+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Электронная ТТН: миф или реальность?

Содержание

Сдача электронной отчетности бесплатно — миф или реальность

Электронная ТТН: миф или реальность?

Последние несколько лет государство все активнее подталкивает организации к переходу на сдачу налоговой отчетности в электронном виде, которая осуществляется посредством специализированных операторов связи (не бесплатно).

Невольно прослеживается ассоциация с платными дорогами, где обязательно должна присутствовать бесплатная альтернатива платному участку. Так как основное направление моей деятельности — максимальное сокращение расходов организаций на ИТ, то в данной статье я попытаюсь рассмотреть возможность бесплатной сдачи электронной отчетности.

Сразу обозначу область — будет рассматриваться общая ситуация без углубления в операционные системы и прочее ПО, так как это тема других статей, готовящихся к пуликации.

Обязанность предоставления отчетности в электронном виде

Обязанность предоставлять отчетность в электронном виде устанавливается каждым контролирующим органом. Также позволительно добровольно перейти на электронный документооборот (ЭДО). Более подробную информацию можно узнать обратившись в контролирующий орган или на их официальных сайтах:

Полезные ресурсы и материалы:

Необходимое программное обеспечение

Для сдачи электронной отчетности должно выполняться, как минимум, три условия:

  1. Наличие программы для заполнения и составления отчетности в электронном виде;
  2. Наличие сервиса или программы для передачи отчетности в электронном виде;
  3. Наличие Квалифицированной электронной подписи (КЭП) и программы-криптопровайдера.

Неплохо было бы еще иметь толкового бухгалтера и системного администратора.

Краткий обзор рынка

Рынок продуктов для ЭДО представлен в основном четверкой спецоператоров: «Тензор», «Такском», ЗАО «ПФ «СКБ Контур» и ЗАО «Калуга Астрал». Есть ряд и более мелких игроков, например, ООО «Русь-Телеком» со своим флагманом под названием Фельдъегерь.

Помимо продуктов для передачи отчетности, есть программы для ведения бухгалтерского учета с возможностью передачи отчетности в контролирующие органы: 1С (для передачи используется Калуга Астрал), Контур.Эльба и Контур.Бухгалтерия, Мое дело, Кнопка, БухСофт-Онлайн, ImBoss, Небо.

Все решения представляют комплексный подход, предлагая заполнение отчетности, подгрузку готовых файлов из других систем бухгалтерского учета и их передачу, а также ряд сопутствующих услуг (нормативная база, ЭДО с контрагентами и пр.). Естественно, что все решения платные и их стоимость может значительно варьироваться в зависимости от типа организации и режима налогообложения.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ приведен список Организаций — операторов Электронного Документооборота.

Не стоит забывать, что каждый контролирующий орган дает возможность заполнять и сдавать электронную отчетность с помощью собственных программ и ресурсов. Об этом далее.

Заполнение и составление отчетности

Обычно отчетность выгружается из программ для ведения бухгалтерского учета (1С, Парус, SAP и т.д.).

Зачастую это сопряжено с рядом проблем, так как форматы электронной отчетности постоянно изменяются и не все программы успевают за этими обновлениями.

Иногда сами пользователи не удосуживаются вовремя установить очередное обновление, либо выгрузка невозможна по иным техническим причинам (отсутствие нужного формата, невалидные XML на выходе и т.д.).

В этом случае можно воспользоваться бесплатным ПО для подготовки электронной отчетности, которое предлагают сами контролирующие органы:

Также на сайтах контролирующих органов есть дополнительное ПО и сервисы, которые могут пригодиться несмотря на способ составления электронной отчетности.

Многие продукты спецоператоров связи (за которые платятся немалые деньги) напрямую обращаются к ресурсам контролирующих органов:

Вопреки расхожему мнению (что государственное ПО крайне несовершенно), все вышеперечисленные программы вполне приемлемого качества и свои функции выполняют. Многие из них построены по принципу отдельной подгрузки xml-шаблонов необходимых форм. Это требует некоторого контроля со стороны пользователя, так как шаблоны часто обновляются (особенно у Росстата).

Совет! Имеет смысл сделать промежуточный репозиторий нужных xml-шаблонов, чтобы затем централизованно обновлять их. В данный момент я рассылаю шаблоны и информирую бухгалтеров об обновлениях с помощью нескольких простеньких Python-скриптов.

Передача отчетности

Контролирующие органы предоставляют бесплатную возможность передачи отчетности через собственные сервисы:

Требования для работы с ресурсами стандартны. Необходимо иметь Квалифицированную электронную подпись (КЭП), программу криптопровайдер и может потребоваться плагин для работы криптопровайдера с браузером.

