+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что изменится в работе со счетами-фактурами в 2012 году

Электронные счета-фактуры: что смущает налогоплательщиков?

Что изменится в работе со счетами-фактурами в 2012 году

Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

Уже больше года прошло с того момента, как в нашей стране появилась возможность обмениваться электронными счетами-фактурами. Преимущества обмена документами, применяемыми в расчетах по НДС, в электронном виде по ТКС очевидны: сэкономить «на бумаге» можно до нескольких процентов выручки компании.

В особенности это важно для крупных компаний с существенными объемами документооборота, которые тратят на обработку, пересылку и архивное хранение документов немалые суммы.

Кроме того, применение электронных счетов-фактур создает условия для снижения количества ошибок в налоговых документах, а значит, и сокращения количества случаев отказа в вычете по НДС. Снижаются и расходы на внутренний аудит хозяйственной деятельности компании.

Однако на деле все не так просто – несмотря на явные плюсы безбумажного обмена счетами-фактурами, переходить на него налогоплательщики пока не торопятся. Что мешает российским компаниям внедрить электронные счета-фактуры в свою работу?

В мае 2012 года ФНС выпустила Приказ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, который утвердил официальные форматы электронного счета-фактуры и других документов, применяемых в расчетах по НДС.

Внедрение юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) счетов-фактур нашло положительный отклик у мирового сообщества – по качеству налогового администрирования наша страна значительно поднялась в международных рейтингах. Однако на сегодняшний день активно обмениваются электронными счетами-фактурами не так много налогоплательщиков.

По итогам заседания Дискуссионного клуба ФНС и бизнеса «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» выяснилось, что участниками электронного обмена счетами-фактурами за прошедший год стали немногим более 100 тыс. налогоплательщиков.

Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров в интервью телеканалу «Россия 24» прокомментировал ряд вопросов по электронным счетам-фактурам, в том числе почему данный инструмент пока не нашел широкого применения в нашей стране.

Большинство налогоплательщиков привыкло работать с расчетами по НДС на бумаге, и причина кроется не только в консервативном подходе бухгалтеров. Дело в том, что законодательством установлены жесткие сроки, в которые налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру. Согласно п. 3 ст.

168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 календарных дней с момента отгрузки товара.

Препятствия популярности электронных счетов-фактур

В рамках традиционного, бумажного документооборота налогоплательщики могут манипулировать датами выставления счетов-фактур. Необходимость этого обусловлена рисками, которые возникают при выставлении счетов-фактур на стыке кварталов.

Если товары отгружены в одном отчетном периоде, а счет-фактура поступил покупателю от поставщика в другом, у покупателя могут возникнуть проблемы с получением налогового вычета по НДС. Дата выставления и дата получения документа в такой ситуации находятся в разных периодах.

В каком периоде возникает право на налоговый вычет при совершении операций на стыке кварталов – вопрос спорный, позиции контролирующих органов и ВАС РФ по нему не сходятся, что также повышает налоговые риски.

При переходе на электронный документооборот срок выставления счета-фактуры зафиксирован, и менять даты налогоплательщики не могут. Именно за счет этого пока и не происходит массового перехода на электронный обмен счетами-фактурами, компании предпочитаются работать по старинке, считает Ян Ветров, заместитель руководителя управления компании СКБ Контур.

Даниил Егоров отметил, что при решении проблемы сроков выставления и получения счетов-фактур государство могло пойти одним из двух путей: «закрутить гайки» и более строго отслеживать бумажный документооборот, либо создать удобную систему двух видов документооборота. Задачу налоговых органов он видит в том, чтобы эта система позволяла принять к учету счет-фактуру уже при покупке.

Льготы при переходе на ЭДО: мечта или реальность?

Государство могло бы создать налогоплательщикам стимулы для перехода на обмен электронными счетами-фактурами, например, ввести налоговые преференции. Такую мысль озвучил Игорь Зеленко, коммерческий директор компании «КОРУС Консалтинг СНГ».

Однако замруководителя ФНС высказался отрицательно относительно подобных стимулирующих мер в сфере электронного обмена счетами-фактурами между налогоплательщиками.

Он пояснил, что создание стандартизированной системы налоговых преференций в данном случае представляется затруднительным, поскольку ситуация каждой конкретной компании, решившей перейти на электронный документооборот, будет сугубо индивидуальной.

В качестве меры стимулирования развития электронного документооборота счетов-фактур, по мнению Даниила Егорова, может выступать осуществление государственных закупок с использованием электронных документов.

