+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

Содержание

Учет денежных средств в кассе

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

Действующее законодательство России обязывает предприятия любых форм собственности организовать надлежащий учет денежных средств в кассе. Представителям малого предпринимательства наравне с ИП разрешается использовать упрощенный порядок. Правила утверждены Центробанком в Указании за № 3210-У от 11 марта 2014 г. Прежнее Положение за № 373-П от 12 октября 2011 г. утратило силу в 2014 г.

Бухгалтерский учет денежных средств в кассе – основные особенности

Сфера наличности регламентирована ЦБ в отношении расходования средств: на выдачу заработной платы сотрудникам, внесения на банковский счет, расчетов с контрагентами и партнерами компании (в пределах установленного лимита в 100 000 руб.

по одному договору). Грамотный учет денежных средств в кассе организации начинается с утверждения по разработанным алгоритмам лимита остатка денег (кроме ИП и малых предприятий).

Отсутствие предписанного законодательством лимита обозначает «нулевой» остаток средств.

Территориально удаленные обособленные подразделения предприятия обязаны учитывать местонахождение банка-адресата получения денег. Если в расчетах участвует касса головного офиса, при определении лимита необходимо учесть размер доли филиала. Если же филиал самостоятельно сдает выручку в кредитное учреждение, лимиты по такому подразделению определяются отдельно.

Учет денежных средств и кассовых операций

Кассовый документооборот на предприятии обеспечивают кассовые операции, выполняемые участниками наличной деятельности.

При этом используются формы документов, разработанные Госкомстатом РФ в Постановлении за № 88 от 18 августа 1998 г.

Данные унифицированные бланки являются обязательными к применению и подтверждают достоверность бухгалтерского учета кассовых операций хозяйствующего субъекта.

Порядок учета денежных документов в кассе – основные бланки:

Ответственным лицом за учет кассовых операций и денежных документов назначается кассир организации, а в случае его отсутствия другой сотрудник по приказу руководителя. Проверяющая функция возлагается на главного бухгалтера, старшего бухгалтера или директора. Проведение операции оформляется штампом «Погашено» или «Оплачено».

Обратите внимание! Предприниматели, ведущие учет своих доходов/расходов, вправе не вести кассовый документооборот вне зависимости от используемого налогового режима.

Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе – проводки

План счетов, утвержденный Приказом под № 94н от 31 октября 2000 г., для синтетического учета кассовых операций предусматривает счет 50 «Касса». Разд. 5 Инструкции допускает дополнительное открытие к счету следующих субсчетов по выбору:

  1. «Касса организации» – 50.1 для учета наличности. Если проводятся операции в иностранной валюте, следует открывать субсчета для каждого вида валюты.
  2. «Операционная касса» – 50.2 для учета наличности в кассовых точках товарных контор, вокзалов, почтовых отделений, билетных кассах и пр.
  3. «Денежные документы» – 50.3 для учета денежных документов со стоимостной оценкой. К примеру, предоплаченных талонов по ГСМ, путевок, почтовых извещений и переводов, марок госпошлины и пр.

Основные типовые проводки по кассе в бухучете представлены в таблице:

Наименование хозяйственной операцииСчет по дебетуСчет по кредиту
Получены средства по чеку с расчетного счета из банка в кассу предприятия5051 «Р/счет»
Получена оплата наличными от покупателя продукции5062 «Расчеты с покупателями/заказчиками»90 «Продажи»
Возвращен остаток подотчетных сумм сотрудником организации5071 «Расчеты с подотчетными лицами»
Внесен вклад в уставный капитал участником/учредителем общества5075.1 «Расчеты с учредителями по вкладам»
Сдана по квитанции на расчетный счет в банк из кассы выручка и/или зарплата депонированная, пр.5150
Проведена инкассация наличности в банк57 «Переводы в пути»50
Выплачена заработная плата/аванс сотрудникам предприятия из кассы70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»50
Выданы сотруднику наличные средства в подотчет7150
Выдан сотруднику безвозмездный заем/ссуда73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»50
Оплачена продукция поставщику наличностью (полностью или авансом)60 «Расчеты с поставщиками/подрядчиками»50
Выданы пособия по больничным листам за счет ФСС69 «Расчеты по соцстраху»50
Выплачены учредителю/участнику дивиденды от деятельности75.2 «Расчеты с учредителями по доходам»50
Выдана сотрудникам депонированная зарплата76 «Расчеты с дебиторами/кредиторами»50

Аналитический учет в кассе ведется путем открытия соответствующих субсчетов по необходимости. Детализация производится при наличии кассовых точек, территориально удаленных друг от друга; по видам валюты; конфигурациям платных денежных документов и прочим факторам, важность которых определяется предприятиями самостоятельно.