Минусом такого способа является необходимость отдельной регистрации на каждом из ресурсов, что не очень удобно при больших объемах данных. В отличии от платных решений, которые предлагают единый бесшовный интерфейс.

Квалифицированные электронные подписи (КЭП)

Перед отправкой, подготовленные файлы отчетов необходимо подписать электронной подписью. Это единственное узкое место, которое не поддается удешевлению, так как бесплатно подпись для юрлиц никто не делает (на самом деле можно получить бесплатно в рамках акции, об этом далее).

На официальных ресурсах приводятся списки аккредитованных удостоверяющих центров, в которых можно оформить электронную подпись. Там же приведены требования к ним. Если уже имеется какая-либо электронная подпись, то вполне возможно, что она подойдет для подписания отчетов.

Также необходимо наличие программы-криптопровайдера. На официальных ресурсах контролирующих органов в основном используется КриптоПро. Программа имеет пробную лицензию на три месяца.

Для экономии можно поставить версию КриптоПро 3.9, а потом установить КриптоПро 4.0 (подробнее о поддерживаемых ОС), выиграв 6 месяцев бесплатной работы.

Потом во избежание проблем и головной боли проще приобрести лицензию.

Ряд спецоператоров предлагают для своих сервисов облачные КЭП (КлаудКЭП), которые хранятся на сервере специализированного оператора связи. Для работы с КлаудКЭП не требуется наличие криптопровайдера. Но работать с КлаудКЭП на сторонних ресурсах невозможно.

Upd: Калуга-Астрал позволяет использовать бесплатный криптопровайдер VipNet CSP.

Другие способы экономии

Есть еще один вполне простой способ экономить — всевозможные акции спецоператоров связи. На данный момент (10.05.2021 г.) действуют следующие акции:

КЭП выдаются в рамках акции. Тестируй — не хочу!

Итоги

При использовании программ и ресурсов контролирующих органов придется потратиться на приобретение КЭП. Средняя стоимость на текущий момент (10.05.2021 г.) составляет примерно 1500 р.

Отдельно отмечу, что КЭП и программы-криптопровайдеры используются не только для передачи отчетности, но и для интернет-банкинга, различных ресурсов (госулуги и т.д.).

Поэтому расходы на них нельзя относить исключительно к электронной отчетности.

Данный подход подойдет далеко не всем. Он не подходит крупным компаниям с большим объёмом данных (и совершенно другими бюджетами), им целесообразнее использовать платное решение. Но небольшие организации и ИП вполне могут использовать бесплатные аналоги.

Вариант с тест-драйвами подойдет всем, так как они дают доступ к полному функционалу программ, но временный. Конечно, если вы не собираетесь регистрировать новую компанию каждый год.

Многие спецоператоры предлагают минимальные тарифные планы начиная с 500 рублей (без учета акций). Дешевизна достигается благодаря тому, что многие операторы одновременно являются и удостоверяющими центрами, выпускающими КЭП.

При этом, подобные тарифы имеют множество ограничений и нюансов, поэтому перед приобретением нужно очень внимательно уточнять все подводные камни дешевых решений.

Например, они могут включать только возможность передачи отчетности, без возможности ее заполнения.

Через некоторых сепцоператоров можно сдать нулевую отчетность абсолютно бесплатно. При таком подходе не придется тратиться на КЭП. Это может оказаться оптимальнее, чем использование официальных каналов.

Ознакомиться с тарифами можно по следующим ссылкам:

  • СБиС;
  • Контур.Экстерн;
  • Такском;
  • Астрал;
  • Фельдъегерь.

Внимание! При выборе тарифного плана обязательно указывайте ваш регион, так как в разных регионах разная стоимость.

Отдельного внимания заслуживают решения для ведения бухгалтерской отчетности с возможностью ее сдачи. Совокупная стоимость владения подобными решениями может оказаться дешевле:

  • Небо;
  • ImBoss;
  • Эльба;
  • Контур.Бухгалтерия;
  • БухСофт-Онлайн.

Не проще ли купить комплексное решение?

Многие ошибочно полагают, что достаточно заплатить деньги и спецоператор будет делать все сам. Это заблуждение. Функции спецоператора определены достаточно четко, а договоры составлены грамотно. По большому счету, единственная обязанность оператора — взять отчет и доставить его до приемного комплекса контролирующего органа. За все остальное он никакой ответственности не несет.

По своему опыту скажу, что с купленными комплексными решениями проблем не меньше (а порой и больше), чем с описываемым подходом. Во многом проблемы связаны не столько с операторами, сколько с приемными комплексами госорганов и не очень грамотными инспекторами.