Мировая практика показала, что электронный документооборот внедряется не за один день, а постепенно проникает в хозяйственную жизнь: сначала, как правило, крупная компания (например, ритейлер) полностью переходит на электронные документы, за ней следуют ее контрагенты.

Затем подключается государство и вводит такие меры, как электронный документооборот по госзакупкам.

Со временем всё больше и больше компаний начинают пользоваться электронными документами, и в какой-то момент, когда в компании одновременно функционирует и бумажный, и безбумажный документооборот, первый неизбежно устаревает.

Унификация всех электронных документов: за и против

На сегодняшний день далеко не все документы можно передавать в электронном виде, а лишь те, для которых разработаны форматы. Но реалии хозяйственной жизни зачастую создают потребность в передаче по ТКС тех документов, для которых формата пока нет.

При переходе на безбумажный документооборот компаниям приходится придумывать свои виды электронных документов. Например, единый Акт приема товарно-материальных ценностей. В будущем это может привести к существенной разнородности электронных документов, используемых разными компаниями.

Такую проблему обозначил Анатолий Миклашевич, исполнительный директор НП «РОСЭУ». Выходом из ситуации может стать унификация таких документов.

Замруководителя ФНС выразил мнение, что возвращаться к такой системе, при которой государство создает обязательные для применения унифицированные формы, неразумно.

Задачу государственных органов он видит в том, чтобы предложить бизнесу некий стандарт документа, носящий рекомендательный характер, чтобы компании могли по желанию применять его, вносить необходимые дополнения.

Информация из таких документов должна удобно заноситься в учетные системы налогоплательщика, его контрагентов и налоговых органов.

Даниил Егоров напомнил, что единый документ, который объединит функции счета-фактуры и первичного учетного документа, будет носить исключительно рекомендательный характер, то есть налогоплательщиков никто не сможет обязать использовать его в работе.

Единый документ подходит как для целей налогообложения НДС и налогом на прибыль, так и для целей бухгалтерского учета. Использование одного документа вместо нескольких разных позволит упростить документооборот компаний и сократить его объемы.

Предложенная ФНС форма единого документа, разработанная с учетом мнения научного и бизнес-сообщества, на текущий момент одобрена Министерством финансов с некоторыми замечаниями.

Отчетность по НДС станет только электронной

Напомним, что с 2014 года все налогоплательщики НДС переходят на подачу деклараций по этому налогу в электронном виде. Такие изменения внес Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ.

Примечательно, что касается это также и тех субъектов, которые не являются налогоплательщиками НДС, или освобождены от уплаты данного налога, или реализуют товары, работы, услуги, операции по реализации которых не облагаются НДС.

Перечисленным субъектам придется сдавать электронную отчетность по НДС, если они выставили покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС. Даниил Егоров заметил, что большинство налогоплательщиков, а именно, около 80%, на сегодняшний день уже сдает декларации по НДС в электронном виде.

Кроме того, с 2015 года в составе электронной отчетности по НДС будут представляться некоторые показатели книги покупок и книги продаж.

По словам замруководителя ФНС, это необходимо для того, чтобы у налоговых органов было четкое представление о существующих на рынке операциях, а также для повышения прозрачности правоотношений между налогоплательщиками и между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Электронным счетам-фактурам быть?

Несмотря на объективные препятствия, мешающие активному использованию электронных счетов-фактур в российской хозяйственной практике, первые шаги в этом направлении успешно делаются уже сейчас.

Так, в середине сентября 2013 года было заключено первое роуминговое соглашение по внедрению обмена электронными счетами-фактурами между операторами электронного документооборота.

Ряд крупных компаний сферы ритейла, производства продуктов питания и потребительских товаров уже запустили электронный документооборот счетов-фактур, в том числе с применением технологии роуминга.

Компания «ОВИОНТ ИНФОРМ» предлагает свои программные решения, позволяющие подготовить для отправки в электронном виде, хранить и просматривать счета-фактуры и первичные учетные документы.

Программа «Баланс-2: Счета-фактуры Плюс» позволяет готовить электронные счета-фактуры и иные документы налогового учета в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 26.12.2011 № 1137, а также накладные, акты, счета и другие первичные документы.

Интегрированная с ней программа «Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами» позволяет обмениваться счетами-фактурами и первичными учетными документами с контролирующими органами и контрагентами, надежно хранить документы и удобно работать с их архивом.

