+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Имейте совесть!

“Имейте совесть, вы мешаете людям молиться!”

Имейте совесть!

О том, как мы вновь предаем Христа, и Бог исчезает из наших сердец – Елена Кучеренко.

Елена Кучеренко

Как же мне хотелось к концу  Великого поста написать что-то светлое.

Что не пролетел он как обычно впопыхах и никчемной суете, и я хоть на шаг, но приблизилась к Богу. Что я не просто не ела мяса, клала поклоны и читала правило, а открыла свою душу и впустила туда Спасителя.

Что я не только стояла в церкви на длинных службах, тайком любуясь собой, а взглянула на человека, который меня раздражает, – вонючего бомжа, алкаша, неверующего члена семьи, да кого угодно, – и вдруг увидела в нем Его.

Его! Чистого и прекрасного! И что теперь я, ликуя, могу крикнуть: “Христос Воскресе!”. А мне ответят: “Воистину воскресе!” Нет, Он, конечно, воскрес, иначе бессмысленно все. И я и так крикну это с радостью и трепетом.

Но я хотела чувствовать, что живо мое сердце, и я не зря постилась…

… Шла Литургия Великого четверга. Я собиралась причащаться и, пробравшись через толпы народа почти к самому алтарю, затаив дыхание, вслушивалась в слова молитв.

Я знала, что опять за  пост потерпела поражение по всем фронтам. Но может хоть сейчас, в эти дни, когда вот-вот произойдет страшное, и Христос, которого я так люблю, пойдет за меня на жуткую смерть, я возьму себя в руки стану – не достойной этого, нет… Это невозможно. Но хотя бы немного чище. А еще я слушала про Иуду и думала, что какая бы я не была, я никогда не предам Спасителя. Никогда!

“Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”, – пели в храме. И мы все были там, на той Вечери, рядом с Христом. Мы молились, крестились и были собраны, как никогда…

“Оно и видно, что больной”, – ехидно донеслось сзади

И вдруг по благоговейным рядам прошло какое-то волнение. Что-то “инородное”, несоответствующее моменту появилось на нашей со Христом вечере.

К алтарю пытался пробраться какой-то мужчина. Лысый, худой, со странно-горящими глазами.

Кто-то молча пропускал, как будто и не замечая его острых локтей, потому что был весь ТАМ – со Христом. Кто-то удивленно смотрел. Кто-то раздраженно шипел: “Имейте совесть, вы мешаете людям молиться!”

“Надо же, сумасшедший какой-то, –  мелькнуло у меня в голове. – Ну да, такие часто туда ломятся. Особенно на Страстной”.

Мы, стоящие впереди, теснее сомкнули ряды перед его носом.

– Пожалуйста, пропустите, – просил он и из последних сил пытался прорваться.- Мне надо исповедоваться.

– Исповедь закончилась! Надо вовремя приходить! – строго сказала какая-то бабулька и, умиленно посмотрев на икону, перекрестилась.

– Нельзя в алтарь! – квакнула я и, встав перед дядькой, решила, что умру, но неблагочестия не допущу.

– Не толкайте меня, я больной, я сейчас упаду, – простонал мужчина, обращаясь к кому-то.

– Оно и видно, что больной, – ехидно раздалось откуда-то сзади.

– Подумаешь, задели его слегка, – донеслось сбоку.

“Вот хам, – подумала я. – Захожане, что с них взять!”.

И еще сильнее и благочестивее вросла в пол.

В этот момент из боковой двери алтаря, перед которой все это происходило, вышел один из священников.

“Ну, сейчас он ему устроит, – потерла я про себя руки, – раз нас не слушает”.

И облегченно перекрестилась.

Он шел ко Христу и успел!

Но батюшка посмотрел на него, и, протянув руку, вырвал из нашей толпы. А потом обнял за плечи и, отведя чуть в сторону, начал исповедовать.

Из двери выглянул другой священник и через несколько секунд вынес странному дядьке стул.

Мы, благочестивые прихожане, удивленно переглянулись.

“Чадо крутое что ли?” – было написано у нас на лицах. Да нет, не похож. Неказистый слишком.

– Да это же N! – всплеснула руками одна старушка.

Я пригляделась. Да! Это был N. Раньше он был постоянным прихожанином и даже вроде кем-то работал в храме. Мы мало общались, но я знала его в лицо. А потом N. заболел онкологией и на какое-то время исчез. Он так изменился, что в тот день мы его не узнали.

