+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС

Содержание

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС

ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, налоговым агентом в 2014 году считается лицо, которое является посредником между плательщиком налога и государством. При этом данное лицо может не являться плательщиком налога на добавленную стоимость, либо получить освобождение от обязанности налогоплательщика и, согласно гл. 26.1 — 26.3 НК РФ, применять специальные режимы налогообложения.

Основная обязанность, которую должен выполнять налоговый агент – это своевременное и правильное исчисление и удержание у налогоплательщика НДС при аренде муниципального имущества или при приобретении товаров и услуг у иностранных лиц.

Законодательной базой российского государства предусмотрен ряд случаев, когда физическое или юридическое лицо могут считать налоговым агентом:

  • организация или индивидуальное предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ;
  • данное лицо арендует муниципальное или же государственное имущество;
  • реализация данным предприятием по поручению государства скупленного, конфискованного либо бесхозного имущества;
  • организация вступает в роли посредника и реализует продукцию (или работы и услуги) иностранного предприятия, что не зарегистрировано в России;
  • предприятие приобретает непосредственно у органов власти права на государственное или муниципальное имущество;
  • по решению суда фирма реализует имущество или конфискат.

Исчисление налоговой базы и определение ставки в 2014 году

Независимо от вида операции, в налоговую базу в обязательном порядке всегда должен быть включен налог на добавленную стоимость. Размер налоговой ставки рассчитывается, как процентное соотношение ставки налога согласно п. 2 или 3 ст.164 НК РФ и налоговой базы, что условно принята за 100 и увеличена на размер этой ставки.

Данный порядок утвержден в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Налоговый агент в 2014 году обязан предоставить в контролирующий орган декларацию не позже двадцатого числа месяца, идущего следующим за отчетным. В случае, когда на протяжении трех месяцев ежемесячный доход не превышает 1 миллиона рублей, декларация подается раз в квартал.

В данной декларации обязательным к заполнению является титульный лист, а также разделы 1.1 и 2.1. Дополнительно заполняется раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 2.

2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом».

Если предприятие не осуществляла операция, что облагаются НДС в данном отчетном периоде или же применяла специальный режим, то в указанных разделах проставляются прочерки.

При аренде государственного или муниципального имущества налоговой базой является та сумма арендной платы, которая перечисляется органу местного самоуправления или государственной власти.

 Налоговый агент исчисляет налоговую базу отдельно по всем арендованным объектам. В декларации эта сумма будет отражаться в разделе 2.2 по строке 090, а также в итоговых строчках 050 и 170.

При удержании НДС у зарубежной компании, налоговой базой в 2014 году считается сумма выручки от продажи, которая перечисляется налоговым агентом своему партнеру. Ее величина определяется отдельно по каждой операции, то есть с каждого перечисления иностранному лицу налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в государственный бюджет НДС.

В  п. 3 ст. 45 НК РФ говорится, что уплата налога осуществляется только в национальной валюте России. Поэтому при выплате иностранному контрагенту дохода в иностранной валюте должны быть произведены расчеты НДС в российских рублях по официально действующему на момент выплаты курсу Банка России.

В декларации объем выплаченного иностранному лицу дохода и исчисленный из этих сумм объем налога на добавленную стоимость отражается в разделе 2.2 по строчкам 070 или 080, а также в итоговых строках 050 (или 060) и 170.

Строки 130 и 140 будут заполняться в том случае, когда налоговый агент перечисляет иностранному контрагенту авансовые платежи в счет будущих операций. Данные суммы включаются в раздел 2.2 лишь в момент выплаты, то есть один раз, иначе может произойти задвоение в лицевом счете и у предприятия возникнет необоснованная задолженность перед государственным бюджетом.

При реализации конфискованного имущества налоговая база будет равна стоимости данного имущества (с НДС) и акцизов. Стоимость имущества должна рассчитывается, исходя из  ст. 40 НК РФ.

Полученная сумма отражается в разделе 2.2 декларации по строкам 100-120 и в итоговых строчках 040-060, 170. Строки 15-20 и 160 предусмотрены для отображения авансовых платежей.

Также следует обратить внимание на то, что суммы, которые перечисляются за товары (работы, услуги) иностранному лицу или органам власти, не должны быть включены в показатели, что отображены в разделе 2.1 декларации.

В процессе выплаты денежных средств органам власти или иностранным контрагентам выписывается счет-фактура.

Данный документ составляется в единственном экземпляре и остается у физического или юридического лица, которым выполняются функции налогового агента.

В случае, когда покупателем иностранной продукции или арендатором вносятся авансовые платежи, счет-фактура также заполняется, однако при фактическом оприходовании (выполнении) товаров (работ, услуг) этот документ не выписывается повторно.

