+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике. Что делать?

Содержание

О направлении разъяснений по вопросу представления информации, письмо фнс россии от 24 июля 2012 года №ед-4-3/12229

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу представления информации службе судебных приставов и сообщает следующее.

Отнесение информации к сведениям, составляющим налоговую тайну, установлено ст.84, 102 и абзацем 11 ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Данное требование закона подтверждено и позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.

2004 N 317-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации”:

“Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях”.

Частями 8-9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” установлено:

– если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

– у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

– налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

В отношении другой информации (как то: декларация налогоплательщика (например, по налогу на доходы физического лица формы N 3-НДФЛ), бухгалтерская отчетность, сведения о налогоплательщике (налоговом агенте, других участниках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), объект налогообложения, налоговая база) действует режим налоговой тайны, предусмотренный ст.102 НК РФ, и предоставление налоговым органом данной информации судебному приставу-исполнителю Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” не установлено.

Советникгосударственной гражданскойслужбы Российской Федерации2 класса

Д.В.Егоров

Приложение

Приложение

Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее – Управление) в связи с многочисленными запросами, поступающими в налоговые органы от подразделений Федеральной службы судебных приставов о предоставлении налоговыми органами сведений о доходах, содержащихся в справках формы 2-НДФЛ, просит дать разъяснение в следующей ситуации.

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.

2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” (далее – Федеральный закон N 149-ФЗ) гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации (в данном случае Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы), которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени Российской Федерации) при осуществлении своих прав обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц, а также ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, при обращении взыскателя с заявлением о получении информации, предусмотренной пунктом 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ, при наличии у него копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, заверенного в установленном порядке (судом), налоговые органы представляют взыскателю информацию о наименовании, ОГРН и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.

Перечень представляемых сведений согласно п.9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ исчерпывающий, сведения, содержащиеся в форме 2-НДФЛ, в данном перечне не поименованы.

В письме ФНС России от 20.10.2011 N ПА-3-12/3437 также отражено, что сведения о доходах налогоплательщика – физического лица являются налоговой тайной.

На основании изложенного, Управление просит разъяснить порядок предоставления данной информации службе судебных приставов.

Советникгосударственной гражданскойслужбы Российской Федерации1 классаТ.В.Лебедева

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902360814

Образец ответа на требование о предоставлении документов в налоговую

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?
5/5 (5)

При необходимости ответа на запрос налоговой службы составляется сопроводительное письмо, представляющее собой пояснительную записку к уточненной декларации по НДС или иным налоговым сведениям, направленным в налоговую.

При составлении сопроводительного письма рекомендуется следовать общим правилам, которые разработаны для составления делового письма. В начале ответа указывают наименование организации, а также информацию о должностном лице, которому адресуется ответ.

Далее указываются персональные и контактные сведения лица, который направляет ответ.

Запомните! Текст сопроводительного письма в налоговую службу начинается со следующих слов:

  • высылаем Вам;
  • направляем Вам;
  • представляем Вам.

Далее описывается перечень документов, которые отправляются. В тексте указываются их наименование, количество страниц и экземпляров каждого. В заключительной части указываются информация об отправителе письма и дата его отправления.

Для такого документа не предусмотрена процедура заверения его нотариусом. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 93 НК РФ: «не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ».

Однако заверяются копии документов, которые прикладываются к ответу. Заверение осуществляется путем нанесения подписи руководителя и печати организации на каждый лист.

На предприятии может быть иной сотрудник, который уполномочен руководителем на заверку материалов. Полномочия такого сотрудника подтверждаются доверенностью, составленной в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Как быть, если налоговая служба требует вернуть вычет?

Как оформить документы перед отправкой в ИФНС

Налоговый Кодекс РФ не закрепляет дополнительных обязательных требований, которые предъявляются к документам, передающимся по запросу налогового органа. Единственное требование – заверение в установленном порядке при необходимости.

По общей практике, количество запрошенных налоговым органом документов зачастую составляет несколько тысяч или сотен документов. Это очень трудоемкий и обычно бессмысленный процесс.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

В связи с этим сложилось правило, в соответствии с которым заверять сотни документов не требуется. Однотипные документы складываются в одну папку, прошиваются и нумеруются. Далее к этой папке составляется опись. На начальных листах сотрудник указывает реестр документов, которые передаются в орган.