Файл-менеджер «Баланс-2: Просмотр электронных документов» дает возможность просматривать электронные юридически значимые документы, в том числе счета-фактуры, проверять корректность электронных подписей и целостность комплектов документов.

Обмен счетами-фактурами и первичными документами в электронном виде имеет безусловное преимущество перед традиционной системой документооборота – снижение расходов налогоплательщика.

В то же время большая его прозрачность выступает для экономических субъектов недостатком, который на данный момент более весом, чем перспектива сэкономить.

Войдет ли постепенно электронный документооборот в хозяйственную жизнь российских налогоплательщиков или от государства потребуются дополнительные стимулы? Покажет лишь время.

Источник: http://extern.balans2.ru/ru/help/articles/57

Электронные счета-фактуры: бухгалтерия по новым правилам

Что изменится в работе со счетами-фактурами в 2012 году

Возможность использовать электронные документы появилась у компаний еще в 2002 году, когда был принят закон «Об электронной цифровой подписи».

Договор, счет, акт выполненных работ, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, а также подавляющее большинство других документов, используемых российскими компаниями, сегодня могут использоваться в электронном виде.

Отправляются такие документы не по почте или с курьером, а по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет).

Долгое время единственным исключением в этом процессе были электронные счета-фактуры, для которых была предусмотрена только бумажная форма. В 2010 году право выставлять счета-фактуры в электронном виде было законодательно закреплено в 229-ФЗ (поправки в ст.169 Налогового кодекса РФ).

После этого были подготовлены Приказы Министерства финансов и Федеральной налоговой службы, которые описывают сам процесс выставления и получения электронных сетов фактур при взаимодействии компаний, а так же последующее предоставление таких электронных документов на налоговую проверку. Однако долгое время не были прописаны форматы счетов-фактур в электронном виде.

Наконец, 12 мая в «Российской газете» был опубликован Приказ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде» (зарег. Минюстом России от 11.04.

2012 № 23791, вступил в силу 23 мая). Это означает, что теперь нормативная база по использованию электронных документов полностью сформирована. Законодательство разрешает выставление и получение счетов-фактур в электронном виде, а так же описывает сам механизм работы с таким документом.

 

Документы без ошибок

Что представляет собой электронный счет-фактура (ЭСФ)? Это полноценный документ, как и его бумажный аналог.

ЭСФ содержит те же реквизиты и данные, должен быть подписан руководителем или доверенным лицом и передан в течение пяти дней.

Электронный счет-фактура также должен быть зарегистрирован в журнале учета и книгах учета. Его можно представить в качестве основания для получения вычета НДС.

Можно выделить несколько преимуществ использования электронных счетов-фактур. Во-первых, скорость доставки документов. Всем известно, что процесс доставки документов по почте может затягиваться на месяцы.

Электронные же документы доставляются по Интернету мгновенно, со скоростью света, в любое время суток.

Это и гарантия доставки, если пользоваться услугами квалифицированного оператора, который будет обеспечивать подтверждение доставки.

Во-вторых, электронные документы означают автоматизацию работы бухгалтерии. К примеру, входящие бумажные документы сегодня заводятся в системы учета вручную. Если таких документов на предприятии сотни, то десятки сотрудников бухгалтерии вынуждены заниматься этим рутинным трудом.

Электронные документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически значимы. Они могут существовать только в электронном виде, их не нужно распечатывать, ставить на них печати, содержать бумажный архив.

Все документы можно хранить в компьютере или в системе вашего электронного документооборота (в том случае, если оператор гарантирует сохранность).

Третье важное преимущество: ЭСФ исключают недостоверность в заполнении документов. К примеру, недостоверность подписей. Ведь документ подписывается только одной цифровой подписью — руководителя или другого работника, уполномоченного подписывать счета-фактуры (п. 6 ст. 169 НК РФ). Подпись главного бухгалтера при этом не нужна (см. постановление № 1137).

Кроме того, ввод ЭСФ позволяет сократить налоговые риски. Это имеет огромное значение для российских организаций. Дело в том, что многие компаний сталкиваются с огромным количеством поставок, каждая из которых оформляется документами, в том числе, счетами-фактурами.

При неправильно оформленном счете-фактуре или его отсутствии налоговая вправе доначислить НДС. Суммы доначислений могут быть значительны и снижают прибыль компании. В случае использования электронных документов проследить за их наличием и корректностью составления значительно проще.

Особенности электронных счетов-фактур

Процесс работы с электронными счетами-фактурами существенно отличается от работы с бумажными.