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-denezhnyh-sredstv-v-kasse

Детализация остатка по кассе

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

Н.И. ЛЕЙМАН, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

 «Поручение на оплату расходов, предусматривающее получение наличных денежных средств, наше учреждение формирует отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов.

При выдаче наличных сотрудникам учреждения иной раз складывается ситуация, когда кассир выдает деньги не по той статье, под которую они были получены.

Как правильно вести учет остатка по кассе в разрезе кодов бюджетной классификации? Нужно ли добавлять дополнительные признаки к счету «Касса» для учета остатков средств в разрезе бюджетной классификации?

На форуме «Учет в бюджетных организациях» www.klerk.ru вопрос прозвучал более кратко: «Нужно ли классифицировать деньги в кассе учреждения по экономической классификации?».

Счет бюджетного учета «Касса» детализирован исключительно по кодам классификации операций сектора государственного управления (510 и 610). Нужна ли дополнительная детализация — решать вам. При автоматизированном учете еще один информационный «разрез» — не проблема.

Деньги не маркированы и не пахнут

Консультанты, помогающие бухгалтерам освоить новые правила учета, разделились на два лагеря. Одни считают, что минимальная детализация кассовых операций — не случайна. Распорядитель вправе знать, на что затребованы деньги. Однако контроль за соответствием между кассовой заявкой и фактическим расходом — не предусмотрен (см. врез «Остаток по кассе: мнения программистов и бухгалтеров»).

Другие консультанты, проникшись психологией бухгалтера, прекрасно осознают, что гораздо спокойнее точно знать расшифровку остатка полученных в казначействе средств.

В этом случае точно известно, какие лимиты еще остались, и бухгалтеру проще составить очередную кассовую заявку. Кроме того, ему легче будет обосновать целевое использование средств проверяющим из Финнадзора (бывшие КРУ).

Рассмотрим одну из ситуаций на следующем примере.

Пример 1.

Утром 6 июня 2005 года в сейфе кассы МЛУ «Тишинская районная больница» не было наличных денежных средств. К обеду кассир получила 100 000 руб., в т. ч.:

на выдачу зарплаты — 60 000 руб.;

на приобретение материалов и лекарств — 30 000 руб.;

на оплату командировочных, всего — 10 000 руб., из них:

суточные — 2000 руб

оплата проезда — 5000 руб.

оплата мест в гостинице — 3000 руб.

В этот день были выданы 55 000 рублей заработной платы. Один из врачей не явился получить зарплату размером в 5000 рублей, так как был болен и находился на больничном.

Командированным сотрудникам пришлось выдать не 10 000 рублей, а 11 000, так как выяснилось, что необходимо оплатить не только места в гостинице, но и броню в размере 1000 рублей.

В подотчет деньги были выданы 7 июня 2005 года.

В Кассовой книге МЛУ «Тишинская районная больница» за 6 июня 2005 года по графе «Приход» будут отражены 100 000 рублей, по графе «Расход» — 66 000, и выведен остаток — 34 000 рублей. Так же, одной суммой в 34 000 рублей, остаток будет числиться и в Журнале операций № 1.

Как видите, без дополнительных аналитических признаков к субсчетам счета «Касса» определить, на какие цели следует использовать остаток наличности в кассе, — затруднительно.

Ручной учет

Чиновники Минфина России не раз подчеркивали, что в ситуации, которая не вписывается в рамки бюджетного учета, оптимальный вариант — учет управленческий.

Пример 2.

Продолжим пример 1. Для контроля за правильным расходованием наличных денежных средств кассир МЛУ «Тишинская районная больница» в конце рабочего дня 6 июня 2005 года расшифрует остаток по кассе в регистре управленческого учета, форма которого разработана главным бухгалтером больницы самостоятельно.

В подобном решении — большой недостаток. В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40, невыданную заработную плату необходимо депонировать, а ее сумму вернуть в банк.

Пример 3.

Продолжим Примеры 1 и 2. Депонированную зарплату кассир больницы обязан вернуть в сумме 5000 руб. Бухгалтерские записи при этом будут такими:.

Дебет 1 302 01 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда»

Кредит 1 304 02 730

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами»— депонирование сумм заработной платы, не полученной в срок, — 5000 руб.

Дебет 1 304 05 211

«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате труда»

Кредит 1 201 04 610

«Выбытия из кассы»— возврат депонированных сумм заработной платы в бюджет — 5000 руб.

Кассиру больницы целесообразнее выдать 7 июня 2005 года под отчет на приобретение материалов и лекарств не 30 тысяч рублей, а 29 тысяч. Это позволит сохранить остаток невыданной зарплаты в сумме пяти тысяч рублей, а не четырех.