Выписанный счет-фактура обязательно регистрируется в книге продаж. Записи в книге покупок производятся только тогда, когда все условия, что предусмотрены для вычета, будут выполнены.

Уплата НДС в 2014 году

Объемы налога на добавленную стоимость, что были удержаны посредством налогового агента, перечисляются в бюджет по его месту нахождения.

В случае если у иностранного предприятия была приобретена продукция, местом реализации которой была признана Россия, то удержанные сумы уплачивают в государственный бюджет в сроки, что были установлены для уплаты налогоплательщиками НДС п. 1 ст. 174 НК РФ.

При приобретении в иностранных компаниях работ или услуг сумма налога перечисляется в бюджет одновременно с перечислением средств иностранному контрагенту.

При этом в банк предоставляется два платежных поручения: одно из них – на перечисление средств за товары (работы, услуги) иностранному предприятию, а второе – на уплату НДС в бюджет.

При операциях по реализации конфискованного имущества или взятии в аренду муниципального и государственного имущества одна обязанностей налогового агента — это перечисление удержанных сумм в такие же сроки, что и перечисление НДС по своей непосредственной деятельности.

Код бюджетной классификации (КБК) в 2014 году

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики российского государства является бюджетная классификация. В соответствии с п. 1  Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», она предусматривает присвоение соответствующих кодов объектам классификации для обеспечения единства формы бюджетной документации.

Применение КБК в Российской Федерации осуществляется согласно Указаний Минфина России, принятых на основании Закона № 115-ФЗ.

Использование КБК предусмотрено при заполнении расчетной документации на перечисление платежей. Эти правила распространяются и на налогового агента.

Каждый платеж зачисляется на соответствующий внесенному КБК (в графе «Назначение платежа» платежного поручения) счет учета доходов государственного бюджета.

Для указания какой-либо дополнительной информации в платежном поручении существует показатель «Примечание», который, так же как и код бюджетной классификации, несет информацию виде налога. В случае, если эти два показателя содержат различную информацию, кредитное учреждение будет руководствоваться КБК. Поэтому оформление платежного поручения требует особого внимания.

Для уплаты НДС по реализуемым на внутреннем рынке страны товарам (работам, услугам) в 2014 году предусмотрен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот КБК применяет как налоговый агент, так и налогоплательщик.

При неверно указанном КБК вся ответственность по не зачислению налога на добавленную стоимость по его назначению возлагается на плательщика. Также Контролирующий орган может счесть неисполненной обязанность по уплате налога.

За невыполнение этих обязанностей законодательством предусматривается ответственность в виде взыскания штрафа в размере двадцать процентов от подлежащей удержанию и уплате суммы НДС.

Но из этой ситуации существует выход — в случае, когда в платежном документе налоговый агент указал неправильный КБК, то он вправе подать заявление о допущенной ним ошибке с просьбой внести уточнения типа платежа и его принадлежности.

К такому заявлению следует приложить подтверждающие перечисление НДС документы. Далее проводится совместная сверка перечисленных объемов, после чего контролирующий орган уточняет платеж на день его фактического осуществления и пересчитывает размеры пени.

Налоговые вычеты в 2014 году

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент вправе включить в налоговые вычеты удержанную и уплаченную в бюджет сумму НДС. Однако налогоплательщики, что осуществляют деятельность, указанную в п. п. 4 и 5 ст.

161 НК РФ, не имеют права включать объемы налога по этим операциям в вычеты. По операциям, что перечислены в ст.

161 НК РФ вычеты предусмотрены только тогда, когда имущественные права или товары (работы, услуги) приобретались для деятельности, что подлежит обложению данным налогом и при их покупке он был уплачен.

Основанием для осуществления вычетов в 2014 году является подтверждающая уплату налога документация, а также документы на приобретение продукции.

Вычеты производятся в доле, не превышающей объемы НДС, что были исчислены при отгрузке продукции, передаче имущественных прав или оказания услуг и выполнения работ. Налоговый агент имеет полное право на вычет объема НДС в том периоде, в котором данная сумма была фактически уплачена в государственный бюджет.

Основные бухгалтерские проводки по НДС в 2014 году

Налоговый агент при учете операций, связанных с налогом на добавленную стоимость отражает его следующим образом.

