+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

ДТП с участием транспорта организации

Содержание

Дтп на служебном автомобиле

ДТП с участием транспорта организации

Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии  лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

Дтп на служебной машине, кто возмещает ущерб

Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

Дтп на служебной машине и страхование авто

В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

Некоторые юридические аспекты ситуации

Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара.

  Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может  оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

Обратите внимание! Не во всех аварийных ситуациях вина заключается в несоответствующих закону действиях водителя, практике известны случаи, когда причиной ДТП являлись неисправности автомобиля, наличие поломок, в результате чего лицо, управляющее транспортом, не смогло самостоятельно справиться с управлением, и произошла авария. При совершении Дтп на служебном автомобиле возмещение ущерба ложиться на плечи предприятия.

При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

  • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
  • если работник совершил Дтп на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

Привлечение виновного лица к ответственности

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто – работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать протокол ГИБДД, показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.

Также не помешает:

  1. независимая оценка ущерба при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации.   В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

Источник: https://1DTPhelp.ru/dtp/avariya-na-sluzhebnom-avtomobile/

Дтп на территории предприятия что делать в 2019 году – страховой случай, оформление, осаго, каско, гибдд, с участием погрузчика

ДТП с участием транспорта организации

Если автоавария зарегистрирована на территории предприятия, учреждения, организации, то в ее отношении действуют дополнительные меры, направленные на скорейшее расследование обстоятельств случившегося.

Виновника аварии, являющегося сотрудником фирмы, могут даже уволить с работы , если будет доказано его несоответствие профессиональным обязанностям ввиду ДТП.

Определение земельных владений организации

Часто возникают споры – что такое территория предприятия: это место рядом со зданием или вся земля, которая принадлежит конкретной фирме? Второй вариант хоть и близок к истине, но не является исчерпывающим.

Под территорией предприятия сегодня понимают участок земли, которым конкретная организация владеет по праву собственности или аренды.

На ней может быть установлен специальный пропускной режим, действовать внутренние правила и распорядки без нарушения требований (п. 1.2 Правил Дорожного Движения РФ).

Здесь могут свободно курсировать машины данной организации и транспорт партнеров, заказчиков, подрядчиков. Чтобы вопросов, касаемых передвижения на участке фирмы, не возникало, каждый водитель получает специальный пропуск на транспортное средство.

В нем указан срок действия документа:

  • несколько часов;
  • сутки;
  • месяц;
  • год.

Не исключен досмотр каждой машины, которая въезжает на территорию компании. Для этого на въезде устанавливают специальные контрольно-пропускные пункты (КоАП РФ Статья 27.9. Досмотр транспортного средства).

Возмещение ущерба по страховке

Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятия — это:

  • столкновение двух движущихся транспортных средств;
  • наезд на пешехода;
  • наезд движущегося ТС на стоящую машину.

Если авария произошла по ту сторону ворот, к организации эта земля уже не относится, значит, и ДТП не считают совершенным в пределах территории организации.

Что делать, когда забора или дорожной разметки нет? Поднимать кадастровый паспорт, техническую документацию.

В ней указаны конкретные границы определенного участка, закрепленного за компанией. Обычно границы прорисованы вплоть до сантиметра, так что неточностей быть не должно.

При возникновении споров относительно границ участка конкретного предприятия, споры решаются:

  • в досудебном порядке — через Кадастровую или регистрационную палаты;
  • в судебном порядке – через служителей Фемиды.

Если установлено, что авария имеет место на участке фирмы, то ее относят к ДТП, произошедшим на территории предприятия. Здесь важно понять главный момент: обстоятельство является дорожно-транспортным происшествием.

Всегда есть виновный и пострадавший (их может быть несколько). Инициатору происшествия грозит наказание. Оно всецело зависит от причиненного ущерба.

Чтобы узнать является ли страховым случаем столкновение автотранспорта на внутреннем дворе компании, немаловажно, какой страховой полис имеет машина:

В первом случае нужно внимательно читать договор, заключенный со страховщиком. Дело в том, что согласно действующему законодательству авария, совершенная на территории предприятия, не относится к страховым случаям.

Однако сам страховщик может включить подобное ЧП в список страховых случаев. Это не запрещено.

Если в договоре подобный страховой случай не указан, значит, возмещения не будет.

Суд в данном случае будет на стороне страховщика. Об этом говорит подп. «и» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Когда транспортное средство застраховано по КАСКО, то автовладельцу возместят всю сумму причинённого ему ущерба. Если застрахованным лицом является фирма-владелец транспортного средства, то выгоднее страховать машину по КАСКО.