Бывают случаи когда спецоператоры попросту не успевают реализовать новые версии форм или случаются технические неполадки и приходится обращаться к бесплатным программам, а отчетность передавать по официальным каналам.

Также стоит иметь ввиду, что маркетологи отлично выполняют свою работу и грамотно навязывают дорогостоящие решения (от 6000 руб. и выше). Несмотря на то, что пользователю требуется сдавать всего два-три отчета.

Пресловутый человеческий фактор

За свою практику я встречал много различных бухгалтеров. Среди них были молодые девушки, впадающие в ступор при перемещении ярлыка в другой угол на рабочем столе. Были и пожилые матроны, умеющие чистить Cookies в браузере. Многое зависит от человеческого фактора, который тоже следует учитывать.

Порой целесообразнее выбрать готовое комплексное решение и перекинуть тугого бухгалтера на плечи официальной технической поддержки спецоператора связи, сэкономив свои нервы и время (это спорный момент).

Есть категория бухгалтеров, которые видят в спецоператорах некоторый гарант спокойствия или козлов отпущения, на случай неоднозначных ситуаций. Многие спецоператоры предоставляют официальные письма в случае каких-либо технических проблем.

Заключение

Как видно, сдать электронную отчетность не заплатив ни рубля — можно. Но временно. Использование официальных бесплатных ресурсов требует определенных денежных затрат. С другой стороны, по рамкам этого бизнеса, 1500 рублей — смехотворная сумма.

К минусам бесплатных решений можно отнести их фрагментированность, что не является проблемой при небольших объемах отчетности.

При грамотном подходе со стороны системного администратора и адекватности бухгалтера, бесплатное решение можно настроить не хуже платного.

Дальнейшее сопровождение обоих вариантов все равно потребует периодического вмешательства со стороны системного администратора (обновление КЭП и корневых сертификатов, исправление xml, настройка криптопровайдеров и прочие сопутствующие проблемы).

Источник: https://habr.com/post/300732/

Блог Петра Диденко

Электронная ТТН: миф или реальность?

Идея о том, как можно автоматизировать один интересный процесс. Когда машина везёт груз, то надо чтобы в ней была товарно-транспортная накладная (ТТН). Если машину остановит гаишник, то он наверняка захочет взглянуть на этот документ, который описывает, что же собственно перевозится. Зачем ему туда глядеть, по правде сказать, я не знаю. Для коррупции, наверное.

Так вот, а представьте, что тут можно было бы поделать в плане “электронизации” процесса. Ну, например можно было сделать ТТН электронной и выдать водителю iPad для демонстрации электронной ТТН гаишнику 😉 В принципе, сейчас государственные услуги развиваются по какому-то такому сценарию, равно как и коммерческие приложения. Есть хаос – теперь не на бумаге, а в электронном виде.

А что еще можно было бы сделать? Можно сделать ТТН просто виртуальной – она живёт где-нибудь в “облаке” и привязана например к номеру машины, которая перевозит груз. Соответственно, если гаишник хочет увидеть сопроводительные документы на груз, он открывает свой (!) iPad или компьютер и смотрит там чего хочет делая поиск по номеру машины. Таким образом не надо было бы печатать ТТН.

[ кстати, если вам нравится постинг – нажмите фейсбучный внизу – мне нравится такая форма одобрения 😉 ]

Когда-то я считал, что работать ИТ-шником в банке – страшная скука и кабала. И действительно – раньше этим людям приходилось настраивать страшные банковские core-системы и прочие банк-клиенты, мучаться се принтерами и виндами сотрудников, подключать какие-то выделенки – в общем, скучная фигня. Ещё там были программисты, но они тоже программировали какую-то скучную мелочь.

А посмотрите теперь как всё изменилось! Давным-давно банки стали предоставлять клиентам, как частным так и корпоративным, доступ к интернет-банку и работать стало уже веселее.

Также, расцветает мобильная история – тоже хорошо. Банки начинают интегрироваться с внешними B2B-системами типа Эльбы – ещё любопытнее.

Банки предлагают всё больше новых услуг и рабоать там ИТ-шником становится всё интереснее.

За последний год я очень много общался как с банкирами, так и с ИТ-шниками в банках. Должен отметить, что работать там стало, кажется, заметно веселее. Часто там можно встретить людей, которые по своим личным качествам и профессиональным навыкам могли бы запросто работать например в интернет-компании типа Яндекса или Гугла, но они нашли себе интересное занятие и в банке.

Банки в будущем будут играть бОльшую роль, чем сейчас. На сегодня они по сути выдают кредиты, принимают депозиты и осуществляют рассчётно-кассовое обслуживание. Далее они начнут предоставлять больше услуг, где основной составляющей будет ИТ в той или иной мере и новые сервисы будут расширять возможности чисто финансовых услуг.