Пример: получили на проезд 1500 руб, реально отчитались за 1700. Из-за этого могут возникать перекосы по КОСГУ в кассе. Не путайте казначейство возвратом денег по одному КОСГУ и получением по другому.

Не нужно усложнять

— Когда не хватает какого-либо разреза информации, в бухгалтерской программе достаточно открыть еще один уровень детализации, — объясняет разработчик бухгалтерского софта для бюджетных учреждений И.Л. Марков. — Этот подход называется организацией многоуровневого аналитического учета.

— Вы увеличиваете разрядность субсчета или присваиваете ему литерные признаки? — задали мы вопрос Илье Леонидовичу. — Что-нибудь вроде 1 201 04 510 МЗ — поступления в кассу, предназначенные для приобретения материальных запасов, и, соответственно, 1 201 04 610 МЗ — выбытия из кассы в подотчет на приобретение материальных запасов?

— Такие сложности ни к чему. Структура счета остается неизменной. В данном случае речь идет о детализации не на уровне субсчетов или на уровне аналитического учета.

Речь идет о вводе дополнительных реквизитов. Выглядит это примерно так. Субсчета 510 и 610 к счету 1 201 04 000 «Касса» вешаем на 5-й уровень расширенной аналитики. Еще четыре свободны.

На 4-й вешаем реквизит «код экономической классификации операции» или, если хотите, литерный признак. На 3-й… хоть атмосферное давление в момент проведения операции, на 2-й, скажем, температуру…

А потом в отчетах вертим информацией в какой угодно комбинации уровней детализации.

Честно говоря, проблема выеденного яйца не стоит, так как возможность многоуровневых разрезов информации предусмотрена в большинстве бухгалтерских программ.

Пример 4.

Продолжим примеры 1 и 2. В качестве дополнительных признаков 4-го уровня к счету 1 201 04 000 «Касса» определим:

ЗП — заработная плата

МЗ — материальные запасы

ПВ — прочие выплаты

ТУ — транспортные услуги

ПУ — прочие услуги

В этом случае распечатки из бухгалтерской программы МЛУ «Тишинская районная больница» будут выглядеть примерно так:

Распечатки из бухгалтерской программы

МЛУ «Тишинская районная больница» 06.06.2005 г.

КРАТКАЯ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

По субсчету 1 201 04 510 «Поступления в кассу»(слева)

по субсчету 1 201 04 610 «Поступления в кассу»(справа)

КРАТКАЯ ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СЧЕТУ 1 201 04 000 «КАССА»

* Знак «–» в расшифровке остатка кассы в лишний раз напомнит кассиру о необходимости подать дополнительную заявку в казначейство и исправить положение

Список литературы

Источник: http://www.neuch.ru/referat/66542.html

Учет денежных средств бюджетного учреждения – Актуальная бухгалтерия

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений денежные средства подразделяются в зависимости от места их нахождения (на счетах в казначействе, на счетах в банке, в кассе учреждения) и вида (безналичные рубли, безналичная валюта, наличные в кассе, денежные документы).

Учреждение обязано отражать на отдельных счетах аналитического учета:

1) денежные средства учреждения в казначействе с подразделением по кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 201 11 000 – средства на лицевых счетах в казначействе;
  • счет 0 201 13 000 – средства на лицевых счетах в казначействе в пути.

2) денежные средства учреждения в кредитных организациях с подразделением по кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 201 21 000 – средства в рублях на расчетных счетах в кредитных организациях (только для автономных учреждений);
  • счет 0 201 22 000 – средства на депозитных счетах в кредитных организациях (только для автономных учреждений);
  • счет 0 201 23 000 – средства на расчетных счетах в кредитных организациях в пути;
  • счет 0 201 26 000 – средства на аккредитивных счетах в кредитных организациях;
  • счет 0 201 27 000 – средства в иностранной валюте на расчетных счетах в кредитных организациях.

3) денежные средства и документы в кассе учреждения с подразделением по кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 201 34 000 – наличные денежные средства;
  • счет 0 201 35 000 – денежные документы.

Кроме того, операции по поступлению и выбытию денежных средств отражают и на забалансовых счетах 17 “Поступления денежных средств на счета учреждения” и 18 “Выбытия денежных средств со счетов учреждения” (по соответствующим кодам КОСГУ).

Денежные средства бюджетного учреждения в казначействе

Большинство денежных расчетов учреждение обязано проводить через лицевые счета, открытые в органах казначейства. Дело в том, что законодательство, определяющее статус бюджетных учреждений, предполагает, что любые операции данные организации имеют право осуществлять только через лицевые счета (ч. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-Ф).

