+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Содержание

Финансовое планирование и бюджетирование предприятия: анализ процесса

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Финансовое планирование и бюджетирование – это аспект деятельности предприятия, который подразумевает управление денежными средствами фирмы с помощью создания фондов, координации процессов движения выручки; управленческие решения в бюджетировании должны быть сообразны с текущим экономическим положением, предполагаемыми доходами, целями и задачами для различных временных периодов.

Основные показатели, планируемые для достижения, отражаются в финансовом плане – корпоративном документе, отражающем предполагаемые приход и расход финансов. Финпланы различают по сроку составления:

  • краткосрочные (прогноз до одного года; краткосрочный план также называют «бюджетом». Бюджет отражает месячное или квартальное движение средств в экономическом и инвестиционном поле.);
  • среднесрочные (прогноз от одного до трех лет);
  • долгосрочные (свыше 3-х лет).

Еще двумя важными понятийными единицами теории бюджетирования являются термины «вертикальное бюджетирование» и «горизонтальное».

Горизонтальное подразумевает, что бюджет составляется подразделениями компании без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут достичь договоренности.

Вертикальное планирование бюджета состоит в том, что каждое подразделение утверждает финплан с руководителем. Менеджер может корректировать распределение расходов по статьям, исключать статьи вовсе или формировать новые.

Бюджетное планирование финансовой деятельности главной целью преследует максимальное извлечение чистой прибыли на определенном временном отрезке. Под чистой прибылью в менеджменте и экономике понимают прибыль после освобождения от всех издержек по итогам периода.

Цели бюджетного планирования

Расширенный список задач, которые руководство компании обязано решить для корректировки или внедрения стратегии планирования бюджета на предприятии:

  • обеспечение межведомственной работы, кооперации отделов и подразделений;
  • создание и отработка системы контроля за исполнением финансового плана предприятия;
  • координация текущего планирования;
  • оценка текущих затрат предприятия.

Эксперты утверждают, что наиболее сложным моментом является внедрение новой стратегии планирования финансов. Для того чтобы минимизировать «осложнения» руководство должно придерживаться такой линии действий:

  • изучение текущего состояния кооперации подразделений и отделов, анализ регламентов и должностных инструкций;
  • обучение персонала;
  • реорганизация подразделений наиболее щадящим способом;
  • работа по совершенствованию корпоративных стандартов;
  • разработка корпоративной системы отслеживания финансовых операций и выполнения плановых показателей.

Теория менеджмента выделяет основные принципы, которых должны придерживаться руководители при планировании бюджета предприятия:

  1. Принцип участия: каждый сотрудник вне зависимости от должности является участником процесса финансового бюджетного планирования;
  2. Принцип единства: планирование должно носить системный характер;
  3. Принцип непрерывности: планирование ведется в течение всего цикла реализации бюджетной стратегии, даже если плановые показатели достигнуты раньше срока;
  4. Принцип точности предполагает максимальную детализацию финплана;
  5. Принцип научности: при разработке стратегии должна использоваться теоретическая база и эмпирические данные;
  6. Принцип единоначалия: окончательные решения по спорным вопросам бюджетирования принимает топ-менеджмент;
  7. Принцип конъюнктуры: внедряемые программы финансового планирования должны соответствовать текущей рыночной ситуации.

Выработка управленческих решений должна основываться на методах экспертных оценок и экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает использование объективных данных финансовых показателей за отчетный период. Метод экспертных оценок заключается в привлечении отраслевых специалистов для участия в прогнозировании финансовой ситуации на планируемый период.

Методология финансового планирования

Процесс планирования бюджета должен быть ориентирован на использование обширной методологической базы экономики предприятия и теории менеджмента. Допускается применять такие методы:

  • нормативный: максимальная регламентация всех аспектов деятельности компании, т. е. внедрение нормативов оплаты труда, расходов материала, использования производственных мощностей;
  • метод денежных потоков: в качестве основного расчетного показателя используются суммы и сроки поступления денег на счета организации;
  • экономико-математический: использование матанализа и компьютерного моделирования для формирования финансового плана;
  • балансовый: основывается на таком расчете пропорций расходования средств, при котором будет обеспечиваться полноценное функционирование и равномерное развитие подразделений компании;
  • расчетно-аналитический метод: рассматривает бюджетное планирование как динамический процесс; внедрение изменений должно производиться с учетом текущих показателей.

Выбор методологического направления должен зависеть от рода деятельности компании, степени разветвленности ее структуры и характера движения финансовых потоков.

Составляющие бюджета предприятия

В прикладном аспекте бюджетирование финансового планирования организации сводится к формированию нескольких бюджетов предприятия различного уровня. Бюджеты предприятия делятся на два типа: операционный и финансовый.

