+7(499)495-49-41

Государству не по карману

Почему в России никак не могут победить пьянство

Государству не по карману

Правительство РФ опубликовало план по стабилизации ситуации на алкогольном рынке. На бумаге, как всегда, всё гладко. Мы решили вспомнить, как боролись с алкоголизмом в годы СССР, и почему прошлые попытки борьбы с пьянством стали уроком, который не стоит забывать.

Никакой сенсации в новом плане чиновников по стабилизации ситуации на алкогольном рынке нет. Действительно примечательны в нем только две меры. Первая — «Пресечение практики регионального протекционизма», то есть перераспределение системы акцизных сборов.

Этим фактически пресекается региональный алкогольный сепаратизм, говорят эксперты. Сейчас сложилась такая ситуация: региональные производители, у которых заводы в своем регионе, не пускают на прилавки магазинов чужую продукцию.

Властям это выгодно, так как они получают акциз напрямую в свой бюджет. Теперь же весь акциз пойдет в федеральный бюджет.

Таким образом, «дорожная карта» предусматривает создание единого экономического пространства: мол, и нездоровой конкуренции не будет, и регионы перестанут лоббировать интересы своих производителей.

Второе новшество, прописанное в правительственном документе, — это «Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в оптовых и розничных точках продажи алкоголя» с первого квартала 2016 года. Оно позволит обелить легальную розницу.

Сегодня в магазинах с лицензией на продажу алкоголя продается примерно 30% нелегальной водки, считают эксперты. Благодаря ЕГАИС из легальной розницы нелегальная продукция исчезнет.

Правда, ЕГАИС пытаются ввести в стране уже который год, и из прошлых успехов можно вспомнить только коллапс рынка.

Почему в России прошлые попытки борьбы с алкоголизмом стали уроком, который не стоит забывать?

«Пьянству — бой!»

Большевики пришли к власти в самый трезвый период новой истории России — с 1914 года в воюющей стране действовал «сухой закон». Советы рабочих и крестьянских депутатов поддержали начатую идеологическими противниками борьбу с пьянством.

Уже 8 ноября 1917 года, на следующий день после переворота, был издан приказ Петроградского реввоенсовета о том, что до «особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков».

А в мае 1918 года был принят декрет, установивший уголовную ответственность за самогоноварение — до 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Через год Ленин подписал постановление, запрещающее не только производить, но и продавать любые спиртные напитки — нарушителям грозило пять лет тюрьмы. К 1920 году большинство спиртоводочных заводов в стране были национализированы, а выпускаемый ими спирт использовался при производстве топлива или пороха.

— Несмотря на смену власти в стране, «сухой закон», установленный в 1914 году, действовал на протяжении почти 10 лет, — отмечает историк Иван Савельев. — Но вскоре государству он стал не по карману.

Чтобы пополнить оскудевший бюджет, советские власти в 1921 году разрешили производить и продавать виноградное вино крепостью до 14 градусов, а в 1923 году — и все остальные спиртные напитки, с единственным ограничением — до 30 градусов.

— Указ о возобновлении производства и торговли подписал председатель Совнаркома СССР Алексей Рыков. Он остался в истории благодаря появившейся в продаже 30-градусной водке, получившей прозвище «рыковка», — продолжает Савельев.

— Это стало началом продлившейся без малого 70 лет советской государственной монополии на производство и продажу спирта.

Окончательно «сухой закон» похоронил Иосиф Сталин, подписавший в 1925 году декрет, разрешивший продавать 40-градусную водку.

Свободный доступ к спиртному почти сразу привел к росту алкоголизма. И уже через пять лет советская власть начала издавать журнал «Трезвость и культура», задачей которого стала пропаганда здорового образа жизни. По всей стране стали создаваться чайные и столовые, в которых никаких крепких напитков не подавали.

— До середины 60-х годов прошлого века уровень потребления алкоголя на душу населения не превышал дореволюционные показатели, наблюдавшиеся до принятия «сухого закона», — рассказывает кандидат социологических наук Сергей Меркушев.

— Поэтому к 1964 году — году снятия Никиты Хрущева, — удалось достигнуть самого высокого за период СССР уровня продолжительности жизни населения. С тех пор уровень потребления алкоголя рос, и демографические показатель только ухудшались.

Назову лишь одну цифру: с 1940 по 1985 годы население страны выросло на 38%, а уровень производства спиртосодержащих жидкостей — на 780%.

В 1932 году среднестатистический житель страны Советов выпивал один литр алкоголя в год — в семь раз меньше, чем гражданин США и в 10 раз — Франции. К 1930 году это количество удвоилось, к 1965 — впервые с 1914 года превысило пять литров на душу населения.