В то же время подобных ограничений в отношении автономных учреждений законодательство не содержит. Такие организации вправе открывать как лицевые счета в органах федерального казначейства, так и расчетные счета в банках.

Мнение специалиста
Положения действующего законодательства не содержат запрета на открытие автономными учреждениями счетов в кредитных организациях и лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) (смотрите, в частности, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.

2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ)). Не содержится ограничений и на количество счетов, открываемых автономными учреждениями в кредитных организациях.

Кроме того, автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях и для операций со средствами, поступающими из соответствующего бюджета бюджетной системы в виде субсидий как на выполнение государственного (муниципального) задания, так и на иные цели (смотрите также ч. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Прямые ограничения для открытия счетов в кредитных организациях предусмотрены Законом № 174-ФЗ только в отношении:
– бюджетных инвестиций (ч. 3.6 ст. 2 Закона № 174-ФЗ);
– средств, поступающих автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования с 1 января 2012 года (ч. 3.8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Анализ норм действующего законодательства показывает, что у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, нет законодательно закрепленных полномочий по выбору организации, в которой автономное учреждение должно открывать счета (лицевые счета).

Вместе с тем специалисты Минфина России в своих разъяснениях указывают: “в силу того, что госсубсидия – это государственные или муниципальные деньги, при их предоставлении на счета учреждений в коммерческих банках, которые не ограждены от рыночных рисков, следует эти риски учитывать.

Только собственник имущества – учредитель может определить допустимость этих рисков и их величину”.

В настоящее время достаточно широкое распространение получила практика издания нормативных правовых актов, в соответствии с которыми автономные учреждения, создаваемые отдельными публично-правовыми образованиями, обязаны открывать только лицевые счета в органах казначейства (финансовых органах). При этом нередко подобные требования, по сути, являются условием для получения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Однако, как следует из приведенных выше положений Закона № 174-ФЗ, подобные требования не в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.

М. Миллиард, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ; В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Денежные средства на лицевых счетах

Как мы сказали выше, в строку 170 (171) баланса вписывают дебетовое сальдо по счету 0 201 11 000 “Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства” по состоянию на отчетную дату.

Сумму поступающих средств отражают по дебету аналитического счета 0 201 11 000 “Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства” (по соответствующему коду вида финансового обеспечения) в корреспонденции, в частности, со счетами (в зависимости от вида проводимой операции):

  • 0 201 26 000 – при поступлении денежных средств с аккредитивного счета в банке на лицевой счет в казначействе в течение одного операционного дня;
  • 2 205 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при получении доходов от собственности, оказания платных работ и услуг, операций с активами и т.д.
  • 4 205 81 000 – при получении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 205 81 000 – при получении субсидии на иные цели;
  • 6 205 81 000 – при получении субсидий на капитальные вложения;
  • 0 206 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при возврате авансов, ранее перечисленных учреждением третьим лицам;
  • 2 207 14 000 – при получении займов или ссуд, ранее предоставленных учреждением третьим лицам, а также процентов, пеней и штрафов по ним;
  • 0 209 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при получении средств в возмещение виновными лицами материального ущерба, нанесенного имуществу учреждения;
  • 0 210 03 000 – при внесении наличных денежных средств из кассы учреждения на лицевой счет в казначействе;
  • 2 301 14 000 – при поступлении кредитов и займов, привлеченных учреждением;
  • 0 303 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при возврате денежных средств, излишне перечисленных в бюджет;
  • 3 304 01 000 – при поступлении денежных средств во временное распоряжение учреждения (например задатка);
  • 0 304 04 000 – при получении денежных средств от филиала (головного подразделения);
  • 2 401 10 180 – при получении прочих доходов (например пожертвований или грантов) и т.д.

Одновременно с указанными записями сумму денежных средств, поступивших на лицевой счет учреждения, отражают увеличением забалансового счета 17 “Поступления денежных средств на счета учреждения”. Уменьшение данного забалансового счета (кредитовые обороты) возможно при возврате поступивших средств (п.

365 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.

2010 № 157н, далее — Инструкция).

Сумму перечисленных средств отражают по кредиту аналитического счета 0 201 11 000 “Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства” (по соответствующему коду вида финансового обеспечения).

Корреспондирующий счет зависит от вида операции по перечислению.