Финансовый бюджет включает в себя три уровня:

  1. инвестиционный:
  2. баланс денежных средств: отражает все возможные поступления средств за отчетный период;
  3. прогнозируемый бюджет: отчетный документ, отражающие предполагаемое состояние дел на конец периода. Иногда сопровождается детальным SWOT-анализом, содержащим сведения о возможностях и угрозах на протяжении отчетного периода;

Этот тип отражает итоговые показатели, определяет успешность выполнения финплана в целом.

Операционный бюджет содержит в себе еще большее количество и показывает текущую ситуацию на предприятие, дает детальное представление о расходовании средств подразделениями. Данный тип включает в себя следующие уровни:

  1. бюджет продаж: формируется с учетом предполагаемого объема реализации продукта и цены на него. При формировании цены и предполагаемых объемов продаж нужно ориентироваться на показатели продаж в предыдущем отчетном периоде, макроэкономические факторы, сезонность спроса на товары и услуги;
  2. производственный бюджет: определяет тип производимого продукта/услуги и предполагаемое количество произведенных единиц. При формировании нужно учитывать возможность резкого изменения спроса, текущие запасы произведенной продукции, себестоимость единицы продукта;
  3. бюджет производственных запасов: отражает хранящиеся на складе резервы сырья, готовой продукции, ГСМ. В финансовом плане данные должны быть отражены в количественных и стоимостных величинах. В этот раздел входит бюджет затрат на сырье и материалы производства;
  4. фонд оплаты труда: формируется из ставок работы персонала и планируемых показателей производительности труда. В данном разделе, возможно, появление дополнительных показателей: это зависит от того, какая система оплаты применяется в компании – фиксированная или сдельная;
  5. накладные затраты: сюда могут входить некоторые макроэкономические факторы(инфляция), а также амортизационные расходы – траты на ремонт и обслуживание оборудования;
  6. расходы на менеджмент: к этому типу относятся траты на осуществление сбыта, расходы на обеспечение функционирования аппарата менеджеров, плата за корпоративную связь и транспорт.

Все описанные типы документов должны формироваться до того, как начнется плановый период.

Анализ и планирование бюджета операционного уровня в большинстве случаев обеспечивает достижения прогнозных значений финансового плана, помогает сформировать позитивный финансовый бюджет.

Работа в плановый период должна начинаться с составления отчета о прибылях и убытках – прогнозного документа, отражающего показатели планируемой деятельности.

В отчете должны быть данные, систематизированные и скомпонованные на основе перечисленных видов расходных направлений.

Типовой финансовый план

Документ должен содержать разделы:

  • прогноз сводного баланса;
  • бухгалтерский баланс с указанием основных средств, оборотных активов, дебиторской задолженности и детализацией пассивной части;
  • расчет основных средств после коррекции коэффициентов.

Для составления финплана нужно привлекать бухгалтеров, экономистов, топ-менеджеров, консультантов по стратегическому менеджменту.

Бюджетное планирование – краеугольный камень экономической деятельности, без которого функционирование предприятия невозможно в плановой или рыночной экономической парадигме.

Вне зависимости от рода деятельности, финансовое планирование имеет обобщенный характер.

Приобретение знаний о данном аспекте бизнеса будет полезно начинающим предпринимателям, так как бюджетирование – наиболее важная часть бизнес-плана.

Источник: http://arprime.ru/planirovanie/finansovoe-planirovanie-i-budzhetirovanie

Простое бюджетное планирование

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

В современном мире динамичного бизнеса вопрос бюджетной эффективности затрагивается стабильно часто, если не сказать постоянно и ежедневно. Организация планирования – вот самый простой ответ на него.

При этом на одной чаше весов суммарной конкурентоспособности бизнеса соседствуют вопросы стратегического, организационного, процессного и других видов планирования, включая центральный вид – бюджетное планирование.

В этой статье мы детально рассмотрим практический подход и методы бюджетного планирования на предприятиях: речь пойдет не просто о теоретической базе знаний, а о роли бюджетных планов в успехе бизнеса предприятия в целом.

Основы бюджетного планирования

Бюджетное планирование необходимо не только для государства, для бюджетных учреждений или домохозяйств, поскольку субъекты бюджетного планирования – это участники экономических процессов, характерных абсолютно для любых видов деятельности, любых организаций, а бюджет, по сути – план, фиксирующий ожидаемые показатели экономической активности. Не «хотелки» в смысле «добиться бюджетной эффективности за неделю», а реальный бюджет и детальное бюджетное планирование – сколько и на что потратим, сколько и с чего заработаем. Вопрос предметный и не терпит приблизительного подхода.

В этом контексте бюджетное планирование – это такой набор действий и решений, результатом которых станет составление документа – бюджета, в котором в численном выражении будут зафиксированы цели и планы на определенный период, чаще всего, на год.

Таким образом, составление бюджета и бюджетное планирование объединяет все подразделения одной фирмы вместе, делая их совместную работу возможной, а главное, обеспечивая за счет этого результаты экономической активности. Причем не просто результаты, а результаты соответствующие планам и фактам, т.е. максимально приближенных к понятию бюджетной эффективности.