ИТ-шникам в банке будет интереснее и лучше, а на рынке они будут становиться всё более и более дефицитными в текущих и без того непростых условиях. Интересно, затяну я стандартную песню, где брать хороших программистов и сисадминов в условиях, когда их очень, очень жёстко не хватает и их будет становиться всё меньше по известным причинам? 😉

[ кстати, если вам нравится постинг – нажмите фейсбучный внизу – мне нравится такая форма одобрения 😉 ]

Page 3

С неделю назад ехали мы в машине по Голландии – из “глубинки” в Амстердам, с утра. Пробок там мало – доехали даже быстрее чем планировали. Кстати, интересно – там огромное количество людей живёт за десятки, а то и более чем за сотню километров от работы и ездят каждый день на поездах и машинах. Час до работы с утра и 100 км – совершенно нормально.

Так вот, по голландскому радио передавали информацию не только о пробках, но и о (sic!) установленных недавно, в это же утром полицейских мобильных радарах для контроля скорости ;[ ]. Зацените – по радио рассказывают, где гаишники спрятали “камеру”, которая потом штрафы за превышение рассылает. Как вам? 

Я подумал, а ведь эта информация есть что в Google Maps, что в Яндекс Навигаторе, так? Вот Яндекс например мог бы также, прекрасно зная что впереди камера, взять и предупредить водителя о ней голосом например за полкилометра, так? А у них такой фичи нет. Но я спросил в Яндексе – говорят, сделают. Вот камеры в их навигаторе сейчас:

Так что ждём ого предупреждения – надо, надо. То, что камера есть на карте – этого мало. Если водитель постоянно будет отвлекаться на высматривание камер – это только навредит. Так вот, а знаете какой смысл в том, чтобы рассказывать где скрываются камеры? Мы в нашем перевёрнутом диком мире же считаем, что камеры для того, чтобы штрафовать.

А на самом деле они для того, чтобы соблюдался скоростной режим и люди не нарушали.

То есть, если сказать по радио “мы вот там вот спрятали камеру – не гоняйте”, то как раз именно так и будет достигнута цель – водители не будут нарушать в опасном месте.

Так что надо ставить побольше камер и рассказывать, везде-везде рассказывать о них. Яндекс, спасайте – на дорогах РФ в 2011 году погибло 28000 человек 🙁

А ещё интересно было бы вернуться к концепции “принудительной честности” и расставить камеры вообще везде-везде и следить за всеми-всеми и не давать возможности нарушать, а за нарушения автоматически наказывать даже без участия инспектора – вот почти как тут. Цель у нас в этом смысле меняется местами со средством. На самом деле надо чтобы не гоняли, но средства её достижения тоже надо рассматривать шире.

[ кстати, если вам нравится постинг – нажмите фейсбучный внизу – мне нравится такая форма одобрения 😉 ]

Page 4

Сбербанк купил компанию Корус Консалтинг СНГ. Новость оказалась на виду только вчера, хотя “слухи” об этом по рынку ходят уже с год. Вот вчерашняя выписка из ЕГРЮЛ, а вот – от 13 марта.

Сравните акционеров тогда и сейчас – очень интересные изменения 😉 Итого, выходит, у Сбербанка теперь есть 90% в одном из крупнейших игроков рынка электронного документооборота.

В основном Корус – это EDI.

Интересно, что может сделать большой банк, получивший на руки EDI-провайдера. Не думаю, что что-то новое, так как сценариев действий не так много и все они в основном уже разыграны на западе. Желающие пообщаться с западными провайдерами и банками приглашаются например на специальную конференцию осенью в Берлин.

Итак, я не знаю точно, но думаю что Сбер попробует сделать две вещи. Во-первых, он по сути пытается получить доступ к коммерческой информации клиентов – данных о предстоящих сделках. Далее он мог бы например предлагать финансирование под них. То есть, за счёт новой ИТ-услуги (на которой он не заработает напрямую значительных денег) будет лучше продавать классические банковские продукты.

Вторая идея – EDI хоть старинная технология, но всё-таки это структурированные данные, формализованные сообщения.

Соотвественно, можно попробовать сделать на этом что-то вроде B2B-торговой площадки или развить идею существующей.

Можно попробовать “нагнать” туда много-много мелких клиентов и научить торговать друг с другом и с крупными. Идейка да, так себе, но что-то мне подсказывает что она тут тоже имеет место.