В соответствии с Планом счетов перечисление денежных средств с лицевого счета в казначействе отражают по кредиту этого счета и, в частности, дебету счетов:

  • 0 201 26 000 – при перечислении средств на аккредитивный счет в кредитной организации;
  • 0 205 81 000 – при возврате неиспользованных остатков субсидий на иные цели и неиспользованных остатков бюджетных инвестиций;
  • 0 206 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при перечислении сумм предоплат;
  • 2 207 14 000 – при перечислении средств, выданных другим лицам в качестве займа или ссуды;
  • 0 208 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при перечислении денежных средств подотчетным лицам;
  • 0 210 03 000 – при получении наличных средств в кассу учреждения;
  • 0 215 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при перечислении денежных средств для формирования финансовых вложений;
  • 2 301 14 000 – при погашении задолженности по полученным займам или ссудам;
  • 0 302 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при перечислении денежных средств поставщикам (подрядчикам) в оплату поставленных материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), а также работникам учреждения и другим кредиторам;
  • 0 303 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) – при перечислении налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет;
  • 3 304 01 000 – при возврате денежных средств, ранее полученных во временное распоряжение
  • 0 304 02 000 – при перечислении денежных средств в оплату депонентов (например заработной платы, которая была депонирована);
  • 0 304 04 000 – при перечислении денежных средств филиалу (головному подразделению) и т.д.

Одновременно с указанными записями сумму денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения, отражают увеличением забалансового счета 18 “Выбытия денежных средств со счетов учреждения”. Уменьшение данного забалансового счета (кредитовые обороты) возможно при восстановлении (возврате) перечисленной оплаты*(п. 367 Инструкции).

Денежные средства в пути

В строке 170 (172) указывают дебетовое сальдо по счету 0 201 13 000 “Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути” по состоянию на отчетную дату. По этому счету отражают сумму денежных средств, которая была:

  • перечислена учреждению при условии, что она подлежит зачислению на его счет в следующем месяце;
  • переведена с одного счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день.

Кроме того, с использованием счета 0 201 13 000 отражают операции, связанные с конвертацией иностранной валюты в рубли с последующим их зачислением на лицевой счет учреждения в казначействе (если операции по конвертации и зачислению средств проводятся в разные операционные дни). Здесь же, в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 “Доходы от переоценки активов”, учитывают положительные или отрицательные курсовые разницы, которые возникают в результате подобных операций.

https://www.youtube.com/watch?v=qjbTfygmUaU

Сумму поступающих средств отражают по дебету аналитического счета 0 201 13 510 “Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути” в корреспонденции с кредитом счетов:

  • 0 304 04 000 – при их получении от головного подразделения (филиала);
  • 0 201 26 000 – при их перечислении с аккредитивного счета в банке;
  • 0 201 27 000 – при конвертации средств в иностранной валюте и зачислении на лицевой счет.

Сумму списываемых с этого счета средств, зачисляемых на лицевые счета в органе казначейства, отражают по кредиту аналитического счета 0 201 13 000 “Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути” в корреспонденции с дебетом аналитического счета 0 201 11 000 “Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства”.

Источник: http://aktbuh.ru/nalogi-i-uchet/buhuchet/uchet-denezhnyh-sredstv-byudzhetnogo-uchrezhdeniya

Бюджетный учет: что такое денежные документы и как с ними работать в бюджетном учреждении

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

Сегодня в России отсутствует нормативное определение для понятия «денежные документы». Не разработан и единый реестр денежных документов. В нормативных правовых актах обозначены лишь основные признаки и примеры таких документов (см. инструкцию, утв.

приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н; далее — Инструкция № 157н).

Принято считать, что под денежными документами в бюджетном учете понимаются объекты определенной номинальной стоимости, которые приобретены и хранятся в учреждении, но услуги по ним еще не предоставлены.

Самые известные примеры такого рода документов — это талоны на бензин или на питание, почтовые марки, конверты с марками, извещения на почтовые переводы, путевки в санатории или детские оздоровительные лагеря и проч.

К данным активам относятся также карты оплаты мобильной связи, IP-телефонии междугородных, международных переговоров, доступа в интернет, авиационные и железнодорожные билеты, проездные билеты на общественный транспорт и т.

п.

Есть категория документов, которые имеют стоимостную оценку, но в целях бухучета не признаются денежными документами. В частности, это:

Как отразить денежные документы в учетной политике

Ответ на вопрос, какие именно активы будут считаться денежными документами, учреждение должно закрепить в своей учетной политике. Там же прописывается порядок их учета, хранения и списания. Все эти процедуры регламентированы несколькими инструкциями и приказами Минфина России, полный перечень которых вы видите ниже.

Основные документы, которые регламентируют работу бюджетного учреждения с денежными документами:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н);
  • Приказ Минфина России от 30.03.15 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».