Что крайне важно в глобальном смысле – быть не просто успешной компанией, а быть стабильно прогнозируемой успешной компанией, потому это, допустим, привлекает инвесторов.

У хороших бюджетов коммерческих предприятий, конечно, есть свои основы бюджетного планирования и их организации:

  • Сквозной характер. Бюджет распространяется на все части, подразделения, направления и сегменты бизнеса;
  • Бюджет = закон. Свойство – директивность. Если бюджет подписан, его нельзя не исполнять. Часто исполнение бюджета является ключевым KPI для подразделений, которые только тратят, а не зарабатывают. Бюджет в таком случае это элемент контроля, а также основание для поощрения;
  • Формализация. Единица бюджета – обоснованный результативный показатель деятельности, выраженный в виде цифры. «Продать много» не очень хорошая цель для процесса бюджетного планирования, а «Продать на 1 млн $ в квартал» очень даже ничего;
  • Регулярность – бюджет принят и исполнен (или не исполнен) в четкий оговоренный промежуток времени, который приказом главного лица фирмы выбран в качестве бюджетного периода. Это ключевое условие результативности бюджетного планирования, потому что регулярность означает неразрывность плановой деятельности компании;
  • Новый бюджет разрабатывается на основе аналитики показателей плана и факта исполнения бюджета истекшего периода.

Рисунок 1. Признаки хорошего бюджета

Методы бюджетного планирования

На практике бюджетное планирование или бюджетирование в современном мире – это методы повышения конкурентоспособности бизнеса, на основе детализированного контроля ключевых показателей работы фирмы в разрезе финансов.

Когда мы говорим о бюджете и бюджетном планировании в целом, мы касаемся такой сложной темы, как методы структурирования универсальной технологии планирования, а также учета и непрерывного контроля средств предприятия для достижения бюджетной эффективности.

Если представить, что будущее фирмы и бюджетная эффективность напрямую зависят только от соблюдения некоторых метрик и показателей без влияния каких-то внешних факторов, тогда процесс бюджетного планирования либо делает фирму стабильно приносящей прибыль, либо отправляет ее на кладбище (в зависимости от четкости и точности структурированности бюджетного процесса).

Субъекты бюджетного планирования

Самая важная задача любого бизнесмена – делать бизнес конкурентоспособным во всех смыслах этого слова.

Поэтому в компаниях по всему миру поняли, что необходимо тратить время не на споры с конкурентами, а на создание такой универсальной системы или многорычажного механизма управления, который помог бы удерживать и развивать позиции на интересном бизнесу рынке. Одним из таких рычагов является рассматриваемый нами процесс создания бюджетных планов для достижения бюджетной эффективности.

В бюджетном планировании однозначно участвуют все подразделения компании. У каждого субъекта своя глубина детализации бюджета и взаимосвязи с другими подразделениями.

Бюджетов и соответствующих им планов исполнения этих бюджетов может быть бесчисленное множество.

По большей части это зависит от таланта финансового директора и требуемой степени детализации, определяемой стратегией финансового учета фирмы.

К примеру:

  • Бюджет доходов и расходов как детализированная смета расходов и продаж, которые должны обеспечить фирме профицит;
  • Бюджет движения денежных средств для распределения текущих денег в операционном цикле;
  • План финансирования для формирования прогнозов потребности в заемном капитале и по внутренним инвестициям;
  • Прогнозный баланс как инструмент контроля капитала;
  • Бюджет ФОТ с целями прогнозирования операционных затрат и отчислений в фонды;
  • Материальные бюджеты – планы по снабжению, сформированные на нормах производственного расхода;
  • Энергетические бюджеты по нормам потребления ресурсов для обеспечения производственных нужд;
  • Бюджет амортизации для контроля внутреннего износа, капитального ремонта и реновации производственных мощностей;
  • Налоговый бюджет.

Рисунок 2. Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Пример ввода бюджетов в WA:Финансист

Бюджеты в «WA:Финансист» вводятся с помощью соответствующего документа «Бюджет»:

Доступны следующие возможности ускорения и облегчения ввода плановых данных:

  • Загрузка из файлов excel;
  • Настройка шаблонов заполнения;
  • Заполнение по данным графиков оплат в договорах;
  • Заполнение в одном Бюджете данных по нескольким периодам, статьям и их аналитика;
  • Настройка зависимых оборотов.

В данном кейсе более подробно рассмотрим вариант заполнения бюджетов «По данным графиков» в договорах.