Для постоянных и крупных клиентов страховщики предусматривают крупные скидки, акции. Из года в год стоимость полисов заметно снижается.

Все это говорит в пользу страховки КАСКО, хотя на сегодняшний день она является добровольной для физических и юридических лиц, в отличие от ОСАГО. Да и стоимость КАСКО в 5-10 раз выше, не каждому по карману ежегодно отдавать страховщику такие суммы.

Источник: https://bibiguru.ru/dtp-na-territorii-predprijatija/

Бесплатная юридическая консультация онлайн

ДТП с участием транспорта организации

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Наличие автопарка у компании предполагает наложение дополнительных обязанностей и ответственности на работодателя. Что ждет последнего, если произошло ДТП с участием его работника на корпоративном автомобиле?

дтп автомобиль принадлежит юридическому лицу

      Водителю, а также владельцу корпоративного автотранспорта, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, необходимо помнить, что теперь им предстоят многочисленные встречи не только с сотрудниками ГИБДД, но и с потерпевшей/виновной стороной, а также представителями страховой компании.

    Сразу после ДТП помимо действий, продиктованных требованиями ПДД, следующим шагом сотрудника (водителя) должен стать звонок в страховую компанию и своему работодателю.

    До приезда полиции, дабы не терять время даром, рекомендуется переписать данные страховых полисов иных участников ДТП (в целях последующего обращения за страховым возмещением). По приезде полиции участникам ДТП будет предложено дать письменные пояснения по событию ДТП. Сотрудники полиции должны составить и передать справки о ДТП каждому участнику.

Поскольку утвержденный бланк справки предусматривает обязательное проставление оттиска углового штампа, который отсутствует у выездного наряда, в скорейшее время участнику аварии надлежит явиться в территориальное подразделение ГИБДД по месту ДТП для его проставления.

Дополнительно к справке в ГИБДД каждым участником получается заверенная копия соответствующего административного постановления/определения.

      Рассмотрим ряд ситуаций, когда работник признан виновником/потерпевшим ДТП, а также условия, от которых зависят страховые выплаты.

      Ситуация 1 (идеальная). Вне зависимости от виновника ДТП все его участники, застрахованные не только по ОСАГО, но и по КАСКО, получают полное возмещение затрат по ремонту/замене автомобиля у своих страховых компаний. Под заменой имеется в виду компенсация полной стоимости автомобиля с учетом амортизации/износа в случае невозможности восстановления.

      Ситуация 2. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису КАСКО, у потерпевшего – полис ОСАГО.

   В данном случае затраты работодателя на ремонт/замену автомобиля будут полностью возмещены. Затраты потерпевшего на ремонт автомобиля страховая компания будет возмещать исключительно в пределах установленного лимита 120000 руб. (п. “в” ст. 7 Федерального закона от 25.04.

2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), за исключением пакета дополнительного страхования (расширения) автогражданской ответственности. Если независимый оценщик ущерб потерпевшего оценит на сумму свыше 120000 руб.

, данная разница подлежит компенсации владельцем источника повышенной опасности, коим в любом случае признается работодатель. При этом не имеет значения, на каком праве у компании находится автомобиль (собственности, аренды, лизинга).

     Работник в этих взаимоотношениях не участвует, его ответственность перед работодателем за причиненный ущерб наступает по п. 6 ст. 243 ТК РФ, предусматривающему полную материальную ответственность “в случае причинения ущерба в результате административного проступка”.

     Ситуация 3. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у потерпевшего – полис КАСКО.

     В этом случае затраты по ремонту/замене автомобиля виновника несет исключительно работодатель. При этом следует учесть, что затраты по ремонту/замене автомобиля потерпевшего в пределах установленного лимита 120000 руб.

возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу страховая компания потерпевшего будет взыскивать с работодателя виновника как владельца источника повышенной опасности.

Стоит ли добавлять, что ответственность работника перед работодателем по ст. 243 ТК РФ сохраняется.

    Ситуация 4. Работник признан виновником ДТП, автомобиль застрахован работодателем только по полису ОСАГО, у потерпевшего – тоже полис ОСАГО.

    Все затраты по ремонту/замене автомобиля виновника несет работодатель. Затраты по ремонту/замене автомобиля потерпевшего в пределах установленного лимита 120000 руб. возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу потерпевший самостоятельно будет взыскивать с работодателя виновника ДТП?

     Ситуация 5. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису КАСКО, у виновника – полис ОСАГО.

     По результатам представления полного пакета необходимых документов работодатель не несет никаких затрат, все возмещает его страховая компания.