– Надо же, еле сидит, а пришел в храм, – прошептал кто-то, знающий мужчину…

Мне было видно N. Бледный и слабый он, действительно, еле сидел на стуле, вздыхал и вытирал лицо. Было видно, что держится он из последних сил. Но пришел, хоть и опоздал.

Я видела, как просветлело его лицо, когда он причастился. Потому что, он шел ко Христу и успел! И как улыбнулся мне потом. И чуть не разрыдалась…

Я хотела опять почувствовать, что мы все ТАМ – на той Вечере, с нашим Спасителем. И не могла. Нас там не было. Что-то “инородное” прошло по нашим рядам. И исчез Бог из наших сердец. Там были пустота и склоки. И мы просто стояли в храме.

Я думала о том, что я не Иуда и никогда не предам Христа. Я обязательно увижу Его в любом человеке – в ближнем, в дальнем, приятном и неприятном. И знала, что это не так. Что я опять оттолкнула, не поверила, не пожалела, и не предательство ли это?

Я хотела написать что-то светлое. Что пост прошел не зря и воскресло сердце мое… Но воскресло ли оно?

Источник: https://www.pravmir.ru/imeyte-sovest-vyi-meshaete-lyudyam-molitsya/

Добрая совесть

Имейте совесть!

Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть.

Святитель Иоанн Златоуст

Апостол Павел

Мы имеем добруюсовесть

Молитесь о нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам (Евр.13:18,19).

Имея веру и добрую совесть

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:18,19).

Апостол Петр 

Имейте добрую совесть

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые, потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом  (1Петр.3:16-18).

Преподобный Исаак Сирин

Дерзновение бывает следствием преуспеяния в доброй совести

Во всех делах твоих да предваряют у тебя телесное целомудрие и чистота совести, ибо без них суетно пред Богом всякое дело.

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, по своей мере, не исполнил воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего, имеем мы упование на Бога.

Свидетельство же ума состоит в том, что человека ни мало не осуждает совесть, будто бы вознерадел о чем-либо таком, к чему обязан он по мере сил своих. Если не осудит нас сердце наше, «дерзновение имамы, к Богу» (1Ин.3:21).

 Посему дерзновение бывает следствием преуспеяния в добродетелях и доброй совести.

Преподобный Марк Подвижник   

Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва — совестью. Нельзя без облака пролиться дождю, а без доброй совести угодить Богу.

Святой Макарий Великий 

Душа строит дом свой имея… добрую совесть

Душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет (место для фундамента), отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства.

И так до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада (Мф. 16:18). Подобным образом душа строит дом свой, благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру (1 Тим. 1:5), согласно Апостолу.

Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.

Святитель Василий Великий 

«Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере»

Заповеди Господни исполнять должно с благою совестью и с благим расположением пред Богом и пред людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается.

(Мф.23:25-26): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». (Рим.

12:8): «раздаватель ли, (раздавай) в простоте». (Фил.2:14): «Всё делайте без ропота и сомнения». (1Тим.1:5): «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести».

(19): «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере».

Святитель Иоанн Златоуст

(Беседа на 1-е послание к Тимофею)

“Имея веру и добрую совесть”

Учитель должен сначала научить самого себя. Подобно тому, как военачальник, если бы он прежде не был отличным воином, не был бы никогда и военачальником, так и учащий. Об этом апостол говорит и в другом месте: “дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор.9:27).

“Имея”, – говорит, – “веру и добрую совесть” – для того, чтобы ты мог таким образом управлять другими. Слыша это, не будем пренебрегать наставлениями тех, которые больше нас, несмотря на то, что мы учители.

Если Тимофей, с которым мы все не должны сравнивать себя, принимает наставления и учится, и притом тогда, когда он сам был уже в звании учителя, то тем более мы должны так поступать. “Которую”, – говорит, – ” некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере”.

И справедливо, – потому что, когда жизнь становится достойною осуждения, тогда возникает и такое же учение. И можно видеть многих, которые ниспали от этого в бездну грехов, и совратились в язычество. Чтобы не терзаться страхом будущего, они стараются убедить себя в душе, что все наши угрозы ложны.