Требования к процессу выставления и получения электронных счетов-фактур предприятиями закреплены в «Порядке выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС с применением ЭЦП».

Помимо изменения в оформлении подписи можно выделить еще несколько основных отличий в работе со счетами-фактурами.

Дата выставления и получения покупателем счета-фактуры фиксируется оператором в Подтверждении. Именно эта дата и считается датой выставления/получения счета-фактуры, и в соответствии с ней он относится к налоговому периоду.

Фиксация даты выставления счета-фактуры означает невозможность выставлять в электронном виде документы «задним числом».

Это условие может создавать определенные трудности для организаций, которые, например, фактически могут оценить стоимость оказанных услуг только по происшествии определенного времени.

Факт выставления и получения – еще одно отличие нового Порядка. Счет-фактура считается выставленным только в случае, если продавцом получено извещение о его получении, подписанное покупателем.

Это положение, по сути, обязует продавца следить за получением извещений от покупателей, ведь если извещение сформировано не было, или продавец его не получил, электронный счет-фактура не является выставленным, и продавцу придется распечатать бумажный счет-фактуру и направить его в адрес получателя на бумаге.

Важно подчеркнуть, что дата получения этого извещения никак не влияет на решение об отнесении счета-фактуры к налоговому периоду.

Процесс работы с недавно появившимися корректировочными счетами-фактурами (КСФ) и исправления счетов-фактур (ИСФ) в электронном и бумажном виде идентичны, поскольку операторы ЭДО реализуют в своих системах требования законодательства (Постановление № 11376).

Случаи, когда составляется корректировочный счет-фактура, и когда в уже существующий счет-фактуру вносятся исправления, различаются. Корректировочный счет-фактура выставляется при изменении стоимости реализованных товаров, произведенных работ, оказанных услуг (другими словами, при изменении налоговой базы).

Уменьшение или увеличение стоимости (графа 5 счета-фактуры) может быть вызвано, в том числе, изменением цены (графа 4), уточнением количества или объема товаров, работ или услуг (графа 3). В случае изменения стоимости в сторону уменьшения, составляется корректировочный счет-фактура к уменьшению.

У продавца такой документ может служить основанием для вычета разницы излишне начисленного НДС, у покупателя по такому документу появится обязательство начислить разницу НДС. В случае же изменения стоимости в сторону увеличения, составляется КСФ к доплате. Здесь ситуация будет противоположной.

Все дельты (суммовые разницы) к уменьшению или доплате записываются в КСФ с положительным знаком. Делается это для того, чтобы не возникало вычета сумм при занесении КСФ в Книгах покупок и продаж. Еще одним важным условием составления КСФ, согласно п. 10 ст. 172 НК РФ, является некое согласие сторон, что стоимость будет изменена.

Это согласие может быть оформлено в виде дополнительного соглашения (в договоре, как двусторонний документ) или в виде уведомления (первичным односторонним документом). В каждом конкретном случае можно поступать так, как удобнее продавцу и покупателю.

Исправление в счете-фактуре производится в том случае, если в документе обнаружена именно ошибка (например, опечатка, неверная налоговая ставка, ошибка в реквизитах), а также при начислении бонусов без изменения цены реализованного товара. В процессе исправления возникает новый экземпляр счета-фактуры — исправленный счет-фактура.

Нумерация КСФ и ИСФ. Нумерация КСФ и счетов-фактур в рамках одного налогового периода сквозная, а нумерация исправлений в рамках одного счета-фактуры всегда начинается с 1, причем число исправлений не ограничено.

Важный вопрос: как вести учет ЭСФ в Журнале и Книгах? Ранее правила ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур установлены не были. Отсутствовала и рекомендованная печатная форма Журнала. В новом Постановлении №1137, которое пришло на смену Постановлению 914, эти недостатки устранены.

Налогоплательщики буду отныне вести один Журнал, состоящий из 2-х частей: часть 1 «выставленные счета-фактуры» и часть 2 «полученные счета-фактуры». Помимо реквизитов счета-фактуры, теперь в Журнале необходимо указывать способ выставления — был ли документ выставлен в бумажном или электронном виде.

Заметим, что в Журнале выставленных СФ есть две графы — дата составления и дата выставления счета-фактуры. Если для бумажного документа эти даты не всегда разделяются, то при выставлении счета-фактуры в электронном виде дату выставления фиксирует независимая третья сторона — оператор.

