+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Материал предоставлен журналом:Бюджетныеорганизации: Бухучет и налогообложение /

Л. Салина /эксперт журнала«Бюджетные организации: бухгалтерский учети налогообложение»/

Бюджетникитоже платят налог на прибыль. Сегодня этиммало кого удивишь.Предпринимательскаядеятельность бюджетных организаций – этоисточник ихдополнительногофинансирования.

Поэтому практически каждоебюджетное учреждение(за редкимисключением) организует деятельность,которая в соответствии справилами новойИнструкции по бюджетному учету[1]называется«деятельность, приносящаядоход». А если есть доход, то имеется и налогнаприбыль.

В этой статье мы рассмотрим,какие доходы и при какихусловияхучитываются при определенииналоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с нормами гл.25 «Налог на прибыль организаций» НКРФплательщиками налога на прибыльпризнаются, в том числе, ироссийскиеорганизации (ст. 246 НК РФ).

Посколькусогласно Гражданскому кодексубюджетныеучреждения относятся к организациям(ст. 120 ГК РФ),они на общихоснованиях являются плательщикам налога наприбыль организаций, таккак введение вдействие гл.

25 НК РФ отменилольготы длябюджетных организаций.

Прежде чем рассчитать налог на прибыль,нужно определить объект обложенияэтимналогом. Статьей 247 НК РФ установлено, чтообъектом налогообложения поналогу наприбыль организаций признается прибыль,полученная налогоплательщиком.

Прибыльюдля российских организаций, в свою очередь,признаются полученныедоходы, уменьшенныена величину произведенных расходов,которые определяются всоответствии с гл. 25НК РФ. Таким образом, объектомналогообложения являетсяразница междуполученными доходами и расходами, аденежное выражение этойразницы признаетсяналоговой базой по данному налогу.

Статья 274 НКРФ содержит переченьналогоплательщиков, для которыхустанавливаютсяособенности определенияналоговой базы. В указанный переченьбюджетныеорганизации не включены.

Глава 25 НК РФ различает двавида доходов: доходы отреализации товаров(работ, услуг) и имущественных прав, атакжевнереализационные доходы. Кроме того,отдельно дан перечень доходов,неподлежащих налогообложению. Рассмотримуказанные видыдоходов.

Доходы отреализации

Доходом от реализациипризнается выручка от реализации товаров,работ, услугкак собственного производства,так и приобретенных на стороне, а такжевыручкаот реализации имущественных прав.При этом Налоговый кодекс содержитопределениятоваров, работ, услуг (ст. 38НК РФ).

Товаром признаетсялюбое имущество, реализуемоелибопредназначенное для реализации. В целяхрегулирования отношений, связанныхсвзиманием таможенных платежей, к товарамотносится и иное имущество,определяемое ТКРФ.

Работой для целейналогообложения признаетсядеятельность,результаты которой имеют материальноевыражение и могут бытьреализованы дляудовлетворения потребностей организации иили) физическихлиц.

Услугой дляцелей налогообложенияпризнаетсядеятельность, результатыкоторой не имеют материального выражения,реализуются ипотребляются в процессеосуществления этой деятельности.

Ксведению: в Инструкции № 25н слово«товар» не встречается.Кроме того, в Планесчетов бюджетного учета (в редакции ПриказаМинфина РФ №25н) изменено названиесчета 401 01 130 «Доходыотрыночных продаж товаров, работ, услуг».

Теперь он называется «Доходы отрыночныхпродаж готовой продукции, работ,услуг». Следовательно, можно предположить,чтодля бюджетных организаций законодателиисключают возможностьосуществленияопераций с товаром. Однако, помоему мнению, в целях применения гл.

25НКРФ товаром может быть признана готоваяпродукция бюджетныхучреждений, если онапредназначена для реализации.

Приопределении доходов из них исключаютсясуммы налогов, предъявленныхпокупателютоваров, работ, услуг, имущественных прав.Так, если приносящая доходдеятельностьучреждения облагается НДС, то вналогооблагаемый доход не нужновключатьуказанный налог.

Итак, доходом отреализации считается выручка от реализациитоваров, работ,услуг, имущественных прав. Ачто же, собственно,означаетреализация?

