+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

Содержание

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

Время прочтения:

Адвокат Михаил Хаймович о том, почему раньше проблем с банками было меньше, что заставит ваш банк донести в Росфинмониторинг и какие самые обычные операции поставят счет под угрозу.

Почему роль банков изменилась?

Позволю себе немного исторической справки. Первые банки появились в глубокой древности. Банковское дело существовало ещё в Вавилоне в восьмом веке до н. э., то есть почти три тысячи лет назад. Уже тогда был даже известен банковский билет, имевший обращение наравне с золотом.

В Древней Греции банкиры отдавали вверенные им капиталы взаймы под залог движимости, рабов, домов и земель. Во времена Птолемеев, во II веке до н. э.

в  ряде городов существовали «царские банки», в которые стекались разные государственные сборы, доходы с государственных фабрик и которые за счёт государства производили различные платежи, например, выдачу жалованья солдатам.

Роль банковских учреждений очевидна: они обеспечивали хозяйственную деятельность и способствовали развитию торговли и промышленности.

Ни в одном историческом исследовании мы не встречаем примера использования банков в качестве налогового контролера.Что изменилось в 21 веке?А теперь мы находимся в новой реальности:  банк не просто переводит деньги и выдает кредит. Он следит за тем, чтобы клиент заплатил налоги и интересуется, откуда у клиента деньги. Банки стали мытарями (мы́тарь,  церк.-слав., — сборщик податей).

Россия не лидер этого процесса. У наших «партнеров» (с) на Западе уже давно невозможно положить наличными на счет физического лица более-менее приличную сумму (обычно порог около 10 000 долларов США) без предоставления банку документов, доказывающих происхождение средств и уплату налогов с полученных доходов. Безналичные переводы также требуют документального подтверждения. 

Что такое ФАТФ и причем тут клиенты банков

Регламент такого контроля прописан в международном соглашении Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), которое Россия подписала в 2003 году.

Несмотря на присоединение РФ к ФАТФ, до последнего времени россияне могли спокойно положить на свой счет в банке любую сумму наличными, и никто не интересовался происхождением этих средств.

Счета «технических» компаний, участвующих в схемах по уклонению от уплаты налогов, обслуживались в банках на тех же условиях, что и счета «белых» компаний.

Условием вступления в ФАТФ было принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ, который  был принят в 2001 г.

и до сего дня претерпел 16 изменений, каждое из которых ужесточало требования к банковскому контролю за клиентами. Результатом действия этого документа и политической воли российских властей мы получили систему контроля за бизнесом, крайне затрудняющую уклонение от уплаты налогов. Но поскольку российские бизнесмены много лет работали в других условиях, им трудно принять новые правила игры.  Что же это за правила и кто их устанавливает?

Контролеров все больше

Государство ужесточает контроль, становится все более полицейским. Банкам в этом процессе отведена особая роль. Сотрудника налогового органа, получающего небольшую зарплату, можно коррумпировать. Банкира невозможно. Банк, нарушающий правила контроля, лишается лицензии, а его владельцы значительного дохода.

Банк обязательно имеет в структуре подразделение, осуществляющее «финансовый мониторинг»,  которое проверяет: ведет ли клиент банка  реальную деятельность, имеют ли  операции по счетам экономический смысл, кто реально управляет счетом (директор или подставное лицо).

 Это подразделение отчитывается перед Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и получает от нее инструкции, обязательные к исполнению.

Другим органом, контролирующим банк и устанавливающим правила игры является ЦБ – Банк России.

Проверка операций

Государство заставляет банки проверять действия всех своих клиентов по правилам, которые должны основываться на требованиях закона 115-ФЗ, инструкциях и положениях, которые разрабатывает ЦБ и Росфинмониторинг.  И не просто проверять, а отказывать в проведении операций клиента если они носят подозрительный характер.

Пример подозрительной операции – транзитные операции.