И от веры некоторые уклоняются потому, что, умствуя, все подвергают исследованию, а умствование производит кораблекрушение, вера же есть в некотором смысле надежный корабль.

Итак, уклоняющиеся от этого неизбежно должны потерпеть кораблекрушение, и это апостол указывает нам на примере: “Таковы”, – говорит, – “Именей и Александр” (ст. 20). И примером их он вразумляет нас.

Видите ли, что и в те времена были люди, которые превратно учили, многого доискивались, уклонялись от веры, все подвергали исследованию посредством своих умствований? Человек, претерпевший кораблекрушение, остается нагим и лишенным всего, равным образом и тот, кто отпал от веры, ничего более уже не имеет, негде ему стать, на чем утвердиться.

Он не ведет такой жизни, из которой мог бы извлечь какую-нибудь пользу, потому что к чему служит остальное тело, когда повреждена голова? Если вера без жизни ничто, то тем более – наоборот (жизнь без веры). Если Бог для нас оставляет без вниманья свое, то тем более мы должны забывать для Него о своем.

Вот что происходит, когда кто-либо отпадает от веры: он нигде не останавливается, но плавает туда и сюда, пока опять не погрузится в пучину. “Которых”, – говорит, – “я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Добрая совесть обыкновенно бывает от жизни и правых дел. Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть.

Источник: http://www.azbukaspaseniya.com/biblioteka/dobraya-sovest.html

Имейте совесть!

Имейте совесть!

Материал предоставлен журналом “Расчет” /

Елизавета МАКАРОВА

Все чащеналоговые инспекторы вешают ярлык«недобросовестного налогоплательщика»нафирмы, придраться к которым практическиневозможно, но очень хочется. Способыборьбыс этой нехорошей тенденцией искали нанедавнем заседании Налоговогоклуба.

Куда катимся

Заседаниеоткрыл Вадим Зарипов, юрист компании«Пепеляев, Гольцблат и партнеры».Он-то иотметил, что в последнее время налоговики всвоих аргументах, а вследза ними и судьи всвоих решениях все чаще ссылаются нанедобросовестность тойили иной фирмы какналогоплательщика.

На практике этопозволяет лишить ее некоторых из тех прав игарантий, которыеНалоговый кодекс даетвсем фирмам.

Федеральный арбитражный судСеверо-Кавказскогоокруга вообще прямосказал, что «недобросовестныйналогоплательщик не долженпользоватьсятем же режимом правовой защиты, что идобросовестный».

Потомучто Налоговыйкодекс, оказывается, написан только длядобросовестных (постановлениеот 22 мая 2003 г.№ Ф08-1638/2003-622А).

То естьнедобросовестному можно, например,отказать в возврате НДС или еговычете,несмотря на то, что все необходимые дляэтого по кодексу требованиявыполнены. Илисчесть налог неуплаченным, несмотря на то,что фирма уже отдалаплатежку на егоперечисление со своего счета в банк.

Длянедобросовестных не действует трехлетнийсрок давности для привлеченияк налоговойответственности, установленный статьей 113Налогового кодекса (такоерешение приняли вМосковском арбитражном суде, рассматриваядело «ЮКОСа»).

Бороться с этим сложно,ведь ни определения, ни критериевнедобросовестностив законах нет.Конституционный Суд, который в июле 2001 годаэту самую недобросовестностьи придумал (вопределении № 138-О), хоть как-нибудьобъяснить, что это такое,не удосужился.Дескать, разберетесь сами.

И за трипрошедших с тех пор года разобрались:теперь инспекторы пополняютбюджет,раздавая звание недобросовестных направо иналево часто с самым нелепымобоснованием.И, что хуже, суды налоговиков в этомподдерживают

В итоге клеймонедобросовестности может получить дажетот, кто строго чтитзакон.

МаринаТретьякова, руководитель группыпланирования и управления налогамиЗАО«Лаверна», обратила внимание собравшихсяна вывод Федерального арбитражногосудаДальневосточного округа.

Там решили, что«отсутствие в действияхналогоплательщиканарушений закона(легальность действий налогоплательщика)не означает одновременнои егодобросовестность» (постановление от 26марта 2003 г. № Ф03-А73/03-2/204).

«Так уже и допроизвола недалеко!» – опечалилисьучастники клуба.