— В 1972 году власти сократили объемы производства крепких спиртных напитков, повысили на них цены, ограничили время их продажи — с 11 до 19 часов.

Одновременно было расширено производство вина и пива, — говорит Иван Савельев. — Для тех, кто не сможет отказаться от алкоголя, впервые созданы принудительные ЛТП — лечебно-трудовые профилактории.

И тогда же впервые прозвучали слоганы: «Пьянству — бой!» и «Трезвость — норма жизни».

Минеральный секретарь

Все эти меры особого результата не давали. Потребление алкоголя, не превышавшее пять литров на душу населения в дореволюционном 1913 году, выросло к 1984 году в два раза — до 10,3 литра на человека в год, включая детей и стариков.

— А если учитывать объемы самогоноварения, которое процветало, несмотря на уголовное преследование, потребление чистого алкоголя составляло 13,8 литра в год.

То есть каждый взрослый мужчина в стране выпивал примерно 180 бутылок водки, самогона, вина и пива в год, — поясняет врач-нарколог Вадим Шадрин. — Это в два раза превышало среднемировой уровень.

В стране насчитывалось 40 млн алкоголиков, алкоголизмом страдал каждый седьмой житель СССР. Потери экономики от массового пьянства трудоспособного населения были соответствующими.

Поэтому с приходом к власти Михаила Горбачева началась самая массовая за 70 лет существования СССР антиалкогольная кампания, после которой ее инициатор получил прозвище «минеральный секретарь».

Борьба с упадком моральных ценностей строителей коммунизма и халатным отношением к труду началась в мае 1985 года. В первую очередь решено было резко сократить число мест и время продажи спиртного — оно продавалось с 14:00 до 19:00, а также вдвое повысить цены на водку.

— Если раньше водку можно было купить в любом продуктовом магазине и в любом количестве, то теперь с боем можно было приобрести не более двух бутылок в одни руки. Чтобы продали больше, нужно было предъявить справку о свадьбе или смерти родственника.

В километровые очереди за ней выстраивались с ночи, — напоминает Иван Савельев. — Продававшаяся повсеместно по 4 рубля 70 копеек водка, получившая прозвище «андроповка» по имени предыдущего генерального секретаря КПСС Юрия Андропова, с прилавков исчезла.

К 1986 году водку уже нельзя было купить дешевле 9 рублей 10 копеек.

За распитие спиртных напитков стали снимать с поездов дальнего следования, увольнять с работы и исключать из числа членов КПСС. Любого, кого милиция задерживала в нетрезвом виде, штрафовали или сажали на 15 суток. Все кадры с распитием спиртных напитков были вырезаны из кинофильмов, спектаклей и телепередач.

Даже слова песен были изменены, чтобы в них не было ни малейшего упоминания запретных тем. Была расширена сеть ЛТП, созданы новые профилактории при предприятиях. В винодельческих районах вырубались гектары виноградников, уничтожались уникальные селекционные сорта винограда, отправлялось на металлолом закупленное за валюту оборудование для производства спирта.

Высококачественное вино перерабатывали на дрожжи.

Трезвость не по карману

Сторонники «горбачевской» антиалкогольной кампании апеллируют к цифрам, заявляя, что в 1985–1987 годах в стране наблюдался рост рождаемости и продолжительности жизни, снижение смертности и уровня преступности.

— За те два года реальной борьбы с алкоголизмом на общегосударственном уровне в СССР ежегодно рождалось на 500 детей больше, чем в каждый год из предыдущих двадцати, — говорит Вадим Шадрин.

— Продолжительность жизни мужчин к 1987 году выросла на 3,2 года, и достигла максимума за весь период СССР. Снизились не только показатели смертности, но и связанных с алкоголем заболеваний.

Так, по сравнению с 1984 годом частота алкогольных психозов к 1987 году уменьшилась в 3,6 раза.

Противники горбачевской кампании тоже приводят цифры, но иные. Они доказывают, что именно в ней нужно искать корни последовавшего вскоре экономического и политического хаоса.

— Необдуманные меры по борьбе с алкоголизмом фактически разорили государство, — убежден кандидат экономических наук Илья Панкратов. — Прибыль от продажи алкоголя населению к 1984 году составляла по различным оценкам до 30% от доходной части госбюджета. К 1987 году продажи официального спиртного в стране сократились в 2,7 раза — на 63,5% по сравнению с 1984 годом.

Пищевая промышленность, которая давала в 1980–1984 годах 70 млрд рублей в год, в 1986 году принесла всего 38 млрд рублей, а в 1987 году — 35 млрд. Общие потери советского бюджета в пересчете на твердую валюту составили в 1985–1990 годах около 100 млрд долларов.

