+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов

Содержание

Интервью с оперативными сотрудниками МВД

Интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов

10 ноября в России празднуют День сотрудников МВД. В преддверии профессионального праздника корреспондент “ТОЛКа” пообщался с сотрудниками правоохранительных органов:

Ефимовым Александром Геннадьевичем – майором/старшим оперуполномоченным по особо тяжким преступлениям против личности (на пенсии);

Филатовым Евгением Александровичем – майором/старшим оперуполномоченным по особо тяжким преступлениям против личности (на пенсии);

старшим лейтенантом полиции, пожелавшим остаться неизвестным.

Евгений Филатов и Александр Ефимов

Корр.: Здравствуйте! Позвольте вас поздравить с праздником. Расскажите, когда вы пришли в органы и по какой причине.

Ефимов: В полицию я пришел в 90-х. Книги всегда такие читал о сыщиках, еще думал в пограничное училище пойти или же в уголовный розыск. Получилось, что пошел сюда. Мне просто нравилась работа по книгам, по фильмам, а потом уже по сути.

Филатов: В милицию я пришел работать в 92-м году. В силу определенных обстоятельств пошел в УР, это уже было в 2001 году.

По настойчивым  просьбам Ефимова перешел к нему набираться опыта в УР по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, изнасилований,  причинения тяжкого вреда здоровью и прочее.

Сначала боялся туда переходить, думал, не потяну. Но позже понял, что это мое, и я очень благодарен за это Ефимову.

Старший лейтенант: Я инкубаторный – пришел после БЮИ. Поступил в 2006-м, в 2011-м я выпустился. Во время обучения у нас была практика, я попал в ГНК (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – прим. ред.), но всей сути работы я не понял. А на пятом курсе учебы я попал на практику к Филатову, вот он и разжег во мне интерес к работе.

Ведь это очень важная работа, когда ты убираешь весь этот “мусор” с улиц. Всех этих насильников, серийников убираешь и чувствуешь благодарность от людей. Получается, что ты город делаешь чище. Таким образом, после практики я пришел туда работать. Получилось так, что работал я потом с другим наставником по линии тяжких преступлений против личности – с Бауткиным Максимом Николаевичем.

Сейчас он начальник УР, очень грамотный и опытный сотрудник. Он научил меня многим азам и аспектам, но своим главным наставником я все равно считаю Филатова. О том, что я проработал в УР, не жалею.

Изначально я хотел работать в ОБЭП, но Филатов сказал, что я всегда успею, и чтобы проникнуться и понять всю суть преступного мира, лучше получить этот опыт, конечно же, в УР, ведь это реальная школа и закалка.

Корр.: Как относится ваша семья к такой работе? Ведь она предполагает большую занятость. Нет четкого графика, и форс-мажоры постоянно случаются.

Ефимов: Тут, конечно, лучше спросить жену. Она знала все сразу, когда мы еще только дружили, что пойду или в пограничное училище, или опером. На стадии дружбы она понимала, что так, возможно, и будет. Дети выросли, конечно, практически без моего участия, так как дома действительно редко бывал.

Сутками жили в кабинете возле жуликов, сидели, разговаривали с ними, даже чай вместе пили, сало ели, а потом опять переходили к диалогу по сути и по работе. К жулику относились как к человеку. Пока не найдешь с ним контакт, ты не получишь нормальный диалог.

Если серьезный разговор с ним, то кабинет вообще на клюшку закрываешь, чтобы никто вас не сбивал с толку. Потому что, бывало, чувствуешь – надо чуть-чуть потерпеть, и он расколется, а тут раз – и в дверь кто-то стучится, мол, откройте. Ну а если про жен всё же, то да, им очень тяжело.

В сравнении с гражданскими людьми особенно. У них – отработал, пришел домой, и все. А у нас такого нет, вне зависимости от времени суток, праздников, дней недели и прочее, звонят – значит, надо выезжать на работу.

Особенно праздники – гражданские всегда заранее планируют, как проведут эти выходные дни, а мы нет, у нас нет праздников, потому что на них, как правило, что-то случается, и тут уже мы работаем.

