+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Содержание

Мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля

2. Получить сведения из ЕГРН (запрос в соответствующий налоговый
орган (по ИНН).

3. Проанализировать виды деятельности по кодам. Установить является ли данный вид деятельности характерным для проверяемой

организации и его контрагентов.

4. Направить запрос в налоговый орган по месту нахождения организации с целью получения информации о том отчитывалась ли данная организация в период осуществления сделки, информации об объемах реализации за данные налоговые периоды, сведений о среднесписочной

численности работников и данных баланса.

Мероприятия налогового контроля. Судебная практика (Чулкова Л.)

Подтвердить (опровергнуть) факт нахождения по месту регистрации в период осуществления сделки организации путем опросов

собственников помещений.

6. Установить, не является ли представитель данной организации — массовым учредителем, а адрес ее регистрации — массовым адресом

регистрации (Осмотр помещений).

7. Установить местонахождения должностного лица организации, учредителей и провести его допрос (оформить надлежащим образом: статья 51 Конституции РФ и статьи 90, 128 НК РФ) по следующим основным вопросам

(перечень не закрытый):

а) учреждал ли данную организацию и какое имеет к ней отношение?

б) подписывал ли какие-либо документы?

в) выдавал ли доверенности иным лицам на осуществление каких-либо действий от имени организации или своего имени, в том числе на подписание

документов?

г) кто и где подписывал документы, кто осуществлял работы, оказывал
услуги?

8. Взять образцы подписи, образцы свободного почерка данного лица.

В случае смерти лица, подписавшего первичные документы по сделке, взять справку из ЗАГС о смерти данного лица, а также при возможности получить оригиналы документов содержащих подписи и почерка умершего лица (например, у родственников, в паспортном столе, отделах ЗАГС, ОВИР, налоговом регистрационном органе и иные).

10. В случае если имеют место предположения, что документы по сделке (счета-фактуры, платежные поручения, акты приема-передачи и прочее) подписаны неустановленным лицом, необходимо изъять подлинники первичных документов у проверяемого налогоплательщика и провести

почерковедческое исследование подписей (экспертизу).

11. Проверить, имеется ли у организации (или субподрядчика, при его наличии), фактически осуществляющей работы (оказывающей услуги), необходимые для этих целей материально-техническая база, основные средства (в собственности или аренде), должное финансирование и рабочие

соответствующей специальности и квалификации.

12. Проверить наличие у организации вида деятельности, подлежащего обязательному лицензированию. Направить запрос в лицензирующий орган. Опросить в рамках ст. 90 НК РФ лиц, заявленных в качестве специалистов при

оформлении лицензии.

13. Провести допросы работников проверяемого налогоплательщика на
предмет взаимоотношений с сомнительным контрагентом:

а) как осуществлялся поиск контрагента?

б) кто был инициатором указанных финансово-хозяйственных отношений?

в) как и где проходило подписание договоров, с кем из представителей
контрагента непосредственно общались?

14. Направить запросы в правоохранительные органы для проведения
розыскных мероприятий.

15. Подтвердить (опровергнуть) наличие сотрудников фирмы-поставщика услуг, работ на территории проверяемого налогоплательщика (пропускной режим), при возможности провести опросы данных лиц (осуществляли ли они

работы на данном предприятии, какие выполнял работы, кто давал указания).

16. Проверить доставку, перевозку материалов необходимых для
осуществления работ (услуг), доставку (движение) и оприходование товаров.

17. Установить фактического производителя товара (материалов) и
провести сравнительный анализ изменения цен по цепочке поставщиков.

18. Установить наличие технических средств для осуществления доставки, наличие складских помещений, а также нахождение спецтехники (иного

имущества) на территории предприятия (пропускной режим).

19. Установить лиц, которым принадлежат транспортные средства, и провести их опросы (по вопросу взаимоотношения с поставщиком и заводом, доставляли ли что-либо на завод, когда, в рамках какого договора, о технической возможности использовать данных автотранспортные средства для

перевозки конкретного товара и т.д.).

20.

Исследовать приказы (иные распорядительные документы) об установлении пропускного режима, документы, подтверждающие (опровергающие) факт прохождения сотрудников, проезд автотранспортных средств, доставку имущества на территорию завода (журналы, «встречные» проверки, если пропускной режим обеспечивается привлеченной организацией либо транспортировка осуществляется сторонней организацией),

товаротранспортные накладные, запросы в ГИБДД и т.д.)