Ранее за счет доходов от продажи алкогольных напитков удавалось удерживать и дотировать низкие цены на хлеб, молоко, сахар и другие продукты первой необходимости.

Значительная часть утраченных государством денег перекочевала в карманы подпольных производителей и продавцов самогона.

— В 1985 году к уголовной ответственности за самогоноварение было привлечено около 100 тыс. человек, а в 1987 году — уже почти 400 тыс., — говорит Иван Савельев.

— А общее количество нарушителей антиалкогольного законодательства и административных правил в 1987 году превысило 10 млн человек. Народ активно гнал самогон в домашних условиях, сметая с полок все спиртосодержащие одеколоны и лосьоны.

Резко выросло число отравлений суррогатами, увеличилось число токсикоманов. Люди начали пить денатурат, мозольную жидкость и даже средство для мытья стекол «Секунда».

Опрошенные эксперты согласны с выводом Федеральной антимонопольной службы, что «ни один сухой закон не привел к достижению своей цели, все они провалились, включая американский, шведский, финский и два российских». Посмотрим, какой успех ждет придуманный правительством новый план вытрезвления россиян.

По материалам издания «Русская планета»

Источник: http://newslab.ru/article/689800

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Государству не по карману

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин и Председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. Сергей Коньков

На утренней панельной сессии ПМЭФ “Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения” развернулся традиционный спор топовых финансовых чиновников страны о том, кто же должен подпитывать денежными ресурсами отечественную экономику.

В предыдущие годы подобные споры чаще всего заканчивались ничем: представители Минэкономразвития намекали, что хорошо бы смягчить денежно-кредитную политику Банка России, чтобы удешевить банковские кредиты, или потрясти бюджетную кубышку, чтобы добавить госинвестиций.

Но представители Минфина и Центробанка РФ, естественно, возражали, что им надо обеспечивать бюджетную стабильность и снижение инфляции. Это, мол, и инвесторам должно нравиться. А стимулы для инвестиций как раз должно обеспечивать Минэкономразвития и другие министерства.

На этот раз участники дискуссии, похоже, нашли крайнего, на которого можно возложить ответственность за экономический рост, — население. Это устроило всех присутствующих, поскольку представителей этого самого населения среди них не оказалось.

За миром не угнаться

Для начала одна из участниц дискуссии, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, напомнила, что среднемировой экономический рост в 2018 году ожидается на уровне 3,8-3,9%.

Между тем для российской экономики МВФ на днях сохранил прогноз роста в 2018 году на уровне 1,7%. Прогноз на 2019 год — 1,5%. То есть экономика РФ, по мнению МВФ, будет отставать от мировой в 2 с лишним раза.

Банк России, судя по его последним прогнозам, ждет роста валового внутреннего продукта (ВВП) РФ в 2018-2020 годах в диапазоне 1,5-2%. Минэкономразвития чуть более оптимистично: в базовом варианте прогноза на 2018 год ожидается рост ВВП РФ на 2,1%, в 2019-м — на 2,2%, в 2020-м — на 2,3%.

Антон Силуанов, первый зампредседателя правительства и министр финансов РФ, отметил, что Россия отстает от стран, показывающих высокий экономический рост, по доле инвестиций в ВВП. “Уровень инвестиций в России — 21,5% ВВП.

А для того, чтобы расти на 3% в год, нам нужно увеличить этот показатель как минимум до 25%, — заявил он. — Вопрос: где взять инвестиции? Безусловно, это должны быть не только бюджетные деньги, это деньги инвесторов, которые должны их принести.

А государство должно создать стабильные условия”.

Антон Силуанов, первый зампред правительства РФ Петр Ковалев Купить фото

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в России в I квартале 2018 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6%, до 2,3 трлн рублей.

Для сравнения: в I квартале 2017 года инвестиции в основной капитал показали рост на 2,3%, а за весь 2017 год — на 4,4%.

Тем не менее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев охарактеризовал недавно рост инвестиций в основной капитал в России как “достаточно вялый”.

Пенсионные накопления пустят в дело

Чтобы привлечь частные средства в развитие экономики, правительство, по словам Силуанова, намерено запустить механизм индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и таким образом стимулировать граждан создавать пенсионные накопления. “Восстановим этот инструмент, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить устойчивость пенсионных прав наших граждан, а с другой — получить длинные ресурсы”, — расписал преимущество данной идеи глава Минфина.