     Ситуация 6. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у виновника – полис КАСКО.

   Затраты по ремонту/замене автомобиля работодателя в пределах установленного лимита 120000 руб. возместит страховая компания виновника, а в случае превышения указанного лимита разницу работодателю придется взыскивать самостоятельно с виновника ДТП.

     Ситуация 7. Работник – потерпевший в ДТП, автомобиль застрахован работодателем по полису ОСАГО, у виновника – полис ОСАГО.

     Последствия наступают по аналогии с ситуацией 6.

     Как видно из приведенных выше ситуаций, меньше всего временных и денежных затрат работодатель несет в случаях, когда он своевременно обезопасил свое имущество, застраховав его по полису КАСКО.

     Следует отметить, что ответственность работника перед работодателем за причиненный ущерб по п. 6 ст. 243 ТК РФ наступает только в случае признания работника виновником ДТП.

Если повреждения автомобилю нанесены в отсутствие работника (например, на парковке), то нести расходы на ремонт будет либо компания, либо страховая компания (при наличии полиса КАСКО), работник при этом ответственности не несет.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Адвокат Денис Лисенков

Источник: http://1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/korporativnoe-pravo/dtp-avtomobil-prinadlezhit-yuridicheskomu-liczu.html

Как провести служебное расследование ДТП?

ДТП с участием транспорта организации

Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий.

Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента.

Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

  • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
  • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
  • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:

  • установление даты и места происшествия;
  • установление обстоятельств аварии;
  • определение состава участников ДТП;
  • установление причин аварии;
  • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
  • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
  • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы.

Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

При аварии со смертельным исходом

Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

К таковым относятся:

  • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
  • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
  • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
  • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

Оформление приказа

В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно.

В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели.

Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

Как оформить акт служебного расследования ДТП?

В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

Акт предполагает наличие семи разделов:

  • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
  • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
  • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
  • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
  • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
  • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
  • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://lawecon.ru/kak-provesti-sluzhebnoe-rassledovanie-dtp/

Служебная проверка при совершении ДТП на транспорте работодателя

ДТП с участием транспорта организации

Много компаний имеют служебные автомобили, управление которых поручено водителям или отдельным сотрудникам. И данные лица в любой момент, управляя данным транспортным средством, могут попасть в дорожно-транспортное происшествие.

При этом порядок действий водителя служебного транспорта отличается от порядка действий водителя, который попал в ДТП на личном транспорте.

В случае участия служебного транспорта в дорожно-транспортном происшествии, юридическое лицо, которое является собственником такого средства, обязано провести служебное расследование. Это требование закреплено в Приказе Министерства транспорта РСФСР от 09.12.1970 года за №19.

Сам же порядок проведения такого расследования закреплен в приказе данного ведомства от 29 апреля 1990 года за №49.

Несмотря на то, что данные нормативные акты были приняты в давние времена, они актуальны и на сегодняшний день.

Получив данные о том, что автомобиль, который принадлежит юридическому лицу, попал в аварию, руководитель обязан издать приказ о проведении служебного расследования, где подробно описать:

  • кому из должностных лиц предприятия, организации или учреждения поручается провести служебное расследование;
  • какой срок на это отводится;
  • что должно быть установлено в результате расследования.

В соответствии с требованиями приказа №19, служебное расследование проводится в таких целях:

  • установить обстоятельства и причины, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия с участием служебного транспорта;
  • требования каких нормативных актов были нарушены водителем, который управлял служебным транспортным средством;
  • какие меры следует предпринять, и какие мероприятия следует провести на предприятии, чтобы в дальнейшем исключить совершение дорожно-транспортных происшествий с участием служебного транспорта.

Придерживаясь поставленных целей, комиссия, которая создана для проведения служебного расследования, и будет действовать.

Состав такой комиссии обычно ограничивается тремя должностными лицами юридического лица. Один из них назначается председателем комиссии, а два остальных являются членами комиссии по расследованию.

При этом председателем комиссии обычно назначается заместитель руководителя, а одним из членов комиссии обязательно назначается должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения на предприятии.

В качестве другого члена комиссии может быть назначен работник кадрового аппарата или сотрудник технической службы, если она есть на предприятии.

В отдельных случаях, для объективного расследования, членом комиссии может быть приглашено должностное лицо из посторонней транспортной организации.

Следует знать, что непосредственный руководитель подразделения, водитель которого попал в дорожно-транспортное происшествие, к участию в комиссии не допускается.

Сроки служебного расследования на предприятии при ДТП

Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.

Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.