Реализациейтоваров, работ или услуг организацией илииндивидуальнымпредпринимателемпризнается соответственно передача навозмездной основе (в томчисле обментоварами, работами или услугами) правасобственности на товары,результатоввыполненных работ одним лицом для другоголица, возмездное оказаниеуслуг одним лицомдругому лицу, а в случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом,передача правасобственности на товары, результатоввыполненных работ однимлицом для другоголица, оказание услуг одним лицом другомулицу – набезвозмездной основе (п. 1 ст. 39НК РФ).

Таким образом,реализация – это передача правасобственности на товары,работы либооказание услуг как на возмездной, так ибезвозмездной основе.

Какопределяется выручка? Во-первых,исходя из всехпоступлений, связанных срасчетами за реализованные товары, работы,услуги,имущественные права как в денежной,так и в натуральной форме. Во-вторых,онапризнается либо по методу начислениялибо по кассовому методу, которыйдолженбыть утвержден в учетной политикеорганизации.

При использовании методаначисления доходы учитываются в томпериоде, вкотором они имели местонезависимо от фактического поступленияденежных средств.При кассовом методе учетадатой получения дохода признается деньпоступленияденежных средств на счета вбанках или в кассу.

Внереализационные доходы

К доходам, учитываемым приопределении прибыли, относятсятакжевнереализационные доходы, которыеопределяются в порядке,установленномст. 250 НК РФ. Переченьвнереализационных доходовдовольнообширный. Применительно кбюджетным организация можно отметитьследующиевнереализационные доходы:

1.Положительную (отрицательную) курсовуюразницу, которая образуетсявследствиеотклонения курса продажи (покупки)иностранной валюты от официальногокурса,установленного ЦБ РФ на дату перехода правасобственности на иностраннуювалюту.

2.Признанные должником или подлежащие уплатедолжником на основании решениясуда,вступившего в законную силу, штрафы, пени и(или) иные санкции занарушение договорныхобязательств, а также суммы возмещенияубытков илиущерба.

3. Доходы от сдачиимущества в аренду (субаренду), если они неопределяютсяналогоплательщиком в порядке,установленном ст. 249 НК РФ, тоестьне относятся к доходам от реализации.

4.Доходы от предоставления в пользованиеправ на результатыинтеллектуальнойдеятельности иприравненные к ним средстваиндивидуализации (в частности,прав,возникающих из патентов наизобретения, промышленные образцы и другиевидыинтеллектуальной собственности), еслитакие доходы не относятся к доходамотреализации, то есть если этот виддеятельности не является дляучрежденияосновным.

5. Проценты,полученные по договорам займа, кредита,банковского счета,банковского вклада, атакже по ценным бумагам и другимдолговымобязательствам.

6. Суммывосстановленных резервов, расходы наформирование которых былиприняты в составерасходов в порядке и на условиях,установленных НК РФ.

7. Безвозмезднополученное имущество (работы, услуги) илиимущественныеправа, за исключениемслучаев, указанных в ст. 251 НКРФ.

Оценка доходов прибезвозмездном получении имущества (работ,услуг)осуществляется исходя из рыночныхцен, определяемых с учетом положенийст.

40 НК РФ, но не ниже установленнойостаточной стоимости –по амортизируемомуимуществу и не ниже затрат на производство(приобретение) –по иному имуществу(выполненным работам, оказанным услугам).

Информация о ценахдолжна быть подтвержденаналогоплательщиком – получателемимущества (работ,услуг) документально илипутем независимой оценки.

Обратитевнимание: сюда же финансовые органыотносят идоходы от безвозмездногопользования имуществом. Так, в Письме№03-03-04/1/359 Минфин указывает, что дляцелей налогообложения прибылиполучениеимущества в безвозмездное пользованиеследует рассматривать какбезвозмездноеполучение имущественного права.

При этом уналогоплательщика –ссудодателяпредоставление имущества в безвозмездноепользование не приводит кобразованиюдохода. Доход в виде безвозмезднополученных имущественных правподлежитвключению в состав внереализационныхдоходов ссудополучателя. Следуетучитывать,что судебные органы (Информационноеписьмо Президиума ВАС РФот 22.12.

05 № 98 «Опрактике разрешения арбитражными судамидел, связанных сприменением отдельныхположений главы 25 НК РФ») не относяткналогооблагаемым доходам безвозмездноепользование имуществом, еслионопредоставлено учреждению собственникомимущества учреждения.