Если компания получает деньги от одного или нескольких контрагентов, и в этот же день их переводит одному контрагенту, то это, по мнению ЦБ, подозрительная, транзитная операция. Но ведь позвольте, реальная хозяйственная деятельность полна таких платежей! Допустим, у компании есть должники и кредиторы. Она получила обещанный платеж от должника и тут же расплатилась с кредитором.  Нормальная ситуация, когда  интернет-магазин  принимает оплату по карточкам, а потом расплачивается со своим поставщиком. Дьявол в деталях. «Технические» компании не платят за аренду офиса (ежемесячный платеж хотя бы 20 000), склада, не покупают оргтехнику, бумагу и пр. Банк это видит. У компании только транзитные платежи. У банка есть все основания предъявить компании претензии и приостановить операции по счету. Банки контролируют объем налоговых отчислений. Ежеквартально банк требует у клиентов декларацию по НДС. Существуют довольно странные инструкции ЦБ, они не в свободном доступе, с грифом «для служебного пользования», в соответствии с которыми предприятие должно платить налогов не менее 0,5% от оборота по счету. А ничего, что оборот по счету и налоговая база могут очень сильно не совпадать? Ведь НДС учитывается по отгрузке товара, а не по оплате. 

Но в указаниях ЦБ это не учитывается. Прошел денежный оборот по счету 100 млн. в квартал, будьте любезны заплатить 500 тыс. НДС.

Официальные указания ЦБ сейчас – особый контроль за теми, кто платит менее 0,9 % налогов от оборота. Смотрите, по какой методичке действуют банкиры.

Какие платежи могут попадать под проверки?

Банк обязан проверять все операции, независимо от суммы, и в случае подозрения сообщать об операции в Росфинмониторинг. Если сумма платежа превышает 600 тысяч рублей, по операции проводится проверка в обязательном порядке.

Но таких платежей ежедневно в стране проводится десятки тысяч, и всем уделить одинаковое внимание технически затруднительно.

Поэтому контролируются как правило операции с наличными, конвертация в валюту, первые операции вновь открытой компании.

Дробление платежей одному контрагенту на суммы менее 600 тыс.  вызывает дополнительное подозрение у банка и поэтому бесполезно. Надо заплатить два миллиона – лучше заплатить и предоставить банку оправдательные документы, если спросит.

Еще один тип подозрительных операций – когда компания ведет деятельность, которая совершенно не соответствует ОКВЭД. Или вход идет за покупку металлопроката, а выход – за покупку яиц. Это очень специфические виды деятельности, никак не связанные между собой. Банк обязательно обратит внимание на это несоответствие  и примет меры (см. ниже). Более всего подозрения банков вызывают платежи на «технические» компании, они же «помойки», они же «однодневки», названий много, суть одна. Это компании, предназначенные для незаконного перевода безналичных средств в наличные (обналичка).  Они регистрируются с нарушением законодательства с участием номинальных учредителей и директоров. ЦБ и ФНС постоянно обновляют электронную базу реквизитов таких компаний и банки внимательно следят за тем, чтобы клиенты не переводили средства на «нехорошие» счета. Подозрения вызывают и агентские платежи. Хотя отношения «агент-принципал» законны, множество схем по уклонению от уплаты налогов строилось на их основе, поэтому банки проявляют к этим сделкам особое внимание. Подозрительны для банков платежи по договорам цессии (уступка прав требования).  Лет 10-15 назад можно было написать в назначении платежа «оплата за ООО «ХХХ» по договору цессии, и банк проводил такую операцию. Сейчас это практически невозможно.

Квест – открыть счет в банке

При открытии счета в банке от директора компании потребуют много информации, и будут ее проверять.

  Анкета банка содержит вопросы о реальном местонахождении офиса, о контрагентах и предполагаемых оборотах, о количестве штатных сотрудников и их должностях.

Банк может потребовать представления бизнес-плана  и рекомендательных писем от юридических лиц – предполагаемых партнеров.

Есть еще ряд соображений, которые банки принимают в расчет при принятии решения об открытии счета. 

Например, банку не нравится, если размер уставного капитала составляет 10 000 руб. (минимальная сумма по закону), если в компании один учредитель и он же директор и он же главбух (хотя это тоже не противоречит закону). На юридический адрес выедут сотрудники отдела безопасности банка (как правило, бывшие полицейские) с целью проверки, действительно ли там находиться офис фирмы. Если сотрудника банка в офисе не встретит директор или его помощник, в открытии счета откажут.

Если банк что –то не устроит, он откажет в открытии счета, и если у директора не в банке знакомых, он может даже не узнать причину отказа.