21. Установить возможность (невозможность) реального осуществления налогоплательщиком спорных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых

для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

22. Установить наличие (отсутствие) у контрагента необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных

средств.

23. Совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах

бухгалтерского учета.

24. Исследовать вопрос: имеет ли место привлечение кадрового состава налогоплательщика для выполнения работ по договорам подряда, а также выполнялись ли сотрудниками налогоплательщика работы в интересах

привлеченных подрядчиков непосредственно на своих рабочих местах.

25. Установить источники получения сотрудниками налогоплательщика дополнительного дохода помимо основного места работы (ЦОД), сверить

данные о получаемом доходе с данными организаций — субподрядчиков.

26. Назначить, при наличии необходимости и возможности, экспертизу
результатов проведенных работ, привлечь специалиста (при этом необходимо

сопоставить стоимость данной экспертизы, стоимость привлечения специалиста с предполагаемой суммой доначислений).

27. Определить кем и за чей счет в соответствии с условиями договора поставки (купли — продажи) предусмотрена доставка товара от поставщика (продавца) в адрес налогоплательщика. Если транспортировка (перевозка) товара осуществляется за счет поставщика (продавца), то нужно установить, осуществлялась ли доставка товара силами и средствами поставщика или

между поставщиком и перевозчиком были заключены договора перевозки.

28. Если перевозка товара в адрес налогоплательщика осуществлялась
силами и средствами поставщика, нужно исследовать:

мог ли поставщик технически доставить товар (при отсутствии технического персонала, складских помещений, отсутствии собственных, арендуемых транспортных средств, финансовых средств, и т.д.);

должным ли образом оформляется принятие товара поставщиком от субпоставщика и отгрузка товара (как хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете, оформляется ли товарная накладная на принятие и отгрузку товара, приходный ордер, приемо-сдаточные акты и др.);

оформляется ли в бухгалтерском и налоговом учете поставщика перевозка товара (как учитываются транспортные расходы — расходы на ГСМ, оформляются ли путевые листы на перевозку груза).

29. Если доставка товара осуществляется перевозчиком, то нужно
установить:

существование договора перевозки, заключенного между перевозчиком и поставщиком;

наличие счета-фактуры, и фактическую оплату поставщиком перевозчику за оказанные услуги; отражение данной хозяйственной операции в учете поставщика и перевозчика.

провести допросы перевозчиков на взаимоотношения с поставщиком, с налогоплательщиком;

установить наличие автотранспорта у перевозчика и сопоставить их с транспортом, указанным в товарно-транспортной накладной поставщика;

оформлялись ли должным образом товарно-транспортные накладные;

не имеется ли противоречий в наименовании и количестве реализуемого товара указанного в договоре поставки, сведениям, указанным в транспортной, товарно-транспортной, товарной накладной, приходному ордеру; проверить дату составления товарно-транспортных накладных формы ТОРГ-12 с записями в книге покупок;

установить реальные взаимоотношения поставщика с субпоставщиками, фактическую передачу товара от субпоставщиков.

30. В ходе проверки в рамках ст. 93 НК РФ получить у налогоплательщика заверенные копии документов, подтверждающих оприходование и списание в учете приобретенных у «проблемных»

поставщиков товаров (работ, услуг);

31. Если товар вывозился силами и средствами налогоплательщика,
установить:

наличие собственных и (или) арендуемых транспортных средств;

отражение транспортных расходов в бухгалтерском и налоговом учете

налогоплательщика;

учитываются ли расходы на списание ГСМ в соответствии с кассовыми чеками,

талонами на бензин, при наличии договора и акта выполненных работ с АЭС, при наличии путевых листов, задании и (или) приказа руководителя на перевозку груза;

ведется ли журнал въезда и выезда транспорта с территории организации, сопоставить маршрут транспорта по датам, указанным в журнале с датами и километражем, указанным в путевых листах на автотранспорт;

по возможности определить, используется ли приобретенный товар в производстве, хозяйственной деятельности организации;

установить, не доставлялся ли товар на территорию Общества позже, чем дата принятия товара на учет; сопоставить товар по количеству, весу и наименованию и сравнить с привозной продукцией также по количеству, весу и наименованию;

32.