Мы собрали в таблицу примеры формулировок, которые можно использовать в учетной политике организации:

РазделЧто написать в учетной политике
Организация бухгалтерского учетаПеречень должностей работников, которые имеют право получать денежные документы и денежные средства под отчет на приобретение товаров (оплату работ, услуг), приведен в Приложении №… к настоящей Учетной политике.Выдача денежных средств и денежных документов под отчет производится согласно соответствующему Положению №… к настоящей Учетной политике
Порядок проведения инвентаризацииДля подтверждения данных бухгалтерского учета и показателей годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств:

  • ________________________________
  • ________________________________
  • наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности — ежемесячно на произвольную дату.
Учет финансовых активовВ составе денежных документов учитываются (на выбор учреждения):

  • почтовые марки;
  • маркированные конверты;
  • карты экспресс-оплаты услуг связи;
  • оплаченные талоны на бензин и масла;
  • проездные билеты на отдельные виды транспорта: авиа- и железнодорожные билеты;
  • единые проездные билеты;
  • _______________________
  • _______________________

Денежные документы принимаются в фондовую кассу учреждения и учитываются по фактической стоимости.

Для каждого вида денежных документов нужно разработать отдельные локальные нормативные акты (ЛНА) — ими всегда интересуются контролирующие органы в ходе очередных и внеочередных проверок. В каждом ЛНА следует указать должности сотрудников, которые имеют право получать соответствующий вид денежного документа, а также обязательные условия и правила его использования.

Правильно составленный локальный нормативный акт должен обосновывать целесообразность применения денежных документов в бюджетном учреждении. Для этого необходимо тщательно прописать алгоритм, по которому сотрудники будут подтверждать свои расходы.

Как хранить, использовать и списывать

Поскольку учреждение уже оплатило, но еще не погасило денежные документы, они должны храниться в кассе. По фондовой кассе эти документы отражаются в случае, если:

  • приобретены по безналичному расчету;
  • приобретены за наличный расчет одним лицом, но расходовать их будет другое лицо;
  • выдаются сотрудникам по частям, а их остаток хранится в кассе.

Обратите внимание: если подотчетное лицо приобретает денежные документы и сразу же их расходует, то они списываются по авансовому отчету и не проходят по кассе.

Чтобы зафиксировать приход денежных документов в кассу и выдачу их из кассы, нужно использовать приходные кассовые ордеры (форма 0310001) и расходные кассовые ордеры (форма 0310002). Эти формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.

15 № 52н (далее — приказ № 52н). На ордерах необходимо сделать надпись: «Фондовый», и далее зафиксировать их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Эти записи не должны пересекаться с теми, что отражают движение денежных средств.

По фондовой кассе следует завести отдельную кассовую книгу со сквозной нумерацией и пометкой «Фондовый» на каждом листе. Записи в нее вносятся после получения или выдачи денежных документов по каждому фондовому ордеру. Обратите внимание: строки «в том числе на заработную плату» и «общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» в этой кассовой книге остаются незаполненными.

Контроль за денежными документами в бюджетном учреждении ведется в рамках регулярных проверок кассы. По результатам ревизии составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма 0504086). Правила ее заполнения регламентируются приказом № 52н.

За соблюдение требований к хранению, использованию и учету денежных документов в бюджетном учреждении отвечает его руководитель. Он определяет порядок и сроки проведения контрольных мероприятий.

Тонкости аналитического учета денежных документов

Аналитический учет денежных документов разграничивается по их видам в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051). Об этом сказано в пункте 171 Инструкции № 157н. Карточка начинается с записей остатков на начало года. Новые записи вносятся в срок не позднее, чем через день после совершения операции. Итоги по остаткам подводятся в конце каждого месяца.

Все операции с денежными документами фиксируются в журнале по прочим операциям. Основанием для каждой новой записи должны стать отчет кассира и прилагаемые к нему документы (форма 0504071). Также как и карточка учета, журнал открывается остатками на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период и выводятся остатки.

Правила бухгалтерского учета денежных документов

Все операции по бухгалтерскому учету денежных документов и соответствующие бухгалтерские записи можно разделить на две группы:

операцииДебетКредит
Поступление денежных документов
Поступление от поставщика в кассу0 201 35 5100 302 XX 730
Расходование подотчетным лицом или возврат в кассу ранее выданных в подотчет0 201 35 5100 208 XX 660
Выявление излишков при инвентаризации0 201 35 5100 401 10 180
Выбытие денежных документов
Выдача из кассы в подотчет0 208 XX 5600 201 35 610
Возврат из кассы поставщику согласно условиям договора0 302 XX 8300 201 35 610
Списание недостачи0 209 82 5600 201 35 610
Списание на чрезвычайные расходы (хищение, порча, уничтожение)0 401 10 1720 401 20 2730 201 35 610

Обратите внимание: если учреждение выдает в подотчет одним и тем же работникам как денежные средства, так и денежные документы, то расчеты нужно вести на разных счетах. Например, к счету «208 00» можно добавить дополнительные аналитические коды.