Если предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ:

  • Дт 41 — Кт 60 – поступление товаров (без НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 – НДС по поступившим товарам (без НДС);
  • Дт 60 — Кт 52 – перечисление поставщику денежных средств;
  • Дт 76,60 — Кт 68 – удержан НДС из выручки иностранного лица;
  • Дт 68 — Кт 51 – уплата НДС в государственный бюджет;
  • Дт 68 — Кт 19 – принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС.
  • При аренде муниципального и государственного имущества налоговый агент делает такие проводки:

    Ежемесячное начисление аренды:

    • Дт 20,23,44,26,25 Кт 60, 76 – начисление аренды;
    • Дт 19 — Кт 60,76 – отражение суммы приобретенного налога, в соответствии с договором аренды;

    При перечислении арендной платы арендатор (налоговый агент) делает следующие записи:

    • Дт 68 — Кт 51 – перечисление НДС налоговым агентом;
    • Дт 60,76 — Кт 68 – удержан НДС из доходов арендодателя;
    • Дт 68 — Кт 19 – принят к возмещению НДС.

    Источник: http://CleverBuh.ru/nalogi/ispolnenie-obyazannostej-nalogovogo-agenta-po-nds/

    Учет НДС налоговым агентом на

    ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС
    В предлагаемой статье консультант-преподаватель компании “1С:Сервистренд” Ф.М. Гуревич показывает отражение хозяйственных операций, в которых организация, применяющая УСН, является налоговым агентом в отношении налога на добавленную стоимость.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 346.

    11 НК РФ организации, применяющие упощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налогового агента в отношении налога на добавленную стоимость.

    В связи с этим указанные организации в качестве налогового агента обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога в случаях, предусмотренных статьей 161 НК РФ, в частности:

    • при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;
    • в случае приобретения на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

    Продемонстрируем отражение этих хозяйственных операций в конфигурации “Упрощенная система налогообложения”, в которой принят объект налогообложения “Доходы, уменьшенные на величину расходов” (меню “Сервис/Сведения об организации”, закладка “Применение УСН”).

    Аренда государственного имущества

    Итак, первый рассматриваемый нами случай – аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. В этой ситуации арендатор в отличие от общепринятого порядка перечисляет сумму НДС не арендодателю, а в бюджет.

    Организация, перешедшая на УСН, арендует у комитета по управлению имуществом помещение под офис. Согласно договору арендная плата без учета НДС составляет 30 000 руб. в месяц.

    Арендодатель выставляет арендатору счет на оплату. Предполагается, что сумма НДС в счете не указывается, поскольку арендатор в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ не признается налогоплательщиком по таким операциям.

    Введем вручную операцию (см. рис. 1), которая отразит задолженность бюджету по НДС (в качестве налогового агента) с арендной платы:

    Дебет 90.4 “Расходы, принимаемые для целей налогообложения” Кредит 76.6 “Расчеты с дебиторами и кредиторами, расходы принимаются для целей налогообложения (в рублях)”

    Рис. 1. Операция начисления НДС с арендной платы

    В справочнике “Контрагенты” (меню “Справочники”) введем контрагента “Бюджет (налоговый агент)” с соответствующими реквизитами.

    Сумма НДС определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ), в нашем примере – по ставке 18/118 % от налоговой базы. При этом налоговой базой считается сумма арендной платы с учетом налога (п.

    3 ст. 161 НК РФ), то есть сумма по счету на оплату, увеличенная на сумму НДС по ставке 18 % – (30000+30000 х 18 %) = 35400 руб.

    Таким образом, в нашем примере сумма НДС рассчитывается следующим образом:

    35400х(18%/118%)=5400 руб.

    Часто высказывается мнение о том, что в случае применения общего режима налогообложения налоговый агент в рассматриваемой ситуации должен самостоятельно оформлять счет-фактуру.

    Однако Налоговый кодекс РФ и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов – фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не предусматривают обязанностей налоговых агентов по выписке счетов-фактур.

    Таким образом, налоговый агент, применяющий УСН, может не выписывать счет-фактуру.

    Арендатор оформляет два платежных поручения. Первое – на оплату арендодателю по счету (или договору) аренды, указав в реквизите ставка НДС – “без налога НДС”.

    Второе платежное поручение – контрагенту “Бюджет (налоговый агент)” на перечисление в бюджет налога – суммы НДС. В диалоговом окне установим признак “Перечисление налога”, а в реквизите “Статус составителя” установим значение 02 – налоговый агент.

    Платеж оформляется с помощью документа “Выписка” (меню “Документы”). При этом формируются проводки (см. рис. 2), отражающие возникновение дебиторской задолженности арендодателя и погашение кредиторской задолженности перед бюджетом. Причем расходы по НДС сразу принимаются для целей налогообложения – проводкой по дебету счета Н02.2 “Прочие расходы, учитываемые при расчете единого налога”.