В данном случаесудытрактуют безвозмездное пользованиеимуществом как сбережение средств, а некакполучение дохода.

8. Доходы прошлых лет,выявленные в отчетном (налоговом)периоде.

9. Положительная курсоваяразница, возникшая от переоценки имуществав видевалютных ценностей (за исключениемценных бумаг, номинированных виностраннойвалюте) и требований(обязательств), стоимость которых выраженав иностраннойвалюте, в том числе повалютным счетам в банках, проводимой всвязи с изменениемофициального курсаиностранной валюты к рублю РФ,установленного ЦБ РФ.

Положительнойкурсовой разницей признается курсоваяразница, котораявозникает при дооценкеимущества в виде валютных ценностей (заисключениемценных бумаг, номинированных виностранной валюте) и требований,выраженных виностранной валюте, либо приуценке выраженных в иностраннойвалютеобязательств.

10. Суммовая разница,если сумма возникших обязательств итребований,исчисленная по установленномусоглашением сторон курсу условных денежныхединицна дату реализации (оприходования)товаров (работ, услуг), имущественныхправ,не соответствует фактическипоступившей (уплаченной) сумме врублях.

11. Стоимость полученныхматериалов или иного имущества придемонтаже илиразборке при ликвидациивыводимых из эксплуатации основных средств(заисключением случаев их уничтожения,установленных ст. 5 Конвенцииозапрещении разработки, производства,накопления и применения химическогооружияи о его уничтожении и частью 5приложения по проверке куказаннойконвенции).

12.

Доходы отиспользованного не по целевому назначениюимущества, в томчисле денежных средств,работ, услуг, которые получены врамкахблаготворительной деятельности (ввиде благотворительной помощи,пожертвований),целевых поступлений,целевого финансирования, за исключениембюджетных средств.В отношении бюджетныхсредств, использованных не по целевомуназначению,применяются нормы бюджетногозаконодательства РФ.

13. Кредиторскаязадолженность (обязательства передкредиторами), списанная всвязи с истечениемсрока исковой давности или по другимоснованиям.

14. Стоимость излишковматериально-производственных запасов ипрочегоимущества, которые выявлены врезультатеинвентаризации.

Доходы, неучитываемые при определении налоговойбазы

В первую очередь у бюджетныхорганизаций возникает вопрос: включать ливналогооблагаемый доход средствафинансирования из бюджета, то естьденежныесредства, полученные в рамкахсметы доходов и расходов. Ответ на негосодержитсяв пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Средства бюджетов всех уровней,государственных внебюджетныхфондоввыделяемые бюджетным учреждениям посмете доходов и расходовбюджетногоучреждения не учитываются приопределении налоговойбазы.

Таким образом, всоответствии с НК РФ не все доходы,получаемые организацией,учитываются приопределении прибыли. Перечень доходов,которые можно не включатьв налоговою базупо налогу на прибыль, содержится в ст.

251НКРФ.

Сразу же оговоримся, что этотперечень является закрытым, а это, всвоюочередь, означает, что все доходы,непоименованные в указаннойстатье, следует учитывать приопределенииналогооблагаемой базы.

Посколькусписок необлагаемых доходов достаточнобольшой, мы остановимсятолько на тех из них,которые могут иметь отношение кдеятельности бюджетныхучреждений, – это:

– целевое финансирование;– целевыепоступления;

– прочие доходы,неучитываемые при определении налоговойбазы.

Целевое финансирование

Какие средства относятся кцелевому финансированию, установленопп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Обязательноеусловие для включенияцелевогофинансирования в необлагаемыедоходы – раздельный учет доходов(расходов),полученных (произведенных) врамках такого финансирования. Приотсутствиираздельного учета указанныесредства подлежат налогообложению смомента ихполучения.

Если указанныесредства в течение налогового периода неиспользованыили использованы не поцелевому назначению, то к ним применяютсянормыбюджетного законодательства РФ.

Ксредствам целевого финансированияотносится имущество,полученноеорганизацией и использованноеею по назначению, определенному либоисточникомфинансирования (организациейили физическим лицом) либо федеральнымзаконом.Кроме средств бюджетов всехуровней, государственных внебюджетныхфондов,выделяемых бюджетным учреждениям посмете доходов и расходов, ксредствамцелевого финансированияотносятся:

1. Гранты.