После этого скрепляются нити документов на последнем листе. Должностное лицо ставит печать организации и свою подпись. Последний лист должен содержать информацию о том, сколько листов вложено и скреплено. После осуществления этой процедуры внесение новых документов в папку не допускается.

В каких случаях может быть получено требование о представлении документов

Учтите! Нормами налогового законодательства установлено, что должностное лицо может требовать представления документов, только когда есть основания для проведения налоговой проверки или при проведении «встречной» проверки контрагента или иных лиц, имеющих сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика.

П. 1 ст. 87 НК РФ устанавливается следующий перечень видов проверок: камеральная и выездная. Камеральная проверка организовывается в месте нахождения налоговой службы на основании материалов, представленных налогоплательщиком, а также на основании иных документов, которые имеются у органа.

Камеральная проверка может быть осуществлена в течение трех месяцев после предоставления документов лицом, уплачивающим налоги в налоговую службу. Закон не допускает продления срока проведения исследования материалов или его приостановления.

Учтите! Выделяют следующие основания для проведения камеральной проверки и истребования документов:

  • при применении организацией льгот, которые установлены налоговым законодательном;
  • в случае выражения желания организацией вернуться к НДС;
  • в случае осуществления проверки в отношении платежей по налогам, которые были внесены в связи с пользованием природными ресурсами;
  • при разрешении вопросов, касающихся осуществления налогового контроля.

Никаких иных причин для запроса сведений налоговый орган не имеет.

Важно! Выездная налоговая проверка может быть проведена только на территории налогоплательщика, отправившего налоговые материалы. В качестве основания её проведения выступает решение руководителя налоговой службы.

Максимальный срок проведения такой проверки не может превышать двух месяцев. При наличии объективных причин этот срок может быть увеличен до 4 месяцев. В исключительных случаях, например, при проведении дополнительных проверок, срок может быть увеличен до полугода.

Когда выездная налоговая проверка приостанавливается, закон не допускает истребовать какие-либо налоговые документы или вручать требования об их истребовании. Вручение такого документа, равно как и их запрос в этот промежуток времени, является недопустимым.

Что делать, если не пришло налоговое уведомление на уплату налога?

Дополнительным полномочием обладает налоговый орган в отношении требования документа от контрагента проверяемого лица.

Итак, требование о предоставлении документов может быть заявлено в следующих случаях:

  • в процессе проведения камеральной проверки на основании переданных деклараций в налоговый орган;
  • в процессе проводимой выездной проверки налоговым органом;
  • в процессе проведения встречной налоговой проверки.

Посмотрите видео. Требование о предоставлении документов при камеральной проверке:



Срок и способ исполнения требования

Для предоставления сведений на основании требования ИФНС РФ закон отводит определенный период времени:

  • в течение 5 рабочих дней представляется информация о конкретной сделке, которая заключалась с объектом проверки налоговым органом;
  • в течение 10 рабочих дней представляются сведения объектом проверки после получения требования;
  • в течение 5 дней представляются объяснения по поводу исправленной или уточненной декларации, в случае проведения камеральной налоговой проверки.

Важно! Когда лицо по объективным причинам в течение указанного срока не может представить требуемую информацию, то оно может попросить о получении отсрочки.

Для этого не позднее дня с момента получения требования направляется уведомление в налоговый орган, в котором указываются следующие данные:

  • перечень причин, по которым невозможно предоставление документов в отведенный для этого период;
  • период времени, в течение которого документы будут представлены.

После получения уведомления налоговая служба уполномочена вынести решение в срок не позднее двух дней после получения. Следует указать, что решение принимается должностными лицами на свое усмотрение, в связи с этим документы должны готовиться сразу.

Как поступать в ситуации, когда запрошенные налоговым органом документы отсутствуют

Зачастую, поскольку налоговые службы не знают всех особенностей производственной деятельности каждого субъекта налоговых правоотношений, последние получают требования о предоставлении документов, которые в данной организации не ведутся.

Бывает и так, что перечень документов отсутствует на предприятии в тот момент, когда проводится проверка в связи с наличием объективных причин.