Филатов: Надежный тыл – это основное! Супруга всегда меня понимает и понимала. Помню, бывало, по 7-8 дней дома не был. Приеду, помоюсь, побреюсь и опять на работу. На работе у меня всегда стояла фотография с детьми, которую они мне подготовили, на этом коллаже было написано: “Папа, мы ждем тебя”. Поверьте, это очень помогало.

Старшие дети выросли в основном без моего особого участия. То, какие они сейчас, – это заслуга моей жены. Помню, первое время младшая дочка называла старшего сына папой, что было крайне обидно. Впоследствии все встало на свои места. Надежный тыл – это всё.

Ты знаешь, что есть человек, который понимает тебя, по голове погладит, обо всем поговорит, накормит, который тебя ждет и во всем поддерживает. Это 50 % минимум того, что помогает.

Ст. лейтенант: Да, я согласен с товарищами. Дома надо, чтобы не было никакого негатива, ведь его и на работе достаточно. Когда ты домой приходишь, тебе жена и дети улыбаются – вот это самое главное.

Если они злятся и не понимают того, что тебя нет дома, то это приносит еще больше переживаний. А так приходишь, тебе рады и ты рад, ложишься счастливым спать и утром на работу с уже новыми силами.

Самое главное – это надежный тыл и хорошее настроение в доме.

Корр: Испытывали ли вы когда-либо чувство жалости к преступнику?

Ефимов: Смотря какое преступление он совершил. Ну, вот был случай: парнишка совсем молодой, с женой развелись, начали каждый свою жизнь строить, но, как бывает, периодически встречались друг с другом. Была такая встреча – он приходит к ней, дверь ногой открывает, а там подружка ее сидит с мужчиной, еще один мужчина и жена его.

Ну, он и предположил, что они по парам разбились. Мужик жену свою бывшую забрал, мириться с ней начал, все спокойно обошлось. Они к нему пошли, опять поссорились, она домой вернулась и дверь уже на ключ закрыла. Тот за ней, дверь открывать, а не получается. Смотрит – балкон открыт. Он за топором и на балкон пролез на второй этаж.

А там баба эта с мужиком… Ну, ясно, чем занимаются. Он на них с топором. Она увернулась, ей ничего, а мужика рубанул. Ну, вот это и был случай, когда его жалко, что из-за чувств к бывшей, что ранее не судим, по такой неосторожности, на эмоциях. Еще тоже жалко в ситуациях – толкнул, тот упал, головой обо что-то ударился и умер. Умысла-то не было, а сажали за убийство.

Вот в таких случаях жалко.  Но в любом случае закон есть закон, и ему нужно следовать.

Филатов: Если он реальный преступник, который осознанно все делал, то к таким жалости нет. А есть заложники обстоятельств. Например, едет человек на машине, колесо оторвало, и он человека сбил. По факту – он же не хотел, это так вышло и от него не зависело.

Даже при драке – тебя бьют и ты бьешь, а человек, например, назад захотел сделать шаг, обо что-то споткнулся, упал, головой ударился и умер. Жалко тех, кто судим ранее не был и по таким вот случаям осужден.

По нашим людским понятиям, он ничего не сделал, а с точки зрения закона – закон он преступил и должен понести наказание. Вот этих ребят жалко.

Корр.: Согласно первой и второй частям четвертой статьи ФЗ-247 РФ 2011 года “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Как у вас обстоят дела с получением жилья?

Ефимов: В системе получения жилья сейчас есть недостатки. Помню, как вместе с коллегой, который, к сожалению, погиб в 1994 году, становились на очередь в девяностых. С тех пор прошло много лет, и я уже на пенсии, субсидию на приобретение жилья все еще жду, не знаю, дождусь ли.

Проблема в том, что очередь одна для всех, и сотрудники, которые приходят сейчас, становятся с нами в общую очередь. Это создает дополнительные трудности. Многие из тех, кто пришел позже, уже получили эти субсидии, то есть они становятся в очередь не за нами, а с нами.

В итоге кто-то получает данную возможность быстрее тех, кто проработал намного дольше.

Корр.: Предлагаю поговорить о профессиональных качествах работников вашей профессии. Какие, по вашему мнению, должны быть профессиональные и человеческие качества хорошего сотрудника органов?

Ст. лейтенант: Мужество – это первое. Терпение и упорство. Оперативник должен уметь достигать поставленных задач, а для этого ему понадобится много терпения.