В общем, мир становится интереснее 😉 Думаю, все-все-все большие сервисные компании любого толка в ближайшее время будут хотеть предлагать услуги электронного документооборота клиентам. На рынке нет для этого софта, но можно предоставлять наш Диадок whitelabel-модели – обращайтесь в почту. Это можно продавать клиентам, а также просто отказаться от бумаги в отношениях с ними.

Мне очень нравится идея сотрудничества именно с комплиментарными, а не просто торговыми партнёрами-перепродавцами.

Каждый зарабатывает на своём и на том, что создаётся новое value для конечных пользователей и у всех участников партнёрства просто становится больше бизнеса.

При этом все остаются самими собой и не рискуют, влазя в несвойственный для себя огород. Кому интересно – пишите [email protected].

[ кстати, если вам нравится постинг – нажмите фейсбучный внизу – мне нравится такая форма одобрения 😉 ]

Page 5

Вы знаете сколько платите налогов? Если ваша зарплата 100 рублей, то на руки вы получите 87 из них. Также, в обычном случае ваш работодатель заплатит 30 рублей сверху в виде социальных налогов.

Кроме того, если ваша зарплата больше примерно 500 тыс рублей в год, то с выплат вам, превышающих эту сумму, работодатель отдаст ещё 10%. Могу ошибаться в деталях «порогов», но в целом – схема такая.

Таким образом, грубо, из 130 заработанных вами рублей вы увидите 87. Если ваша зарлата большая, то еще меньше. Мы с вами не видим реальных сумм налогов и нас это не интересует. Мы не заполняем налоговую декларацию и поэтому даже не представляем, что на «сорержание» государства отдаём только легально около половины наших доходов.

Интересно, что было бы с нашей страной, если бы граждане видели размер налогов? 😉 Это риторический вопрос, конечно.  Представьте, завтра вас заставили бы заполнить декларацию и вы бы всё это увидели 😉 Стали бы вы терпеть такую власть? А десятки миллионов «простых труженников», «бюджетников» и «рабочих»?

Интересно, что на западе обычно люди как раз заполняют декларацию сами, а налоги за них по желанию может платить не работодатель, а они сами – часто это «как хочешь». Там платят много налогов (как у нас), а потом имеют право подать декларацию с требованием «вычета», возврата. Этим активно пользуются, а декларацию обычно подавать должны просто  все.

Вычеты могут быть по множеству поводов: ипотека, многодетная семья, необходимость ездить в целях бизнеса по загрязненным дорогам (!!!) и так далее. Часто государство старается с помощью возможности вычета поддерживать таким образом грубо говоря «слабых». Но не только.

У нас вычетов почти нет. Тебе могут вернуть подоходных (13%) налог с суммы, потраченной на покупку жилья, но только один раз в жизни и с суммы не более 2 млн рублей (итого, ~$10k раз в жизни). Кроме того, можно вернуть копейки налогов с трат на лечение и некоторые виды обучения. При этом всём надо заполнить в том числе декларацию 3-НДФЛ.

Вчера я наткнулся на “чёрную дюжину” налоговых нарушений в США – список, выпущенны тамошней налоговой.

Поражает, во-первых, масштаб злоупотреблений – не смотря на страшные кары всё равно воруют 😉 Во-вторых, понравился стандартный размер наказания – пять тысяч долларов.

 В-третьих, чувствуется, что там реально ловять и лучше не шутить. Замечу, это всё о «частниках», а не корпоративных налогах и преступлениях.

Всё же, было бы интересно заставить всех граждан РФ заполнить налоговую декларацию и врубиться наконец, какую власть и какие блага мы покупаем за наши налоги. Думаю, это могло бы стать последним гвоздём в гроб нашего вороватого режима 😉 Воровать плохо – как гражданам, так в первую очередь и власти.

[ кстати, если вам нравится постинг – нажмите фейсбучный внизу – мне нравится такая форма одобрения 😉 ]

Источник: https://www.kip.ru/realtime/2012/05/ttn.html

Электронная товарно-транспортная накладная. Сегодня и завтра. #документооборот #СЭД #ECMJ

Электронная ТТН: миф или реальность?

См. предыдущие части ранее.

Оглавление

Часть 1. Документальное оформление в транспортной логистике: Основные направления оптимизации

Рынок транспортных услуг

Основные игроки на российском рынке

Необходимость оптимизации

Документальное оформление в транспортной логистике

Транспортировка

Хранение, размещение, отпуск

Посредничество в логистической цепи

Часть 2. Автоматизация документооборота между участниками логистической цепи и их клиентами для снижения издержек

Бизнес-процессы и документальное оформление

Классическая схема бизнес-процесса грузоотправления

Обязанности продавца и покупателя при обращении в ТЭК

Проблемы работы с документами

Основные направления оптимизации

Использование электронных документов и сервисов юридически значимого обмена

Обмен электронными документами с заказчиком

Обмен документами как часть сервиса транспортной компании

Часть 3. Электронная товарно-транспортная накладная. Сегодня и завтра

«Бумажные» тормоза ТТН

Оптимизируем процесс. Решение №1

Электронная ТТН. Решение №2

Выводы

Сегодня огромное количество первичных учетных документов в области B2B переведены в электронный вид и с помощью операторов электронных счетов-фактур осуществляется их передача между контрагентами, однако о переводе ТТН в России пока ничего не слышно.