В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.

Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.

Служебное расследование обстоятельств ДТП с участием транспорта предприятия начинается с осмотра места происшествия. Обычно, это поручается сотруднику, который отвечает за безопасность дорожного движения на предприятии.

Действия такого специалиста на месте ДТП похожи на действия водителя, однако, ответственность на таком работнике значительно выше. Поэтому его действия должны отличаться тщательностью.

Прежде всего:

  • должна быть оказана помощь пострадавшим в результате аварии;
  • затем принимаются меры к сохранению следов происшествия и недопущению дальнейших столкновений транспортных средств в месте совершения первичного ДТП;
  • принять меры к поиску и установлению личности очевидцев происшествия и получения от них объективных показаний.

Затем следует приступить к сбору информации. Следует иметь в виду, что чем больше информации будет собрано, тем проще будет провести анализ происшествия и сделать выводы о его причинах и условиях.

Современные технические средства позволяют значительно сократить процесс сбора информации, а также предоставляют возможность просмотреть полученные данные всем членам комиссии и руководству предприятия.

Выехав на место ДТП, член комиссии должен действовать по заранее разработанной методике, которая не позволит упустить из поля зрения важные и существенные моменты.

На месте можно воспользоваться также заранее разработанными бланками или воспользоваться шаблонами документов, которыми обычно пользуются сотрудники ГИБДД при оформлении происшествия.

При этом если на месте совершения ДТП работают сотрудники полиции, следует свою работу совмещать с ними, чтобы получить как можно больше информации и детально описать все, что произошло на самом деле.

В этих целях:

  • следует указать точную дату и время совершения ДТП;
  • координаты места происшествия с привязкой к местности;
  • состояние погодных условий в момент ДТП и на время выезда члена комиссии;
  • состояние проезжей части участка дороги, на котором произошло столкновение транспортных средств;
  • данные о транспортных средствах, которые участвовали в происшествии;
  • наличие технических повреждений на транспортных средствах;
  • сведения о количестве и точных данных о пострадавших в результате аварии;
  • сведения о водителях транспортных средств, которые участвовали в ДТП;
  • является ли участок дороги, где произошло ДТП, регулируемым с помощью дорожных знаков, сигналов светофора или регулировщика.

В отношении водителя, который управлял служебной автомашиной предприятия, следует уточнить:

  • в каком часу работы произошло ДТП;
  • водитель двигался по маршруту или отклонился от него;
  • с какой целью следовал транспорт в данном направлении;
  • с каким грузом следовал транспорт предприятия;
  • наличие водительского удостоверения и документов на перевозимый груз.

Все свои действия член комиссии должен фиксировать с помощью аудио или видео фиксации.

Это поможет в дальнейшем при проведении анализа:

  • определить общий план места дорожно-транспортного происшествия;
  • установить точное положение автомашин после столкновения;
  • увидеть следы транспортных средств до момента столкновения и после него;
  • зафиксировать повреждения транспортных средств;
  • определить номерные знаки автомобилей;
  • увидеть, имеется ли разметка на проезжей части дороги, наличие знаков дорожного движения, светофоров, а также различных строений и временных сооружений, которые могли затруднить обзор водителю.

При работе на месте происшествия работников полиции, член комиссии должен настоять на включении его в состав лиц, которые принимают участие в осмотре места происшествия, чтобы в дальнейшем иметь возможность ознакомиться с протоколом и схемой ДТП и, при необходимости, внести свои замечания и дополнения.

Кроме того, это позволит сделать фотокопию документов, которые были составлены с участием представителя предприятия, транспортное средство которого участвовало в происшествии.

Если это не удалось сделать на месте происшествия, то в последующем будут основания для обращения в службу ГИБДД с просьбой о предоставлении копий документов, которые будут приобщены к результатам служебного расследования.

В дальнейшем комиссия приступает к следующему этапу своей работы – это проведение расследования, которое включает не только взаимодействие с работниками правоохранительных органов, но и с работниками дорожной службы и профсоюза предприятия.

Для этого производится анализ всей собранной информации и делается вывод о действиях участников дорожного движения, которые участвовали в совершении дорожно-транспортного происшествия.

При этом действия участников ДТП оцениваются с точки зрения соблюдения ими правил дорожного движения в конкретной ситуации, а также устанавливаются причины, которые привели к происшествию. А затем делается вывод о том, кто именно из водителей явился виновником ДТП.

При этом следует определить причины происшествия, указав, в каком состоянии находились водители транспортных средств в момент аварии.