А теперь вишенка на торте: если предприятию банк отказал в открытии счета, или заблокировал действующий счет в связи с подозрительными операциями, в другие банки можно не обращаться – тоже откажут.

Как банки реагируют на «неправильное» поведение клиента

Если клиент не платит налоги в необходимом объеме, не выплачивает зарплату сотрудникам, не находится по юрадресу, не оплачивает хозяйственные расходы, и совершает подозрительные операции,  банк заблокирует систему «Банк-клиент» и предприятие не сможет дистанционно, через интернет, совершать платежи.

Если директор или его представитель по доверенности привезет бумажный вариант платежного поручения в банк, оператор отправит его в отдел финансового мониторинга, где директору зададут много вопросов о том, как работает его компания.

После представления пояснений и подтверждающих документов, банк в течение 10 дней может принять решение о разблокировке системы «Банк-клиент». Но чаще всего банкир посоветует закрыть счет в этом банке.  Если директор не последует совету, есть риск того, что через непродолжительное время банк полностью приостановит платежи и сам закроет счет (п.

5.2 ст. 7 155-ФЗ), а имеющиеся средства отправит на специальный счет в ЦБ, откуда получить эти деньги директору будет совсем нелегко.

ЦБ РФ регулярно обновляет базу неблагонадежных клиентов банков.

В их число входят компании, которым официально отказывают в проведении операций, принудительно закрывают р/с, а также фирмы, отказавшиеся давать пояснения по подозрительным операциям по счету Если компания попала в список неблагонадежных  клиентов, то и другие банки откажутся с ней  сотрудничать.

Банк, на все согласный

Бойтесь данайцев, дары приносящих! Если банк работает со счетами «технических» компаний,  не запрашивает у клиентов кипу документов каждый месяц, пропускает платежи на «обналичку», у него скоро отзовут лицензию. Впрочем, добропорядочные клиенты могут этого и не узнать заранее… Всего с начала года ЦБ отозвал лицензии у 80 банков.

Агентство по страхованию вкладов посчитало, что только в текущем году россияне потеряли около 50 млрд рублей в финансовых организациях, которых Центробанк лишил лицензии (кстати, эти 50 млрд. не испарились, а осели в карманах банкиров и чиновников…).

И это речь о физических лицах, которым государство гарантирует возврат не суммы более 1, 4 млн. А юрлицам вообще ничего гарантировано и сколько они потеряли,  интернет молчит.

Вот такая грустная картина.

Российский бизнесмен должен непрерывно доказывать банку, что он не верблюд, а порядочный налогоплательщик, потом у банка отнимают лицензию и предприятие теряет все, что в этот момент находилось на его счетах.

Источник: https://mag-m.com/biznes/gosudarevo-oko-kak-banki-kontroliruyut-chistotu-biznesa-v-rossii.-primeryi.html

Ужесточение банковского контроля корпоративных клиентов

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

Многие корпоративные клиенты коммерческих банков сообщают об ужесточении надзора и повышении тарифов на получение наличных денег со стороны кредитных организаций.

Банки подтвердили такую информацию, но объяснили это усилением контроля со стороны регулятора – Банка России, который на данный момент проводит ряд мер по пресечению незаконного предпринимательства и обналичивания денежных средств.

Банки определяют меры и область контроля

По мнению председателя управления Банка 24.ру Бориса Дьяконова, данная позиция банков снизит риски для добропорядочных и честных клиентов.

При этом банк с сентября 2014 года снизил лимит на возможность снятия наличных с 300 тысяч рублей до 100 тысяч рублей за месяц и увеличил комиссию за снятие сверх определенного предела, который формируется для каждого клиента – юридического лица отдельно.

Например, банк «Траст» сообщил, что выдача наличных средств без дополнительной комиссии для юридических лиц возможна при снятии не более 1,5 миллионов рублей за месяц.

При снятии свыше этой суммы, удерживается комиссия, размер которой зависит от суммы и колеблется от 5 % до 10 % . В банке «Уралсиб» существуют более высокие тарифы, если сумма снятия выше 600 тысяч рублей.

Этот порог установлен для московских клиентов и отличается от регионального.