Ефимов: Целеустремленность и знание психологии. Без знания и понимания людей очень тяжело.

Филатов: Терпение должно быть, обостренное чувство справедливости, однозначно. Настоящий опер должен держать слово. Если он пообещал, дал слово, то он обязан сделать.

Все трое сказали, что нужно быть готовым жертвовать своим личным временем, которое можно было потратить на семью. Ради помощи людям и для раскрытия дела нужно уметь прилагать максимальные усилия.

Корр.: А что для каждого из вас в вашей профессии самое интересное?

Ефимов: Добиваться цели, сам процесс. Знать, что ты поставил задачу, и выполнить ее. Особенно интересно, когда есть какие-то сложные дела, над которыми нужно поломать голову, подумать.

Филатов: Чувство исполнения морального долга, когда посадил преступника и сделал мир немного безопаснее. В такой момент начинаешь чувствовать себя человеком  и понимаешь, что все твои усилия были не напрасны.

Ст. лейтенант: Мне нравится, что работа предполагает много движения и много общения, потому что я неусидчивый и никогда не смогу просто сидеть в офисе каждый день. Постоянная работа мозга, когда все время нужно искать ответы на сложные вопросы.

Корр.: Хотели бы вы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

Филатов: Однозначно нет. У нас с сыном разные характеры. Я с детства мечтал расследовать дела, сочинения об этом в школе писал. Дочь хотела, но я отговорил. Не знаю, просто не хочу. Сейчас работа, которую я застал перед пенсией, стала слишком “бумажной”. Много лишней отчетности. Пока все отчеты подготовишь, уже и времени нет преступников ловить. Раньше было не так.

Ст. лейтенант: Раньше более сплоченный коллектив был, чем сейчас. И не учат молодых новичков, как раньше. Нет как таковой системы наставничества.

Ефимов: Сейчас много ведомств и работает каждое на себя, а когда принадлежало все одному начальнику ГУВД, то все работали на один результат.

Корр.: Доверяют ли граждане полиции в наше время? Как было раньше?

Все единодушно признали, что для них это сложный вопрос.

Ефимов: Я пришел в 87-м году, когда ходили участковые вместе с дружинниками. Был тогда участковый один. Когда он выходил на патруль, жулики сразу становились порядочными, мужики переставали бить своих женщин, все вокруг читали газеты. Тогда я и понял, что все индивидуально. Как и репутация человека, и не важно, полицейский ты или нет.

Корр.: Вы, являясь сотрудниками розыска, в свободное время смотрели передачи или фильмы о вашей профессии? Если да, то какие?

Ефимов: “Улицы разбитых  фонарей”, первые сезоны. Они отражали нашу работу очень правдоподобно.

Филатов: “Ментовские войны” сезона до седьмого я смотрел.

Ст. лейтенант: Времени сейчас сильно нет на это. Да и не получается сосредоточиться на просмотре, потому что все время смотришь и сравниваешь с реальным положением вещей.

Корр.: Как вы оцениваете работу более молодых сотрудников, которые приходят вам на смену?

Ст. лейтенант: Им сейчас тяжелее, потому что нет того тыла, имею в виду не семью, а наставников, которые подскажут и научат, как было это раньше. Больше бумажной работы.

Филатов: Сейчас выглядит все как 10 планерок, 15 отчетов, 20 проверок, а результат под вопросом. Нам в свое время начальник говорил, что можете на работу не приходить вообще. Вы мне только результат в пятницу принесите, и я буду рад. Тогда и результаты были реальные, и раскрываемость хорошая.

Ефимов: Раньше, если ты готов в выходные и праздники куда-то сорваться ради работы, со временем это начинают ценить, и мнение о тебе хорошее складывалось, а сейчас я уверен, что подобное уже не ценится.

Корр.: Ваши пожелания коллегам.

Ст. лейтенант: Терпения, поменьше бумажной работы, энтузиазма и желания сделать благо для общества. Работа у них сложная, но почетная. Поздравляю своих коллег!

Филатов: Присоединяюсь к поздравлениям и желаю им любить свою работу. Чтобы рядом были хорошие товарищи, чтобы было с кем поговорить, поделиться своими мыслями. Раньше хорошо, когда часто были соревнования и много спорта, он всегда объединял.