    Рис. 2. Проводки, формируемые документом “Выписка”

    По мере оказания арендодателем услуг арендатору оформляется документ “Услуги сторонних организаций” (меню “Документы”). Основанием является документ, подтверждающий факт оказания услуг. В графе “счет затрат” (см. рис.

    3) укажем счет, на котором учитываются расходы по аренде (в нашем примере – счет 26 “Общехозяйственные расходы”), а в графе “Для целей налогообложения” из перечисления выберем “Расходы принимаются”.

    При проведении документа сформируются проводки, отражающие погашение дебиторской задолженности арендодателя (Дебет 26 Кредит 60.2) и принятие расходов по аренде к учету при расчете единого налога (Дебет Н02.2).

    Рис. 3. Заполнение документа “Услуги сторонних организаций” и проводки, формируемые при его проведении

    В результате формирования указанных документов по аренде муниципального имущества в книге доходов и расходов появятся следующие записи (см. рис. 4).

    Рис. 4. Отражение операций по аренде имущества в книге учета доходов и расходов

    Сумму НДС, удержанную и перечисленную в бюджет в качестве налогового агента, необходимо отразить в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Меню “Отчеты/Регламентированные отчеты/Налоговая отчетность/НДС”). Для этого в разделе 2.

    2 “Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом” по строкам 50 “Реализация товаров (работ, услуг), сумма налога по которым исчисляется и уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента” и 90 “по услугам органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества” в графе 4 необходимо указать стоимость арендной платы (с учетом налога). В графе 5 автоматически будет указана сумма НДС, исчисленная расчетным методом. Эти же суммы автоматически отразятся в строке 170 “Всего исчислено”.

    Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранцев

    Второй из рассматриваемых нами случаев – приобретение на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

    В этой ситуации покупатель оплачивает поставщику стоимость товара (без НДС), а сумму НДС перечисляет непосредственно в бюджет.

    Организация, применяющая УСН, приобрела на территории Российской Федерации у иностранного лица товары – 1000 шт. джинсов общей стоимостью 472 000 руб. с учетом налога. Иностранное лицо не представило документов о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

    Для оформления хозяйственных операций по этому примеру нам необходимо выполнить следующую последовательность действий. Сформируем первый документ – “Поступление МПЗ” (меню “Документы”). В шапке документа выберем из соответствующих справочников поставщика товара, договор с ним и склад, на который поступил товар.

    В табличной части (см. рис. 5) в графе “Номенклатура” выберем из справочника “Номенклатура” товар “Джинсы”, укажем количество (1000 штук) и цену (472 руб.). В графе “Сумма” установится величина 472000. В графе “Ставка НДС” выберем из справочника “Ставки НДС” значение 18 %, при этом в графе “НДС (в т.ч.

    )” появится величина 72000.

    Рис. 5. Заполнение документа “Поступление МПЗ” и проводки, формируемые при его проведении

    Подготовим два платежных поручения. Первое – контрагенту “Бюджет (НДС налогового агента)” на перечисление налога (признак в диалоговом окне) НДС в бюджет в качестве налогового агента (статус составителя – 02). Второе платежное поручение – на выплату поставщику суммы дохода от реализации (без НДС), которая составит 472000-72000=400000 руб.

    После получения из банка выписки о перечислении денег введем документ “Выписка” (меню “Документы”) (см. рис. 6). С помощью кнопки “Подбор по платежным документам” заполним строки документа на основании сформированных ранее платежных поручений.

    В первой записи “Выписки” в строке “движение денежных средств” выберем из соответствующего справочника – “Платежи в бюджет”, а в строке “корреспондирующий счет” – 76.6 “Расчеты с дебиторами и кредиторами, расходы принимаются для целей налогообложения (в рублях)”.

    Выберем значение третьего субконто по этому счету – “Расходы на приобретение товаров и материалов”. Во второй записи “Выписки” соответственно укажем: “Оплата поставщику”, и то же значение третьего субконто.

    Рис. 6. Проводки, формируемые документом “Выписка”, по оплате стоимости поступивших товаров поставщику и НДС в бюджет

    В результате ввода предыдущих документов у нас образовалась кредиторская задолженность поставщику товара и дебиторская задолженность бюджета на сумму НДС – 72000 руб. Чтобы погасить эти задолженности введем операцию вручную (см. рис. 7).

    Рис. 7. Перенос задолженности

    Таким образом, после выполнения всех описанных действий расходы на приобретение товара (400000 руб. и 72000 руб.) отразились на счете Н04 “Расходы всего”).Напомним, что эти расходы будут учитываться на счете Н02.

    2 “Прочие расходы, учитываемые при расчете единого налога” по мере реализации товаров (см. статью методистов фирмы “1С” “Упрощенка”: признание расходов документом “Реализация”” в “БУХ.1С” № 6 за 2004 год).