Запросить расчетные счета поставщиков, установить, не осуществляются ли расчеты всех контрагентов в одном банке, в рамках одного операционного дня, проверить наличие остатков денежных средств на счетах на конец и начало дня, провести анализ движения денежных средств по данным счетам (кому и за что перечисляются денежные средства). В случае, если движение денежных средств не заканчивается на поставщике товаров (работ, услуг) проверяемого налогоплательщика, необходимо проследить дальнейшее

движение денежных средств.

33. Установить, проходят ли по расчетным счетам контрагентов операции по оплате коммунальных, арендных платежей, перечислению налогов, операций по выдаче зарплаты, не прослеживается ли систематическое снятие

наличных денежных средств.

34. Если по расчетному счету поставщика прослеживается снятие наличных денежных средств, необходимо запросить у кредитной организации информацию о распорядителях денежных средств на счете, с приложением подтверждающих документов (договора, доверенностей и др.), провести

допрос лиц, осуществлявших снятие наличных.

35. Если денежные средства направлялись на покупку векселей, необходимо установить, где и кем предъявлялись к погашению данные векселя,

провести опрос данных лиц, предъявлявших векселя к погашению.

36. Установить, не возвращались ли денежные средства от поставщиков к
проверяемому налогоплательщику.

37. Другое.

Порядок рассмотрения и подведения итогов по результатам выездной налоговой проверки. Условия и возможности привлечения налогоплательщика к ответственности при выявлении каких-либо нарушений. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля

Нажав на кнопку “Скачать архив”, вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере.

Иные мероприятия налогового контроля что это

Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку “Скачать архив”

  • Ответственность налоговых органов и налогоплательщиков по результатам налоговых проверок

    Акт выездной налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Привлечение к ответственности налогоплательщика. Дополнительные мероприятия контроля. Ответственность налоговых органов за нарушение налогового законодательства.

    реферат , добавлен 30.11.2009

  • Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе выездной налоговой проверки

    Изучение задач и этапов выездной налоговой проверки. Истребование документов. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке. Оформление и реализация результатов, а также разногласия по акту проверки.

  • Источник: https://iiotconf.ru/meroprijatija-nalogovogo-kontrolja/

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    Дорогие друзья, на прошлой неделе я представлял интересы клиента на рассмотрении материалов налоговой проверки, кстати, Вы тоже можете заказать у меня услуги по подготовке возражений на акт налогового органа и представление Ваших интересов в налоговой инспекции на рассмотрение материалов налоговой проверки и возражений.

    В ходе подготовки возражений по акту камеральной проверки Общества мною была выработана стратегия, по которой будем решать данный налоговый спор. Согласно моей стратегии на рассмотрение материалов проверки и возражений мне нужно было склонить налоговиков к тому, что им нужно провести дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК, доп.

    мероприятия).

    Убедить налоговиков, в том, что им нужно вынести решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля труда не составило, аргументация была великолепна. Однако, само решение о проведение дополнительных мероприятий меня ввергло в шок…

    Дело в том, что мне нужны были конкретные мероприятия налогового контроля, так как одни мероприятия пойдут нам на пользу и поставят налоговиков в безвыходное положение, а другие могут испортить все дело. Но фишка в том, что о необходимости проведения других мероприятиях налогового контроля налоговики могли догадаться, только проведя те которые были нужны нам.

    В решение налоговики указали:

    • провести допросы свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ;
    • провести осмотры территорий и помещений в соответствии со ст. 92 НК РФ;
    • истребовать документы и информацию в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ;
    • провести почерковедческую экспертизу в соответствии со ст. 95 НК РФ.

    Конечно, полное развязывание рук налоговикам еще на месяц в мои планы совсем не входило… Поэтому, прямо там я провел мини-семинар для присутствующих десяти налоговиков, включая начальника Инспекции, о том, что должно указываться в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно, что в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются конкретные мероприятия налогового контроля, которые будут проводиться налоговиками. Видимо, я действительно был не плох

    Источник: https://blogfiscal.info/?p=6587

    Мероприятия налогового контроля – это деятельность инспекторов налоговой службы по соблюдению физическими и юридическими лицами законодательных норм, которые регламентируются Налоговым кодексом РФ или международным договорами. Их проводят в рамках налоговых проверок. Различают основные и дополнительные мероприятия. Чем они друг от друга отличаются, рассмотрим подробно в данной статье.

    Цель этих действий – проследить за тем, как физическое или юридическое лицо соблюдает нормы действующего налогового законодательства, и наказать, если факт нарушения будет доказан.