Действительно,а что мешаетинспекторам, к примеру, решить, что любаяфирма, которая пользуетсяналоговымильготами, уже недобросовестна? Илиистолковала она пробел в налоговомзаконе всвою пользу – действовала не по совести!Кстати, последнее – вовсене фантазиясобравшихся, а реальность, отраженная впостановлении Федеральногоарбитражногосуда Уральского округа от 2 марта 2004 г. №Ф09-623/04-АК.

В общем, как метко заметилюрист компании ФБК Борис Русских, дляналоговикови проникшихся интересамибюджета судей «категориянедобросовестности – этобронепоезд назапасных рельсах».

Собравшиеся назаседании не скрывали, чтотакое положениедел внушает им большие опасения.

Кто-тоотметил, что уже впоруне в шутку, а всерьезвспоминать высказывание небезызвестногосоветского деятеля:«То, что вы еще насвободе – не ваша заслуга, а нашанедоработка».

Недействующаяпрезумпция

Ничуть не добавилооптимизма и выступление главногоконсультанта КонституционногоСуда МаксимаБерезина.

Пункт 7 статьи 3 Налоговогокодекса предписывает толковать любыенеясностив налоговых законах в пользу фирми предпринимателей.

Из этогоКонституционныйСуд полгода назад сделалвывод о существовании «презумпциидобросовестности»налогоплательщика(определение от 4 декабря 2003 г. № 442-О). Тоесть, покане доказано обратное, каждыйсчитается налогоплательщикомдобросовестным.

Доказыватьиное в каждомконкретном случае должны налоговыеинспекторы (определениеКонституционногоСуда от 25 июля 2001 г. № 138-О).

Однако на деле эта презумпция – пустойзвук. Нехорошее для вас решениеинспекцияможет запросто обосновать вашейнедобросовестностью, никому ничего недоказывая.

Занятно, что это понимают и всамом Конституционном Суде.

Максим Березинфактическипризнал, что если получившая отналоговиков звание недобросовестногоналогоплательщикафирма ничего не станетпредпринимать, то оно так за ней иостанется.

Он посоветовалприлагать всеусилия, чтобы оправдать свое честное имя. Ине думать, что послеобжалования решения всуд ваша миссия закончена, – прав будет тот,кому удастсяубедить арбитров.

Чтоконкретно нужно для доказательствасобственной добросовестностисделать,Максим Березин, к сожалению, непояснил. Впрочем, не особенно удалось этоиостальным выступавшим. Это, кстати,неудивительно: как можно доказатьналичиеили отсутствие того, чему нетопределения?

Впрочем, один изаргументов, который можно привести в суде,на заседании клубапрозвучал, и не раз.Многие из выступавших подчеркивали, что вКонституциизакреплен принцип свободыэкономической деятельности.

Так что любаяфирма вправедействовать так, как выгодно впервую очередь ей, а не бюджету (конечно,еслизакону это не противоречит). И все, чтозаконом не запрещено, то разрешено.

Ведь всетот же Конституционный Суд говорил, чтонельзя понимать добросовестностькаквозложение на фирму дополнительныхобязанностей, не предусмотренныхзаконом(определение от 16 октября 2003 г. №329-О).

А если арбитражный суд все жепризнает вашу фирму недобросовестнымналогоплательщиком,то он должен обосноватьтакое решение. А если это обоснование невполне убедительно,судебное решение стоитобжаловать в вышестоящую инстанцию.

На том и разошлись

В итогемнения на заседании Налогового клубаразделились. Руслан Ибрагимовиз компании«Топ-Аудит» настаивал, что применениеморальных и оценочных понятийв налоговыхотношениях вообще недопустимо. Термин«недобросовестныйналогоплательщик»вреден и опасен.

Многие из присутствующих егоподдержали: фирмы не обязаны догадываться,чегоот них хочет государство. Не должнобыть «добросовестного» и«недобросовестного»поведения. Законно илинет – вот главное.

Чтобы так на деле ибыло, поддерживающие эту позицию юристырешили активноотстаивать в судах позицию,что закон превыше любых рассуждений обессовестности.И любое необоснованноерешение арбитров надо обжаловать ввышестоящую инстанцию.Вплоть до ВысшегоАрбитражного Суда.