Еще одна важная особенность регистрации электронных счетов-фактур в Журнале — наличие извещения о получении. Тот самый технологический документ, который автоматически составляется покупателем, когда он подтверждает получение. Если извещения нет, то ни продавец, ни покупатель электронный документ регистрировать в журнале не имеют права.

Форма и порядок составления Книг покупок и продаж существенно не изменились. Продавец регистрирует в Книге продаж счет-фактуру, который выставляет покупателю, покупатель же регистрирует этот счет-фактуру в Книге покупок.

Корректировочный счет-фактура к доплате регистрируются продавцом и покупателем как обычно — в Книгах продаж и покупок соответственно. Корректировочный счет-фактура к уменьшению продавцом должен быть занесен в Книгу покупок, а покупателем — в Книгу продаж.

Документ регистрируется на сумму разницы.

Как начать работать с ЭДО?

Для работы с электронными счетами-фактурами, организации, необходимо:

  1. Заполнить заявку на сайте www.diadoc.ru. Специалисты Диадока помогут подобрать подходящий тариф и проконсультируют, как начать работу в системе.
  2. На сайте www.diadoc.ru есть регламент применения электронной цифровой подписи в системе электронного документооборота Диадок. Он предусмотрен для всех участников ЭДО. Если организация приняла решение работать с электронными документами, она должна подписать заявление о присоединении к этому регламенту. Также подписывается договор на право использования программы ЭВМ «Диадок» (образец есть на сайте). 
  3. Оператор присуждает компании идентификатор и регистрирует организацию в системе.
  4. Далее компания покупает в любом из сервисных центров СКБ Контур сертификат электронной подписи. Теперь каждый документ будет иметь юридическую силу. Заявку на сертификат ЭЦП также можно отправить прямо из системы Диадок. Если сертификат у организации уже есть, то можно использовать его.
  5. Находите в Диадоке контрагентов, и начинаете работать.
     
Ирина Цыганкова, Налоговый менеджер группы косвенного налогообложения PwC

«Технологический и технический процесс обмена электронными счетами-фактурами был возможен и до утверждения Приказа № ММВ-7-6/138. Но ранее отсутствовала законодательная база, позволяющая применять это в налоговых целях, то есть в налоговых органах нужно было иметь «живой» документ с печатью, подписью.

Сейчас нормативно-правовая база полностью сформировалась. Налогоплательщик задает вопрос: а что же изменится во взаимодействии с налоговыми органами? Ведь это принципиально новый порядок работы. Не будет ли мне хуже? Не будет ли проблем? Ответ на поверхности: хуже быть не должно, электронный документ — такой же, как и бумажный.

Более того, налоговые органы высказывались, что поощряют использование электронных счетов-фактур. Еще один вопрос: как электронные счета-фактуры повлияют на характер проведения и результат налоговых проверок? Думаю, характер налоговых проверок поменяться не должен. Работать станет удобнее: не нужно возить тонны документов в налоговые инспекции.

Международный опыт также показывает, что налоговые органы все больше внимания уделяют аналитической процедуре налоговых проверок, и возникает все меньше претензий в отношении технического оформления документов. Скорее всего, изменения приведут к более эффективному взаимодействию с контролирующими органами.

Таким образом, в отношениях с налоговыми органами возникает новая реальность. Мы начинаем по-другому говорить с ними.» 

Источник: https://kontur.ru/articles/2116

Российское законодательство в области информатизации и управления документацией в 2010-2012 годах: масштабные реформы последних лет

Что изменится в работе со счетами-фактурами в 2012 году

Изменения, внесенные в законодательство в области информатизации и управления документацией в 2010-2012 годах, расширили формат использования электронных документов в государственном управлении и деловой деятельности. 

Начало нового года – хорошее время для подведения итогов года прошедшего и обдумывания планов на предстоящий год. За последние два с половиной года в российском законодательстве, касающемся управления информацией и документацией, произошли радикальные изменения, и стоит взглянуть на общую картину этих перемен. 

Подводя первые итоги реформ в области управления документами и информацией, в первую очередь следует отметить то, что благодаря изменениям, внесенным в законодательство в последние два-три года, ликвидированы основные правовые препятствия, мешавшие использовать электронные документы в государственном управлении и деловой деятельности. Значительная часть оставшихся проблем связана с непродуманными организационно-техническими мерами, и прежде всего это проявляется при оказании электронных государственных услуг и организации межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, немалые сложности связаны с тем, что изменения в законодательстве очень масштабны и идут быстро, – куда быстрее, чем к ним успевают приспосабливаться заинтересованные стороны. Поскольку перемены непрерывно продолжаются уже в течение нескольких лет, многим трудно постоянно держать себя «в тонусе» и оперативно отслеживать все новации.