Внимание! Среди таких причин выделяют:

  • передачу сведений по запросу органов государственной власти;
  • изъятие сведений правоохранительными органами;
  • уничтожение сведений в связи с наступлением ЧС;
  • уничтожение материалов после истечения срока их хранения;
  • в результате хищения материалов.

При наличии одной из вышеизложенных ситуаций, после получения требования следует направить в налоговую службу уведомление о том, что запрашиваемый документ представить невозможно. К уведомлению прикладываются копии документов, подтверждающих невозможность представления запрашиваемых данных. Это могут быть справки, выданные государственными или иными органами власти.

Могут ли налоговые органы запросить документы повторно

Важно! Представители налоговых органов не уполномочены требовать предоставления тех сведений, которые ими были уже получены в процессе проведения камеральной или выездной проверки.

Исключение составляют материалы, представленные в оригинале, а также случаи, когда документы в налоговом органе были утрачены в связи с наступлением чрезвычайной ситуации.

Когда в организацию поступает требование от налоговой службы представить вновь документы, ранее переданные, то получателем такого требования составляется ответное уведомление на имя руководителя подразделения.

В этом документе пишется, что ранее уже документы были представлены, в связи с этим повторное их представление невозможно. К отправляемому уведомлению прикладывается копия реестров ранее представленных сведений с наличием отметок налогового органа.

Ходатайство о снижении штрафа в налоговую службу.

Все ли запрашиваемые документы необходимо представлять

За налогоплательщиком закрепляется право не представлять налоговые документы, когда должностные лица в представленной декларации не обнаружили ошибок или несоответствий.

При наличии таких обстоятельств привлечение лица к мерам взыскания, установленным для таких случаев, не допускается. Это подтверждается и практикой судебных органов.

Внимание! Допускается не представлять материалы, которые ранее уже передавались в налоговый орган для рассмотрения, об этом свидетельствует п. 5 ст. 93 НК РФ.

В соответствии с Постановлением Верховного суда РФ от 09.07.2014 г. № 46-АД14-15 налогоплательщик может не передавать штатное расписание, личные карточки и иную кадровую документацию.

Существует перечень случаев, в которых налоговый орган при проведении проверки имеет право запросить сведения:

  • когда в декларации содержится требование о возмещении НДС. Это не любой вид налоговых вычетов. На основании п. 25 Постановления ВАС № 57 возмещением НДС является превышение заявленных вычетов над суммой налога к уплате;
  • когда в декларации заявляется право на получении льготы. Льготой считаются послабления, предусмотренные налоговым законодательством для определенной категории лиц;
  • когда подается уточненная налоговая декларация через два года после обращения с первой декларацией;
  • когда должностные лица в представленной декларации обнаружили ошибки или несоответствия.

Итак, налогоплательщики должны помнить правило: для запроса материалов налоговой службой должны иметься определенные основания. Перечень материалов, которые могут быть запрошены должностными лицами, также ограничен.

В соответствии со сложившейся практикой, можно сказать о том, что независимо от обстоятельств, налогоплательщик может привлекаться к мерам взыскания в случае неисполнения требований налоговой службы.

Конечно, у налогоплательщика есть право, на основании которого такое решение подлежит обжалованию в суде, однако такая процедура занимает много времени.

Помните! При наличии конфликтной ситуации с налоговым органом, есть рекомендации, которыми следует пользоваться:

  • исполнять требования следует в указанный срок, не затягивая процедуру без объективных обстоятельств;
  • при наличии в требованиях органа неясностей, следует обратиться в учреждение за разъяснениями в письменной форме.

Когда имеются спорные ситуации, в которых получатель требований знает, что его право нарушено, можно обращаться в надзорные органы или судебную инстанцию для защиты прав.

Посмотрите видео. В каком виде представлять документы по требованию налоговой?



Источник: https://potreb-prava.com/dokumenty/otvety-na-obrashheniya/obrazec-otveta-na-trebovanie-o-predostavlenii-dokumentov-v-nalogovuyu.html

Невыполнимые требования ФНС: что делать и кто виноват

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?

Общение бизнеса с Федеральной налоговой службой иногда преподносит сюрпризы. Что делать в случае, если налоговики выдвигают незаконные или невыполнимые требования? Как на них реагировать и чем может грозить отказ их исполнить? Ответы на вопросы в этой статье.