Банк24.ру сейчас намного чаще запрашивает многочисленные дополнительные документы у фирм, например, ведомости по заработной плате, договоры аренды, накладные и счета-фактуры, договоры с поставщиками, а также налоговые декларации.

По мнению Дениса Охримовича, директора по маркетингу, эти меры необходимы для того, чтобы проверить наличие реальной деятельности и выявить «сомнительные» организации.

Банк сделал уступки только для индивидуальных предпринимателей, организаций, участвующих в зарплатном проекте, а также для клиентов, которые обслуживаются в кредитной организации уже много лет.

Начальник Газпромбанка Наталья Чугунова отмечает, что оценка компании формируется также путем изучения отзывов на рынке и открытой информации о деловой репутации.

В банке «Уралсиб» все потенциальные заемщики подвергаются углубленной проверке. Об этом сообщил Алексей Гонус, зампредседателя правления банка.

Все операции по обналичиванию крупных сумм проводятся только после согласования со специальным подразделением ПОД/ФТ, которое создано для противодействия отмыванию полученных незаконным путем доходов, а также в целях предотвращения терроризма.

Признаками недобросовестности компании считаются: отсутствие персонала, юридический адрес массовой регистрации, транзитные переводы, минимальный капитал, несоразмерные денежному обороту зарплатные и налоговые платежи.

Таким образом, каждый банк самостоятельно определяет комплекс мер по борьбе с незаконным обналичиванием денежных средств.

В основном используются системы «Спарк» и «Интегрум» для проверки адресов массовой регистрации и массовых директоров.

Сбербанк России также использует комплекс мер, предназначенных для уменьшения наличного оборота и противодействия отмыванию полученных нелегальным способом доходов. Однако информация об этих мерах является строго конфиденциальной.

Банковские меры против «серых компаний»

Инструменты по борьбе с незаконными операциями и расширенные полномочия банки получили с началом действия закона № 134-ФЗ, поэтому на данный момент ситуация не является критичной.

По мнению банкиров, введение особых заградительных тарифов и усиление контроля над клиентами – юридическими лицами уже сыграли положительную роль в борьбе с «серыми» фирмами. Об этом заявил банк ВТБ 24, сообщив, что не имеет проблем с незаконным обналичиванием. Эффективность методов подтвердил Ланта-Банк, заявив, что случаи бывают, но банк перестает обслуживать подобных клиентов.

В МСП Банке считают, что ужесточение контроля над банковскими операциями клиентов – неотъемлемая мера для определения кредитных рисков.

Александр Борисов, руководитель департамента по управлению рисками МСП Банка, сообщает, что ужесточение требований берет начало в нормативных актах Банка России, который требует непрерывного контроля банковских клиентов на предмет реальности, легальности и экономической обоснованности их финансовой деятельности.

Сергей Иванютин, руководитель департамента по корпоративному бизнесу, поясняет, что банки стремятся сократить приток проблемной клиентуры, повышая тарифы на снятие наличных и вводя определенные ограничения.

Банк России принял решение о снижении порога вовлеченности кредитных организаций в осуществление сомнительных операций, в том числе с наличными деньгами.

Информационная служба Банка России сообщила, что кредитная организация относится к группе риска по критерию высокой вовлеченности в сомнительные операции, если превышает порог в 3 миллиарда рублей за квартал по наличным и безналичным операциям.

Этот показатель был снижен письмом № 92-Т от 21.05.14 г. и составлял ранее 5 миллиардов рублей.

Влияние ужесточения контроля на финансовые результаты

Введение новых жестких требований к банковским клиентам и сложившаяся экономическая ситуация привели не только к снижению объемов потребительских кредитов, но и к уменьшению уровня корпоративного кредитования. Рост кредитного портфеля малого и среднего бизнеса снизился с 15 % до 8,5 % только за первое полугодие 2014 года.

Существенно повысились расходы клиентов банков на обналичивание денежных средств. Дмитрий Скобелкин, зампредседателя ЦБ РФ, сообщил, что комиссия от суммы обналичивания увеличилась с 4 % до 10 %.

Однако банки уверяют, что тенденция к усилению контроля будет набирать силу и не ограничится только банковским. Дело в том, что сомнительные организации специально ищут банки, где контроль недостаточно жесткий и меры носят формальный характер.