На сегодняшний день с   большинством грузополучателей, грузоотправителей и клиентов ТЭК уже обмениваются электронными счетами-фактурами, актами, накладными ТОРГ-12. Проблемной точкой остается только обмен ТТН – он происходит в бумажном виде.

Тогда как, например, в соседней Белоруссии законодательство подстроилось под транспортную отрасль, и теперь ТТН передаются в электронном виде с помощью сервисов EDI с использованием электронной подписи.

«Бумажные» тормоза

Как известно, ТТН выписывается грузоотправителем как минимум в четырех экземплярах, каждый из которых подписывается. Водитель-экспедитор подписывает все экземпляры, тем самым соглашаясь с тем, что груз принят к перевозке и подтвержден факт передачи ответственности за сохранность груза ТЭК.

Водитель-экспедитор забирает 3 экземпляра с собой, 4-ый остается у грузоотправителя. После сдачи груза водитель и грузополучатель подписывают 3 экземпляра ТТН, тем самым подтверждая факт доставки и приемки груза. Один экземпляр остается у грузополучателя, два остальных водитель увозит с собой.

На основании ТТН ТЭК в свою очередь выставляет акт заказчику перевозки, а для водителя рассчитывается заработная плата.

И именно на этом моменте возникает основная сложность: грузоотправитель ожидает оригинала ТТН и акта, но если, предположим, водитель доставил груз во Владивосток из Москвы, ему необходимо время для того, чтобы довезти экземпляры ТТН до офиса компании, а если по пути следования будет взят следующий заказ – время осуществления взаиморасчетов между ТЭК и грузоотправителем значительно увеличивается.

В этой схеме присутствует еще одно заинтересованное лицо – клиент, обратившийся в транспортную компанию, которому необходимо осуществить отправку груза от грузоотправителя и доставить грузополучателю. В данном случае, клиенту, для подтверждения расходов на перевозку достаточно копии ТТН и оригинал акта выполненных работ по перевозке.

Оптимизируем процесс. Решение №1

Рассмотрим ситуацию. Если заказчик перевозки, грузоотправитель, грузополучатель и ТЭК уже обмениваются между собой электронными документами через сервис обмена, например, Synerdocs, то схема работы для них значительно не изменится.

Как и прежде, водитель заберет и доставит груз, все стороны подпишут соответствующие документы. Однако, существует возможность оптимизировать и ускорить процесс выставления акта за оказанные услуги.

●    Водитель, после подписания ТТН сторонами, вполне может сфотографировать оригинал документа и отправить в офис ТЭК.

●    В свою очередь, фото ТТН будет заверено усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) и отправлено вместе с актом и счетом на оплату в электронном виде заказчику перевозки через сервис обмена. Таким образом, гарантировано оперативное получение вознаграждения от заказчика перевозки.

●    Для того, чтобы обмен имел юридическую силу, должно быть выполнено важное условие, в договоре между грузоотправителем и транспортной компанией должно быть прописано использование документов по транспортировке в электронном виде, а именно то, что акт в электронном виде составляется на основании фото ТТН, которая в свою очередь является гарантом существования оригинала на бумажном носителе.

●    Чтобы защитить себя от рисков, стороны должны предусмотреть ситуацию невозврата оригинала ТТН, например, может производится возврат средств.

Еще одним преимуществом использования сервиса является возможность «отслеживания» груза отправителем. Когда грузополучатель подпишет товарную накладную или отправит уточнение по товарам, то отправитель будет уверен, что его груз доставлен, и это станет дополнительным основанием для выплаты вознаграждения ТЭК на основании копии ТТН.

Все документы на груз, такие как товарная накладная, счет-фактура, договоры, акты и многие другие могут быть отправлены в сервисе, с использованием квалифицированной электронной подписи за считанные минуты в соответствии с порядком обмена такими документами (обмен электронными счетами-фактурами утвержден Приказом Минфина РФ от 10.11.2015 года №174н).

Использование электронного документооборота не только значительно бы ускорило процесс получения вознаграждения за выполненные работы, но и оптимизировало бы в целом взаимодействие с контрагентами.