У Федеральной налоговой службы есть право требовать от налогоплательщиков документы и пояснения к ним в правоотношениях, которые касаются налогов и сборов. Порядок направления таких требований определен в статьях 93 НК РФ и 93.

1 НК РФ, в одном случае они касаются проведения выездной проверки, а в другом случае – камеральной.

Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов налоговым законодательством не установлены.

Однако, в Налоговом кодексе есть достаточно четкие параметры самих требований и их содержания. Именно на них в первую очередь должны ориентироваться налогоплательщики.

Также необходимо помнить, что статья 21 НК РФ дает налогоплательщику право не исполнять требования ФНС, если они являются незаконными или избыточными.

Главное – верно определить их признаки и уметь защищать свои права, при необходимости. Ситуации то случаются разные.

Требование с двумя неизвестными

На практике бизнесу приходится разбираться с ситуациями, по которым просто не существует теории. Такие задачи бухгалтеры и руководители вынуждены разгадывать коллективно на тематических форумах. Давайте вместе рассмотрим один из таких реальных случаев общения с налоговой службой.

Организация, работающая на общем режиме налогообложения, реализовывала продукцию и исправно платила НДС.

Как и все плательщики этого налога, фирма заявила его к возмещению, поскольку покупала у контрагентов товары, в составе цены которых заложен НДС. И до поры до времени все было нормально, пока не нагрянула выездная проверка из ИФНС.

Налоговики изучили представленные им документы и заинтересовались несколькими контрагентами организации, с которыми она работала в 2013 году.

Проверяющим показалось мало первичных документов по совершенным сделкам, которые были у налогоплательщика и они выставили требование о предоставлении дополнительных сведений, апеллируя к необходимости проявлять должную осмотрительность и постановлениям Пленума ВАС РФ и ВС РФ. В числе этих дополнительных сведений были такие документы:

  • Копии свидетельства о регистрации и учредительных документов фирмы-контрагента;
  • Выписка из ЕГРЮЛ о фирме-контрагенте на дату, близкую к дате совершения сделки;
  • Копии о назначении директора и главного бухгалтера фирмы-контрагента;
  • Копии декларации по НДС фирмы-контрагента с отметкой налоговой;
  • Копии платежных поручений об уплате НДС фирмой-контрагентов с отметкой банка;
  • Доверенности на осуществление сделки.

Список  документов вызвал у налогоплательщика недоумение, поскольку все необходимые первичные документы и отчеты со своей стороны они предоставили, а что касается поставщика, то он был реорганизован в 2014 году, а в 2021, буквально за 2 недели до проверки, была полностью ликвидирована организация, которая являлась правопреемником. Налоговая служба приняла пояснения налогоплательщика, но продолжила требовать документы, обещая в противном случае отменить зачет возмещения НДС по данному поставщику.

Кроме того, налогоплательщик обратил внимание на то, что само требование не соответствует установленным Налоговым кодексом требованиям. Но выход  из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, найти все же можно.

Когда само требование не соответствует закону

Иногда, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, может истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), документы (информацию), в порядке статьи 93.1 НК РФ. Непосредственно у проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки в порядке, установленном статьи 93 НК РФ. Что это означает? Только то, что закон четко разграничивает порядок истребования документов у разных лиц. Дело в том, что истребование информации у контрагентов происходит обычно в рамках встречной проверки. А вот информацию о контрагентах проверяемого налогоплательщика налоговый орган должен запросить, в первую очередь, в тех отделениях ФНС, в которых они стоят на учете.

Источник: http://ppt.ru/news/137561

В фирму пришли из налоговой: что делать?

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?

Инспекторы Налоговой службы (ФНС) в соответствии с законодательством РФ могут наносить визиты на проверяемые предприятия в целях налогового контроля. В чем заключаются особенности данной процедуры? Что делать руководству фирмы при явке ФНС?

Какими могут быть причины явки налоговой инспекции?

Если пришли из налоговой — какие тому могут быть причины? Явка инспекторов Налоговой службы в законном виде может быть представлена исключительно в формате выездной проверки. Как правило — внеплановой (но бывают и плановые визиты ФНС).