Серьезной проблемой, с моей точки зрения, является и перекос в сторону использования электронных документов при игнорировании имеющихся не менее серьезных пробелов в регламентации работы с бумажными документами.

Кардинальные реформы законодательства в 2010 году

Кульминация законотворческой деятельности, поддерживающей революционный переход на использование электронных документов, наступила 27 июля 2010 года, когда Президент Российской Федерации подписал ряд законов, принципиально изменивших ситуацию с электронными документами в России. Прежде всего, это федеральные законы:

  • № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • № 224-ФЗ от 27 июля 2010 года «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  • № 227-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»», который внес изменения в 26 федеральных законов, в том числе в большинство законов информационного блока («Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «Об архивном деле в Российской Федерации» и др.);
  • № 228-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Благодаря данному закону, появилась возможность ведения арбитражного процесса с использованием только электронных документов;
  • № 229-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». В частности, в Налоговый кодекс были введены положения, позволяющие вести счета-фактуры в электронном виде.

Продолжение реформ в 2011-2012 годах

Законодательные инициативы 2011-2012 года, связанные с приданием юридической cилы электронным документам, шли в двух направлениях. С одной стороны, в уже существующие федеральные законы активно вносились изменения, направленные на расширения сферы применения электронных документов. Среди них:

  • федеральный закон от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в 72 закона, в т.ч. в закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», направленные на обеспечения межведомственного электронного обмена информацией при оказании государственных услуг;
  • федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который внес большой пакет изменений в 93 закона по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и возможности использования при проведении контрольных и надзорных мероприятий электронных документов.

С другой стороны принимались совершенно новые законы, также предусматривавшие широкое использование электронных документов, например:

  • федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», введший норму, обязывающую предоставлять таможенные декларации только в электронном виде;
  • федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в котором введены три новых вида электронных подписей;
  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регламентировавший осуществление процедур лицензирования в электронной форме, выдачу лицензии в форме электронного документа, а также возможность формирования лицензионного дела в государственном органе в форме электронного документа.

Можно выделить несколько наиболее важных направлений внедрения информационных технологий и электронного документооборота. Это:

  1. налогообложение и контроль за исполнением налогового законодательства;
  2. бухгалтерский учет;
  3. электронный нотариат;
  4. электронное судопроизводство;
  5. использование электронных подписей.

Придание юридической силы электронным документам в сфере налогообложения и налогового контроля

Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» узаконил использование электронных счетов-фактур:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Статья 169. Счет-фактура

1. … Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

6. … Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако реальное применение электронных счетов-фактур стало возможным только с 1 апреля 2012 года, в связи с тем, что органам государственной власти потребовалось полтора года для разработки предусмотренного законодательством комплекта подзаконных нормативных правовых актов.

Последним было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», регламентирующее формы и порядок ведения, учета и хранения следующих видов документов:

  • счет-фактура,
  • корректировочный счет-фактура,
  • журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур,
  • книги покупок и книги продаж.

Вопрос о внедрении электронных счетов-фактур поднимался давно, поскольку, по данным наших налоговых органов, их создается примерно 15 миллиардов штук в год.

Перевод такого огромного документопотока в электронный вид может привести к существенному сокращению затрат организаций на ведение, учет и обеспечение сохранности счетов-фактур.

От этого также может существенно выиграть и налоговая служба, поскольку счета-фактуры составляют значительную часть документов, истребуемых налоговыми органами при проведения различных мероприятий налогового контроля.

Так, в 2010 году налоговыми органами было истребовано у налогоплательщиков порядка 17 миллионов счетов-фактур (что составило около 40% от всех истребованных документов за год) . Все эти миллионы документов до сих пор представлялись в виде заверенных бумажных копий. Для хранения такого объёма документов нужно примерно 1,7 километра полок либо свыше 4 тысяч архивных коробов.

Поэтому ещё одним направлением использования электронных документов является расширение электронного взаимодействия с налогоплательщиками при истребовании документов. В 2011 году Федеральная налоговая служба утвердила нормативные документы, регламентирующие порядок такого взаимодействия и преставления документов в электронном виде:

Источник: http://naar.ru/articles/Rossijskoe-zakonodatelstvo-v-oblasti-informatizacii-i-upravlenija-dokumentaciej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.