    При этом при их проведении допускается использование видео- или фотосъемки или любого другого вида техники. Всё это должно быть отражено в протоколе, к которому и следует приложить материалы, полученные с помощью упомянутой техники: фотографии, негативы, видеозапись и пр.

    Указанные мероприятия проводятся, как правило, в рамках налоговых проверок, например, камеральной или выездной. Однако в отдельных случаях выходят за рамки подобного контроля. Исследователи различают мероприятия основные (истребование документации, проведение экспертизы, допрос свидетелей) и дополнительные. Первые прописаны в 98 статье НК РФ, вторые – в ст. 101. Кроме того, проводятся:

    • инвентаризация;
    • осмотр помещения;
    • выемка;
    • привлечение переводчика;
    • получение экспертного заключения.

    Каждый случай рассмотрим детально.

    Основные мероприятия

    К разряду основных, как уже было сказано выше, относится истребование документов. Какая именно нужна документация, налогоплательщик узнает из Требования, которое составляет и направляет ему налоговый инспектор. В течение 10 дней необходимо выполнить требование госслужащего. При этом всё, что представлено на бумажном носителе, должно быть в виде заверенных копий.

    Закон запрещает повторно требовать те бумаги, которые проверяемый однажды уже предоставил. Исключение составляют следующие случаи: налогоплательщик приносил подлинники, которые ему впоследствии вернули; налоговая их потеряла при форс-мажорных обстоятельствах (пожар, наводнение).

    Проведение экспертизы назначает налоговый инспектор. При этом приглашенный эксперт имеет право отказаться, если представленных документов недостаточно или он не владеет необходимыми знаниями. Проверяемому дается право:

    • отказаться от услуг назначенного эксперта и предложить свою кандидатуру;
    • присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые разъяснения.

    Вызов свидетелей для допроса – еще одна мера, позволяющая составить полную картину истинного финансового положения проверяемого юридического или физического лица.

    В роли свидетеля может выступить любой человек, который, по мнению налогового эксперта, способен пролить свет на произошедшее. Например, бывшие сотрудники компании. Исключение составляют несовершеннолетние и недееспособные.

    Если свидетель откажется явиться, ему придется нести налоговую ответственность.

    Кроме основных, инспекторы налоговой службы нередко проводят и дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, инвентаризацию назначают с целью проверить достоверность данных, предоставленных налогоплательщиком.

    Осмотр помещения необходим, чтобы определить величину дохода, получаемого физическим или юридическим лицом с помощью определенного помещения или территории (склад, торговый зал).

    Это особенно актуально, когда речь заходит о сдаче этих объектов в аренду или их продаже.

    В некоторых случаях требуется помощь переводчика, и налоговый орган самостоятельно принимает решение, включать ли его в состав комиссии.

    В ходе проверки для получения достоверной информации инспектор может принять решение о выемке документов или предметов. Бывает так, что специалист, проводя экспертизу, находит ту информацию, которую изначально от него не требовали обнаружить.

    Если он посчитает, что эта информация важна, он вправе указать новые данные в своем экспертном заключении.

    Права налогоплательщика

    Закон позволяет налогоплательщику ознакомиться с перечнем планируемых дополнительных мероприятий. Согласно нормам действующего законодательства список должен быть предоставлен в течение двух дней с того момента, как проверяемый напишет соответствующее заявление. Если что-то вызовет сомнение или резкую критику, налогоплательщик вправе высказать свое возражение.

    Кроме того, он имеет право ознакомиться с заключением инспектора, составленным после проведения мероприятий: не только визуально осмотреть, но и снять копии документов, сделать выписки. Если возникнут возражения на результаты проведенного дополнительного мероприятия, их следует представить в письменном виде в течение 10 дней с момента проверки.

    Итак, помимо собственно налоговой проверки, инспектор имеет право проводить специальные мероприятия, основные и дополнительные.

    Например, сделать инвентаризацию, осмотреть помещение, изъять важную документацию, пригласить эксперта для получения более достоверной информации.

    Проверяемый имеет право ознакомиться с перечнем запланированных мероприятий, а после их завершения высказать возражение, если результаты покажутся ему не соответствующими действительности.

    Источник: https://saldoa.com/nalogi-yur-lits/proverki/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

    Источник: http://businessizakon.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

    Что входит в мероприятия налогового контроля?