На закономерный вопрос модератора сессии о том, как же это сделать после того, как в 2014 году у граждан фактически отняли пенсионные накопления, заморозив их, первый вице-премьер не моргнув глазом заявил: “Это немножко другое”, — пояснив, что заморожены были обязательные отчисления, а сейчас государство делает ставку на добровольные накопления граждан.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин также заявил, что увеличить долю инвестиций в России до 25% ВВП невозможно без развития накопительной пенсионной системы.

“Если у нас в стране за ближайшие 6 лет не появится мощная в соотношении с размером экономики накопительная пенсионная система, система страхования жизни, говорить о росте инвестиций, конечно, не приходится”, — отметил он.

Ранее цель в 25% по доле инвестиций в ВВП ставил перед правительством президент России Владимир Путин.

Он поручил правительству совместно с Банком России к 15 июля 2018 года разработать и “утвердить план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП”.

Ответственными за выполнение этой задачи глава государства назначил Дмитрия Медведева и главу Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину.

Между тем представители пенсионной отрасли неоднократно выражали скепсис по поводу склонности граждан копить на пенсию в рамках механизма ИПК, предусматривающего добровольные отчисления 6% от зарплаты.

Так, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов на прошлой неделе в Петербурге на конференции Investfunds для участников рынка коллективных инвестиций в очередной раз прошелся по этой теме, сказав, что вряд ли население понесет деньги в ИПК, поскольку доверия к государственным идеям по пенсионному обеспечению после заморозки накоплений в 2014 году у граждан нет. Ситуацию, по мнению Константина Угрюмова, могло бы поменять государственное софинансирование пенсионных накоплений, но пока об этом речи нет.

Дефицит инвестиций, а не кредитов

Эльвира Набиуллина в очередной раз указала на то, что текущие темпы роста российской экономики, в пределах 1,5-2%, соответствуют потенциальному темпу роста.

Это означает, что экономика не сможет ускориться без структурных изменений, как бы ее ни стимулировали финансово.

Фискальные или денежные стимулы приведут к краткосрочному всплеску экономики, но затем обернутся скачком инфляции и замедлением, считает глава Центробанка РФ.

Набиуллина заявила, что по поводу пенсионных накоплений у Банка России единая позиция с Минфином: накопления надо вернуть в финансовую систему, так что концепцию ИПК нужно поскорее принять. Но, кроме пенсионных денег, есть еще страхование жизни и коллективные формы инвестиций, которые тоже могут служить источником длинных денег в экономике, собирая ресурсы у населения.

По словам Набиуллиной, когда заходит речь о финансировании экономического роста, в первую очередь вспоминают о банках. “Банки наращивают кредитование экономики.

В прошлом году оно выросло на 6,5%, в этом году к 1 мая — около 8%.

Но, на мой взгляд, проблема финансирования экономического роста — это не проблема дефицита кредита, а проблема дефицита инвестиций, потому что долговое финансирование роста имеет свои пределы. Нам нужны источники капитала”.

Глава Банка России также добавила, что в корпоративном секторе в основном кредитуются сделки слияния и поглощения, а не расширение производства, поэтому регулятор будет стимулировать второе и дестимулировать первое. Кроме того, он будет дестимулировать необеспеченное потребительское кредитование, хотя оно тоже работает на рост экономики через увеличение спроса. Но при этом увеличивает и риски банковской системы.

В общем, из слов Эльвиры Набиуллиной можно сделать простой вывод: регулятор против того, чтобы риски вложений в экономику ложились на банки. В принципе, банки, набравшие депозитов населения на 26 трлн рублей, вполне могли бы направить этот ресурс на финансирование экономического подъема.

Но при этом им пришлось бы взять кредитный риск полностью на себя, ведь большинство вкладчиков получают свои деньги в полном объеме либо от банка, либо, в случае его несостоятельности, от системы страхования вкладов. С точки зрения Банка России, лучше бы возложить риски на население.

Если экономика не оправдает ожиданий — это уже будут проблемы граждан, а не банков.

Инфраструктура в долг

Упор на пенсионные накопления граждан для роста экономики может и не понадобиться, учитывая резкий рост доходов бюджета в связи с взлетом цены нефти на мировом рынке. Цена барреля сорта Brent в последние дни несколько раз поднималась выше $80. В рублях баррель Brent стоит около 4,9 тыс. рублей, тогда как в российский бюджет этот параметр заложен на уровне немногим выше 3 тыс.

Согласно предложенному недавно Минфином проекту поправок в бюджет, профицит федерального бюджета в 2018 году может составить 440,6 млрд рублей вместо ожидавшегося ранее дефицита.

Как отмечается в законопроекте, Минфин ожидает профицит бюджета в 2018 году на уровне 0,45% ВВП вместо дефицита 1,3% ВВП.