В «Бюджетах» есть возможность выполнения следующего действия:

При этом автоматически подбираются и затем будут отражены в бюджете плановые данные, ранее настроенные для договоров согласно указанным отборам:

Сначала формируется план доходов/расходов:

Затем на его основании с помощью настройки «Модели распределения платежей» – график платежей:

Формируется график платежей в разрезе периодов с учетом условий оплаты по договору (аванс, предоплата):

Результатом настроек является автоматическое заполнение нескольких видов плановых документов:

  • Плановые бюджеты по финансовым данным договоров;
  • Планируемые Заявки на платеж;
  • Планируемые поступления ДС.

Для этого предусмотрено отдельное рабочее место:

Поскольку ввод плановых данных по графикам доходов и расходов и платежей в договорах является частью общего бюджетного планирования, система «WA:Финансист» позволяет подключать к «Договорам/Регистрации условий договоров» и «Контрагентам» общие возможности системы по согласованию:

Пример составных частей процесса бюджетного планирования

Конечно, есть и другие бюджеты, начиная с командировочных, до бюджетов корпоративных праздников и подарков. Все это бюджеты, и во всех бюджетах обязаны быть четкие и продуманные показатели. Понятно, что для турфирмы нужна одна степень детализации бюджетных планов, а для сталелитейного комбината – совсем другая.

Идентично для всех одно: вне зависимости от количества бюджетов и планов контроля утвержденных показателей, процесс бюджетного планирования является единственной возможностью контролировать жизнь фирмы в разрезе всех финансовых результатов. Напомним, что от качества бюджетных планов может зависеть весь суммарный результат фирмы за будущий период.

Взаимосвязанность процесса бюджетного планирования и организация планирования процесса бюджетирования

Современные динамичные системы управления стремятся к тому, чтобы процесс бюджетного планирования был основан на принципах взаимосвязанности и четкой регламентации бюджетного процесса во всех подразделениях.

То есть процесс создания бюджетных планов должен быть согласован, как горизонтально/вертикально, так и во временном диапазоне для достижения бюджетной эффективности.

К примеру, если планово-экономический отдел планирует бюджет (сверху вниз), то он учитывает и реальные данные доходного/расходного подразделения (снизу вверх). Таким образом, достигается балансировка показателей и приведение их к реальному значению.

Рисунок 3

Целесообразно производить строительство бюджетных планов таким образом, чтобы все бюджеты были взаимосвязаны. Проще говоря, бюджет низкого уровня всегда есть составная часть (или расширенная детализация) бюджетных планов более высокого уровня. Это позволяет с одной стороны связать плановые данные с реальными данными, а с другой – обеспечить дополнительный контроль исполнения.

Процесс составления бюджетных планов компании должен быть продуман и документально оформлен в виде регламента, который будет определять порядок составления бюджетов в части состава, подготовки, верификации и утверждения.

Организация бюджетного планирования должна быть структурирована так, чтобы создать полный непрерывный цикл бюджетирования, начиная с установки целевых значений каждого показателя, до анализа фактического значения (результата).

Проблемы процесса бюджетного планирования

Невозможно создать такой процесс бюджетного планирования, который стал бы идеальным или эталонным во всех его частностях для всех предприятий. Но чтобы структурировать наиболее оптимальную и рабочую модель бюджетного планирования, необходимо учесть наиболее распространенные ошибки и проблемы, а также воспринимать этот процесс как составной элемент комплексного управления компанией.

Рисунок 4. Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

Круговорот проблем процесса бюджетного планирования

  • Затягивание сроков. Планы и бюджеты не принимаются в срок и постоянно переносятся. В итоге компания сталкивается с тем, что бюджет/план должны догонять ее реальную жизнь, что чаще всего невозможно.
  • Не идентичность показателей. Проблема многих компаний, в которых подразделения привыкли измерять свою эффективность или ставить планы на основе внутреннего представления, а не общих показателей системы планирования. Это часто приводит к тому, что предприятия упираются в стену из необходимости суммировать или вычитать друг из друга несопоставимые данные.
  • Нет единой системы документов. Это приводит к затруднениям в процессе сопоставления данных отчетности и дальнейших бюджетных планов.
  • Бесконечность согласования. Проблема всех крупных предприятий: лица, принимающие распорядительные решения, тормозят весь производственный процесс своим неисполнением бюджетных планов. Зачастую бесконечность процесса согласования бюджетных планов – это следствие низкого качества менеджерского состава или недостаточной организации самого процесса.
  • Низкое качество IT-инфраструктуры. Приводит к тому, что процессы тормозятся из-за невозможности импорта/экспорта каких-либо данных или их сопоставления между собой.
  • Несоответствие бюджетов и планов предприятия. На стратегическом уровне это несоответствие означает крах процесса бюджетного планирования, потому что верхним уровнем всего процесса и является стратегический план компании.
  • Нереальность бюджетирования. Если план и факт значительно отличаются друг от друга, значит, процесс бюджетного планирования не соответствует тому, что происходит в реальности на предприятии, имеет неправильное основание, а также не опирается на принципы «сверху вниз» и «снизу вверх».