Другиевысказывались более сдержанно: раз ужКонституционный Суд ввелпонятие«недобросовестныйналогоплательщик», придется с этимсмириться. Но необходимо,чтобы «презумпциядобросовестности» была прямо закреплена вНалоговом кодексе.И еще не мешало бы четкоопределить, когда налогоплательщика можносчитатьнедобросовестным.

Скажи, кто твой друг…

Если проверка налоговиками вашей«совести» желаемого результата не дала,тоэто еще не значит, что у вас с ней все впорядке. Испортить ее«доброкачественность»может ваш партнер побизнесу.

«Налогоплательщик не можетсчитаться добросовестным, если, вступая вдоговорныеотношения, он не проявилнеобходимой осмотрительности в выбореконтрагента».

ФАС Северо-Кавказскогоокруга (постановление от 5 июня 2003 г. №Ф08-1836/2003-689А).

Пока еще шутка

О добросовестности инедобросовестности в народе уже ходятшутки. Так, журнал«Налоговед» № 5 за этотгод опубликовал клятву российскогоналогоплательщика.Ее должен дать налоговыминспекторам каждый, кто хочет быть в ихглазах добросовестным.

Российскийналогоплательщик клянется:

  • планировать, организовывать ивести свою деятельность такимобразом,чтобы максимально увеличить суммуналоговых выплат в бюджет;
  • непользоваться налоговыми льготами, а вслучаях когда отказ от льготыневозможен,добровольно уплачивать недоимку, штраф ипени в бюджет;
  • не заключать сделок срезидентами оффшорных юрисдикций;
  • неуменьшать налогооблагаемую прибыль насумму понесенных расходов, дажеесли такогорода расходы прямо указаны в главе 25Налогового кодексаи находятся в пределахустановленных нормативов;
  • неиспользовать налоговые вычеты по НДС и неотносить суммы НДС, уплаченныепоставщикам,на уменьшение налогооблагаемой прибыли;
  • облагать экспортные поставки НДС,умножая ставку 18 процентов наповышающийкоэффициент, закрепленный вучетной политике, но не ниже чем на 2;
  • воздерживаться от примененияположений международных соглашений обизбежаниидвойного налогообложения.

Российский налогоплательщик:

  • отвергает споры с налоговымиорганами, добровольно и в срок выполняетиперевыполняет их решения;
  • осуждаетпрактику обращения к налоговымконсультантам;
  • самостоятельноопределяет в учетной политике срокирегулярного, не режеодного раза в тримесяца, представления всех первичныхдокументовв налоговый орган для проведениякамеральных проверок.

А они чемлучше?

А почему это внедобросовестности можно обвинять тольконалогоплательщиков?Чем налоговыеинспекторы хуже? Запрашивать каждый месяц упредприятия с сотнямии тысячамипоставщиков копии всех счетов-фактур,которые даже всем инспекторскимсоставом иза полгода не проверить, – добросовестно?Или, невзирая на решениесуда, месяцамитянуть с отправкой в казначействозаключения на возврат налога– это ли небессовестно?

Озадачившись этимивопросами, участники клуба решили, чтоприменять понятиенедобросовестноститолько к одной из сторон налоговыхотношений – несправедливо.

Поэтому нужнобить налоговиков их же оружием: в судахнапирать на их недобросовестность.Или,например, не стесняться жаловаться на это впрокуратуру.

Последнее, поопыту НиколаяПавленко из компании «Георг-консалтинг», –весьма эффективныйспособ борьбы спроизволом чиновников.

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/46637

Что такое совесть, её муки, угрызения и жизнь по совести

Имейте совесть!

Совестью называют некоторое нравственное напряжение, переживание человека за слова и поступки. При этом проблема совести может затрагивать не только собственные поступки и слова человека, а и действия кого-то другого, а значение слова совесть искажается от одного индивидуума к другому.

Определение и типы

Определить, что такое совесть, сразу достаточно непросто. Все дело в том, что проблема совести является многовековой и психологи, философы каждого периода несколько по-своему определяли это слово.

Что значит совесть с психологической точки зрения: это качество человека, которое говорит о том, что он способен нести ответственность за свои поступки и слова. У философов чувство совести определяется, как нравственное самосознание, различающее плохое и хорошее, а также побуждающее человека делать добрые дела.

В. Даль давал совести такое определение – это внутреннее сознание, тайный уголок души, где происходит самосуд над каждым действием и фразой, разделяя их на хорошие и плохие, а также чувство, способное породить любовь к добру и отвращения к злу.