Ефимов: Тоже считаю, что должно быть желание. Будет желание – появятся навыки, которые сделают тебя профессионалом, и результаты будут. Все идет от желания работать. Этого и желаю нынешним сотрудникам, простите за каламбур. Надеюсь, все у них будет хорошо.

Источник: http://tolknews.ru/news/1975-intervu-s-operativnymi-sotrudnikami-mvd

Надзор ударит по кадрам: что ждет инспекторов проверяющих ведомств?

Интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов

Чрезмерная бюрократизация надзорной деятельности является одним из препятствующих нормальному развитию бизнеса факторов. Не учитывая коррупцию, одно лишь выполнение установленных законом требований обходится предпринимателям в сумму, эквивалентную 5% российского ВВП.

Чтоб упростить жизнь отечественному бизнесу, власть анонсировала с начала 2021 года проведение реформы надзорной деятельности, которая станет национальным проектом.

Главной задачей реформы станет перераспределение объектов проверки, где государство откажется от тотального и регулярного контроля над бизнесом, переходя на риск-ориентированные факторы, предотвращение нарушений и минимизацию ущерба.

Новые условия работы потребуют переформатирования и самих надзорных органов – инспекторов будут трудоустраивать лишь на конкурсной основе, и будут регулярно переаттестовывать, обучать «новой философии» работы и материально мотивировать за честность и добросовестность в своей деятельности.

На должностях, где коррупционные риски особенно велики, планируется провести ротацию чиновников, в результате которой многие потеряют работу. Новая жесткая кадровая политика затронет 10 из 12 ведомств – МЧС и МВД пока решено «не трогать». Карьерист.

ру разобрался, что еще ждать работникам надзорных ведомств от новой реформы?

Без сплошных проверок

Если про запуск реформы заговорили еще в середине осени, то конкретные нормативы, как и паспорт приоритетного национального проекта, был представлен общественности лишь 21 декабря.

По нему, реализация программы рассчитана до конца 2025 года, участвовать в ней будут 12 основных контрольно-надзорных ведомств, среди которых полиция, спасатели, налоговики, трудовые и медицинские комиссии, таможенная служба, потребительский и природный надзор и т.д.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, новая программа должна обновить идеологию и перейти к современной модели надзора, носящей сервисный характер и пропагандирующей партнерские отношения с проверяемыми лицами. Это будет способствовать развитию бизнеса, а не «пустому» усилению контроля.

Принцип, по которому контролирующие органы работают сегодня, сводится к банальной и сплошной проверке всех подконтрольных предприятий, которая проводится с установленной руководством или нормативными актами периодичностью.

Нет ничего странного в том, что тотальные проверки приводят к неэффективному распределению трудовых ресурсов проверяющих, оставляя без внимания те места, где проверки действительно нужны.

Масштаб проблемы огромен – по данным паспорта программы, которые приводит «РБК», в стране ежегодно проводится больше 2 млн проверок, но вместо улучшения ситуации, издержки предпринимателей на их прохождение только растут. Как говорит один из авторов реформы Михаил Обызов, «что-то у нас происходит не так».

Среди главных целей приоритетного национального проекта – снижение смертности по рискам, контролируемым государством (на производстве, при чрезвычайных ситуациях, от отравлений продуктами питания, в т.ч. алкоголем и т.д.

) на 15% за будущий год, на 50% – к концу срока, на который она рассчитана.

Кроме этого, планируется снизить на 100% административную нагрузку на предпринимательство – формула, по которой она будет оцениваться, будет разработана к середине будущего года.

Интересно, что на некоторые сферы надзора реформа распространяться не будет – она не затронет вопросы борьбы с преступностью, общественную безопасность и нацоборону. Очевидно, авторы документа сочли эти сферы слишком специфическими, чтоб реформировать их вместе с другими. Тем не менее это оставляет поле для злоупотреблений, с которыми контролирующим органам еще предстоит разобраться.

Конкурс и зарплаты

Первый этап реформы, согласно опубликованному паспорту, будет предполагать набор чиновничьего состава в органы федерального подчинения, которые и будут участвовать в реформе надзора.