записи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Заключение и выводы

Организация планирования процесса эффективного бюджетирования – это не самая сложная задача внутрикорпоративного управления. Безусловно, финансово бюджетное планирование требует большой ответственности и последовательности, которые обеспечат не только реальность будущего бюджета предприятия, но и бюджетную эффективность.

Но только такая система управления компанией, система, на основе формирования и контроля исполнения структурированных бюджетов и охватывающая все субъекты бюджетного планирования, может быть адекватна современным рыночным отношениям.

За счет бюджетного планирования на предприятиях любой формы собственности и размера достигаются желаемые результаты и решаются важные задачи бизнеса:

  • Создать и использовать систему бюджетных планов, на основе план-фактного анализа;
  • Добиться прозрачности потоков денежных средств и точности управления ими;
  • Обеспечить руководство инструментом контроля финансовых ресурсов предприятия;
  • Повысить эффективность использования денежных средств;
  • Снизить операционные риски в рамках управления свободными финансовыми ресурсами;
  • Обеспечить непрерывный контроль производственных показателей и нормативов;
  • Усилить контроль доходно-расходной деятельности компании в целом;
  • Консолидировать ресурсы внутри компании для обеспечения достижения поставленных целей;
  • Активизировать потенциал менеджмента подразделений, создав среду вовлеченности и ответственности за общий результат компании;
  • Оптимизировать процессы внутри компании.

В заключении отметим, что бюджетное планирование – наиболее правильный и простой способ избежать вопросов из серии «что же будет с бизнесом в будущем?». Как инструмент менеджмента методы бюджетного планирования дадут понимание, какую линию поведения выстраивать, и какой путь выбрать для достижения поставленной цели.

Источник: https://www.1CashFlow.ru/byudzhetnoe-planirovanie

Процессно-ориентированное бюджетирование

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Джеймс А. Бримсон (James A. Brimson), основатель и руководитель Института процессно-ориентированного менеджмента (Activity Based-Management Institute ABM-I). Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.

Создание стоимости сегодня считается первоочередной задачей для менеджеров. Создание стоимости является универсальной темой различных методов совершенствования, таких как всеобщее управление качеством (TQM), процессно-ориентированное управление затратами, запасы, доставляемые точно в срок (just-in-time inventory), реинжиниринг бизнес-процессов, управление временем, и т. д.

Улучшение отдельных показателей работы необходимо перевести в добавленную стоимость для всей организации, а не только для определенного отдела. Прогресс на одном участке не обеспечивает долгосрочных успехов. Таким образом, процесс совершенствования должен быть устойчивым и приводить к оптимизированию всей компании.

Традиционное планирование и бюджетирование зачастую не создают стоимость или, в лучшем случае, создают минимальную. В традиционном бюджете и отчете о прибылях и убытках просто показаны статьи доходов и расходов, такие как себестоимость произведенной продукции или услуг, заработная плата, аренда, материалы, амортизационные отчисления, налоги на прибыль и т. д.

При таком подходе воспроизводится формат отчетов, традиционно подготавливаемых различными отделами. Эти отчеты представляют собой сводную информацию о ресурсах, которые должны быть приобретены, и доходах от реализации.

Проблема состоит в том, что традиционное планирование и бюджетирование свое основное внимание уделяют ресурсам, а не видам деятельности, которые являются центральными для целей создания стоимости. При традиционном подходе возникает ряд проблем, связанных с попытками привязать бюджетные ресурсы к отделам.

Традиционный процесс бюджетного планирования имеет ряд недостатков. Во многих случаях традиционное бюджетное планирование:

  • не способствует созданию стоимости;
  • представляет собой упражнение с использованием электронных таблиц, когда к фактическим данным за предыдущий отчетный период применяется произвольно выбранный процент корректировки;
  • основное внимание уделяет затратам, а не выходным результатам;
  • не выделяет и не изучает те особенности продукции и потребителей, наличие которых вызывало отклонения (план-факт);
  • не способствует постоянному повышению качества процессов;
  • основное внимание уделяет центрам затрат, а не совершенствованию бизнес-процессов;
  • не контролирует затраты в период роста масштабов хозяйственной деятельности;
  • потворствует играм с бюджетом;
  • не учитывает рабочую нагрузку по видам деятельности;
  • не предоставляет финансовых отчетов по бизнес-процессам;
  • не отслеживает уровни обслуживания;
  • не отслеживает потери;
  • не увязывает бюджетный процесс с экономической стоимостью и стратегией компании;
  • основное внимание уделяет только постоянным и переменным издержкам, а не неиспользуемым функциональным возможностям.

В результате этого традиционные бюджеты составляются только в финансовых показателях. Они представляют собой абстрактные взаимосвязи с соответствующими операционными процессами, которые требуется проанализировать в сравнении с такими бюджетами.