Электронная ТТН. Решение №2

Не так давно, в интервью отделу новостей ИА “Клерк.Ру”, представители бизнеса выразили свое мнение по переводу ТТН в электронный вид и даже поделились вариантами реализации. Специалисты считают, что вопрос перевода такого документа в электронный вид будет вопросом самого ближайшего времени.

Когда компания желает избавиться от бумажных ТТН и вести весь документооборот в электронном виде, то конечно же, вопрос изначально встает о законодательном регулировании. Попробуем разобраться.

Источник: https://ecm-journal.ru/docs/Ehlektronnaja-tovarno-transportnaja-nakladnaja-Segodnja-i-zavtra.aspx

Этран – intellex — программное обеспечение для транспортной логистики

Электронная ТТН: миф или реальность?

ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная) — это автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов.

Система включает клиента (грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора) в технологический цикл приема заявок и оформления перевозок, обеспечивая ему возможность оформления заявки на перевозку, подготовки электронной накладной, получения итоговых документов, получения результатов расчетов провозной платы по перевозкам и отслеживания хода перевозок грузов со своего рабочего места. Также, клиенту предоставляется возможность получения информации обо всех грузах, отправленных в его адрес.

В основу системы положены требования, установленные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Презентация «Что такое ЭТРАН» (PDF, 2 Мб).

Основная функциональность

  • Оперативный контроль над ходом согласования заявок.
  • Планирование расходов Клиента за счет предварительного расчета стоимости перевозки по подаваемой заявке.
  • Возможность оперативного уточнения заявки до начала перевозки груза (по каждой отправке).
  • Возможность оформления перевозочных документов с использованием данных согласованной заявки.
  • Исключение вероятных ошибок в расчете провозной платы, связанных с ручным вводом перевозочных документов работником железной дороги.
  • Сокращение времени оформления перевозки за счет использования технологии обмена электронными данными.
  • Подача заявок в электронном виде с указанием пограничных передаточных станций в соответствии с планом формирования.
  • Возможность получения оперативной информации о состоянии лицевого счета.
  • Наличие средств защиты информации, сертифицированных соответствующими государственными органами.
  • Наличие механизмов электронно-цифровой подписи, позволяющих после создания удостоверяющих центров перейти на полностью безбумажную технологию обмена документами.
  • Полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка, перевозочные документы по отправлению на основе заявки, раскредитованные документы по прибытию дополнением документов по отправлению и т. д.).
  • Оформление всех видов железнодорожных документов, сопутствующих перевозке грузов (заявления на переадресовку, уведомления, акты, вагонные листы, передаточные ведомости, ведомости подачи/уборки вагонов, телеграммы на оплату перевозок экспедиторскими организациями). Система ЭТРАН поддерживает оформление накладных во всех видах сообщений (СМГС, российско-финское, внутригосударственное, включая досылочные, пересылочные и другие виды перевозочных документов).
  • Обмен данными электронных накладных с иностранными железными дорогами (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Беларуссия, Украина, Китай). 

Информирование клиентов

Решаются вопросы взаимодействия и получения информации клиентами практически по всем операциям технологического процесса от момента погрузки груза до завершения перевозки.

  • Информация о прибывших, поданных, убранных и отправленных вагонах
  • Электронная транспортная накладная с момента отправления груза в свой адрес
  • Заказ на переадресовку грузов и результат переадресовки
  • Информация о перегрузе, досылке и других операциях в пути следования
  • Оформление получения прибывшего груза
  • Учетная карточка по результатам выполнения заявки на перевозку грузов
  • Накопительная карточка, ведомости подачи/уборки вагонов
  • Оценочный и точный расчет тарифа
  • Оперативная оценка текущего состояния расчетов с железными дорогами  

Статистика использования

В настоящее время система ЭТРАН эксплуатируется в промышленном режиме «7х24» и охватывает 100% железнодорожных грузоперевозок на территории Российской Федерации.

На 31 августа 2015 года в системе ЭТРАН работало более 45 тыс. пользователей из 11,3 тыс. организаций, в том числе 19,8 тыс. пользователей из 8,4 тыс. организаций, не являющихся подразделениями ОАО «РЖД».

В месяц оформляется свыше 124 000 заявок и более 970 000 накладных.

Модули системы ЭТРАН

Управленческая отчетность и аналитика

Планирование

Инфраструктурные органичения

Дополнительная информация

Подключение к системе ЭТРАН

Логотип ЭТРАН

Конкурс «Лучший пользователь ЭТРАН»

Конкурс частушек (2012 год)

Юбилеи системы (5 лет, 10 лет)

Источник: http://www.intellex.ru/projects/etran/

Переход на электронные ТТН: «было бы желание, а возможность найдется»

Электронная ТТН: миф или реальность?