Если водитель предприятия находился в состоянии опьянения, то каким образом он был допущен к управлению транспортным средством. Если произошло отклонение от маршрута движения, то каковы были на это причины.

Таким образом, в процессе проведения служебного расследования, комиссия оценивает:

  • как действовал водитель предприятия в момент ДТП, какие ПДД были им нарушены;
  • каковы были дорожные условия в момент ДТП, и как они повлияли на действия водителя;
  • имеются ли упущения в работе на предприятии по недопущению аварийности среди водительского состава;
  • был ли соблюден режим работы водителя и правила перевозки грузов или пассажиров;
  • производятся ли на предприятии работы по повышению мастерства водителей, их обучение и проверка на знание ПДД;
  • практика применения мер дисциплинарного воздействия к водителям, которые допускают нарушение ПДД и трудовой дисциплины;
  • проводился ли инструктаж водителя перед выездом в рейс, с проработкой маршрута движения и особенностей движения по конкретному маршруту перевозки груза;
  • каким образом производится контроль движения транспортных средств предприятия на маршрутах поездки;
  • как проверяется техническое состояние транспортных средств перед выездом с территории предприятия;
  • когда проводился ремонт транспортного средства, которое участвовало в ДТП, какие виды ремонтных работ производились, какие узлы и агрегаты заменялись.

На основании этого, делается вывод об организации технического обслуживания транспортных средств на предприятии и разрабатываются меры по повышению безопасности дорожного движения.

Акт служебного расследования ДТП на предприятии

Итоговым документом работы комиссии предприятия по расследованию дорожно-транспортного происшествия, участие в котором принимало служебное транспортное средство, является акт служебного расследования.

Данный документ составляется и подписывается всеми участниками комиссии, которая была создана согласно приказу руководителя.

К оформлению акта служебного расследования, членам комиссии следует подойти со вниманием, ведь данный документ и все материалы, на основании которых он составлен, можно будет в дальнейшем предоставить в судебное заседание.

С его помощью можно будет доказать, что водитель предприятия, участвовавший в происшествии, не виновен.

Следует иметь в виду, что выводы комиссии являются внутренним документом предприятия, и определить, виновен водитель в аварии или нет, может только суд.

Кроме того, в процессе расследования уголовного дела по делу о ДТП, материалы служебного расследования могут быть затребованы следственным работником.

Ведь в материалах служебного расследования могут содержаться данные, которые не были обнаружены или учтены при осмотре места происшествия.

Поэтому в акте указывается:

  • в первом разделе приводится состав всех членов комиссии; общие сведения, относящиеся к данным о транспортном средстве; данные о водителе, который попал в аварию на служебном транспорте; обстоятельства дорожно-транспортного происшествия глазами членов комиссии;
  • во втором разделе указывается на «условия, предшествующие происшествию»; излагается, кто из должностных лиц и когда выпустил водителя на рейс; проходил ли водитель медицинский осмотр; маршрут движения, который был установлен предприятием и фактический маршрут, по которому он ехал;
  • третий раздел включает сведения по дорожным условиям, состоянию дорожного покрытия, погодным условиям, наличию инфраструктуры в месте происшествия;
  • в четвертом разделе излагается вся информация, касающаяся водителя, его стаж и опыт работы, состояние здоровья, характеризующие данные;
  • пятый раздел посвящен транспортному средству, его техническому состоянию, проводимым ремонтам, заменам узлов и агрегатов, а также другим сведениям о транспортном средстве, которое участвовало в столкновении с транспортом предприятия;
  • в шестом разделе перечисляются меры, которые принимаются предприятием по обеспечению безаварийной эксплуатации транспортных средств; выявленные в ходе расследования недостатки и принимаемые меры;
  • седьмой раздел посвящен выводам работы комиссии: кто виновен в совершении ДТП, каковы его причины и способствующие условия.

Акт имеет приложения, которые состоят из таких документов:

  • документы в копиях, которые удалось заполучить от сотрудников ГИБДД, включая схему происшествия;
  • пояснения водителя транспортного средства предприятия, которое попало в аварию, а также должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ТС предприятия;
  • сведения о пострадавших, которые удалось установить;
  • форма учета дорожно-транспортного происшествия, которая предоставляется в необходимые инстанции и государственные службы.

Ознакомиться с формой акта можно, скачав этот документ.

Форма учета предназначена для ежемесячной сверки с органами ГИБДД, а вторая ее часть используется для внутреннего пользования.

Источник: http://1avtourist.ru/rassledovanie-dtp/sluzhebnaya-proverka-pri-sovershenii-dtp-na-transporte-rabotodatelya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.