Онипредоставляются на безвозмездной ибезвозвратной основахроссийскимифизическими лицами, некоммерческимиорганизациями, а такжеиностранными имеждународными организациями иобъединениями по перечню такихорганизаций,утвержденному Правительством РФ, наосуществление конкретныхпрограмм вобласти образования, искусства, культуры,охраны здоровья населения,охраныокружающей среды, защиты прав и свободчеловека и гражданина,предусмотренныхзаконодательством РФ, социальногообслуживания малоимущих исоциальнонезащищенных категорий граждан, а также напроведение конкретныхнаучных исследованийна условиях, определяемых грантодателем, собязательнымпредставлением грантодателюотчета о целевом использовании гранта.Есливыделенные средства одновременноотвечают всем вышеперечисленным критериям,тоих можно признать грантами.

2.Инвестиции на проведение инвестиционныхконкурсов (торгов) в порядке,установленномзаконодательством РФ.

3. Инвестиции

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/40812

Расходы при исчислении налога на прибыль, Комментарий, разъяснение, статья от 01 июля 2006 года

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Бюджетныеорганизации:
бухгалтерский учет и налогообложение, N 7-8, 2006 год Рубрика:НалогообложениеЛ.Салина,эксперт журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Объектомналогообложения по налогу на прибыль является прибыль, которая, всвою очередь, определяется как разница между полученными доходами ирасходами, произведенными с целью получения указанных доходов. Этоправило распространяется не только на коммерческие организации, нои на бюджетные учреждения.

Поэтому Налоговый кодекс, с точки зренияпризнания расходов в налоговом учете, бухгалтер бюджетногоучреждения должен знать так же хорошо, как и Инструкцию побюджетному учету. Представленный материал поможет более глубокоизучить этот вопрос.

Среди бухгалтеровбюджетной сферы, а зачастую и среди налоговиков встречается мнение,что бюджетные организации вправе учитывать при исчислении налога наприбыль только те расходы, которые поименованы в ст.321.1″Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями” НКРФ. На самом деле в ст.321.

1НК РФ речь идет о двух видах доходов (расходов) бюджетныхучреждений:

-о доходах (расходах), полученных (произведенных) в рамках целевогофинансирования;

-о доходах (расходах), полученных (произведенных) за счет иныхисточников.

Внашей статье речь пойдет о расходах, произведенных с цельюполучения дохода от иных источников, признаваемых при определенииналогооблагаемой прибыли.

Глава 25НК РФ применительно к бюджетным учреждениям иными источникамипризнает доходы от их коммерческой деятельности, получаемые отюридических и физических лиц по операциям реализации товаров работ,услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы*. Такимобразом, в статье 321.

1 НК РФречь идет о бюджетной и коммерческой деятельности, соответственно,и о расходах в рамках той или другой деятельности. При этомотдельно говорится о расходах, которые производятся одновременно иза счет средств бюджетного финансирования, и за счет средств откоммерческой деятельности. Именно их и нужно делить согласност.321.1НК РФ.___________________

*Подробнее о доходах, которые учитываются при определенииналогооблагаемой прибыли, читайте в статье Л.Салиной “Доходы приисчислении налога на прибыль” (“Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение”, N 6, 2006).

Налоговый кодекс устанавливаетособенности признания доходов и расходов для отдельных категорийналогоплательщиков (п.3ст.252 НК РФ). В списке таких налогоплательщиков бюджетныеучреждения отсутствуют.

Поэтому все остальные фактическиосуществленные расходы, связанные с ведением коммерческойдеятельности, учитываются в целях налогообложения прибыли в полномобъеме по правилам, установленным гл. 25НК РФ.

Правила признаниярасходов в налоговом учете изложены в ст.252НК РФ.

Расходы (затраты) должны быть:

а) выражены в денежнойформе;

б) обоснованы,экономически оправданы;

в) документальноподтверждены;

г) направлены наполучение дохода.

Под документальнымподтверждением подразумеваются документы, оформленные всоответствии с законодательством РФ, либо документы, оформленные всоответствии с обычаями делового оборота, применяемыми виностранном государстве, на территории которого произведенырасходы.