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    У налогоплательщика непременно должно быть четкое представление как об основных, так и о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Если он будет точно знать особенности процедур, то сможет лучше к ним готовиться. Мероприятия налогового контроля проводят в рамках стандартных проверок, однако некоторые выполняют вне основных, по решению ИФНС.

    Помимо нюансов процесса аудита, любой налогоплательщик должен знать о своих правах и обязанностях. В этой статье мы поговорим о порядке и правилах контрольных процедур, а также о том, какие цели и задачи инспекторы ставят при их проведении.

    Процедуры в рамках налогового аудита бывают основными и сопутствующими.

    К первой категории относят камеральную и выездную налоговую проверки, то есть, мероприятия, после проведения которых положение проверяемого субъекта может измениться (ему сообщат о доначислениях, выявленных нарушениях и т. д.).

    Сопутствующие (дополнительные) — это процедуры, позволяющие инспекторам выявлять дополнительные факты и доказательства в споре с налогоплательщиком.

    К дополнительным мероприятиям мы вернемся позже, а пока рассмотрим основные. Итак, в соответствии с действующим НК РФ, инспекторы вправе:

    • Проводить инвентаризацию, сверяя в ее рамках информацию в документах с реальным положением дел (активами).
    • Осматривать офисные или производственные помещения. Закон дает право налоговикам производить осмотр в любых помещениях, которые проверяемый хозяйствующий субъект использует для получения дохода (в мастерских, цехах, магазинах, на складах).
    • Изучать документы или сведения, делая официальный запрос на проверяемое предприятие.
    • Привлекать переводчика, чтобы лучше понимать информацию и решать актуальные задачи по налоговому контролю.

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    Бывает, что материалов, полученных в ходе проверок, недостаточно для вынесения окончательного решения. Но инспекторы вправе проводить дополнительные процедуры, по результатам которых они могут или подтверждать, или опровергать выявленные факты.

    Обратите внимание! Цель дополнительных мероприятий — не поиск новых фактов, а уточнение уже занесенных в протокол.

    Налоговики вправе:

    • Общаться со свидетелями.
    • Проводить экспертизы.
    • Анализировать истребованные документы.

    Свидетелем может стать любое физлицо, которое может предоставить полезные для налогового аудита сведения.

    Экспертизы проводят в исключительных ситуациях, когда это явно необходимо. Для экспертных мероприятий привлекают профессионала и заключают с ним соглашение. Если эксперт выявляет значимую для налогового аудита информацию, то оформляется заключение. Следует отметить, что в данном документе специалист вправе делиться и собственными выводами.

    Выемку документов инспекторы выполняют, когда нужно доказать, что налогоплательщик действительно где-то нарушил закон.

    Помимо обозначенных действий, представители ИФНС больше не вправе выполнять никакие другие процедуры. Но в рамках одного аудита они могут проводить сколько угодно допмероприятий — в НК РФ ограничений на этот счет нет.

    О проведении допмероприятий проверяемому субъекту инспекторы сообщают или в ходе изучения материалов аудита, или по окончании процедуры. Выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В нем непременно должна содержаться следующая информация:

    • Причина назначения допмероприятий.
    • Виды дополнительных процедур, которые будут проведены.
    • Период аудита с указанием финальной даты.

    Максимум дополнительные мероприятия налогового контроля могут длиться 30 дней. Но бывают и исключения, когда, по решению ИФНС, процедуры проводят на протяжении 2 месяцев.

    Информацией, полученной в рамках дополнительных процедур, дополняют общие данные по налоговому аудиту. Для них действуют те же нормы НК РФ, что и для основных материалов.

    В частности, проверяемое лицо вправе участвовать в изучении этих сведений. Для этого ему достаточно проявить такую инициативу, подав в ИФНС заявление.

    По истечении двух дней инспекторы сообщат, на какое число назначено рассмотрение.

    Если проверяемое лицо не согласно с итогами анализа материалов, оно вправе подать письменные возражения по вопросу и изложить все свои доводы, предоставив в качестве доказательства соответствующую документацию.

    Цель проведения мероприятий налогового контроля

    Представители ИФНС проводят мероприятия налогового контроля, преследуя главную цель — выявлять нарушения НК РФ налогоплательщиками и налоговыми агентами. То есть, инспекторы стремятся:

    • Обеспечивать налоговую дисциплину.
    • Вносить значимый вклад в госбюджет.
    • Проверять, как ИП и предприятия выполняют свои налоговые обязательства.
    • Следить, правильно ли применяются льготы на налоговые платежи.
    • Вести деятельность, направленную на пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.
    • Принимать в отношении нарушителей меры наказания, предусмотренные НК РФ.