Алевтина Никитина, начальник службы мониторинга считает, что к данной работе необходимо привлекать налоговую инспекцию, а также сформировать единый общероссийский список «сомнительных» лиц, в который будут включены и учредители, и представители, и бенефициары проблемных организаций.

Данный список, в первую очередь, должны использовать в ИФНС в целях предотвращения регистрации фирм-однодневок и организаций, проводящих нелегальные операции.

Банки же уполномочены отказывать подозрительным клиентам в заключении договоров банковского обслуживания, депозита и кредита согласно закону № ФЗ-115.

Таким образом, корпоративным клиентам кредитных организаций придется смириться с существующей ситуацией, так как в целом данная политика ведет только к повышению уровня безопасности и законности банковских услуг.

Чтобы получить более подробную информацию об ужесточении банковского контроля корпоративных клиентов предлагаем Вам обратиться за консультацией к нашим специалистам по телефону +7(812) 389-57-57, +7(921) 746-76-83.

Источник: http://buh-galtera.net/uzhestochenie-bankovskogo-kontrolia-korporativnyh-clientov/

Финансовый контроль бизнеса: почему банки стали жестче налоговиков?

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

Одним из основных условий становления и нормального функционирования бизнеса является налаживание взаимодействия с банками. Если расчетное обслуживание, как правило, не вызывает проблем, то контролирующая функция банков беспокоит хозяйствующие субъекты все больше.

Ситуация усугубилась в связи с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2011 года.

Согласно нововведениям, банки получили почти неограниченное право запрашивать у компаний интересующую информацию (например, о структуре бизнеса, о конкретных хозяйственных операциях, о выгодоприобретателях и т. п.).

При неполучении необходимых сведений может быть отказано в банковском обслуживании или заблокирован расчетный счет.

Рассмотрим основные моменты, с которыми приходится сталкиваться сегодня некоторым компаниям. Проблемы касаются, в основном, тех, кто для повышения безопасности бизнеса и собственников ведет свою деятельность в группе субъектов. Именно эти шаги часто идут вразрез с целями банка как контролирующего органа, так как ограничивают для них прозрачность информации.

Взаимодействие банков и их клиентов в рамках закона 115-ФЗ: выявление бенефициаров

Начиная с 2013 года, для открытия счета компании обязаны представлять в банк сведения о получателях своих платежей. Но до сих пор для проверки подлинности данной информации у банков не было ни достаточных полномочий, ни специального механизма.

Но теперь, согласно изменениям в законе 115-ФЗ, существенно ужесточена ответственность за невыполнение банком возложенных на него функций. В связи с этим они стали особенно тщательно подходить к проверке информации о бенефициарах.

В результате клиенты получают требования о передаче даже тех сведений, которые прямо не касаются отношений между ними и банком и, кроме того, часто носят весьма конфиденциальный характер. В частности, запрашиваются:

  • все оправдательные бумаги по операциям на сумму свыше 600 тысяч рублей или тем, которые кажутся сомнительными;
  • документы, подтверждающие расходование средств при обналичивании их с расчетного счета;
  • налоговые декларации;
  • платежные документы на перечисление «таможенного» НДС при расчетах с зарубежными поставщиками.

Бывают и ситуации, когда банки запрашивают у индивидуальных предпринимателей сведения о бенефициарах, а при отсутствии информации о них предписывают указывать собственные данные. Еще более необычно выглядит требование о личной явке в банк бенефициара или его представителя.

Многим клиентам такой жесткий контроль кажется необоснованным, но подобное поведение банков связано с проверками их самих со стороны ЦБ РФ. От них требуется максимально полный сбор информации по сомнительным операциям, ведение отдельного учета, анализ источников поступления средств, направлений расходования и сопоставление их с целями деятельности клиента.

Методические рекомендации, которыми руководствуются банки в своей работе, во многом объясняет постоянно растущий объем запрашиваемой информации.

Взаимодействие банка и индивидуальных предпринимателей

Эта категория клиентов удостоилась особенно пристального контроля. Все дело в частом снятии наличных с расчетного счета и обосновании его целей. Деятельность ИП в группе компаний призвана, в первую очередь, облегчить проведение таких операций.

Но в последнее время банки все более подозрительно относятся к обналичиванию и вводят разнообразные ограничения.