Кроме того, Налоговыйкодекс допускает использование документов, косвенноподтверждающих произведенные расходы. Это может быть таможеннаядекларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет овыполненной работе в соответствии с договором.

Налоговый кодекс разделяет все затраты нарасходы, связанные с производством и реализацией, ивнереализационные расходы. Рассмотрим эти виды расходов.

Расходы, связанные с производством и реализацией

Налоговый кодекс предусматриваетследующую группировку расходов, связанных с производством иреализацией:

-материальные расходы;

-расходы на оплату труда;

-прочие расходы;

-суммы начисленной амортизации.

Материальные расходы

Понятия “материальныерасходы” и “материальные запасы” в бюджетном учете несколькоразличаются.

В бюджетномучете к материальным запасам относят (п.48Инструкции N 25н*):____________________

*Приказ Минфина РФ от 10.02.06 N 25н”Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”.

-предметы, которые используются в деятельности учреждения не болеегода, независимо от их стоимости;

-предметы со сроком использования больше года, но не относящиеся косновным средствам в соответствии с ОКОФ;

-готовую продукцию.

В налоговомучете отнесение стоимостиимущества к материальным расходам не зависит от его принадлежностик основным средствам в соответствии с ОКОФ*. Налоговый кодекс разделяет все имуществона амортизируемое и неамортизируемое (материальные расходы).Амортизируемым признается имущество со сроком полезногоиспользования более года и стоимостью более 10 000 руб. Причем обаэти условия должны соблюдаться одновременно.__________________

*Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв.Постановлением Госстандарта РФ от26.12.94 N 359.

Пример 1.

Бюджетноеобразовательное учреждение приобрело в рамках коммерческойдеятельности столы стоимостью 2 600 руб. каждый.

Вналоговом учете образовательногоучреждения стоимость столов относится к материальным расходам, таккак она составляет менее 10 000 руб. В бюджетном учете это будутосновные средства, поскольку они удовлетворяют требованиямИнструкции N 25н и не могут бытьотнесены к материальным запасам, потому что включены в ОКОФ и сроких эксплуатации превышает 12 месяцев. Забегая вперед, отметим, чтоих стоимость и в налоговом, и в бюджетном учете будет отнесена нарасходы в одном периоде. Так, в бюджетном учете на основныесредства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. амортизация начисляетсяв размере 100% при вводе объекта в эксплуатацию (п.43Инструкции N 25н). В налоговом учете датой осуществленияматериальных расходов признается дата передачи в производство сырьяи материалов (п.2ст.272 НК РФ).

Иная ситуация можетсложиться по имуществу со сроком использования больше года, но неотносящемуся к основным средствам в соответствии с ОКОФ.

Пример 2.

Лесхоз приобрел засчет средств от коммерческой деятельности комплекты форменнойодежды стоимостью 10 000 руб. каждый. Срок носки форменной одежды -2 года.

Вналоговом учете форменная одежда относится к амортизируемомуимуществу, поскольку ее стоимость и срок носки соответствуюттребованиям, предъявляемым к амортизируемому имуществу. Стоимостьформенный одежды равными долями в течение срока носки относится назатраты. В бюджетном учете она учитывается как материальные запасы.

Ее стоимость будет списана с баланса по истечении двух лет.

Возможно ли ведениебюджетного учета по правилам Налогового кодекса в отношениикоммерческой деятельности бюджетных организаций? Пункт 5ст.321.

1 НК РФ гласит: в бюджетных учреждениях (независимоот наличия у таких учреждений расчетных и иных счетов),занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положенияминастоящей главы. Исходя из данного пункта можно предположить,что операции в бухгалтерском учете должны отражаться с учетомтребований НК РФ.

Применительно кпримеру 2 в бюджетном учете лесхоза стоимость форменной одеждыдолжна списываться на расходы равными долями в течение двух лет.Однако возникает вопрос: правомерно ли регулирование бухгалтерскогоучета Налоговым кодексом? Всоответствии с п.

1Инструкции N 25н бюджетный учет осуществляется всоответствии с Федеральным законом”О бухгалтерском учете”, бюджетным законодательством, иныминормативными правовыми актами РФ и Инструкцией N 25н. Налоговый кодекс относится кзаконодательству о налогах и сборах и устанавливает систему налогови сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ(ст.1 НКРФ).