Необходимость в соответствующей выездной проверке может быть обусловлена (собственно, те же причины в общем случае обуславливают и внеплановую проверку):

  1. Неисполнение хозяйствующим субъектом ранее вынесенных предписаний об устранении нарушений налогового законодательства (которые могут быть обнаружены при предыдущей проверке, как вариант — плановой и камеральной).
  2. Получение инспекторами ФНС предписания руководителя ведомства о необходимости проведения в отношении фирмы выездной внеплановой проверки в соответствии с требованиями прокуратуры.

Данные требования могут быть обусловлены разными факторами — например, получением соответствующей правоохранительной структурой данных о грубом нарушении фирмой норм законодательства в части обеспечения защиты прав сотрудников. Это может косвенно свидетельствовать о различных финансовых манипуляциях руководства фирмы — в том числе и в сфере исчисления налогов.

О факте внеплановой выездной проверки ФНС в общем случае не информирует владельцев фирмы заранее. Поэтому, визит налоговиков часто бывает неожиданным.

Однако, при отсутствии возможности принять инспекторов на территории фирмы — что может быть очевидно исходя из фактической обстановки (например, если фирма занимается производством химикатов, и работа без костюмов на территории объекта опасна), мероприятие правомерно будет перенести в офис ФНС. Но в этом случае необходимые сведения по запросу ведомства руководитель фирмы должен будет предоставить сам.

Что касается причин, в свою очередь, выездной плановой проверки — как правило, данные мероприятия обусловлены ведением фирмой видов деятельности, которые подлежат государственному регулированию, и, как следствие, могут характеризоваться повышенным вниманием со стороны регулирующих органов.

О плановой проверке фирма может быть заранее проинформирована — напрямую или посредством публикации Налоговой службой на собственном сайте сведений о том, какие фирмы включены в график соответствующих проверок.

Рассмотрим то, какие действия представители ФНС могут при выездной проверке осуществлять на территории налогоплательщика.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Что может предпринимать ФНС при проверке фирмы?

К разрешенным законодательством России действиям инспекторов ФНС при выездных проверках относятся:

  1. Инвентаризация. Данная процедура предполагает пересчет имеющихся у фирмы активов, имущества и иных ресурсов, и сверку их количества, которое выявлено фактически, с количеством, зафиксированным в учетных документах и отчетности.
  2. Осмотр. Данная процедура может быть проведена в отношении тех или иных производственных помещений, земельных участков, производственных фондов и иных объектов, связанных с осуществлением фирмой коммерческой деятельности.
  3. Истребование и выемка документов. Первая процедура обычно осуществляется в целях проверки корректности структуры и содержания тех или иных документов (например, деклараций), вторая — в целях удостоверения факта предполагаемого нарушения фирмой налогового законодательства или подтверждения выявленного нарушения.
  4. Экспертиза. Данная процедура предполагает обращение ФНС к компетентному специалисту в целях анализа тех или иных хозяйственных процессов на предприятии, результатов коммерческой деятельности, состояния активов, документации предприятия.
  5. Допрос. Данная процедура может быть проведена как в отношении владельцев фирмы, так и в отношении иных лиц, которые связаны с деятельностью проверяемой организации.

Законодатель, с одной стороны, определяет достаточно закрытый перечень возможных действий инспекторов ФНС при выездной проверке. С другой стороны очевидно, что данные действия предполагают осуществление очень емких процедур, которые могут сопровождаться самым широким спектром активностей представителей Налоговой службы.

Даже если предприниматель уверен в том, что ничего не нарушал — визит ФНС (особенно, внеплановый) может стать не самой приятной процедурой. Что может со своей стороны предпринять владелец бизнеса, чтобы данное мероприятие прошло без нежелательных правовых последствий?

Внеплановый визит ФНС с проверкой: действия налогоплательщика

Человеку, уполномоченному общаться с представителями налоговой службы, можно придерживаться следующего алгоритма действий при проверке:

  1. Удостовериться в законности соответствующей процедуры. А именно:
    • узнать, на каком основании в фирму явились инспекторы ФНС;
    • попросить инспекторов предъявить документы, удостоверяющие их личности, а также полномочия (в числе посетителей не должно быть лиц, не имеющих права участвовать в проверке).
  2. Осуществлять документирование действий ФНС. В этих целях могут использоваться видеокамеры, установленные в помещении, звукозаписывающие устройства, диктофоны.
  3. Отвечать на вопросы ФНС предельно лаконично, без эмоций, не поддаваясь на возможные провокации. Хороший аргумент при этом — ссылаться на нормы законодательства, дающие гражданину РФ право не давать показания против себя и и близких.