Традиционные бюджеты нередко становятся не более чем статичными картинами, основанными на комплексе предпосылок. С течением месяцев отчетного года фактические события зачастую радикально отличаются от этих предпосылок. Однако если их не корректируют, традиционные бюджеты не учитывают таких изменений.

Например, при выпуске новых продуктов может увеличиться количество звонков потребителей. Если степень увеличения их количества превосходит бюджетные предпосылки, бюджет ограничивает возможности руководства по удовлетворению потребностей клиентов.

Аналогичным образом, если рост спроса происходит не так быстро, как предполагалось бюджетом, происходит обратное. Вместо ограничения расходов, бюджет стимулирует чрезмерное расходование средств. В обоих случаях допущения, сделанные в предыдущие отчетные периоды, оказывают большее влияние, чем те, которые относятся к текущему периоду.

Основная идея заключается в том, что процессно-ориентированное бюджетирование концентрирует свое внимание на изучении видов деятельности и их связи с достижением стратегических целей.

Используемый вместе с процессно-ориентированным бюджетным планированием метод калькуляции затрат исходя из особенностей продукции и услуг основан на выявлении вариаций процессов, вызванных специфическими требованиями или условиями (особенностями) отдельных продуктов и услуг.

Знание таких «особенностей» помогает компаниям понять и минимизировать вариации, в результате чего затраты станут более предсказуемыми и управляемыми.

Переход на процессно-ориентированное бюджетирование с калькулированием затрат, исходя из особенностей продукции и услуг, помогает решить многие проблемы, связанные с традиционным бюджетированием за счет того что:

  • возлагает ответственность и учет на работников, с тем чтобы они сами управляли своими видами деятельности в целях выполнения плановых показателей;
  • предлагает более реалистичный взгляд на объем рабочей нагрузки, включая влияние уровня обслуживания,
  • позволяет увидеть причины вариаций, по которым можно принять меры;
  • дает возможность понять, каким образом продукт/услуга вызывают спрос (или заинтересованность) на конкретный вид деятельности, который, в свою очередь, вызывает потребность в ресурсах;
  • создает возможности контроля на том уровне, который позволяет принимать соответствующие меры;
  • делает прозрачным управление избыточными и/или недостаточными мощностями.

Ниже рассмотрим кратко принципы создания стоимости, которые уделяют основное внимание усовершенствованию организации.

1. Достижение совершенства путем устранения потерь

Для стимулирования создания стоимости организация должна сосредоточить свои усилия на устранении потерь (видов деятельности, не создающих добавленной стоимости). Ей нужна такая система бюджетного планирования и составления отчетности, которая поможет определить и четко выделить размеры потерь в организации.

Общераспространенная тактика сделать потери организации видимыми заключается в том, чтобы пометить каким-либо образом такие виды деятельности. Такая маркировка позволит руководству сгруппировать и суммировать затраты на не создающие добавленной стоимости виды деятельности в рамках определенного бизнес-процесса, отдела или функции.

2. Достижение высокого качества за счет снижения рабочей нагрузки

Задача создания стоимости требует поиска путей уменьшения рабочей нагрузки без снижения качества конечного результата. Этого можно добиться путем корректировки уровня обслуживания или уменьшения количества выполнения отдельных элементов.

Ключом к успешному решению задачи по снижению рабочей нагрузки служит глубокое понимание требований, предъявляемых потребителями к конечному продукту. Это больше, чем просто знать, чего хотят потребители (как внутренние, так и внешние). Это также означает понимание сути самой потребности в конкретном продукте и его предполагаемом использовании.

3. Изменение подхода к используемым или неиспользуемым функциональным возможностям с целью создания стоимости

Для того чтобы в условиях сегодняшнего рынка суметь создать стоимость, организация должна изменить свой подход к планированию и перейти от бюджетного планирования на основе переменных и постоянных издержек к бюджетному планированию, нацеленному на создание стоимости.

Частично проблемы с постоянными и переменными издержками связаны с самим словом «постоянные». Когда кто-либо относит какие-либо расходы к категории постоянных издержек, возникает убеждение, что с такими расходами ничего уже нельзя сделать. По определению, постоянные расходы — это такие расходы, которые не подлежат изменению.

Вместо того, чтобы размышлять над чем-то, что нельзя изменить, руководство должно сконцентрировать свое внимание на используемых и неиспользуемых функциональных возможностях.

4. Определение организациями практических и избыточных функциональных возможностей

На пути к высокому качеству организация должна проанализировать свои практические функциональные возможности. Когда избыточные функциональные возможности становятся очевидными, руководство организации может легко увидеть проблему и принять более обоснованное решение относительно того, что следует предпринять в отношении такой избыточной мощности. Можно ли:

  • продать ее?
  • сдать в аренду или лизинг?
  • консолидировать производства из других филиалов?
  • использовать это время или площади в других целях?