Очевидно, что регулирование вопросов бюджетного учета неотносится к “компетенции” НКРФ.

Однако вернемся кматериальным расходам. Перечень материальных расходов дан вст.254НК РФ.

Это расходы на приобретение сырья, материалов,инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторногооборудования, спецодежды и других средств индивидуальной защиты,комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, воды, энергии всехвидов, работ и услуг производственного характера.

Стоимостьматериально-производственных запасов, включаемых в материальныерасходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДСи акцизов, за исключением случаев их приобретения с цельюиспользования в деятельности, не облагаемой НДС). Так же как и вбюджетном учете, в стоимость материальных запасов включают вседополнительные затраты, связанные с их приобретением: комиссионныевознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозныетаможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку. Кматериальным расходам приравниваются потери от недостачи и порчи впределах норм естественной убыли, а также технологические потерипри производстве и транспортировке.

Есть в ст.254НК РФ указания и по возвратной таре. Если стоимость возвратнойтары включена в цену материально-производственных запасов, то изобщей суммы расходов на их приобретение исключается стоимостьвозвратной тары по цене ее возможного использования и реализации.

Стоимость невозвратной тары включается в сумму расходов наприобретение запасов.

Списание сырья иматериалов можно производить:

-по стоимости единицызапаса;

-по средней стоимости;

-по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

-по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Выбранный способ долженбыть закреплен в налоговой учетной политике.

Расходы на оплату труда

Красходам на оплату труда относятся любые начисления работникам вденежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,компенсационные начисления, связанные с режимом работы илиусловиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления,расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренныенормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) иколлективными договорами.

Перечень расходов наоплату труда дан в ст.255НК РФ. Бухгалтеру бюджетного учреждения ближе перечень расходовна оплату труда статьи210 “Оплата труда и начисления на оплату труда” ЭКР, поэтомусравним их, чтобы избежать ошибок в налоговом учете. Дело в том,что общая сумма расходов на оплату труда в НК РФ является базовой величиной, котораяиспользуется при определении суммы платежей (взносов)работодателей, производимых по договорам страхования (п.16ст.255 НК РФ), представительских расходов (п.2ст.264 НК РФ), а также расходов на обеспечение социальнойзащиты инвалидов (пп.38п.1 ст.264 НК РФ), учитываемых в целях налогообложения.

Среди расходов постатье210 ЭКР есть такие, которые не принимаются при исчисленииналоговой базы, хотя могут быть произведены в рамкахкоммерческой деятельности бюджетного учреждения. К нимотносятся:

-материальная помощь (подстатья211 “Заработная плата” ЭКР). В соответствии с п.23ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения расходы ввиде сумм материальной помощи работникам, в том числе дляпервоначального взноса на приобретение и строительство жилья, наполное или частичное погашение кредита, предоставленного наприобретение и строительство жилья, беспроцентных или льготных ссудна улучшение жилищных условий, обзаведением домашним хозяйством ииные социальные потребности;

-ежемесячные пособия на ребенка (подстатья212 “Прочие выплаты” ЭКР);

-ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживанияс супругами в местностях, где они вынуждены не работать (подстатья212 “Прочие выплаты” ЭКР).

Некоторые расходы,указанные в статье210 ЭКР, не подлежат включению в состав расходов на оплатутруда в соответствии с Налоговымкодексом, однако они принимаются при исчисленииналогооблагаемой базы как прочие расходы, связанные с производствоми реализацией. Перечислим их:

-выплата за первые два дня временной нетрудоспособности за счетсредств работодателя в случае заболевания работника или полученияим травмы (за исключением несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний) (подстатья211 “Заработная плата” ЭКР). Указанные выплаты в целяхналогообложения прибыли принимаются как прочие расходы, связанные спроизводством и реализацией (пп.48.1п.1 ст.264 НК РФ);

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902086518

Налог на прибыль в бюджетном учреждении: уплата и проводки

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Бюджетное учреждение работает в соответствии с предметом и целями, которые определены федеральными и муниципальными правовыми актами. При этом получаемый от такой деятельности доход облагается налогом на прибыль. Порядок его расчета определен в Налоговом кодексе РФ, а также регулируется другими нормативными документами.