    При этом если организация занимает позицию, совпадающую с мнением МНС, то расходы будут приниматься к учету после отгрузки товаров и оплаты их покупателем.

    Так же, как и в предыдущем примере, сумму НДС, удержанную и перечисленную в бюджет в качестве налогового агента, необходимо отразить в разделе 2.

    2 налоговой декларации (Меню “Отчеты/Регламентированные отчеты/Налоговая отчетность/НДС”) по строке 50 “Реализация товаров (работ, услуг), сумма налога по которым исчисляется и уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента” и строке 70 “по товарам (работам, услугам) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах”.

    Отметим, что в соответствии с инструкцией по заполнению декларации по НДС, в графе 4 по строкам 50 и 70 налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации иностранными лицами товаров (работ, услуг) с учетом налога.

    Ответы на многие другие вопросы, связанные учетом НДС, вы можете получить на семинарах “1С:Консалтинг”. Эти семинары проводятся партнерами фирмы “1С” как в Москве, так и в других городах России по единой тематике.

    Источник: https://buh.ru/articles/documents/13597/

    Арендуем у государства

    ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС

    Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

    Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

    По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

    Правильный договор аренды

    Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

    Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

    Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

    Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

    Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

    Арендодатель госимущества: возможны варианты

    Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

    На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

    Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

    Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

    Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

    Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

    Когда арендатору быть агентом

    Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

    Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

    Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

    А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

    То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

    На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

    № 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

    Источник: http://ndsinfo.ru/article/229

    Ндс при аренде федерального имущества

    ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС

    Осуществляя  аренду федерального илимуниципального имущества, организация автоматически становитсяналоговым агентом (НК РФ ст.161 п.3), т.е.

    организация обязана исчислить, удержать перечислить в бюджетсоответствующую сумму НДС. При этом независимо от формысобственности и режима налогообложения организация уплачивает НДС исдает налоговую декларацию.

    Налоговая база определяется как суммаарендной платы с учетом НДС (п.3 ст.161 НК РФ).

    При аренде федерального имущества, должен бытьзаключен договор аренды государственного или муниципальногоимущества с комитетом по управлению имуществом (департаментомнедвижимости), в котором отдельной строкой выделяется НДС.

    Обязанности налогового агента возникают уорганизации (индивидуального предпринимателя) только в случае, еслидоговор аренды заключен непосредственно с органами государственнойвласти и управления и (или) органами местного самоуправления(ст.161 п.3 НК).

    Обязанности налогового агента не возникают,если арендодатель – организация, у которой государственноеимущество, являющееся предметом договора аренды, находится вхозяйственном ведении либо оперативном управлении. В этом случаеарендодатель самостоятельно осуществляет расчеты по НДС сбюджетом.

    В бухгалтерском учете суммы НДС к возмещениюпо аренде федерального имущества отражаются на счете19-АФИ-18 “НДС по полученным услугам при аренде федеральногоимущества”.

    Для учета расчетов с бюджетом по НДС вкачестве налогового агента используется счет 68-НДС-НА “НДСналогового агента”.

    По кредиту счета 68-НДС-НА отражаетсяисчисленная сумма НДС с арендной платы в корреспонденции со счетомрасчетов с поставщиком.

    По дебету счета 68-НДС-НА отражаетсяперечисление  НДС по аренде федерального имущества в бюджет вкорреспонденции со счетом учета денежных средств.

    Специальные налоговые режимы

    Все организации, включая тех, кто не являетсяплательщиком НДС либо освобождены от обязанности плательщика НДС всоответствии со статьей 145 НК РФ, признаются налоговыми агентами,если являются арендаторами федерального имущества. Но они не имеютправа принять к вычету уплаченную в качестве налогового агентасумму НДС, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ право на вычетыимеют покупатели – налоговые агенты, исполняющие обязанностиналогоплательщика.

    УСН

    В состав расходов, признаваемых при УСН,включается и сумма арендной платы, перечисленная арендодателю, исумма НДС, перечисленная арендатором – налоговым агентом в бюджет(п. 2 ст. 170 НК РФ). Эти расходы признаются после оплаты аренднойплаты.

    Исчисление НДС

    Обязанности исполнить функцию налоговогоагента у арендатора появляется только по факту перечисленияденежных средств арендодателю.

    Если услуги по аренде имущества полученыарендатором, но арендная плата в адрес арендодателя, не выплачена,налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость невозникают.

    Если арендная плата перечисляется авансовымплатежом, то, арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязанудержать сумму налога со всей суммы, выплачиваемойарендодателю.