Честь и совесть присущи нравственным людям, которые придерживаются принципов справедливости и жизненных правил. Если же совесть грызет человека, это означает, что он совершил поступок, который сам же не может одобрить.

Если человека она никогда не мучит, он нем говорят, как о бездушном. Так если вернуть обратно сказанные слова и действия нельзя, зачем нужна совесть, и нужна ли она вообще, или есть мотивы и способы, как избавиться от совести?

Понятие в религии

В христианской терминологии данное слово состоит из содружества и вести. Это означает, что значит жить по совести в христианстве – жить, принося пользу социуму, жить с ним сообща. Глубоко верующие люди часто говорят, что, если мучает совесть – это голос Бога порицает нас за какие-то неблаговидные деяния.

Почему она у всех разная?

Когда мучает совесть, человек занимается самокопанием и самоистязанием, укоряет и стыдит себя, снова и снова прокручивая в голове поступок, как предмет укоров. Некоторых людей она не мучит и никогда не мучала, потому что они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то вред.

По сути, иметь такие нравственные чувства свойственно людям, воспитанным по определенной схеме разграничения добра и зла.

К зрелому возрасту в их сознании формируется так называемое мерило, по которому они определяют окраску своих и чужих поступков.

Такая схема воспитания очень распространена: мы часто слышим, как маленьким детям говорят, что рвать листья на деревьях – это плохо, а делиться игрушками – хорошо.

Но такое воспитание способно сделать ребенка счастливым в будущем лишь в том случае, если значения и определения добра и зла у родителей не были искажены. Если же данные понятия прививались в искаженном виде или не прививались совсем, не исключено, что во взрослой жизни человек живет, не давая отчет перед честью и совестью.

Что значить иметь совесть?

На вопрос: «Нужна ли совесть?» можно ответить только утвердительно. Человеку совесть служит справедливым, но и безжалостным мерилом его дел. Если совесть грызет, значит, сделанное не соответствует вашим собственным представлениям о добрых или нейтральных поступках.

Если представить, что честь и совесть не присущи ни одному человеку на Земле, можно смело утверждать, что начнется хаос.

Все будут делать абсолютно рандомные вещи: пойти и убить обидчика, который для других является кормильцем семьи и обожаемым родственником, украсть у кого-то деньги, возможно, последние, предназначающиеся на пищу или лечение.

В конце концов, назначить встречу и не прийти, оскорбить или ударить – все это было бы повсеместно, потому что никто бы не мог сказать, что эти действия отвратительны и несправедливы по отношению к другим.

Зигмунд Фрейд достаточно кратко описывал данное качество. Он считал, что оно зарождается в младенчестве: ребенок зависит от родительской любви и поступает в соответствии их мерилу добра и зла, чтобы не лишится этой любви.

Из этого следует, что совесть появляется именно в детстве, и немаловажную роль в ее формировании играют родители и окружение. Многократные исследования доказали, что совестливым человеком становится тот, чьи родители в детстве не били его за проступки, а выражали свое огорчение его поведением. Во взрослом возрасте этот человек отвечает за каждое свое слово и делает все соответственно.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Если же потеря равновесия вызвана благодаря делам или словам, поранившим другого человека, нужно попросить у него прощения. Принятые извинения станут настоящим бальзамом для неспокойной души.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Отличия от чести

Честь, совесть, вина, долг – это лишь краткий перечень терминов и состояний, которые часто отождествляются. Честь и совесть – понятия достаточно близкие, но в них есть определенные отличия, причем коренные.

Последней мы измеряем собственные поступки по отношению к другим. Это некий внутренний судья всех слов и поступков, которые принесли кому-то радость, а кому-то – горе. В соответствии с этим на душе становится хорошо и легко, а в противном случае – мучает совесть.

Честь же является мерилом поведения по отношению к самому себе. Существует устойчивое выражение: это ниже моей чести и достоинства. Это значит, что человек не может поступить определенным образом, не уязвив собственных чувств.

Стоит отметить, что честь накладывает значительно большую ответственность. Честью является ряд жестких правил и принципов, в которых человек воспитывается с детства. Это не значит ставить себя выше других, напротив, – это значит знать свое место среди людей и относится к себе строже, чем к другим.

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/chto-takoe-sovest

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.