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Коэффициенты расчета текучести кадров

5. Использование практических и избыточных функциональных возможностей в целях планирования расширения производства

Быстрорастущие производства иногда увеличивают объемы выпуска продукции на 30-100% в год. Таким организациям в этом случае необходимо задуматься о расширении производства. Им потребуются новые работники, больше офисных помещений и компьютеров.

Им тоже нужно проанализировать свои практические и неиспользуемые функциональные возможности, что поможет при планировании расширения производства. Им необходимо учесть, что по мере того, как они будут приобретать дополнительные функциональные возможности, только часть этих дополнительных функциональных возможностей будет использована немедленно.

В сегодняшнем мире, характеризующемся всеобщим стремлением к созданию стоимости, прежде чем планировать расширение производства, необходимо задаться следующими вопросами.

  • А нужен ли этот вид деятельности?
  • Захочет ли потребитель платить за это?
  • Создадим ли мы в результате такого вида деятельности добавленную стоимость для потребителя, или же другие организации делают это лучше или дешевле?
  • Как можно использовать уже имеющиеся функциональные возможности?
  • Какие аспекты, связанные с функциональными возможностями, следует подвергнуть анализу?

Чтобы сделать любую организацию успешной, ее руководство и рядовые работники должны стремиться создавать добавочную стоимость. Процессно-ориентированное бюджетирование помогает каждому сотруднику лучше понять свою работу, бизнес-процессы, в которых они участвуют, а также способы создания этой стоимости.

Изучите процессно-ориентированное бюджетирование в курсе «Бюджетирование и внутрифирменное планирование»:

Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/processno-orientirovannoe-byudzhetirovanie-stoimost-cel-planirovanie-byudzhet-kachestvo-raskhody-organizaciya-zatraty-rezultat/

Читать онлайн Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Необходимость научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между бизнес – единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой. В книге рассмотрены основные моменты и способы разработки бюджета на предприятиях коммерческой и промышленной сферы, теоретический материал подкреплен практическим применением данных методик.

Данное пособие представляет интерес для руководителей организаций, менеджеров, бухгалтерских работников, а также для студентов ВУЗов экономических специальностей.

Предисловие 1

Глава 1. Бюджетирование в системе планирования организации 1

1.1. Планирование как функция управления 1

1.2. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл 4

1.3. Понятие “бюджет”. Его особенности и разновидности 6

Глава 2. Процесс бюджетирования в коммерческой сфере 8

2.1. Генеральный бюджет торговой организации 8

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат 12

2.3. CVP-анализ: “затраты – объем выпуска – прибыль” 14

Глава 3. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий 17

3.1. Особенности бюджетного процесса в промышленности 17

3.2. Контроль и анализ исполнения бюджета 24

3.3. Программно-техническое обеспечение процесса бюджетирования 31

Терминологический словарь 34

Приложение 34

Библиография 34

Примечания 35

Предисловие

Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путем изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития ранка ценных бумаг и т. п. На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.

Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим предприятиям становится важным производство различных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности.

В рыночной экономике многие хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно устанавливать свою финансовую, производственную и кадровую политику, однако не все могут полноценно и качественно его реализовать. Такое положение объясняется двумя причинами.

Во-первых , речь о недостатке рыночной информации, который является следствием того, что современная российская модель хозяйствования только складывается (не сформировались саморегулируемые профессиональные организации).

Во-вторых , бизнес нуждается в квалифицированных специалистах, способных оперировать тем методическим инструментарием, который уже разработан и описан в специальной литературе, а тем более предлагать новые методы работы с учетно-финансовой информацией и использования ее в управлении компанией.

Поэтому независимо от трактовки понятия и функций управления, основными понятиями в нем выделяются планирование и контроль.

В условиях рынка планирование призвано обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, основываясь на определенных гипотезах о будущем состоянии внешней среды, т. е. призвано обеспечить гибкое развитие предприятия. Следовательно, управление предприятием становится невозможным без долгосрочного, стратегического, и текущего планирования его деятельности и контроля реализации планов.

В этих условиях процесс планирования и контроля результата деятельности компании не может быть осуществлен без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство.

Разработка производственных и финансовых бюджетов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы предприятия всех без исключения отраслей производства.

Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением.

В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонений фактических показателей от плановых.

С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия.

Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.

Но бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.

Необходимость научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между бизнес– единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой. Это определяет потребность в профессионалах, способных квалифицированно построить систему планирования и контроля и обеспечить ее функционирование на перспективу. При этом следует отметить, что профессиональная независимость неотделима о профессиональной ответственности. На рынке труда востребованы специалисты, способные формировать и обрабатывать внутрифирменную экономическую информацию, компетентные не только в узко специальных вопросах, но и умеющие организовать эффективный информационный обмен в рамках системы планирования и контроля, независимо в области своей компетентности и несущие ответственность в этих границах.

Предлагаемое пособие призвано поспособствовать формированию таких специалистов.