Учет денежных документов в конкретных ситуациях

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые могут возникнуть при работе с денежными документами в рамках финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Пример 1. Покупка и учет проездных билетов

МКУ приобрело для своего сотрудника проездной билет на все виды транспорта за 1 500 рублей. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в казначействе. Проездной билет выдан сотруднику в подотчет. В дальнейшем он должен представить авансовый отчет и вернуть использованный билет.

Проездные билеты действительно выдаются сотрудникам, которые занимаются разъездной работой. Таким способом работодатель возмещает связанные со служебными поездками транспортные расходы. Приобретение данного вида денежного документа осуществляется по КОСГУ 222 «Транспортные услуги».

В бухгалтерском учете такая операция будет отражена следующими проводками:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Оплачена стоимость проездного билета1 302 22 5601 304 05 2221 500
В кассу учреждения получен проездной билет1 201 35 5101 302 22 6601 500
Подотчетному лицу выдан проездной билет1 208 22 5601 201 35 6101 500
Подотчетное лицо представило авансовый отчет1 401 20 2221 208 22 6601 500

Пример 2. Недостача карт экспресс-оплаты связи

МБОУ приобрело для своей администрации 10 карт экспресс-оплаты мобильной связи номиналом 300 рублей каждая. Оплата произведена за счет деятельности, приносящей доход. Денежные документы были сразу же внесены в кассу.

Четыре карты оплаты выдали директору (в дальнейшем требовалось представить авансовый отчет и оправдательные документы). По результатам инвентаризации кассы выявлена недостача двух карт.

Виновный в недостаче был найден, он добровольно погасил всю сумму долга.

Карты экспресс-оплаты мобильной связи по своему статусу подпадают под понятие денежного документа. Такие карты часто используются администрациями учреждений. Карты экспресс-оплаты мобильной связи приобретаются по КОСГУ 221 «Услуги связи».

В этом случае операции в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

операцииДебетКредитСумма,  руб.
В кассу учреждения получены карты оплаты2 201 35 0002 208 21 0003 000
Подотчетному лицу выданы четыре карты оплаты2 208 21 0002 201 35 0001 200
Подотчетное лицо представило авансовый отчет по использованным картам оплаты2 109 80 2212 208 21 0001 200
Выявлена недостача денежных документов в кассе2 401 10 1722 209 82 5602 201 35 6102 401 10 172600

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2016/10/11574

Основы учет денежных средств в кассе

Бюджетный учет: Детализация остатка по кассе

Приветствую! Сегодня мы продолжим изучать участок бухучета денежных средств. Следующим его  представителей (наряду с расчетным счетом) является учет денег в кассе фирмы. Пожалуй, это тоже самый простой участок в работе.

Учет денежных средств в кассе – минимум теории

Бухгалтерский счет учета по кассе – это счет с кодом 50. На этом счете ведется учет информации о деньгах в кассе предприятия. Эти деньги называют наличными, в обиходе – НАЛ. Весь бухгалтерский участок касса  можно описать буквально несколькими ключевыми терминами:

  • Лимит денежных средств в кассе
  • Ограничение на максимальную сумму расчетов с контрагентами по кассе
  • Два основных первичных документа кассы
  • Специальный отчет по кассе.
  • Специальный документ, предназначенный для выдачи заработной платы.

Лимит денежных средств

В кассе каждый день может храниться сумма денег, не превышающая некоторый лимит. Лимит или ограничение суммы определяется банком, по согласованию с руководителем предприятия.

Сумма лимита – это сумма денег, необходимая предприятию для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдача командировочных, выплата заработной платы и др.

Сумма лимитов может пересматриваться в связи с возрастающей потребностью фирмы.

Организации, не ИП, излишек наличных денег обязательно сдают в банк на расчетный счет. Для этого, если суммы большие, предприятия пользуются услугами инкассации, которые в конце дня приезжают и забирают излишек. В конце месяца фирма-инкассация выставляет нашей фирмы суммы по оказанным услугам.

Единственный случай, когда в кассе разрешается иметь суммы сверх лимита – это дни выплаты заработной платы. И то, есть ограничение в количестве дней – от 3-х до 5. Сумма не выданной заработной платы помечается в бухучете, как депонированная и деньги сдаются в банк.

Ограничение расчетов наличными деньгами

Для начала вспомним, кто такие контрагенты – это участники рынка, с которыми взаимодействует наше предприятие. Участниками могут быть организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Все они взаимодействуют между собой и осуществляют взаиморасчеты наличкой, т.е. через кассу.