Такое внезапно свалившееся на страну богатство, очевидно, позволит увеличить стимулирование экономики за счет казны.

Как рассказал Антон Силуанов, государство создает фонд для вложений в инфраструктуру, которая впоследствии будет привлекать частных инвесторов.

Этот фонд будет создан в 2019 году и на протяжении 6 лет будет осуществлять массированные инвестиции в инфраструктурные проекты, объемом до 3% ВВП.

“Это деньги не от конъюнктурных доходов, не от нефти и газа”, — заявил Силуанов, добавив, что эти деньги будут привлечены за счет заимствований.

Министр финансов также упомянул об изменениях налоговой системы, которые в том числе предполагают снижение налогов, которые негативно влияют на бизнес, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

Кристин Лагард отметила, что небольшое увеличение госдолга, который в России очень низок относительно среднемирового уровня, ради вложений в инфраструктуру, возможно, будет полезным.

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин поддержал эту точку зрения, напомнив, что, когда он был министром финансов РФ, госдолг составлял 8% ВВП, сейчас он находится на уровне 13% ВВП.

Эльвира Набиуллина также выступила в пользу небольшого увеличения заимствований ради инвестиций.

“Государственные инвестиции за счет долга дают мультиплицирующий эффект в виде роста частных инвестиций, — отметила она.

— Однако если они не дают такого эффекта, то тогда нет смысла финансировать такие расходы”. По мнению Эльвиры Набиуллиной, рассмотреть снижение налоговой нагрузки также имеет смысл.

Впрочем, Алексей Кудрин несколько охладил энтузиазм чиновников по поводу распределения нефтяных сверхдоходов бюджета и увеличения заимствований, напомнив, что 3 года назад резервный фонд правительства составлял $165 млрд, но за эти 3 года в связи с обвалом цен на нефть и уменьшением доходов бюджета было потрачено $90 млрд. Осталось $75 млрд. “Понятно, что сейчас высокая цена на нефть, и вроде резервы мы теперь тратить не будем. Но цена может через год, или два, или три стать снова $50 за баррель. Это первый большой риск. Второй риск в том, что если в России не будет запущен экономический рост и мы также останемся на потенциальном уровне 1,5-2%, то возникнут вопросы роста реальных доходов населения и поддержки отдельных групп населения. Будут попытки перераспределять ресурсы в сторону этой поддержки, что не будет способствовать росту экономики. Поэтому важно запустить рост, пусть даже с использованием заимствований”.

Алексей Кудрин, глава счетной палаты РФ Петр Ковалев Купить фото

По мнению Кудрина, для экономического роста необходимо вернуть доверие инвесторов, в том числе и с помощью начала реформ. Если это удастся, может быть, тогда и население направит деньги на инвестиции. Не из-под палки, а добровольно.

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2018/05/24/Gosudarstvo_posharit_po_ka

Арендные дома государству не по карману

Государству не по карману

В города, где есть сравнительно высокооплачиваемая работа, едут на заработки тысячи людей. Все чаще арендуют жилье молодые семьи, которые хотят начинать самостоятельную жизнь без родительского вмешательства, а денег на собственную крышу над головой нет. Придала остроты проблеме и война на Востоке.

Тем временем во многих городах, в частности в Киеве, Одессе, Львове, Харькове, стоят пустыми многие квартиры в новых современных домах, поскольку у большинства людей, нуждающихся в жилье, нет средств на их покупку. 

Высокая стоимость жилья в условиях высокой потребности в нем населения побудила специалистов Минрегионстроя и Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству (“Госмолодежьжилье”) инициировать разработку законопроекта “Об арендных домах”. По их мнению, сооружение арендных домов на государственные и коммунальные средства будет способствовать решению жилищной проблемы в Украине и снизит стоимость аренды.

Так, по словам председателя правления “Госмолодежьжилья” Сергея Комнатного, пока что аренда (из-за высокой стоимости) недоступна для социально незащищенных категорий граждан.

В том числе и из-за отсутствия рынка недорогой государственной или коммунальной социальной аренды. Фонда социального жилья тоже нет.

Поэтому реализация положений законопроекта позволит расширить предложение дешевой аренды на рынке для граждан и таким образом обеспечить их жильем.

Заказчиками арендных домов, согласно законопроекту, смогут быть как государственные и коммунальные органы, так и частные компании. Общая потребность в таком жилье, по оценкам Минрегионстроя, около 1 млн квартир.