Таким образом, проведением надзорных функций, в результате кадровых изменений, будут заниматься совсем другие люди. Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

Высшее руководство органов, а это начальники, замы и главы кадровых служб, заново набирать не будут – их лишь переаттестуют. Кадровые чистки коснуться всех ведомств, кроме полиции и МЧС – паспорт программы прямо указывает на это, не аргументируя такое решение.

Интересно, что именно на МЧС приходится самая большая доля по количеству проведенных инспекций – она достигает 20% от 2 млн проверок, проведенных 12 реформируемыми ведомствами.

Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

К инспекторам и их руководству будут предъявлять специальные требования, которые будут касаться как их компетенции, так и эффективности работы. Их невыполнение будет выступать причиной для принятия «кадровых решений» и по сути увольнений.

Но, будут и «пряники» – паспорт программы будет предполагать разработку системы материальной и нематериальной мотивации, что конкретно имеется в виду, авторы не уточнили. Планируется и повышение зарплат, конкретное решение по которому будет принято не раньше 2021 года.

Менять будут и саму систему оплаты труда, которая будет мотивировать чиновников надзорных органов работать как можно эффективнее в интересах проверяемых, и будет способствовать снижению текучки.

Взамен, работники контролирующих органов должны будут пересмотреть свои требования к проверяемым организациям и привести их в актуальное современному рынку состояние.

Дабы избежать усиления административного контроля, каждое новое введенное требование должно заменить 2 старых.

Чтоб сделать процесс надзора прозрачным, на сайтах ведомств будут размещены исчерпывающие перечни нормативных актов и требований, которые должны соблюдаться подконтрольными надзору организациями.

Сегодня это становится главным препятствием для успешного прохождения проверок – предприниматели до конца не понимают, каким конкретно требованиям они должны соответствовать. Дабы снять все вопросы, инспекторы будут регулярно публиковать обзоры проверок, где будет производиться детальный разбор, «как нужно» и «как нельзя».

Коррупции – бой

Одним из главных вопросов, который будет решать новая реформа – это антикоррупционная борьба. Чтоб исключить «поле для маневров», реформаторы планируют определить конкретные критерии, по которым инспекторы надзорных органов будут принимать те или иные решения в отношении подконтрольных организаций.

Чтоб контролеры понимали всю серьезность проблемы, планируется ежегодно проводить курсы, на которых чиновникам будут разъяснять «вопросы профилактики коррупции». Каждый год к ним будут привлекаться около 30 тыс. проверяющих, а сами материалы будут ежегодно совершенствоваться.

Чтоб объективно оценить масштабы надзорной коррупции, среди служащих проведут исследования, по результатам которых, на самых коррумпированных должностях проведут ротацию.

Дабы исключить соблазн в получении взятки, проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Иные шаги по борьбе с коррупцией описаны в паспорте программы лишь в общих чертах: прозрачность процессов, четкая регламентация обязанностей, выделение конкретных критериев для принятия решений и т.д. Интерес вызывают и новые технические «фишки», которые будут сопровождать работу надзора.

Например, каждой подконтрольной организации будет выделен виртуальный личный кабинет на портале ведомства, где они смогут взаимодействовать с надзорными органами и обжаловать решения инспекторов вышестоящему руководству.

По мнению авторов проекта, это позволит автоматизировать надзорный процесс и сократить его издержки. Кстати, о расходах.

Проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Бюджет национального проекта рассчитан лишь на будущие 3 года – в смете на будущую трехлетку заложены ежегодные расходы в размере 150 млн рублей – довольно скромные цифры, если учесть масштаб анонсированных нововведений. В реальности, одна только модернизация технических возможностей ведомств потребует гораздо более высоких затрат.

Видимо поэтому, недостаток денег и называется авторами проекта как одно из главных возможных препятствий для его реализации. С другой стороны, сокращение требований для бизнеса, которые самим государством и были завышены, не потребует особых расходов, а ведь именно снижение административной нагрузки и является главной задачей реформы.

В конце концов, недостаток средств едва ли можно назвать адекватным оправданием для отказа от административной реформы. Надиктованная временем, она требует изменения идеологии и принципов работы чиновников, а для этого большие деньги не нужны.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/nadzor-udarit-po-kadram-chto-zhdet-inspektorov-proveryayushhix-vedomstv.html

Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)

Интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Начнем с экскурса в историю. История подразделений полиции по борьбе с преступными деяниями насчитывает не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. 