    Перечисление арендной платы арендодателюоформляется исходящим платежным поручением. В документе заполняютсяследующие поля:

    •  “Операция” – “Оплатааренды федерального имущества“;

    •  “По документам” –указываются ранее оформленный документ “Полученные услуги” идоговор, если они есть;

    •  “Сумма” – платежноепоручение оформляется на сумму без НДС;

    •  “К оплате” – рассчитаетсяавтоматически как сумма платежа плюс сумма НДС, рассчитаннаясверху. Полученная услуга будет оформляться на сумму с НДС, и присвязывании ее с платежом сумма связи должна будет указываться с НДСв том числе.

    При закрытии исходящего платежного порученияна перечисление арендной платы, формируются проводки:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    60-02(76-АФИ-2)Контрагент51Сумма без НДС
    Договор
    Платежное поручение
    60-02(76-АФИ-2)Контрагент68-НДС-НАОсновной платежСумма НДС
    ДоговорПлатежное поручение
    Платежное поручение

    Если производится оплата за уже полученнуюуслугу, то проводки будут такими:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    60-01(76-АФИ-1)Контрагент51Сумма без НДС
    Договор
    Полученные услуги
    60-01(76-АФИ-1)Контрагент68-НДС-НАОсновной платежСумма НДС
    ДоговорПлатежное поручение
    Полученные услуги

    При аренде федерального (муниципального)имущества арендодатель не является плательщиком НДС и счет-фактуруне выписывает. Поэтому организация должна самостоятельно оформитьсчет-фактуру на перечисленную сумму арендной платы с выделениемсуммы налога.

    Счет-фактура оформляется  вреестре  выданных счетов-фактур, в папке “НДС, удержанныйналоговым агентом”. В документе заполняются следующие поля:

    •  “Операция” – автоматическиподставляется “Счет-фактура при аренде федеральногоимущества”.

    •  “По документам” –обязательно указывается исходящее платежное поручение наперечисление арендной платы.

    •  “Дата” – после выбора вполе по документам платежного поручения на перечисление аренднойплаты, автоматически установится равной дате этой платежки.

    В табличной части документа указывается одноусловное наименование “Аренда федерального имущества (услуги)”. Оноавтоматически подставляется при создании документа (ищется поНомНомеру “АРЕНФИ”).

    После закрытия счета-фактуры, делаетсясоответствующая запись в книгу продаж, в папку “НДС, удержанныйналоговым агентом”.

    Данный счет-фактура распечатывается в одномэкземпляре и имеет следующие особенности:

    •  В строке “Дата/Номер“делается пометка “Аренда государственного (муниципального)имущества”.

    •  В строках “Продавец” и”Грузоотправитель” указывается арендодатель.

    •  В строках “Покупатель” и”Грузополучатель” указывается арендатор (налоговый агент).

    Перечисление НДС в бюджет

    Налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджетдаже в случае, если сумма к вычету больше, чем сумма кначислению.

    Перечисление НДС в бюджет оформляетсяисходящим платежным поручением, не позднее 20-го числа месяца,следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.174 НК РФ). Вдокументе заполняются следующие поля:

    •  “Операция” -“Перечисление налога НДС по аренде федеральногоимущества“.

    •  “По документам” -обязательно указывается платежное поручение на перечислениеарендной платы.

    •  “Перечисление налога” -устанавливается галочка, в специальном диалоговом окне”Перечисление налога“, которое открывается с помощью кнопки”Налог…“, выбирается “Налог на добавленную стоимость(налоговый агент)”.

    При закрытии платежного поручения формируетсяпроводка:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    68-НДС-НАОсновной платеж51Сумма НДС
    Платежное поручение

    Зачет НДС

    Арендатор может предъявить к вычету сумму НДС,если он является плательщиком НДС, т.е. не применяет специальныеналоговые режимы и не имеет освобождения от обязанностейналогоплательщика (п.3 ст.171 НК РФ).

    Исчисленная сумма налога от арендыфедерального имущества, не включается в налоговые вычеты, пока небудет перечислена сумма НДС в бюджет п.3 ст. 171 НК РФ.

    Кроме того, если организация перечисляетарендную плату авансом в счет будущих периодов, то суммы НДСпринимаются к вычету по мере наступления тех периодов, к которымотносится арендная плата (ст. 171 и 172 НК).

    Таким образом, для предъявления к вычету суммНДС, должны быть выполнены следующие условия:

    •  Статья затрат, на которую отнесенырасходы по аренде не является не учитываемой (параметрТИП_НАЛ_РАСХОДЫ на статье затрат не должен иметь значение “Неучитываемые”).

    •  Перечислена арендодателю суммааренды.