Разработчики законопроекта ссылаются на опыт зарубежных стран, где аренда жилья занимает 30–60% и больше общего рынка жилой недвижимости. Интересно, что, по официальным данным, арендного жилья в Украине лишь 0,8%, тогда как в Британии — 30%, Германии — 60%.

Между тем практику аренды жилья удачно используют в соседней Беларуси. Жилые дома там можно арендовать даже в сельской местности. Это очень удобно. Люди вместе с работой получают все условия для проживания.

Если что-то не сложилось с работой, всегда есть возможность распрощаться с домом без каких-либо хлопот с его продажей.

По словам специалистов, такая практика — не новое изобретение: это только при советской власти люди получили жилье в собственность, а до тех пор практиковались доходные дома как вид бизнеса.

В Украине уже сейчас есть удачные примеры использования арендного жилья, в частности на железнодорожном транспорте.

Руководителям железной дороги намного выгоднее пригласить на какое-то время квалифицированного специалиста из другого города, чем искать его на месте.

Аренда жилья сегодня — очень интересное и нужное дело, считает заместитель директора агентства недвижимости “Магнат” Любомир Мельник. Спрос на дешевую аренду одно- и двухкомнатных квартир, особенно в таких городах как Киев, Львов, Одесса, сумасшедший.

Чаще всего арендуют жилье студенты и гости из других городов. Стоимость приблизительно такая же, как и за рубежом. Правда, одному человеку всю сумму аренды заплатить сложно. А для семьи, как считает Любомир Мельник, она вполне подъемная. Для застройщиков сооружение жилья под аренду — оптимальное вложение средств.

Если кто-то построит такой дом, то спрос будет хороший.

Аренда съедает 70% семейного бюджета

Как рассказала переселенка с Донбасса Наталия Марийчук, вот уже четыре года семьи вынужденных переселенцев арендуют жилье во Львове или его пригороде. В среднем каждая семья ежемесячно платит 6–7 тыс. грн. “В нашей семье трое детей и я с мужем.

Работаем мы с мужем и старший сын. Из заработанных денег 70% идет на оплату аренды и коммунальных услуг. Каждые полгода повышается цена аренды, и мы ежегодно переезжаем из дома в дом.

Сейчас перед нами стоит выбор: искать третью работу или ехать за границу на заработки”.

Что касается вероятного строительства в Украине арендных домов, то, по ее словам, все зависит от цены вопроса. Если стоимость аренды в них будет ниже, чем на рынке, то эта идея хорошая, это реально будет работать. Поскольку не все сегодня могут построить себе жилье.

… а застройщикам невыгодно?

Несмотря на сумасшедший спрос, застройщики сегодня не хотят строить арендные дома. “Аренда — это очень долгосрочное дело, — считает Л.Мельник. — Строить доходные дома означает заморозить возвращение средств на десятки лет.

А это довольно серьезные деньги, включающие в себя стоимость земельного участка, проект строительства, стоимость материалов и рабочей силы. Намного выгоднее построить жилье, продать его и за два-три года возместить свои вложения”.

 

Казалось бы, застройщики могли бы сдавать в аренду уже готовое жилье, которое годами стоит незаселенным. Для примера, сейчас только в Киеве есть 60 тыс.

построенных квартир, которых владельцы не могут продать из-за большого дисбаланса между предложением и покупательской способностью населения.

Однако сдавать жилье в аренду им невыгодно, поскольку строительство этих объектов было чрезвычайно дорогим, и в условиях аренды его окупаемость будет продолжаться 10–20 и более лет.

Еще одна причина неготовности сдавать в аренду уже построенное жилье — незащищенность прав арендодателей. Кстати, как и квартиросъемщиков.

Не готовы говорить о сооружении арендных домов и в регионах. Например, председатель бюджетной комиссии Львовской областной рады Олег Домчак отметил, что даже не осведомлен с проектом закона об аренде жилья. 

“В областной раде этот вопрос никогда не поднимался, — говорит Олег Домчак. — Говорили о сооружении жилых домов для участников АТО и других категорий людей на условиях софинансирования.

Но и в таком варианте финансирования строить жилье будет крайне трудно. Свободных ресурсов на его сооружение сегодня нет ни в государственном, ни в областном бюджетах.

Тем не менее это правильная практика, поскольку на аренде жилья зарабатывает весь мир”.

“Знают о нехватке средств в государственном и местных бюджетах и сами разработчики законопроекта об аренде жилья. Однако вода камень точит”, — говорит Сергей Комнатный.

Одним из возможных подводных рифов при принятии законопроекта, по его мнению, может стать политический популизм. “Мы старались разработать документ максимально действенный и эффективный.