Например, они пытаются установить лимит на снятие, требуют держать на счете неснижаемый остаток в значительной сумме или вообще сразу отказывают в открытии счета.

Такой плотный контроль и нежелание, в результате, работать с ИП, объясняется и тем, что ЦБ РФ снизил планку вовлеченности в сомнительные операции банков, превышение которой может привести к их ежедневному мониторингу. А выдачу наличных, особенно по счетам ИП на личные нужды, трудно проконтролировать.

Важно упомянуть про финансовую сторону обслуживания индивидуальных предпринимателей. Комиссия за снятие наличных для них выросла в последнее время в 2–3 раза. Кроме того, ИП ограничены в объемах снятия наличных (обычно не больше 1 миллиона рублей в месяц), что иногда серьезно затрудняет ведение бизнеса.

Но, если индивидуальный предприниматель получает экономически обоснованные доходы, не служит подставным источником обналичивания для остальных участников группы, то есть шанс наладить, в итоге, эффективные отношения с банком. Но для этого придется заранее, еще на этапе проектирования структуры своего бизнеса, предусмотреть определенные затраты времени и сил, связанные с подготовкой дополнительных документов и разъяснений.

Источник: http://Corona.spb.ru/finansovy-j-kontrol-biznesa-pochemu-banki-stali-zhestche-nalogovikov/

«Теперь ваш бизнес контролируют банки». Четыре тезиса, почему борьбу с отмыванием денег довели до абсурда

Государево око: как банки контролируют чистоту бизнеса в России. Примеры

С начала года в России зафиксировано почти 500 тыс. блокировок операций клиентов со стороны банков на 180 млрд руб.

В силу отсутствия внятного механизма обжаловать такие решения проблематично, а с появлением соответствующего черного списка даже единичные отказы фактически лишают клиента доступа к банковским услугам в будущем и множат новые блокировки. То, что проблема принимает угрожающие масштабы, признают даже в Росфинмониторинге.

Этим летом Центробанк, Росфинмониторинг и банки начали обмениваться информацией о неблагонадежных клиентах, которым ранее уже отказывали в обслуживании. В первый черный список попали 200 тыс. подозрительных заемщиков — юридические и физические лица. Только за время рассылки список увеличился более чем вдвое: с 200 тыс. до 460 тыс. клиентов по состоянию на конец октября.

Попавшие в эту базу клиенты могут столкнуться с трудностями при попытках открыть счет и проведении финансовых операций.

Банки и некредитные финансовые организации (негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, брокеры, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании и др.

) имеют право отказать клиенту в обслуживании, если его операции попадают под признаки отмывания денег или финансирования терроризма в рамках 115-ФЗ.

В конце октября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин заявил, что в ведомство поступила всего тысяча заявлений о несогласии «с неправомерным отстранением от работы с банками». По словам экспертов, на самом деле жалоб бизнесменов в разы больше. Просто основной их поток идет в ЦБ и банки.

При этом единого органа по рассмотрению таких претензий нет. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал Центробанку наделить специальными полномочиями Службу по защите прав потребителей на финрынке, но предложение осталось без ответа.

Клиентам приходится обжаловать решения через суд, но это процесс долгий и затратный.

В Центробанке уверяют, что делают всё, чтобы у добросовестных клиентов проблем не возникало. Однако некоторые эксперты считают, что это абсолютно не так.

Банкам выгодно блокировать счета вкладчиков, а ненадежность клиентов и их контрагентов толкуется двояко.

Как изменилась вся финансовая система в России за последние два-три года и почему сегодня банки — это надзорный орган, который контролирует бизнес, 66.RU рассказал владелец группы компаний «Рябина» Андрей Тихомиров.
Константин Мельницкий; 66.RU
Владелец ГК «Рябина» Андрей Тихомиров рассказал 66.RU о том, как из посредника банк превратился в надсмотрщика.

«Банки не хранят деньги, а контролируют бизнес»

— Во-первых, начнем с того, что такое банк. В классическом понимании это некая финансовая структура, которая обслуживает ваши деньги. Последние два-три года вектор сменился радикально. Сегодня банковская система превратилась в контролирующий орган с фискальными функциями.