    •  Уплачена в бюджет соответствующаясумма налога.

    •  Оформлены полученные услуги.

    Получение услуги оформляется в программестандартным документом “Полученные услуги”. В документе заполняютсяследующие поля:

    •  “ОперацияПолученные услуги по аренде федерального имущества“.

    •  “По документам” –указывается платежное поручение на перечисление арендной платы,если был сделан авансовый платеж и договор.

    При закрытии полученных услуг формируетсяпроводка:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    20, 26, 25, 44Статья затрат60-01(76-АФИ-1)КонтрагентСумма без НДС
    ПодразделениеДоговор
    Вид деятельностиПолученные услуги
    19-АФИ-18Контрагент60-01(76-АФИ-1)КонтрагентСумма НДС
    Договор
    Полученные услуги
    119-АФИ-18КонтрагентБаза НДС

    Если была предоплата, то формируются проводкипо зачету аванса:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    60-01(76-АФИ-1)Контрагент60-02(76-АФИ-2)КонтрагентСумма аванса
    ДоговорДоговор
    Полученные услугиПлатежное поручение

    А также проводки по зачету НДС:

    ДебетКредитСумма
    СчетЛицоСчетЛицо
    68-НДС-ОБОсновной платеж19-АФИ-18КонтрагентСумма НДС
    Платежное поручение
    168-НДС119-АФИ-18КонтрагентБаза НДС

    НДС к вычету будет принят в более позднем издокументов, либо в “Полученных услугах“, либо в”Исходящем платежном поручении” (перечисление налога вбюджет). При этом в книгу покупок, в папку “НДС, удержанныйналоговым агентом”, помещается счет-фактура, выписанный ранеена основании арендного платежа.

    Источник: http://erpandcrm.ru/sbis_accounting.ru/12/nds_pri_arende_federal%27nogo_imu6estva.htm

    Ндс при усн

    ИП на УСН при аренде муниципального имущества обязан исчислять и удерживать НДС

    Компании на упрощенной системе налогообложения освобождены от уплаты ряда налогов. Наиболее привлекательным является освобождение от уплаты НДС. Однако сегодня нельзя говорить о полном отстранении «упрощенца» от этого налога.

    Бывают ситуации, в которых и «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС, должны перечислять НДС в бюджет, а также представлять декларацию по НДС или Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

    При этом компания на УСН не является плательщиком НДС, а это значит, что права на налоговый вычет по «входному» НДС не имеет.

    «Упрощенец» — налоговый агент по НДС

    Компании на УСН освобождены от обязанностей плательщика НДС, однако у них могут возникать обязанности налоговых агентов по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). «Упрощенцы» выступают в качестве налоговых агентов в следующих случаях:

    • когда арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
    • когда приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
    • когда в качестве посредника с участием в расчетах реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
    • когда покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
    • когда продают конфискованное или реализуемое по решению суда имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству;
    • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

    Рассмотрим подробнее первые две ситуации.

    Арендуется госимущество

    Когда «упрощенцы» арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога в этом случае зависит от условий договора.

    Если в договоре аренды НДС не выделен, тогда сумма налога рассчитывается по формуле:

    НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18 %

    При этом органу власти арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре аренды, а НДС арендатор уплачивает «за свой счет».

    Если в договоре сумма НДС выделена, тогда налог рассчитывается по расчетной ставке по формуле:

    НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18/118

    Сумма арендной платы, установленная в договоре, перечисляется арендодателю за минусом НДС. В такой ситуации налог действительно уплачивается из средств арендодателя.

    «Упрощенец»-арендатор должен составить счет-фактуру в одном экземпляре и оставить его у себя. Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, «упрощенец» вправе учесть НДС в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Рассмотрим пример.

    Организация ООО «Х» является плательщиком УСН. Осуществляет розничную торговлю. Под магазин арендует у комитета по управлению имуществом помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.).

    Арендная плата перечисляется не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, НДС с арендной платы составляет 18 000 руб. Организация ООО «Х» выступает в роли налогового агента, а значит, должна исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы арендной платы в бюджет.

    При этом арендодателю будет перечислено 100 000 руб.

    Приобретаются товары или услуги у иностранцев

    Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ. Налоговая база по таким операциям определяется налоговым агентом.

    Рассмотрим пример.

    В I квартале 2015 года польская компания «Y» оказала организации ООО «Ромашка» юридические услуги. Стоимость услуг с учетом налогов, подлежащих удержанию в соответствии с законодательством РФ, — 236 000 руб. Иностранная компания не имеет на территории РФ представительства.

