчетов за первое полугодие 2007 года (на начало полугодия), а в годовых формах статистического наблюдения – с отчетов за 2007 год (на начало года) (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

12.

В бюджетном учете бюджетных учреждений увеличение (уменьшение) балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных за счет бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, числящихся на балансе и введенных в действие до 1 января 2007 года, до их восстановительной стоимости, определенной с применением установленных коэффициентов, отражается по дебету (кредиту) счета 010100000 “Основные средства”, дебету (кредиту) счета 010201000 “Нематериальные активы” и кредиту (дебету) счета 040103000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов” (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

13.

Переоценка оборудования, предназначенного к установке, отражается по дебету счета 010504000 “Строительные материалы” и кредиту счета 040103000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов” (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

14.

При переоценке основных средств и нематериальных активов, числящихся в бюджетном учете, сумма амортизации основных средств и нематериальных активов (включая объекты, по которым полностью начислена амортизация) по состоянию на 1 января 2007 года подлежит умножению на соответствующие коэффициенты изменений стоимости основных средств и нематериальных активов при их пересчете в восстановительную стоимость. Превышение или снижение исчисленной суммы амортизации над суммой амортизации, начисленной по указанным основным средствам и нематериальным активам до 1 января 2007 года, отражается по дебету (кредиту) счета 040103000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов” и кредиту (дебету) соответствующих аналитических счетов счета 010400000 “Амортизация” (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

15. Бухгалтерские операции по переоценке отражаются в Справке (ф.

0504833), установленной Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года N 25н (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2006 года N 7674), в межотчетный период (период реформации остатков баланса по счетам бюджетного учета на 1 января 2007 года до проведения переоценки на счета бюджетного учета на 1 января 2007 года после проведения переоценки) (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

16. Результаты переоценки отражаются в балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130), в балансе исполнения бюджета (ф.

0503120) в группе граф “На начало года” и в приложении к пояснительной записке “Сведения об изменении остатков валюты баланса” (ф.

0503173) в составе бюджетной отчетности за 2007 год (пункт в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

17. Очередная переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений проводится по достижении “порогового” (предельного) уровня роста цен производителей в строительстве.

За “пороговое” значение принимается 35-процентный рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений.

Основные средства и нематериальные активы бюджетных учреждений переоцениваются в цены на 1 января года, следующего за годом, в котором рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений достиг “порогового” значения.

Решение об очередной переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений принимается Минэкономразвития России, Минфином России и Росстатом по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом не позднее 1 ноября года, предшествующего переоценке (абзац в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2006 года совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 2 октября 2006 года N 306/120н/139, – см. предыдущую редакцию).

Настоящий Порядок используется и при последующих переоценках.

Редакция документа с учетом изменений и дополненийподготовлена юридическим

бюро “КОДЕКС”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901851650

Что поменялось в бухучете основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

Вдвое увеличена нижняя граница стоимости ОС, которые можно учитывать как материально-производственные запасы. Ранее к таким объектам относились ОС стоимостью не более 20 000 руб., с этого года — не более 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Напомним, что малоценное имущество не амортизируется, а списывается в текущие расходы.

Как и раньше, способ отражения малоценных объектов в бухучете — это не обязанность, а право компании. Другими словами, организация может амортизировать любое, даже самое дешевое имущество.

Есть и другой вариант: установить свой собственный лимит стоимости, после превышения которого объект относится на счет 01 (главное, чтобы лимит не превышал 40 000 руб.).

Любой способ учета малоценных ОС, выбранный предприятием, следует закрепить в учетной  политике на 2011 год.

Аналогичная норма существует и в налоговом учете. В нем с этого года амортизируемыми считаются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Единственное отличие в том, что Налоговый кодекс не дает организациям права решать, амортизировать или списывать малоценное имущество. Здесь любые объекты стоимостью до 40 000 руб.

, необходимо отнести на затраты независимо от желания налогоплательщика.

Когда проводить переоценку

Раньше объекты ОС и нематериальные активы переоценивали на первое число года, теперь — на последнее, то есть на 31 декабря (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

При этом результаты переоценки по-прежнему нужно отражать в отчетности за соответствующий год. Так, в прошлом году мы проводили переоценку 1 января 2010 года, и результаты показывали в балансе за первый квартал 2010 года.