    По результатам аудита инспекция может выявить, что проверяемый субъект нарушил НК РФ: не полностью уплачивал налоги или не уплачивал в принципе, несвоевременно делал отчисления, неверно оформлял налоговые декларации.

    Дополнительные мероприятия. Истребование документов

    Именно вокруг этого вида дополнительных мероприятий ведется больше всего споров и обсуждений. В данном вопросе между инспекторами и налогоплательщиками нередко возникают споры, и, как правило, суды принимают позицию ИФНС.

    Приведем пример спорной ситуации. Компания предоставила инспекторам налоговую декларацию. На основании нее ИФНС назначила камеральную проверку. В рамках аудита инспекторы не вынесли окончательного решения, а потому назначили допмероприятия и потребовали у налогоплательщика первичную документацию. Руководитель проверяемого субъекта отказался их предоставить.

    Суд вынес решение о пересмотре дела. В чем загвоздка? Есть безоговорочное правило: если в рамках аудита налоговики не выявили нарушений, то для истребования документации у них нет повода.

    Мероприятия налогового контроля не всегда проводятся в соответствии со всеми правилами. Поэтому налогоплательщику стоит знать о своих правах, чтобы при необходимости он смог себя защитить.

    Камеральное налоговое расследование

    Процедуры налогового аудита выполняют в рамках ВНП и камеральной проверок. Хотелось бы поговорить о камеральном расследовании, в ходе которого проверяется деятельность налоговых агентов и налогоплательщиков, обязанных сдавать декларации в ИФНС.

    Чем камеральная проверка отличается от выездной? Тем, что для нее не требуется разрешение руководства ИФНС. Проводится она на основании налоговой декларации.

    Проверку ведут на территории ИФНС. Срок — 3 месяца с даты предоставления налоговой декларации. В случае выявления неточностей или несоответствий в декларации инспекторы оповещают об этом налогоплательщика и требуют или пояснить ситуацию, или откорректировать документы.

    Проверяемый субъект вносит изменения и подает в ИФНС уточненную декларацию.
    Как оформляются итоги камерального расследования?

    • Если нарушений инспекторы не выявляют, то завершают проверку. При этом они вправе не сообщать проверяемому субъекту, что нарушения не выявлены, и аудит окончен. Завершается аудит в автоматическом режиме.
    • Если инспекторы выявляют ошибки и несоответствия, то в течение 10 дней с даты окончания расследования формируют акт. В течение 5 дней его вручают налогоплательщику, и, если последний не согласен с итогами проверки, то подает заявление с возражениями. На рассмотрение заявления руководству ИФНС дается 10 рабочих дней. Начальник изучает все сведения по проверке и решает, привлекать налогоплательщика за налоговое правонарушение к ответственности или нет.

    В соответствии с законодательством, решение ИФНС по проверке может быть отменено лишь в том случае, если нарушены существенные условия процедуры анализа ее результатов.

    Например:

    • Проверяемой организации или ИП не предоставили возможность участия в процедуре изучения итогов аудита. Правила НК РФ гласят, что налогоплательщик вправе участвовать в ней или самостоятельно, или доверить это своему представителю. Нарушение инспекторами данного права — существенное нарушение законодательства.
    • Также проверяемая компания может давать пояснения — это тоже ее безусловное право.Если ИФНС в рамках аудита затрагивает ваши интересы, непременно обращайтесь в вышестоящую инспекцию или суд.

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы: дополнительные мероприятия налогового контроля

    По поводу порядка допмероприятий все достаточно понятно и просто: перечень допустимых процедур, которые вправе проводить налоговики, закрыт. Новые нарушения инспекторы выявлять не вправе, так как цель дополнительных мероприятий — проверять уже имеющиеся у ИФНС данные.

    Сегодня на законодательном уровне предлагается уточнить лишь процесс анализа информации, полученной в ходе ВНП и камерального расследования. Для налогоплательщиков такое нововведение станет полезным, поскольку поспособствует большей объективности аудита. В 2017 году по этому поводу в Госдуму был внесен законопроект. В чем его суть?

    По результатам дополнительных мероприятий предложено формировать акт, где налоговики будут отражать краткое содержание контрольных процедур вместе с выводами по ним. Проверяемый субъект сможет знакомиться с данным документом и, при наличии возражений, подавать соответствующее заявление.