1.1. Планирование как функция управления

Под общей экономической политикой предприятия понимаются цели, на которые направлена ее деятельность. Прежде чем начать какое-либо дело, руководитель предприятия должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и средствами он должен достигнуть своей цели.

Конечным результатом должно являться построение модели производственного (торгового) процесса, направленного на достижение этой цели.

Таким образом, управление – это воздействие на процесс труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Процесс управления складывается из планирования и прогнозирования, организации, координации и регулирования, учета, контроля и анализа.

Данные составляющие можно назвать функциями управления, которые характеризуются своим технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на подчиненный объект.

Следовательно, можно сказать, что процесс управления есть определенная система функций, которые носят название стадии управленческого цикла.

Источник: https://dom-knig.com/read_159094-1

Бюджетное планирование- это… Что такое бюджетное планирование: определение понятия, роль в бухгалтерском учете, типы бюджетов

Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное планирование? Описание и определение понятия.

Бюджетное планирование или бюджетирование это одна из главных составляющих финансового планирования, которое выполняет требования политики государства в финансовом отношении.

 Экономическая суть бюджетного планирования определяется при помощи функции централизованного распределения и перераспределения стоимости общественного продукта между различными звеньями финансовой системы, и основывается на приоритетах общегосударственной социально-экономической программы развития, в процессе составления и реализации бюджетов и разного уровня внебюджетных фондов. Бюджетное планирование осуществляется по единым установленным правовым нормам органами правительственной власти и управления.

Рассмотрим более детально, что значит бюджетное планирование.

Бюджетное планирование – это целый процесс, в ходе которого формируется и впоследствии контролируется исполнение детализированного бюджета расходов по отдельно взятым областям деятельности.

Бюджетное планирование предполагает несколько этапов планирования и оценки выполнения плана, и затем контроль за расходами.

Из-за отсутствия эффективного бюджетирования – планирование ИТ совершенно не сможет соответствовать поставленным стратегическим целям всего предприятия.

Критерии оценки итоговых результатов деятельности ИТ и контроль за издержками ИТ также будет отсутствовать. При помощи процесса бюджетировния ИТ достижение соответствия ИТ с бизнес-задачами становится реальным.

Типы бюджетов

Как правило, бюджет составляется на определенный период, например на год, квартал либо месяц. Для каждого из таковых периодов существует несколько типов бюджетов:

  • прогнозируемый или плановый;
  • реальный.

Первый тип бюджета является главным финансовым ориентиром для реализации оперативного управления.

Реальный бюджет, это такой тип бюджета, который строится уже на основании результатов деятельности после окончания указанного конкретного временного периода.

Прогнозируемый или плановый бюджет может строиться по определенной схеме. За основу берется годовой бюджет, и разрабатываются более подробные квартальные бюджеты.

А на основании последних формируют помесячные бюджеты, которые, в свою очередь еще более детализированы. Средним банкам обычно рекомендуются формировать ежегодный бюджет и затем распределить его поквартально.

Для более крупных же организаций это может существенно затруднится, поэтому таковым вполне приемлемо использование годового бюджета.

Если говорить о реальных бюджетах, то они формируются совершенно в обратном порядке. Задачей управления является максимально возможное сближение этих двух типов бюджетов.

Статьи управленческого учета

Одним из самых необходимых требований, которые выдвигаются к структуре бюджетов – служит их подробная постатейная детализация.

Это может означать индивидуально разработанную в целях бюджетного планирования систему признаков поступлений и расходов, или, так называемых статей. Зачастую для бюджетного планирования используются статьи управленческого учета.

Система признаков не может строиться с применением стандартных признаков бухучета потому, что она должна быть наглядна и понятна.

Общее количество таких признаков имеет строгое ограничение в виду того, что лишняя детализация существенно усложняет понимание и, соответственно, мешает наглядному оформлению бюджетов.

Разделение на конкретные статьи поступлений и расходов полностью зависит от ранее выбранной модели, а также утвержденных принципов бюджетного планирования ИТ. Для примера предлагается рассмотрение некоторых статьей расходов «верхнего уровня», которые определяются по следующим признакам:

  • аренда помещения либо содержание здания;
  • обслуживание имущества;
  • компьютерное и сетевое оборудование;
  • телекоммуникационная связь, локальная сеть, интернет, телефония;
  • программное обеспечение;
  • содержание персонала и заработная плата сотрудникам;
  • обучение и сертификация сотрудников;
  • консалтинговые и технические услуги;
  • административные расходы.

Указанные статьи – это далеко не полный список признаков. Он может расширяться как по количеству основных признаков, так и по степени детализации каждого из них в зависимости от собственных потребностей и особенностей предприятия.

Мы коротко рассмотрели что такое бюджетное планирование, его роль в бухгалтерском учете и некоторые типы бюджетов. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/byudzhetnoe-planirovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.