В этом году переоценивать имущество и НМА будем 31 декабря 2011 года, и результаты покажем в балансе по состоянию на 31 декабря 2011 года.

Как отражать результаты переоценки

Кроме того, стали иными правила учета результатов переоценки (п. 48 методички по учету основных средств). Прежде уценку, проведенную впервые, относили на счет 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Теперь первичную уценку надо отражать на счете 91 «прочие доходы и расходы». Проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 01 (04) — отражена сумма уценки объекта
ДЕБЕТ 02 (05)    КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации в результате уценки

Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91 (раньше ее отражали по кредиту счета 84).

Дооценку, произведенную впервые, по-прежнему следует зачислять в добавочный капитал и показывать по кредиту счета 83. Проводки надо делать следующие:

ДЕБЕТ 01 (04)    КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта
ДЕБЕТ 83    КРЕДИТ 02 (05) — отражена сумма корректировки амортизации в результате дооценки

Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Может случиться, что уценка по величине окажется больше, чем первичная дооценка. Тогда добавочный капитал уменьшится до нуля, а оставшуюся сумму уценки нужно отразить по дебету счета 91 (прежде отражали по дебету счета 84).

Переходный период

Возникает вопрос: как поступить с остатками на счете 84, которые образованы в прошлые годы из-за уценки основных средств и нематериальных активов? Нужно ли переводить сальдо на счет 91, чтобы прошлогодние переоценки были учтены так же, как нынешние? В комментируемом приказе на этот счет ничего не сказано.

Мы считаем, что сальдо по счету 84 необходимо оставить без изменения по двум причинам. Во-первых, до 2011 года действовали старые правила учета результатов уценки, и остатки по счету 84 в тот период сформированы в полном соответствии с нормативами.

Во-вторых, решение о распределении прибыли принимают собственники: в акционерных обществах — общее собрание акционеров, в ООО — собрание участников.

Значит, проводка по счету 84 может быть сделана только на основании протокола, и бухгалтер не вправе по своему усмотрению менять сальдо.

Учет недвижимого имущества до регистрации права собственности

Прежде существовала неясность, нужно ли начислять налог на имущество по объекту недвижимости, если компания еще не зарегистрировала право собственности на него. В частности, из пункта 52 методических рекомендациях по учету ОС косвенно следовало, что здание следует относить к основным средствам только после госрегистрации.

Кроме того, по старым правилам в первоначальную стоимость основного средства включались, в числе прочего, регистрационные сборы и другие платежи, связанные с приобретением прав на объект (п. 24 методички по учету ОС). Отсюда налогоплательщики нередко делали вывод, будто до момента регистрации прав первоначальная стоимость не сформирована, и объект нельзя включать в состав ОС.

Следовательно, нет базы по налогу на имущество.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2011/3/4420

Переоценка активов: порядок оформления и учет

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский экономический УниверситетКазпотребсоюза

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансовый учет-2»

на тему: «Переоценка активов, порядок оформления и учет»

Выполнила:ст-ка гр.УА-23

Кан Т.

Караганда – 2009

Введение

1. Метод переоценки активов как основная процедура учета

1.1 Сущность активов предприятия, необходимость их переоценки

1.2 Методы переоценки

2. Организация переоценки и ее место в учетной политике предприятия

3. Учет результатов переоценки и отражение их в отчетности

4. Проблемы оценки и переоценки в учете активов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Активы предприятия – это его ресурсы, которые дают определенное представление об имущественном потенциале предприятия. МСФО предусматривают разделение активов и обязательств предприятия на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным активам предприятия относятся активы, полезный эффект от которых ожидается потребить в течение нескольких лет.

Проблема оценки и переоценки активов является наиболее важной для казахстанских предприятий при подготовке отчетности, соответствующей международным стандартам (МСФО).

Задачей переоценки активов является определение реальной стоимости активов. В результате проведения переоценки каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении.

Вообще переоценка активов – это пересчет стоимости активов компании либо в результате действительного изменения их стоимости с момента приобретения, либо из-за несоответствия их реальной стоимости балансовой вследствие инфляции. Переоценка может быть сделана на базе текущей восстановительной стоимости или чистой возможной реализации. Основная цель переоценки – избежать искажения стоимости активов, когда цены существенно возросли.