    Благодаря такому шагу планируется достичь большей объективности решения по контрольным мероприятиям.

    Такой акт будет вручаться лично проверяемому лицу или его доверенному человеку под роспись, или иным путем. На предоставление акта инспекторам планируется давать 5 дней со дня завершения допмероприятий. Если проверяемый субъект не захочет получить акт, данный факт будет документально фиксироваться.

    Смысл введения законопроекта в том, чтобы пересмотреть подходы к процедурам налогового аудита.

    Депутаты считают, что ввести его нужно, в первую очередь, потому, что действующая сегодня система уже в некотором смысле изжила себя, так как была введена 15 лет назад.

    За это время в деятельности ИФНС и в государстве в целом произошли серьезные перемены, были введены новые формы аудита и более современные инструменты.

    Помимо установления новых правил о допмероприятиях, в законопроекте планируется прописать новые сроки камерального расследования, более сжатые, поскольку сейчас на самих предприятиях есть инновационные системы контроля.

    Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/chto-vxodit-v-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya/

    Дополнительные мероприятия налогового контроля – Сейчас.ру

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    АГ «РАДА» /

    Во время выездной налоговой проверкимногие организации сталкиваются стакназываемыми дополнительнымимероприятиями налогового контроля. Приэтомналоговики зачастуюпревышают своиполномочия.

    Ю.С. Шемелева,эксперт АГ «РАДА»

    О мероприятияхдополнительного контроля говорится впункте 2 статьи 101 Налоговогокодекса.Согласно ему, руководитель налоговойинспекции или его заместитель,рассмотревакт выездной налоговой проверки, могутпринять решение «опроведениидополнительных мероприятийналогового контроля». Фактически этоозначает, чтопроверка организации будетпродолжена.

    Как правило, решение одопмероприятиях принимается, еслируководитель инспекциизаметил, чтоинспекторы не проверили какой-то важныйвопрос или допустили ошибку.

    Иногда припомощи дополнительных мероприятийналоговики пытаются увеличитьвремяпроверки, так как сроки их проведения вНалоговом кодексе прямо неустановлены.Например, с этим довольно частосталкиваются экспортеры при возмещенииНДС.

    Состав мероприятий

    ВНалоговом кодексе ничего не сказано про то,какие именно мероприятиядополнительногоконтроля вправе проводитьналоговики. Поэтому следуеториентироваться на статью82, котораяпосвящена собственно налоговомуконтролю.

    Согласно ей, к налоговомуконтролю прежде всего относятся проверки.Такимобразом, налоговики во времядопмероприятий могут не только проводитьвстречныепроверки, но и лично приходить нафирму.

    Право чиновников надополнительную проверку уже довольно давноподтвердили суд. Так, Федеральныйарбитражный суд Московского округа впостановленииот 25 декабря 2001 г. по делу №КА-А40/7580-01 указал, что, назначаядополнительнуюпроверку в рамкахмероприятий допконтроля, руководительналоговой действуетв соответствии сзаконодательством.

    В данном деледополнительная проверка была назначенаиз-за того, что организациивернулидокументы, которые во время основнойпроверки находились в прокуратуре.Но уналоговиков могут быть и другие, не менеевеские причины для дополнительнойпроверки.Например, они могут ее назначить, есливыяснят, что организация показалаим не вседокументы.

    Формами налогового контролятакже являются объяснения самой фирмы иосмотрее территории. Кроме них в кодексеупоминаются и прочие мероприятия. Этомогутбыть экспертиза, допрос свидетелей имногое другое.

    Что грозитфирме

    Как показывает практика, привлечьфирму к ответственности на основанииматериаловдопмероприятий не такпросто.

    Обычно ситуация выглядитпримерно так. У организации проходитвыездная проверка,по окончании которой ейвручают акт с перечнем нарушений.Организация не соглашаетсяс ними и пишет вответ свои возражения.

    Эти возраженияруководитель инспекцииобсуждает сруководителем и главным бухгалтером фирмыи в результате назначаетмероприятиядопконтроля. Затем проходит какое-то времяи выносится окончательноерешение.

    Но напоследней стадии этого процесса налоговикибольше не приглашают представителейфирмына обсуждение материалов, полученных в ходедопмероприятий. О результатахэтихмероприятий организация узнает тогда,когда изменить что-либо уже нельзя.Иостается лишь один выход – обратиться всуд.