    Акт сдачи-приемки оказанных услуг подписан в I квартале 2015 года. Все расчеты произведены в рублях. Таким образом, организация ООО «Ромашка» является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы оплаты услуг в бюджет: 36 000 руб. (236 000 × 18/118).

    Обязанность заплатить НДС

    Несмотря на то что «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, в ряде случаев у них возникает обязанность заплатить налог в бюджет. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

    Ввозятся товары

    Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, согласно ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения.

    В этом случае и компании на УСН должны заплатить НДС (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Здесь есть особенность по срокам уплаты НДС.

    Так, согласно общим правилам, сроки уплаты НДС при ввозе товаров зависят от таможенной процедуры, под которую помещаются товары (ст. 82 ТК ТС):

    • При выпуске товаров для внутреннего потребления налог уплачивается до их выпуска (п. 3 ст. 211 ТК ТС).
    • Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), НДС уплачивается до выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза (п. 3 ст. 283 ТК ТС) и др.

    Кроме того, таможенное законодательство предусматривает в ряде случаев специальные сроки уплаты НДС.

    В общем случае сумма НДС, которую необходимо уплатить в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определяется по формулам:

    НДС = Налоговая база × Ставка

    Налоговая база = Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз

    Ставка НДС применяется в зависимости от вида товаров: 10 или 18 %. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в российских рублях и округляется до второго знака после запятой.

    При ввозе товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, сумма НДС, подлежащая уплате, определяется по формуле:

    НДС = (Цена сделки + Акциз) × 18 % (или 10 %)

    В этой ситуации налог уплачивается в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары приняты к учету.

    Выставляется счет-фактура с выделенным НДС

    Когда «упрощенцы» выставляют счет-фактуру, в том числе по авансовому платежу, с выделенным в нем НДС, они должны перечислить НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

    Также в данном случае у компании на УСН возникает дополнительная обязанность — представить декларацию по НДС.

    Отчитываться по этому налогу нужно в электронном виде по ТКС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Кроме того, если «упрощенцы»-посредники выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица, они обязаны вести Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

    Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, а также лица, осуществляющие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении этих договоров в составе доходов по УСН, должны вести Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

    При этом, если «упрощенцы» реализуют или приобретают товары, работы или услуги от своего имени, они не должны уплатить НДС. В этой ситуации возникает обязанность выставлять (перевыставлять) счета-фактуры, выделяя в них сумму НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ).

    Осуществляются операции по договорам товариществ

    Компании на УСН должны заплатить НДС в бюджет, если осуществляются операции по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (ст. 174.1, ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, в этой ситуации «упрощенцы» должны подать в налоговый орган декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

    Обязанность составлять счета-фактуры

    Помимо обязанности уплатить НДС в бюджет, у «упрощенцев», которые осуществляют операции по договорам товариществ (см. ст. 174.1 НК РФ), может возникнуть обязанность составить счет-фактуру. Приведем примеры таких ситуаций.

    Компания как комиссионер (агент, действующий от своего имени) получает аванс или отгружает товары (работы, услуги) комитента (принципала) — плательщика НДС. Либо компания как посредник, участвующий в расчетах, отгружает товары (работы, услуги) иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, или получает за них аванс.

    Счет-фактура в этих ситуациях выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю.

    Кроме того, счет-фактура в обязательном порядке составляется, если «упрощенец» как комиссионер (агент, действующий от своего имени) перечислил аванс или получил товары (работы, услуги), приобретенные для комитента (принципала) у продавца — плательщика НДС. И в этом случае счет-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых передается комитенту (принципалу).

    Кодексом предусмотрены и другие ситуации, вынуждающие плательщиков УСН знать свои обязанности по НДС.

    Можно ли избежать двойного налогообложения?

    В некоторых случаях при уплате НДС в бюджет у компаний на УСН возникает двойное налогообложение, когда суммы НДС включаются в доходы от реализации и одновременно облагаются единым «упрощенным» налогом.

    Например, когда в договоре аренды госимущества не выделен НДС и арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре, а НДС арендатор на УСН уплачивает «за свой счет».

    Или когда плательщик УСН выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, сумму которого он перечисляет в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

    Однако с 2016 года плательщики УСН и ЕСХН, выставляющие счета-фактуры, не должны будут учитывать НДС в доходах. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 06.04.15 № 84-ФЗ.

    Данный закон исключает из состава выручки при УСН и ЕСХН суммы НДС, полученные при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога.

    Также в законе прямо прописано, что суммы НДС, которые уплачены в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям, не включаются в расходы при исчислении ЕСХН и УСН. Подробнее об этом читайте здесь.

    Источник: https://kontur.ru/articles/2318

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.