Как действует Центробанк: он выпускает некую рекомендацию. Это не указ, его не обязательно выполнять. Но в действительности же несоблюдение рекомендаций регулятора оборачивается крупными неприятностями для бизнеса — от проверок и штрафов до лишения лицензии.

Вернусь к тезису о фискальных функциях банка. Если вашей компании хотя бы полгода, то при открытии счета в банке вам зададут вопрос о предыдущих счетах, попросят предоставить документы из всех кредитных организаций, в которых вы обслуживались.

После этого банки сами будут анализировать и решать: сотрудничать с вами или нет. То есть им предоставили право отказывать предпринимателям в открытии счета, и это никак не контролируется.

Исполнители на местах перегибают палку, и эту ситуацию нужно пересмотреть.

Функция банков не в том, чтобы оценивать бизнес, а в том, чтобы хранить деньги. Но сейчас именно они решают, имеешь ты право распоряжаться своими собственными средствами или нет.

«Закон о противодействии легализации доходов превратился в палку»

В 2001 г. был принят ФЗ №115 о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. Это действительно важный закон, но и его со временем превратили в универсальный инструмент, который может изрядно подпортить жизнь предпринимателям.

В рамках борьбы с фирмами-однодневками и отмыванием доходов в конце 2015 г. вышла внутренняя инструкция Центробанка, в которой прописаны показатели благонадежности компаний. Подозрения могут вызвать юридические лица с оборотом более 10 млн руб., не выполняющие следующие требования:

  • минимальный штат — от пяти человек;
  • минимальный фонд оплаты труда должен превышать 200 тыс. руб. со всеми вытекающими уплатами налогов;
  • компания должна проводить обязательные платежи за коммунальные услуги;
  • у юрлица должен быть сайт или пояснение, каким образом он работает и получает своих клиентов.

Но к этим требованиям добавили еще один пункт: минимальные отчисления в бюджет должны составлять 0,5% с оборота.

Это один из фильтров, который Центробанк предложил банкам использовать в качестве критерия для вычисления среди клиентов фирм-однодневок. Он носит рекомендательный характер, но банки пошли по другому пути.

Теперь если компания не платит эти самые 0,5%, то банки начинают блокировать счета, а другие — не открывать новые.

Летом 2021 г. банки негласно увеличили эту цифру до 1%. Не хотите платить — закрывайте лавочки и до свидания, и никого не волнует, есть ли у вас сейчас прибыль или вы работаете в ноль.

«Попасть в черный список банков может любой»

Год назад Центробанк начал вводить такое понятие, как черные списки сомнительных заемщиков. И вы — главный кандидат, если вам поступил платеж от неблагонадежной компании.

Появилась внутренняя инструкция, по которой банк имеет право блокировать деньги физического или юридического лица без каких-либо документов, а просто на основании собственных подозрений.

Аргумент банков: вы плохо разбираетесь в своих контрагентах. Но чтобы проверить контрагента на благонадежность, нужно хотя бы знать, с кем он работает.

А необходимых для этогоинструментов у предпринимателей просто нет.

Причем у банка, который обслуживает вашего контрагента, компания не вызывает подозрение. Фирма может спокойно работать, в то время как вас будут подозревать в отмывании дохода. Такой замкнутый круг можно было бы разорвать, если бы нормально работала система межбанковского обмена.

«Одна из глобальных целей — убрать всех посредников»

Такое ощущение, что Центробанк просто хочет довести ситуацию до абсурда: убрать с рынка всех посредников и оставить только конечного потребителя и производителя товара и услуги. Видимо, среди всей этой цепочки теряются налоговые отчисления.

Хотите что-то купить — покупайте на заводе. Хотите перевезти товар — договаривайтесь с газелистом напрямую. Допустим, транспортная компания оказывала потребителю услуги, предоставила транспортные накладные, данные водителя. Какие у нее отношения с водителем — это никого не интересует.

Сейчас при указании в счетах-фактурах должен указываться конечный исполнитель. То есть представляете — цепочка из 3–4 компаний и в конце ИП на своей «Газели». Так вот каждый в цепочке должен указать этого индивидуального предпринимателя. Все будут видеть, кто с кем работает, в том числе и третья сторона.

Понятие коммерческой тайны рушится напрочь.

Источник: https://66.ru/news/business/204889/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.