Но, как это бывает, законопроекты готовят специалисты, а политики во время первого и второго чтений наполняют его своим содержанием. При этом очень часто законопроект полностью нивелируется. Как, например, закон о фонде социального жилья.

Если во время рассмотрения законопроекта об аренде жилья какие-то нормы из него выбросят или уберут льготы для потенциальных инвесторов социального арендного жилья, он может стать декларативным документом”.

По его словам, разработчики законопроекта предусмотрели четкие источники финансирования сооружения арендного жилья.

В частности, на жилищные проекты должна быть направлена часть доходов от ВВП страны, а органы местного самоуправления должны направлять на строительство социального арендного жилья часть налога от реализации недвижимости.

Но дойдет ли законопроект до парламентариев в ближайшее время — вопрос. Ведь у политиков свое понимание приоритетов. 

Источник: https://zn.ua/business/arendnye-doma-gosudarstvu-ne-po-karmanu-301165_.html

Почему квадратные метры не по карману россиянам

Государству не по карману
rusplt1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату…

Эти прекрасные слова взяты из Конституции Российской Федерации, глава 2, статья 40. Государство гарантирует россиянам право на жилище и обязуется бесплатно предоставлять его тем, кто не может заработать сам, или помогать девелоперам строить его для тех, кто купить жильё способен. Это в теории. А что же на деле?
Валерий Матыцин / ТАССНельзя сказать, что власти про проблему квадратных метров не знают. Прекрасно знают и с удовольствием используют в своих предвыборных обещаниях.

Проблема эта, надо сказать, существует давным-давно. Булгаков в 1930-х годах писал: «Квартирный вопрос испортил москвичей». В 1950-х Хрущев обещал: «К 1980 году каждая советская семья встретит коммунизм в отдельной квартире». В 1986 году аналогичное обещание повторил Горбачев: «Каждой советской семье – отдельную квартиру к 2000 году!»

У политиков РФ – как действующих, так и оппозиционных – квартирные обещания стали стандартным пунктом предвыборных программ. В 2007 году Минрегионразвитие выпустило «Долгосрочную программу строительства жилья», где всеобщее счастье обещали к 2025 году. Самый дальний срок назвал В.В.Путин, в тот момент – кандидат в Президенты РФ. В 2012 году он выразил уверенность, что «квартирный вопрос в РФ можно решить за 10 лет, …если мы будем концентироровать ресурсы». Потом, впрочем, Владимир Владимирович поправился: все российские семьи будут обеспечены отдельным жильём к 2030 году! Президент даже знает, как это сделать: «Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы — типа немецких стройсберкасс. Мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора».Другими словами, с обещаниями у нас всё отлично! А вот с реальными делами не слишком. К примеру, во времена Хрущева строительный комплекс СССР возводил по 2,5 миллиона квартир ежегодно на протяжении трёх десятилетий! Российскому же стройкомплексу со всеми современными технологиями полвека спустя потребовалось шесть лет (2000-2006), чтобы построить аналогичное количество квартир. Но главное другое – в СССР квартиры доставались гражданам, как правило, бесплатно. Сейчас, фактически, единственный путь обзавестись собственным жильём – купить его. А это большинству россиян, увы, не по карману.27% россиян живут в условиях нищеты. 56% могут приобретать лишь необходимые продукты питания и одежду. 14% могут позволить себе товары длительного пользования. И лишь 3% наших сограждан не отказывают себе ни в чем.Неудивительно, что 41% опрошенных соотечественников считает, что государство не выполняет своих обязательств по обеспечению права на жилье. Соответственно тают уверенность населения в завтрашнем дне и вера в экономическую и политическую стабильность государства.Сколько бы квадратных метров не построили девелоперы, это не сделает упомянутые 86% россиян платежеспособными. Да, кто-то может продать уже имеющееся жильё, кто-то воспользуется материнским капиталом и ипотекой. Но, фактически, позволить себе купить жилье за собственные средства, может лишь несколько процентов населения.

Что делать?

Cамым очевидным выходом из «жилищного тупика» и, одновременно, наиболее затратным для бюджета является договор найма жилого помещения. В этом случае государство предоставляет населению жилье фактически бесплатно.

Сейчас эта программа работает, но претендовать на бесплатные квартиры могут лишь очень узкие категории граждан, и все равно они вынуждены стоять в огромной очереди. Второй способ — предоставление специализированного помещения (общежитие, служебное жилье).

В обоих случаях граждане получают право временного использования жилплощади.

Существует также некоммерческий (т.н. социальный) наем, при котором застройщик при содействии государства возводит недорогое жилье и сдает его в аренду по небольшим ставкам. Подобные инвестиции окупаются за 20 лет. Этот способ может помочь решению жилищной проблемы, одновременно государство получит прибыль в долгосрочной перспективе.