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли.

При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску.

Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После 1985 года, переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС.

Если ранее сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате объединения МВД СССР и РФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах; в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году посредством ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачей её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ.

Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главные управления по борьбе с экономическими преступлениями по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованная впоследствии в Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах.

В 2008 году ДЭБу стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления и отделы. Например, в Москве этой работой занимается ГУ МВД РФ по г.

Москве (УЭБиПК), также отделы в каждом из административных округов (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности.

Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП.

Таким образом, структура подразделений ОВД по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
  1. ГУЭБиПК в составе МВД России;

  2. УЭБиПК в составе Главных управлений МВД РФ;

  3. ОЭБиПК в составе управлений, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

  4. ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

  • бюджетной сфере;
  • в сферах ТЭК и химии;
  • в сферах финансовой деятельности и банкротства;
  • в сферах машиностроения и металлургии;
  • в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует.

Следует иметь в виду, что указанное деление подразделений в зависимости от отрасли экономики и направлений деятельности является формальным, и на практике не редко возможно отступление от этого деления при распределении руководителем для проведения проверки конкретных материалов.

Чем занимается ОБЭП?

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :

  • Федеральный закон «О полиции»;
  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел.

В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Источник: https://www.advokat-sarkisov.ru/blog/chto-takoe-obep-oeb-oebipk-uebipk-guebipk.html

УЭБиПК (УБЭП): Управление экономической безопасности и противодействие коррупции

Интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов

Экономическая сфера является одной из важнейших сфер общества на ряду с политической, социальной и духовной.

От экономической сферы зависит состояние благ в обществе, поэтому за ней требуется определенный контроль, дабы были добросовестные отношения и честные отношения.

Такой контроль осуществляется УЭБиПК (УБЭП), являющиеся специальным органом, занимающимся этим вопросом.

УЭБиПК (УБЭП)

Управление по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции – это специальное подразделение, которое работает на базе МВД РФ, которые занимается вопросами, касающихся безопасности экономического пространства Российской Федерации, а также выполняет другие функции министерства внутренний дел.

Управление имеет различные направления деятельности, среди которых:

  1. – обнаружение каких-либо угроз на безопасность экономического пространства, естественно, в пределах своих полномочий, так как подобные функции могут лежать и на других органах, например, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного Комитета и др.
  2. – данный орган также участвует в том, что определить государственные программы, а также прогнозе перспектив на будущее осуществление деятельности;
  3. – в компетенцию УЭБиПК (УБЭП) также входит расследование, устранение, предупреждение крупных преступлений в области экономики и налогов;
  4. – расследуются также резонансные преступления;
  5. – профилактика по защите различных видов собственности, экономического пространства и т. д.;
  6. – проведения различного рода проверок, в том числе документов, отчетов и т. д. В случае обнаружения могут быть применены различные меры ответственности, в зависимости от нарушений;
  7. – отдельно стоит отметить противодействие легализации денег или имущества, которое получилось путем совершения преступлений;
  8. – противодействие терроризму, экстремизму путем предотвращения их финансирования.

Как можно заметить Управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействием коррупции охватывает многие сферы деятельности, но в пределах своей компетенции.

Это логично, так как на самом деле во многих сферах экономическая составляющая играет ключевую роль, без которой невозможно совершение большинства действий. При обращении в различные структуры стоит понимать, что установлены свои порядки действий.

К сожалению, обычный гражданин о них узнает уже тогда, когда попадает в эти структуры, что бывает несколько осложняет достижение желаемого результата.

В таком случае лучше заранее посмотреть определенные порядки, которые закрепляются в федеральных законах, ведомственных приказах и некоторых других актах. В данных актах указывается, каковы действия лиц в тех или иных ситуациях, как должны обращаться граждане, каковы порядки, сроки и т. д.

Кроме того, исходя из целей данной структуры можно понять, а стоит ли действительно обращаться в этот орган, подразделение или организацию, так как в некоторых случаях это необязательно, либо гражданин вообще попадает в заблуждение и думает, что ему это необходимо, а на самом деле нет.

В итоге получается зря потраченное время, которого при выполнении некоторых процедур катастрофически не хватает. Разобравшись в вопросе таких проблем может просто не возникнуть.