Что категорически запрещено делать при визите ФНС? Главным образом – предлагать решить вопросы неофициальным путем. Данная активность практически безоговорочно сформирует основания для обвинения проверяемой организации в предложении взятки государственному органу.

По завершении выездной проверки ФНС должна сформировать акт, в котором будут отражены результаты процедуры — отсутствие нарушений налогового законодательства или, наоборот, их обнаружение.

Представителю проверяемой фирмы следует самым внимательным образом изучить данный документ, и если в нем будут явные несоответствия фактам — зафиксировать их доступным способом.

И, разумеется, отказаться от подписания данного документа.

В числе распространенных (но, стоит отметить, не регулярных) нарушений, допускаемых ФНС при выездных проверках:

  1. Осуществление визита в проверяемую организацию лицами, не имеющими установленных полномочий на проведение проверки, поскольку их ФИО и должности не включены в распорядительные документы ФНС о проведении соответствующего мероприятия.
  2. Осуществление истребования и выемки документов с нарушением законодательства о персональных данных, коммерческой тайне и иных нормативных актов, регулирующих оборот персонифицированной информации.
  3. Некорректное составление акта проверки — с ошибками в расчетах, в указании персональных данных тех или иных лиц, сведений о хозяйствующем субъекте и прочих субъектах правоотношений, которые связаны с деятельностью проверяемой организации.
  4. Проведение выездной проверки с нарушением разрешенных сроков.

Дело в том, что представители ФНС вправе осуществлять выездную проверку результатов деятельности фирмы по одному и тому же налоговому периоду не более 2 раз. Кроме того, в течение года не может быть проведено более 2 выездных проверок в течение года.

Но, стоит отметить, законодательством определен ряд исключений из этого правила.

В частности, руководитель структуры ФНС, в юрисдикции которой — проверки на территории, где ведет деятельность налогоплательщик, вправе принимать в установленном порядке решения о более частных выездных проверках.

Наличие задокументированных нарушений действий ФНС при проверке — фактор, который может впоследствии сыграть свою роль в пользу налогоплательщика при оспаривании действий инспекторов и результатов проведенной ими процедуры.

Оспаривание действий ФНС осуществляется в рамках 2 основных правовых механизмов:

  1. Обращения непосредственно в территориальное представительство ФНС с жалобой, при отсутствии результатов — в вышестоящую структуру ведомства.
  2. При отсутствии результатов взаимодействия с ФНС — направления иска в отношении ведомства в суд.

В обоих случаях пригодятся все те документальные источники, что будут в распоряжении организации.

Таким образом, главным мотивом действий фирмы при выездной проверке ФНС должно быть взаимодействие с Налоговой инспекцией в правовом поле. В случае попытки выйти из него последствия для фирмы могут быть самыми неприятными.

В начале статьи мы отметили, что выездная проверка ФНС может и плановой. Полезно будет рассмотреть и ее особенности.

Плановая выездная проверка ФНС: нюансы

Если выездная проверка ФНС осуществляется по плану, то в силах руководителя бизнеса — основательно подготовиться к ней. То есть:

  1. Привести в порядок учетные и отчетные документы.
  2. Подготовить рабочее место для инспектора.
  3. Проинструктировать ответственных работников фирмы на предмет общения с представителями ФНС.
  4. Подготовить завершенные копии ключевых документов (они могут быть запрошены ФНС в порядке истребования).

Собственно, в остальном действия предпринимателя — начиная с момента визита инспекторов в фирму, будут теми же, что и при внеплановой выездной проверке. Проведение ФНС соответствующей процедуры должно документироваться, общение с инспекторами — проходить в правовом поле.

Основные ошибки, допускаемые инспекторами Налоговой службы при плановой проверке, как правило, те же, что и в случае с внеплановым мероприятием. Порядок обжалования фирмой тех или иных действий специалистов ФНС — аналогичен.