Однако гарантом при строительстве такого жилья должно быть государство – только тогда на рынок недорогого жилья придут инвесторы.Еще один вариант решения квартирного вопроса – жилищно-строительные кооперативы. Такой механизм будет востребован широкой частью населения, которая сейчас не располагает возможностью приобрести жилье по рыночным ценам.

Так или иначе, главная проблемы жилищного строительства в России — отсутствие механизмов доступного финансирования. Из-за завышенной стоимости заемных средств, которая, в свою очередь, стала следствием монетарной политики Центрального банка, реальный сектор экономики сегодня испытывает острую нехватку ликвидности.

Застройщики не стали исключением: многие вынуждены замораживать недостроенные объекты и отказываться от возведения новых, в результате дефицит на рынке жилья увеличивается, а цены растут.Многих пока выручает долевое строительство.

Однако пакет поправок в законодательство о «долевке», уже одобренный правительством, ужесточает регулирование этого механизма и фактически сводит его положительный эффект на нет.

Можно не сомневаться, что, если пакет будет принят, а ЦБ сохранит свою убийственную кредитно-денежную политику, огромный неудовлетворенный спрос на жилье в нашей стране быстро привлечет иностранных инвесторов, которые смогут на нем неплохо заработать. Российским рынком недвижимости и так уже живо интересуются японцы. Тем временем отечественное строительство как отрасль продолжает сжиматься.Рецепты выхода из этой ситуации есть. Осталось дело за малым — определиться с дееспособными экономическими властями.

© Русская планета. 2016.

|

ruspltРоссия сокращает своё присутствие в Сирии. Задачи военной операции выполнены, дальнейшее урегулирование кризиса – задача дипломатии.
Владимир Путин, Сергей Лавров и Сергей Шойгу. Владимир Путин поручил Министерству обороны начать вывод российских войск из Сирии. Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАССОднако Россия не уходит с Ближнего Востока совсем. Военные базы в Сирии будут сохранены. Укрепленный аэродром в Хмеймиме и база в Тартусе будут функционировать в прежнем режиме. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин. Приказ российского президента о выводе российских войск из Сирии прозвучал на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Главнокомандующий объяснил свое решение: задачи, поставленные перед Минобороны, выполнены. В Сирии создана небольшая, но эффективная военная группировка. За пять месяцев российская авиация совершила 9 тысяч боевых вылетов, уничтожив 2000 боевиков, 209 объектов нефтедобычи и 2000 транспортных средств ДАИШ. Подорвана ресурсная база боевиков, перекрыты основные пути их снабжения. Российские ВКС контролируют режим прекращения огня с помощью спутников и БЛА.России спасла Сирию: до вмешательства ВКС РФ войска Башара Асада отступали и режим был близок к падению, теперь же сирийская армия перешла в наступление, освобождены 400 населенных пунктов, более 10 тысяч квадратных километров территории и авиабаза Квейрес. На подконтрольной правительственной армии части страны проживает большая часть населения Сирии — до 80%. По-прежнему контролируемые боевиками города Пальмира и Ракка находятся в пустынных малонаселенных районах. Таким образом, угроза расчленения страны миновала.Президент Сирии Башар Асад ранее заявлял о необходимости войны до победного конца, однако Россия изначально настаивала на необходимости политического урегулирования и от своих слов не отступает.При этом поставки вооружений и военной техники для сирийской армии и подготовка специалистов будут продолжены. Если это понадобится, будут возобновлены и удары по ДАИШ. Благо теперь Россия имеет в Сирии свои полноценные военные базы, которые надежно защищены.
Прибытие российского зенитного ракетного комплекса С-400 на авиабазу Хмеймим. Снимок с видео. Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАССНа базе в Хмеймиме даже после вывода воинского контингента останутся системы ПВО, вертолеты, бронетранспортеры БТР-82А и танки Т-90С, а также несколько самолетов. Кроме того, в восточном Средиземноморье продолжает нести боевую службу постоянное соединение ВМФ РФ в составе которого – более 5 боевых кораблей, в том числе ракетный крейсер «Варяг» и новейший малый ракетный корабль «Зеленый Дол». Таким образом, Россия сохранит свое военное присутствие в регионе в объеме, достаточном для контроля над ситуацией. В случае необходимости, дополнительные силы в Сирию могут быть переброшены в течении двух дней. Тем более что юридическая основа — разрешение Совета Федерации на военное вмешательство — по-прежнему действует.

© Русская планета. 2016.

Источник: https://rusplt.livejournal.com/61135.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.