Переоценку активов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и ее правового обеспечения.

Для того чтобы учесть по рыночной цене на определенную дату все активы предприятия, проводятся переоценки активов, причем, чем выше темпы инфляции, тем чаще нужно проводить переоценки.

Если переоценка производится периодически в соответствии с изменением условий воспроизводства, приведенная стоимость дает реальную оценку активов на момент составления финансовых отчетов.

Например, учет долгосрочных активов по первоначальной стоимости, которая значительно оторвана от восстановительной в каждый конкретный момент, приводит к тому, что начисляемая амортизация не покрывает затраты на их воспроизводство на современной технологической основе.

Актуальность исследования объясняется необходимостью трансформации бухгалтерского учета для перехода на МСФО, которое является первоочередной задачей предприятия в настоящее время.

Для того, чтобы перейти на бухгалтерский учет по МСФО, недостаточно только перенести остатки на начало периода, а необходим целый ряд мероприятий (например, признание долгосрочных активов, товарно-материальных запасов, обязательств и др.) в свете требований МСФО.

Между тем, Международные стандарты финансовой отчетности определяют, что для достоверного признания активов предприятия их стоимость необходимо переоценить.

В данной курсовой работе предлагается рассмотреть вопросы расчета и учета переоценки активов предприятия.

Цель курсовой работы – исследовать сущность переоценки активов, порядок ее оформления и учета.

В соответствии с заданной целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи исследования:

– изучить сущность активов предприятия и необходимость их переоценки;

– исследовать методы переоценки активов;

– рассмотреть порядок организации переоценки и ее место в учтенной политике предприятия;

– отразить учет результатов переоценки активов;

– изучить проблемы оценки и переоценки в учете активов.

Объектом исследования является действующая практика бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Центр». Предметом исследования – порядок оформления и учет переоценки активов предприятия.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, разрабатывающих проблемы улучшения бухгалтерского учета.

1. Метод переоценки активов как основная процедура учета

Активы предприятия — все хозяйственные средства предприятия, которые сгруппированы в балансе по составу и их размещению. [1] Понятие «актив» отражает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы.

[2] В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко — как ресурсы, контролируемые предприятием, получаемые в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия.

Они должны: приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, т.е. быть пригодными к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В состав актива включаются имущество и права. К имуществу относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение некоторых ценностей.

К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п.

К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например ранее произведенные затраты или еще не полученные доходы. [2]

Таким образом, активы – это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное представление об экономическом субъекте и его потенциале.

В соответствии с классификацией видов имущества (активов) предприятия в Республике Казахстан активы подразделяются на:

– долгосрочные активы;

– краткосрочные активы.

Долгосрочные активы – это активы, полезный эффект которых ожидается потребить в течение нескольких лет. Стоимость таких активов переходит в издержки производства товаров и услуг. [3] Краткосрочные активы являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия и включают в себя: товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары), дебиторскую задолженность, авансы выданные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Рассмотрим более подробно такой вид краткосрочных активов, как товарно-материальные запасы.

Материальные запасы участвуют в процессе производства только один раз, их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.

Запасы – активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырье и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи.

Запасы компании, производящей услуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, по которым еще не признана выручка.

В условиях рыночной экономики задачами бухгалтерского учета активов предприятия являются:

– правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения активов;

– достоверная оценка активов;

– контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;

– своевременное и точное исчисление амортизации долгосрочных активов и правильное ее отражение в учете;

– выявление неиспользуемых, лишних объектов активов;

– оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о наличии и состоянии активов путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе средств вычислительной техники.

От правильной оценки активов предприятия в конечном счете в наибольшей степени зависит его балансовый отчет.

Рассмотрим необходимость переоценки основных средств и материальных запасов как основных объектов материальных активов предприятия.

Бухгалтерский учет долгосрочных активов предполагает отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости.

Полная балансовая стоимость учитывается в ценах приобретения данных объектов. Поскольку однотипные объекты могут быть приобретены в разное время, по разным ценам (особенно в связи с инфляцией), на балансе между переоценками фактически учитываются долгосрочные активы в смешанной оценке. Для перехода к сопоставимой оценке проводится переоценка долгосрочных активов.