Источник: http://urlaw03.ru/nalogi/article/chto-delat-esli-prishli-iz-nalogovoj

Законно ли требование о предоставлении документов (информации) и повестка о вызове на допрос свидетеля, выставленные налоговой инспекцией, в которой Общество не состоит на учете?

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?

Вопрос: В наше ООО пришел запрос о предоставлении документов из налоговой, в которой мы стояли на учете 2010 году. В данный момент мы стоим на учете в ИФНС другого города.

Налоговую интересует наша работа с поставщиком за 2010 год, поставщик не из города с которого ИФНС  прислала запрос.

Также генеральному директору ООО по месту прописки была прислана повестка на допрос от той же ИФНС. 

Законно ли требование ИФНС, где мы стояли в 2010 году, законна ли повестка на допрос, от той же ИФНС? 

Также из телефонной беседы с инспектором стало понятно, что наш поставщик является  фирмой-однодневкой. Что нам делать? Мы слышали, что в этом случае нам доначислят НДС аж со всей суммы покупки у них товара, но ведь это не справедливо. За товар мы реально платили и реально его продавали людям. Список документов, запрошенный ИФНС тот который ВЫ описывали в книге.» 

Ответ:

В отношении законности требования документов (информации)

Как мы поняли из вопроса, в отношении Вашего ООО (далее – Общество) в настоящее время не проводится камеральная или выездная налоговая проверка. Требование выставлено напрямую Инспекцией, в которой Общество не состоит на учете в настоящее время.

Порядок истребования документов (информации) у налогоплательщиков, в отношении которых не проводится камеральная или выездная налоговая проверка установлен ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Таким образом, истребование у налогоплательщиков документов (информации) налоговым органом, в котором налогоплательщик не состоит на учете не допустимо.

ВЫВОД: Требование направленно в адрес Вашего Общества неправомерно.

В отношении законности повестки о вызове на допрос свидетеля

В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Таким образом, налоговый орган имеет право вызывать на допрос любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом не имеет значение стоит ли на учете в данном конкретном налоговом органе вызываемое в качестве свидетеля физическое лицо или организация, в которой он работает.

Выводы: Повестка правомерно направлена Инспекцией в адрес генерального директора Общества.
В отношении вопроса о том, что делать Обществу в данной ситуации.

Налоговые органы имеют право доначислять налоги только по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, которые проводятся только в отношении налогоплательщиков состоящих на учете в соответствующем налоговом органе.

Следовательно, Инспекция, в которой ваше Общество состояло на учете в 2010 г., но не состоит на учете в настоящее время, не имеет право провести в отношении Общества налоговую проверку и доначислить налоги.

Исходя из того, что требование о предоставлении документов (информации) и повестка о вызове на допрос свидетеля направлены в Ваш адрес Инспекцией, в которой Общество не состоит на учете, можно предположить, что в настоящее время проводится налоговая проверка в отношении одного из покупателей Общества.

В случае, если в ходе налоговой проверки организации налоговым органом устанавливается, что поставщик проверяемой организации является фирмой-однодневкой (зарегистрированной на подставных лиц и не ведущей реально предпринимательской деятельности), то налогоплательщику обычно доначисляется налог на прибыль и НДС с полной суммы по взаимоотношениям с данной фирмой-однодневкой.

При этом, стоит отметить, что согласно актуальной на сегодняшний день судебной практике отказать налогоплательщику в расходах по налогу на прибыль и вычетах НДС возможно только в случае, если налоговым органом будет доказано отсутствие реальной поставки товаров (работ, услуг).

В отношении расходов по налогу на прибыль, в случае если налоговым органом не будет доказано отсутствие реальных финансово-хозяйственных операций, то Инспекции следует установить рыночную цену на идентичные (аналогичные) товары (работы, услуги) и учесть в составе расходов по налогу на прибыль организации расходы исходя из уровня рыночных цен.

Так, в Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 г. № 18162/09 указано, что при соблюдении требований Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком — покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца.

Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.

Аналогичные выводы содержатся в Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09.