Права сотрудников УЭБиПК

Права сотрудников УЭБиПК стоит рассматривать в плоскости вообще полномочий сотрудников полиции, так как по сути они имеют практически те же полномочия, только в пределах своей компетенции.

Итак, если опираться на Приказ МВД РФ No340, то можно увидеть целый ряд полномочий сотрудников полиции, связанных с экономической безопасностью:

  1. – проведение опросов – сотрудник может опросить гражданина (здесь стоит учитывать, что опрос отличается от допроса, который имеет более строгий процессуальный статус);
  2. – получать справки – в экономической деятельности справки имеют важное значение, так как в них может быть указана какая-нибудь важная финансовая информация, кстати говоря, отсутствие справки тоже может говорить о некоторых важных деталях (например, когда у фирмы откуда-то появилось большое количество денег, а откуда они появились неизвестно);
  3. – сбор образцов для исследования – важными образцами для исследования в данной деятельности в основном являются документы;
  4. – сотрудники могут также производить проверочную закупку различных товаров, которые не допустимы, либо ограничены в обороте; данный пункт легче понять на примере: в магазин с санкции сотрудников полиции направляется несовершеннолетнее лицо, чтобы купить сигареты или алкоголь (запрещены к продаже до 18 лет), если продавец не продает товар, то проверка прошла успешно, если продал, то, к сожалению, проверка не было пройдена. На самом деле примеров такого дела множество, но это один из самых простых;
  5. – исследовательская деятельность документации и предметов – тут берутся различные документы, например, отчеты из бухгалтерии для сверки;
  6. – производство наблюдения – в случаях, предусмотренных законом, сотрудники получают права на слежку для того, чтобы предотвратить совершение преступления;
  7. – осуществлять запросы на удостоверение личности – в документах могут быть указаны различные имя и фамилия, но кто такой этот человек сотрудник может не знать, для этого делается запрос его личности, дабы сразу знать его контактные данные и другие сведения;
  8. – исследование место нахождения организации, бумаг, ее финансов – опять исследуется то, что находится в здании, есть ли у фирмы активы, способна ли компания делать определенные инвестиции или они сделаны сверх-бюджета;
  9. – контроль за отправкой различных сообщений (почтой, факсом и др.) – отслеживается содержание это отправлений, кому они были отправлены и др.;
  10. – прослушивание телефонных звонок – с определенной санкции разрешается прослушивать телефоны определенных лиц, который подозреваются в чем-либо;
  11. – снятие сведений с различных источников – примером может быть жесткий диск компьютера, с которой снимается вся информация, а чаще всего просто изымается сам жесткий диск;
  12. – внедрение своих оперативников – это может быть похоже на фильмы со шпионами, но действительно внедрение может иметь важный шаг к тому, чтобы раскрыть крупное преступление;
  13. – поставка, над которой осуществляется контроль – фирме может поставляться определенная продукция, сотрудники могут проверить одну из них от начала до конца, чтобы понимать действительно ли все осуществляется так, как указано в документах, и тот ли товар перевозиться или нет;
  14. – эксперимент – здесь опытным путем рассчитывается, что, если в таких же обстоятельствах поступить также в реальной жизни, и каков будет результат; это дает понимание практическому применению различных механизмов.

Орд и их осуществление

ОРД – это оперативно-розыскная деятельность, то есть по сути та деятельность, которая направлена на выявление, предупреждение, расследование преступлена.

Деятельность Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции подпадет под действия правоохранительных органов, для которых есть общие правила проведения ОРД. Понятно, что будет учитываться специфика самого управления, тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия не так уж будут отличаться от других.

Итак, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», можно выделить несколько различных мер:

  • 1) Разрешается проводить ОРД и в связи с этим изымать документацию, различные предметы или материалы, информацию, а также прервать какое-нибудь оказание услуги, если есть факт общественной опасности;

Если изымается документация или другие предметы, то в связи с этим обязательно должен быть составлен специальный акт (протокол), заполненный в соответствии с УПК.

Если в ходе ОРД изымается документация, то на нее должны быть предоставлены копии, которые должны быть заверены тем лицом, которые их издавал, после чего они будут переданы тому лицу, у которого проходило изъятие.