    Но такие действия налоговиков явнопротиворечат Налоговому кодексу. Так,впункте 1 статьи 101 кодекса сказано, что вслучае письменных возраженийфирмыруководитель налоговой инспекциидолжен рассматривать материалы проверкивприсутствии ее должностных лиц. А для тогочтобы написать такиевозражения,организации необходимоознакомиться с самими материалами.

    Этуточку зрения подтверждает и арбитражнаяпрактика, например,постановлениеФедерального арбитражногосуда Северо-Западного округа от 15 января 2003г.№ А42-5291/01-17-29/02.

    В нем сказано, что еслиналоговая инспекцияназначиладопмероприятия, то при повторномрассмотрении материалов проверки всеравно«должна соблюдаться общая процедурапривлечения фирмы к ответственности».

    Аэтоозначает, что проверяющие обязаныознакомить фирму с материалами,полученнымив результате допконтроля, и онаимеет право направить им возражения.Затемналоговики должны сообщить фирме оместе и времени их рассмотрения.

    Вдовершении ко всему в информационномписьме от 17 марта 2003 г. № 71ВысшийАрбитражный Суд косвенно установилсроки проведения допмероприятий.

    Оннапомнил,что в соответствии с пунктом 1статьи 115 Налогового кодекса налоговикимогутобратиться в суд для взыскания с фирмыналоговых санкций не позднее шестимесяцев«со дня обнаружения налоговогоправонарушения и составлениясоответствующегоакта».

    Таким образом, еслипроверяющие надеются взыскать сорганизации штрафыпо суду, их время напроведение дополнительных мероприятийналогового контроляограничено.

    Когда инспектор не прав

    Некоторыеорганизации сталкивались на практике стакой ситуацией. Руководительналоговойинспекции принимает решение одополнительных мероприятиях уже послетого,как было вынесено окончательное решение порезультатам выездной налоговойпроверки.Обычно это происходит в том случае, если онне хочет доводить делодо суда или простопытается этот процесс оттянуть.

    Нопоступать так он не имеет права, так как вНалоговом кодексе четкорегламентированпорядок вынесения решенияпо результатам проверки. Согласно ему,руководительинспекции может либоназначить допмероприятия, либо принятьокончательное решение.Но он не вправепроводить допмероприятия по проверке,которая уже окончена.

    Это вытекает и изосновной задачи допконтроля: он необходим,если у руководителяналоговой недостаточноданных, чтобы принять решение по существупроверяемыхвопросов. Но если такое решениевынесено, контролировать уженечего.

    Столкнувшись с чем-то подобным,организация может написать жалобу ввышестоящуюинстанцию (например, вобластное Управление МНС) или обратиться всуд. Приэтом следует помнить, что наобращение в суд у фирмы есть всего тримесяцас даты вручения каждого решения. Обэтом сказано в пункте 4 статьи 198АПКРФ.

    Юридические статьи »

    Источник: https://www.lawmix.ru/articles/45844

    Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

    Дополнительные мероприятия налогового контроля

    Зобова Е. П., редактор журнала

    03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ[1], который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

    • сокращение сроков камеральных проверок;
    • изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;
    • введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале.

    В связи с чем приняты поправки в отношении налогового администрирования?

    В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового администрирования. Нельзя отрицать тот факт, что налоговые органы повернулись лицом к налогоплательщику.

    Сегодня одной из первоочередных мер, по мнению экспертного и бизнес-сообществ, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

    Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты, формы контроля.

    Налоговый контроль вышел на иной уровень эффективности, который позволяет сегодня пересмотреть прежние формы налогового контроля.

    В связи с вышесказанным решено сократить сроки проведения камеральной проверки с учетом современных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

    Также предлагается изменить предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога.

    В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

    По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный документ, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам данных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам.

    Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

    Рассмотрим принятые новшества подробнее.

    Новый срок камеральной проверки – два месяца

    Согласно общему правилу срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации – три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также – в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

    Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

    При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

    Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя».

    В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

    Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

    Обратите внимание:

    Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

    Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

    При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

    То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему.

    Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

    Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

    Уточненная декларация: новый предмет проверки

    Согласно пп. 2 п. 10 ст.

    89 НК РФ до рассматриваемых изменений повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика могла проводиться в том числе налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверялся период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

    Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

    Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка.

    Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично.

    Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

    Источник: https://www.audar-press.ru/novoe-v-meropriyatiyah-nalogovogo-kontrolya

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.