Из статьи вы узнаете о порядке расчета налога на прибыль в бюджетных учреждениях, применяемых для него процентных ставках, а также о сроках его уплаты.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ бюджетные учреждения относятся к группе государственных или муниципальных.

Такие организации формируются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При исчислении налога на прибыль казенных учреждений стоит помнить, что ее получение не является целью деятельности некоммерческих предприятий, которые создаются в специальных формах. Их список утвержден пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ.

При этом такие компании имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, что должно быть зафиксировано в их уставах. Предприятия должны иметь достаточный для «выработки» дохода объем имущества, рыночная стоимость которого должна соответствовать уставному капиталу ООО (п.

4 и 5 статьи 50 ГК РФ).

Объекты налогообложения

Напомним, что плательщиком налога на прибыль является любое предприятие, если оно ведет свою деятельность на территории нашей страны. При этом не имеет значения, каким способом была создана компания и ее правовой статус. Так, объектами налогообложения у бюджетных предприятий являются не только доходы от коммерческой деятельности, но и те, которые считаются внереализационными.

К доходам от реализации, с которых нужно заплатить налог на прибыль, относится выручка от реализации:   – продукции (работ, услуг) собственного производства;   – ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);

   – имущественных прав…

— Из рекомендации Системы Госфинансы С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

Примеры коммерческих услуг, с которых платится налог на прибыль в бюджетном учреждении (ст. 249 НК РФ):

Основной вид деятельностиКоммерческие услуги
Образовательное учреждениеФормирование специализированных кружков и секций для детей;Проведение занятий сверх основной учебной программы;Организация праздников, экскурсий, соревнований для детей.
Медицинское учреждениеПроведение дополнительных медицинских исследований.Оказание дополнительных спортивно-оздоровительных услуг (плавание, массаж).Создание врачебных комиссий.

Что касается внереализационных доходов бюджетных предприятий, то к ним относятся дивиденды, проценты, полученные по кредитам и займам, стоимость безвозмездно полученного имущества и материальных ценностей и др. С полным перечнем можно ознакомиться в статье 250 Налогового кодекса РФ.

У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых  зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.

В первую такую группу относятся доходы от внебюджетной деятельности. Ко второй можно отнести субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И, к третьей – субсидии на иные цели.

Именно в таком формате бюджетное учреждение получает средства на свои счета. Что касается самой структуры доходов и расходов таких предприятий, то здесь стоит обратить внимание на затратную часть.

Именно она оказывает существенное влияние на размер уплачиваемого налога на прибыль в бюджетном учреждении. 

Как и в обычных компаниях, бюджетные уменьшают налоговую базу по прибыли на размер понесенных расходов, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ.

Они бывают материальными, амортизационными, зарплатными и прочими. Действуют стандартные правила включения их в расчет, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ.

Так, расходами признаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Бухгалтерам казенных предприятий особое внимание стоит обратить на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В соответствии с ним, такие предприятия обязаны вести раздельный учет и доходов и расходов, которые были получены в виде целевого финансирования.

Если учреждение пренебрегает таким разделением, то все средства, которые она получает в рамках целевых «вливаний» будут считаться налогооблагаемым доходом в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Для признания доходов и расходов может применяться, как метод начисления, так и кассовый. Главное, чтобы выбранный способ был зафиксирован в учетной политике.

Недостатком применения в бюджетных организациях метода начисления является то, что за оказанную услугу, которая уже отражена в учете, оплата может быть еще не получена.

При этом уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении должна быть осуществлена в том же периоде (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). 

Фактически, предприятию приходится платить налоги «из своего кармана», до момента пока не будут получены деньги от контрагента.

Такая особенность может стать причиной переход «бюджетника» на кассовый метод в соответствии со статьей 273 Налогового кодекса РФ.

Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения

Порядок расчета налога на прибыль казенных и бюджетных учреждений в большинстве своем зависит от вида деятельности предприятия, а также от типа оказываемых услуг. Основная формула, которую используют «бюджетники» выглядит следующим образом:

Налогооблагаемая база * Ставка налога = Сумма налога к уплате

Основное внимание необходимо уделить именно расчету налоговой базы по прибыли, т.к. от нее зависит конечная сумма платежа, перечисляемого в бюджет.