Задачей переоценки долгосрочных активов является определение реальной стоимости активов, в той мере, в какой это возможно в условиях становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу.

Источник: http://MirZnanii.com/a/16090/pereotsenka-aktivov-poryadok-oformleniya-i-uchet

Переоценка основных средств и нематериальных активов

Изменения в порядок переоценки основных средств и нематериальных активов

Переоценка основных средств и нематериальных активов – это самый простой способ увеличения стоимости чистых активов. Его применение не требует особых затрат, однако приносит лишь формальное улучшение показателей бухгалтерской отчетности, не изменяя при этом реальный объем активов, принадлежащий обществу.

Используйте пошаговые руководства:

Александр Житнич, управляющий партнер «Алариус Консалтинг»

 Что такое переоценка основных средств

Переоценка основных средств – это приведение первоначальной стоимости актива в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. Необходимо, чтобы переоценка была обоснованной.

Компании вправе проводить переоценку группы однородных объектов основных средств на конец года не чаще одного раза в год. Об этом говорится в пункте 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Причем, если организация однажды провела переоценку основных средств и нематериальных активов, в дальнейшем ее следует проводить ежегодно.

Как провести переоценку внеоборотных активов

Порядок проведения переоценки лучше закрепить в приказе о бухгалтерской учетной политике, прописав методику определения текущей (восстановительной стоимости) и утвердив форму первичного учетного документа, которым будут оформлены ее результаты.

Чтобы провести переоценку внеоборотных активов организации необходимо подготовить соответствующий распорядительный документ (например, приказ директора). В нем указывается:

  • состав комиссии по переоценке,
  • сроки проведения,
  • перечень объектов, подлежащих переоценке, с датами их приобретения, сооружения, изготовления, а также принятия к бухгалтерскому учету.

Сумма дооценки объекта основных средств или нематериальных активов зачисляется в добавочный капитал организации.

Переоценка заключается в пересчете первоначальной стоимости объекта (либо его текущей (восстановительной) стоимости, если ранее организация уже проводила переоценку) и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

По действующим правилам бухгалтерского учета может проводиться переоценка любых объектов основных средств, включая земельные участки и объекты природопользования. Ранее их переоценка была запрещена абзацем 3 пункта 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, который был исключен Приказом Минфина России от 24.12.2010 3 186н.

Дооценка объекта основных средств

Дооценка объекта основных средств отражается проводкой: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Если ранее общество уже проводило переоценку, в ходе которой объект основных средств был уценен, то его дооценку в той же сумме следует отражать проводкой: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 91-1 «Прочие доходы», а в части превышения дооценки восстановительной стоимости объекта основных средств над уценкой, которая была отражена ранее – проводкой: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Результаты переоценки основных средств

Результаты переоценки следует отразить в разделе 3 инвентарной карточки по форме № ОС-6 каждого объекта основных средств, а также в специальной ведомости, форму которой организации необходимо разработать самостоятельно и отразить в учетной политике.

В налоговом учете проведение переоценки не предусмотрено. Для целей налогообложения сумма дооценки доходом не признается и не облагается налогом на прибыль.

В то же время, следует иметь в виду, что переоценка основных средств приведет к увеличению суммы налога на имущество организации, поскольку расчет налоговой базы последнего осуществляется по данным бухгалтерского учета.

Переоценка нематериальных активов

Кроме основных средств организация может провети переоценку группы однородных нематериальных активов.

Такое право предусмотрено пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

Такая переоценка проводится по аналогии с переоценкой основных средств и также предполагает необходимость проведения регулярной переоценки в дальнейшем.

Дооценка объекта основных средств отражается проводкой: Дебет счета 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Если ранее нематериальный актив подвергался уценке, то его дооценка в той же сумме должна быть отражена проводкой: Дебет счета 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 91-1 «Прочие доходы», а в части превышения дооценки восстановительной стоимости объекта основных средств над уценкой, которая была отражена ранее – проводкой: Дебет счета 04 «Нематериальные активы» Кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Источник: https://fd.ru/articles/157522-sqe-16-m2-pereotsenka-osnovnyh-sredstv-i-nematerialnyh-aktivov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.