31.05.2021

Транспортно-экспедиционные компании занимают 70-80% рынка логистики. Последние события в стране, о которых я писала в статье «Рынок логистики и ЭДО. Стратегия лидеров» оказывают большое влияние на их деятельность. А значит, необходимо искать пути совершенствования внутренних и внешних процессов для того, чтобы удержать и укрепить свои позиции на рынке.

Как мы выяснили в предыдущей статье, своевременная доставка груза грузополучателю и получение вознаграждения за оказанные услуги являются одними из главных задач транспортно-экспедиционной компании (далее – ТЭК).

Вознаграждение же выплачивается на основании ряда первичных документов в тот момент, когда заказчику грузоперевозки приходят оригиналы почтовыми службами.

Как правило, это занимает длительное время и затягивает сроки расчетов.

Важная составляющая любой грузоперевозки

Такой документ, как товарно-транспортная накладная (далее – ТТН), подтверждает факт перемещения товара, служит основанием для ведения учета покупателем и продавцом, а также является основанием для расчетов с перевозчиком. Его оформляют во всех случаях перевозки товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.

Федеральный закон от 08.11.

2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, определяет общие условия перевозок грузов, а также общие условия предоставления услуг фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Во второй статье подробнее поговорим о том, какие процессы в работе с ТТН можно скорректировать, чтобы ускорить получение вознаграждения за перевозку. И главное, узнаем, как в этом помогает электронный документооборот.

Товарно-транспортная накладная на бумаге

Сегодня в мире, в частности области B2B, огромное количество первичных учетных документов уже переведены в электронный вид, и с помощью операторов электронных счетов-фактур успешно идет их обмен между контрагентами. Однако о переводе ТТН в России пока ничего не слышно.

Тогда как, например, в соседней Белоруссии законодательство подстроилось под транспортную отрасль, и теперь ТТН передаются в электронном через сервисы EDI с использованием электронной подписи.

Так, может, необходимость электронных ТТН в России надуманна, и процесс работы с этими документами возможно наладить иным образом?

К слову, перед тем как погрузиться в вопросы ЭДО в логистике, мне удалось пообщаться с представителями нескольких транспортно-экспедиционных компаний, и выяснить, что вопрос с переводом ТТН в электронный вид является для них актуальным (!).

На сегодняшний день с   большинством грузополучателей, грузоотправителей и клиентов их ТЭК уже обмениваются электронными счетами-фактурами, актами, накладными ТОРГ-12. Проблемной точкой остается только обмен ТТН – он происходит в бумажном виде.

Известно, что грузоотправитель выписывает ТТН как минимум в четырех экземплярах, каждый из которых заверяет своей подписью. Водитель-экспедитор также подписывает все экземпляры, тем самым соглашаясь, что груз принят к перевозке, а факт передачи ответственности за сохранность груза ТЭК состоялся.

Он забирает три экземпляра с собой, а четвертый остается у грузоотправителя. После сдачи груза водитель и грузополучатель подписывают три экземпляра ТТН, тем самым подтверждая факт доставки и приемки груза. Один экземпляр остается у грузополучателя, два остальных водитель увозит с собой.

На основании ТТН транспортно-экспедиционная компания в свою очередь выставляет акт заказчику перевозки, а для водителя рассчитывается заработная плата.

И именно на этом моменте возникает основная сложность: грузоотправитель ожидает оригинала ТТН и акта, но если, предположим, водитель доставил груз во Владивосток из Москвы, ему необходимо время для того, чтобы довезти экземпляры ТТН до офиса компании. К тому же, если по пути следования будет взят следующий заказ, сроки увеличиваются.

В этой схеме может присутствовать также клиент – лицо, обратившееся в транспортную компанию, которому необходимо отправить груз от грузоотправителя и доставить грузополучателю. В данном случае для подтверждения расходов на перевозку клиенту достаточно копии ТТН и оригинала акта выполненных работ.

Электронная ТТН. Реально или нет? Решение №2  

В марте 2021 года в интервью отделу новостей ИА «Клерк.Ру» представители бизнеса выразили свое мнение по переводу ТТН в электронный вид и даже поделились вариантами реализации. Специалисты считают, что вопрос перевод такого документа в электронный вид будет решаться в самое ближайшее время.

Зачастую, когда компания желает избавиться от бумажных ТТН и перевести документооборот в электронный вид, она сталкивается с вопросами нормативного регулирования. Попробуем систематизировать существующие НПА:

Источник: https://www.synerdocs.ru/8864003.aspx

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.