Нюансом расчета для бюджетных учреждений является разделение полученной прибыли от целевой и коммерческой деятельности.

Рассмотрим пример, когда в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении оно ведет отдельный учет расходов, возникших в рамках коммерческой деятельности (по пропорциональной системе).

Пример 1

В 1 квартале 2021 года бюджетное учреждение получило из бюджета 1 000 000 рублей в виде целевого финансирования. Размер поступлений целевого назначения составил 200 000 рублей. Кроме того, в рамках коммерческой деятельности компания получила средств на сумму 400 000 рублей.

Итого сумма поступлений за 1 квартал составила 1 600 000 рублей.Бухгалтер предприятия рассчитал пропорцию поступлений от оказания платных услуг:400 тыс. руб. / (1,6 млн. руб. – 200 тыс. руб.) * 100 % = 28,57 %.

Объем расходов за указанный период составил 1 000 000 рублей, плюс 200 000 рублей целевых. Таким образом:1 млн. руб. + 200 тыс. руб. / 100 * 28,57 % = 342,84 тыс. руб.Рассчитанная налогооблагаемая прибыль составит: 400 тыс. руб. – 342,84 тыс. руб. = 57,16 тыс. руб.

Сумма налога к уплате составит: 57,16 тыс. руб. * 20 % ставку = 11,43 тыс. руб.

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями

Уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении подразумевает разделение соответствующих платежей на два направления: федеральный и региональный бюджет. В связи с этим необходимо оформлять два платежных поручения. Ниже представлена инструкция, позволяющая оформить данные документы без ошибок.

Этап 1. Расчет налога на прибыль.

Этап 2. Распределение платежа на федеральный и региональный бюджет (3 и 17 % соответственно).

Этап 3. Внесение данных в платежные поручения, в которых нужно указать:

  • основные реквизиты предприятий;
  • КБК;
  • назначение платежа;
  • основание платежа «ТП»;
  • налоговый период;
  • дату платежки;
  • статус плательщика «01».

Проводки в учете начисления налога на прибыль в бюджетном учреждении и его уплаты:

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102724-qqq-09-14-nalog-na-pribyl-v-byudjetnom-uchrejdenii

Налог на прибыль в бюджетных организациях: расчет, декларация, затраты, код классификации

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:

  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

  • Образовательные.
  • Культурные.
  • Медицинские.
  • Ветеринарные.

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  1. Доходы от коммерческой реализации услуг.
  2. Доходы, считающиеся внереализационными.

В первом случае это:

  • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
  • Создание кружков и секций.
  • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
  • Организация дополнительного приема врачей.
  • Проведение дополнительных обследований.
  • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
  • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

Полезные советы длю бюджетных учреждений по налогу на прибыль даны в этом видео:

Ставка и расчет

Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:

  • 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
  • Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.

Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения.

Формула

Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка.

Пример:

Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000. Поэтому с данного объекта налогообложения необходимо заплатить налог на прибыль:

  • (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.

Проблемная часть

Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:

  • Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
  • Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.

Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:

  • Материальные.
  • Амортизационные.
  • На оплату труда.
  • Прочие.

Примеры

Вот пример расчета налога с отдельным учетом расходов, пошедших на обеспечение коммерческой деятельности по пропорциональной системе:

В отчетном квартале бюджетное учреждение получило рублей:

  • Из бюджета – 1900 млн.
  • Целевого назначения – 175 млн.
  • От предпринимательской деятельности – 550 млн.

Всего – 2625 млн.

Далее:

  • Поступления от платных услуг составляют: 550/(2625 – 175)×100% = 22,4%.
  • Общие расходы за квартал в рублях – 2425 млн. (плюс 175 млн. целевых). При пропорциональном расчете расходов на предпринимательскую деятельность получаем: (2425 – 175)/ 100×22, 4% = 504 млн. рублей.
  • Облагаемая налогом прибыль при этом расчете получается (550 – 504) = 46 млн. рублей.
  • Отсюда выводится налог на прибыль от коммерческой деятельности по общей формуле: (550 – 504)×0,20 = 9, 2 млн. рублей.

О проводках учета начисления налога на прибыль бюджетных организаций (учреждений) расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/na-pribyl/v-byudzhetnom-uchrezhdenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.