Естественно, здесь также на все действия составляется протокол.

Копирование и заверение документов происходит для того, чтобы лицо также могло дальше осуществлять свою деятельность, так как без документов будет проблематично, например, вступать в правоотношения, да и попросту функционировать.

  • 2) Можно вступать в определенные отношения с лицами, которые захотели оказать помощь в оперативно-розыскной деятельности. Такая помощь может быть безвозмездной, когда правоохранительные органы ничего не предоставляют взамен, либо возмездные, кода помощнику полагается какое-нибудь вознаграждение.
  • 3) Разрешается в ходе ОРД брать по соглашению различные помещения, транспорт и т. д. Например, есть офис за которым необходимо произвести наблюдение, а, напротив, этого офиса, например, тоже офисы. Можно договориться с другой компанией, чтобы она предоставила одно офисное помещение для слежки.
  • 4) Разрешается всячески подвергаться конспирации, то есть могут шифроваться документы личности, автомобили, эмблемы ведомства и т. д. Но стоит отметить, что естественно просто так это делать запрещено, только в целях конспирации, дабы способствовать предотвращение или раскрытию общественно опасных деяний.
  • 5) Также разрешается даже создавать организации, который способствовали подобным мероприятиям.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, естественно, сотрудники правоохранительных органов выносят какие-либо требования. Если эти требования являются обоснованными и не нарушают законы Российской Федерации, то эти требования должны быть исполнены теми лицами, к которым предъявляются данные требования.

Отказ от выполнения данных требований может нести различного рода ответственность, так как это влияет на то, что лицо просто препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий, что в конце концов может повлиять, например, на раскрытие преступлению. В связи с этим ответственность может существенно разниться, в зависимости от ущерба и природы самих требований, выносимых в отношении данных лиц.

Основные задачи УБЭП

Сотрудники УБЭП у всех людей вызывают настороженность. Даже у тех личностей, у которых нет собственного дела. Основная функция сотрудников – это регулирование важных вопросов в сфере экономики. Существует несколько основных задач, которыми занимается УБЭП в полиции.

  1. Организация методов борьбы с предпринимателями и физическими лицами, не оплачивающими налоги;
  2. Определения степени экономической угрозы в стране;
  3. Раскрытие финансовых преступлений;
  4. Проверка работы компаний и их партнеров;
  5. Контроль деятельности малого бизнеса.

Часто, сотрудники УБЭП посещают фирму без предупреждения. Причиной их визита может стать даже звонок клиента, который недоволен обслуживанием. Как правило, люди, осуществляющие проверку, раскрывают свои полномочия не сразу.

Они могут прийти в магазин, салон или любую, другую организацию как обычные потребители.

Это в принципе является вполне логичной мерой, так как при предупреждении возможно, что нарушения уже будут устранены, а потом после проверки они опять будут допускаться, а так официально будет выявлено нарушение и приняты определенные меры по их устранению.

После того как их обслужили работники предприятия, они показывают свои корочки и объясняют неправильность их работы. Как правило, упор во время проверки они делают на то, что поступила жалоба от потребителей и они отреагировали на нее.

Следует понимать, что подобные акты хотя и сделаны в основном для того, чтобы именно сотрудники государственных органов и иных связанных с ними организацией понимали свои права и обязанности и знали, что им можно делать, а что нельзя.

Тем не менее, они все равно становятся очень полезными и для обычных граждан на тот случай, если, например, сотрудник государственного органа исполняет свои права и обязанности неправильно, либо вовсе нарушает права и законные интересы обычных граждан.

В таких случаях, если знать права и обязанности сотрудников государственных орган, обычный гражданин может знать, что они злоупотребляют своими полномочиями и тем нарушают права обычного гражданина. На такой случай, лучше всего подавать жалобы, не соглашаться с подобными действиями и т. д.

Тем не менее, стоит обращать на «размытые» формулировки в законе, когда полностью нельзя понять может право на это сотрудник или нет, в конечном итоге, это может обернуться не в пользу гражданина, если не доказать другое.

Важно! По всем вопросам деятельности и работы УЭБиПК, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по экономическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

уэбипк убэп правление экономической безопасности противодействие коррупции

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/uebipk-ubep-upravlenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-i-protivodeystvie-korruptsii-262702/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.