Источник: https://blogfiscal.info/?p=9002

Запрос из налоговой вне рамок проверки

ИФНС требует у «иных лиц» информацию о налогоплательщике.  Что делать?
Инспекторы запрашивают у фирмы информацию и документы по сделкам с ее контрагентами вне рамок налоговых проверок.

Предоставить или отказать?

Для проведения контрольных мероприятий налоговики вправе истребовать информацию о фирме, плательщике сборов и налоговом агенте вне рамок проведения контрольных мероприятий. Порядок получения подобных сведений установлен пунктом 2 статьи 93.

1 Налогового кодекса. Упомянутая норма позволяет фискалам получать информацию по конкретной сделке как от ее участников, так и от иных лиц, располагающих данными об этой операции.

Реализация этих процедур регламентирована положениями пункта 3 и 4 статьи 93.1 НК, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (Приложение № 3 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@).

Итак, запросить информацию имеет право та инспекция, где состоит на учете субъект, владеющий необходимыми сведениями. Соответствующее требование выставляется на основании поручения другой инспекции, проводящей контрольные мероприятия, в течение пяти дней после его получения.

При этом в поручении указывается тип ревизии, в рамках которой должны быть получены бумаги. При истребовании информации по конкретной операции в поручении указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Формы запросов и требования утверждены Приказом ФНС РФ от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@.

Требование, с приложенной к нему копией поручения, вручается руководителю компании или его уполномоченному представителю лично под расписку. Бумага может быть передана и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В этом случае она считается полученной на дату, указанную в квитанции о приеме, которая подписана электронно-цифровой подписью организации. Если этими способами воспользоваться не удалось, требование направляется по почте заказным письмом.

Тогда оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления (п. 1 ст. 93, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Факт отправки

Иногда проверяющие выставляют компании одновременно несколько запросов. Невыполнение одного будет стоить фирме 5000 рублей, а второго – обойдется уже в 20 000 рублей. Ведь это повторное нарушение за календарный год – утверждают налоговики, вынося одним днем реше-ния о привлечении к ответственности по обоим нарушениям.

Как только запрос вручен, счет идет в буквальном смысле на дни. То есть, организации дается пять рабочих дней на исполнение запроса налоговиков. Если фирма не располагает истребуемой информацией, то в указанный срок нужно сообщить об этом в инспекцию. К слову, по ходатайству компании контролеры вправе продлить срок на подготовку необходимых им данных (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ответ на запрос фирма может представить в ФНС лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Документы на бумажном носителе отправляются в инспекцию в виде заверенных копий, а если они в электронной форме – по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Чаще всего бухгалтеры предпочитают передавать фискалам данные «по-старинке» на бумажных носителях. Замечу, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрены правила отправки в инспекции копий документов.

Поэтому не лишними будут рекомендации Федеральной налоговой службы по этому поводу (п. 21 Письма от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309).

Чиновники допускают заверение многостраничных бумаг как путем заверения каждого отдельного листа копии документа, так и с помощью заверения прошивки многостраничного документа в целом.

К слову, запрещено истребовать у фирмы бумаги, которые ранее представлялись ею в ходе камеральных или выездных налоговых проверок ее деятельности. Исключение составляют случаи, когда проверяющим передавались оригиналы, которые впоследствии были возвращены (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Как видим, чтобы получить сведения или бумаги, необходимые для выполнения контрольных функций, налоговики обязаны соблюдать правила, которые подтверждены законом.

В противном случае требование проверяющих можно не выполнять на вполне резонных основаниях, поскольку они не соответствуют Налоговому кодексу (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рассмотрим некоторые недочеты в оформлении требований и поручений, которые допускают фискалы при истребовании информации. Именно эти промахи могут избавить бухгалтера от лишней работы.

Вне рамок

Исходя из буквального прочтения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, вне рамок налоговой проверки контролеры вправе запросить лишь информацию. Между тем на практике ревизоры не стесняются требовать у организаций помимо информации еще и копии документов.

Налоговики в требовании о передаче документов указали их в графе «примечание» вместо «наименование документа», в этом случае применить санкции к фирме за непредставление данных нельзя. По мнению арбитров, несоблюдение инспекцией установленной формы требования о передаче документов означает, что запрос незаконен.

Источник: https://delovoymir.biz/zapros-iz-nalogovoy-vne-ramok-proverki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.