Когда взаимодействие происходит между организациями и физическими лицами – ограничений нет.

Между организацией и другими организациями, между организацией и ИП – существует ограничение в 100000р. в рамках одного договора. Т.е. выплатить или получить деньги можно только в сумме не больше 100000р. по одному договору.

Если сумма договора больше, то остальные платежи придется осуществлять через расчетный счет. Либо составлять несколько договоров, отличающихся друг от друга.

Придумывание новых немного разных договор делается для того, чтобы контролирующие органы не посчитали их сделанными специально для обхода ограничения в 100000р.

Первичные документы для учета денежных средств в кассе

Суть работы участка кассы – это взаиморасчеты с контрагентами, сотрудниками, а также выдача денег подотчетным лицам на оплату нужд самого предприятия. Самые основные первичные документы в бухучете по учету кассы – это:

  • Приходный кассовый ордер (ПКО)
  • Расходный кассовый ордер (РКО)
  • Платежная, либо Расчетно-платежная ведомость

Назначение ПКО и РКО – зарегистрировать прием, либо выдачу денег по кассе. Эти документы не должны иметь исправлений, помарок. Если нужно что-то исправить – выписывается новый документ.

В работе кассира, кроме создания по кассе ПКО и РКО, существует еще одно действие, выполняемое в конце дня. Этим действием будет создание и распечатка специального отчета под названием «Кассовая книга».

Отчет «Кассовая книга» – это специального вида реестр, собирающий за день все движения по кассе: все ПКО и РКО. Кассовая книга показывает остаток в кассе на начало дня, все приходы за счет ПКО, расходы за счет РКО и остаток на конец дня.

Документ «Платежная, либо Расчетно-платежная ведомость» – это документ больше для расчетчика заработной платы. Для кассы (т.е. для кассира) используется печатная форма этого документа для выдачи наличных денег по заработной плате.

В печатной форме «расчетно-платежная ведомость» сотрудник  расписывается за полученные деньги. В конце дня кассир подводит итог всех выплаченных сумм и делает один общий РКО на итоговую сумму.

Печатную форму РКО кассир подкалывает к печатной форме «Платежная, либо Расчетно-платежная ведомость»

Примеры первичных документов для работы денежными средствами по кассе

Взаимодействие учета денежных средств с другими счетами

Как только встречается слово взаиморасчеты по кассе, так сразу же должно всплывать словосочетание «поставщики», «покупатели», «сотрудники». Добавьте сюда еще участок подотчетных лиц и расчетный счет. И все. Это самые используемые на фирмах участки бухучета, работающие с кассой.

Теперь сразу небольшое практическое задание. Выпишите счета бухучета, с которыми, по-вашему мнению, задействован счет кассы (50)

Как выглядит в плане счетов

Сейчас настало время заглянуть в план счетов и посмотреть, как выглядит бухгалтерский счет в программе 1С Бухгалтерия. Давайте попробуем рассказать про счет и «предсказать», что мы ожидаем увидеть, когда начнем с ним работать. Ок?

Характеристики по 50 счету говорят нам, что счет:

«Аналитический», поскольку имеются субсчета и субконто «Движения денежных средств». Таким образом, вся информация о наличности предприятия уже детализируется.

«Активный» – видим букву «А»

Вспоминаем, счет «Активный», значит информация с него в Балансе пойдет в таблицу Актив. Приход всех денег будет отображаться в Дебете счета, а расход пойдет в Кредит счета. Остаток по счету может быть только в Дебете либо 0.

Субконто «Движение денежных средств», чем оно нам интересно? Дело в том, что это субконто разделяет информацию по кассе на более подробную, показывая нам Как двигаются наличные денежные средства. (кстати, помните, такое же субконто есть у 51 счета) Посмотрите на реальный отчет по кассе в “ОСВ по счету 50”

Дополнительно

Бухгалтер, работающий на участке касса, несет полную материальную ответственность за вверенные ему деньги: их учет, контроль и остаток.

Отчет «кассовая книга» имеет свою последовательную нумерацию и составляется только в те дни, когда были хоть какие-то движения по кассе. В те дни, когда не было ни одного ПКО или РКО – отчет «Кассовая книга» не составляется.

Выдача заработной платы, когда получателем является не сам сотрудник, а кто-то за него, тогда кассир требует доверенность.

Также доверенность требуется от представителя поставщика, если он пришел в кассу нашего предприятия получить деньги за что-то, что мы у него купили.

Источник: http://buhucheba.ru/uchet-deneg-v-kasse/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.