+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

«Бумажный» НДС: перспективы и последствия

Содержание

«Бумажный» НДС — риски перевешивают выгоды?

«Бумажный» НДС: перспективы и последствия

Бумажный НДС — это получение у контрагента-технички документов, которые идут компании в затраты по налогу на прибыль и в вычеты по НДС. При этом деньги в адрес технички не переводятся. То есть ни товара, ни услуги, ни денег на самом деле нет, поэтому схема и называется «бумажный НДС». Есть только документы, которые дают налогоплательщику возможность уменьшить НДС и налог на прибыль.

Для видимости реальности сделки контрагент отражает операцию в книге продаж и сдает налоговую декларацию, в которой отражает реализацию в адрес компании. Налогоплательщик также отражает операцию у себя в книге покупок и в налоговой декларации. Система АСК НДС-2 синхронизирует «исходящие» и «входящие» счета-фактуры. Это бухгалтерские моменты.

Сколько стоит эта услуга? На момент написания этой статьи — 1,5-4%. Все зависит от суммы и периода, за который подается декларация.

Бывает, что налогоплательщику требуется уточнить налоговые обязательства за предыдущий период, тогда контрагент подает уточненную декларацию за уже прошедший налоговый период.

При фиктивной сделке на 10 млн налогоплательщик оплачивает от 150 до 400 тыс руб. Оплата происходит, как правило, после того, как декларация контрагента сдана и принята инспекцией.

Эта схема не решает вопрос с наличностью. Она позволяет:

  • принять к вычету входящий НДС, по операциям которых на самом деле не было;
  • увеличить затраты на сумму сделки, чтобы уменьшить налог на прибыль организаций.

Итак, сделка проведена, налоговая в текущем периоде ничего не заподозрила, налогоплательщик принял к вычету НДС. Что дальше? Скорее всего, ничего хорошего, потому что у этой схемы есть ряд изъянов, которые могут проявить себя в дальнейшем.

Слабые стороны покупки «бумажного» НДС

Техничка — это техничка со всеми её слабыми сторонами.

Директор-номинал, техники и персонала нет, затрат на коммунальные услуги, канцелярию и подобное тоже нет, адрес регистрации массовый, товар, который был продан налогоплательщику контрагентом согласно банковской выписке, не закупался… Директора можно вызвать на допрос, где он, скорее всего, будет признан номиналом. Всё, схема выявлена.

Если налогоплательщик «покупал» у технички товары, то где они? Получаются виртуальные остатки. Кстати, осмотр в рамках камеральной проверки сегодня приобретает массовый характер. У налогоплательщика товаров нет. Если оказывались услуги, то у технички нет возможности оказать их.

Тут статья 54.1 НК РФ и сыграет с налогоплательщиком злую шутку.

Напомним, что обязательным признаком добросовестности является исполнение договорных обязательств стороной по договору или иным лицом, которому обязательство по сделке передано по договору или закону (п. 2 ст. 54.1. НК РФ).

То есть обязательство по договору должен исполнить контрагент лично или передать исполнение по субдоговору. Но в этом случае также требуется доказать что субисполнитель фактически (реально) выполнил обязательства перед заказчиком.

К тому же, скорее всего, техничка используется не только для «бумажного» НДС, но и для обнала. Система АСК НДС-2 «видит», что деньги через техничку транзитом уходят по цепочке и обналичиваются. А это значит, что у компании, которая покупает документы, проблема с контрагентом первого звена.

Представим ситуацию — а если на допрос в налоговую пришёл отлично подготовленный номинальный директор, ответил на все вопросы, и у инспекторов нет формального повода объявить его номиналом? Или директора просто не нашли, чтобы вызвать на допрос?

В такой ситуации инспекция (если понимает, что компания техническая) или не принимает налоговую декларацию у технички или, уже приняв, аннулирует её.

В обоих случаях между техничкой и налогоплательщиком, покупающим у неё «бумажный» НДС, появляется разрыв.

После этого вызывается директор налогоплательщика, и инспектор ему говорит «ваш контрагент не отчитался или у него аннулирована декларация, поэтому вы должны восстановить вычеты по НДС по этому контрагенту».

То есть инспекция, видя техничку через систему АСК НДС-2, искусственно создаёт в ней проблему (не принимая или аннулировав декларацию), чтобы понудить налогоплательщика, купившего «бумажный» НДС, скорректировать налоговые обязательства — исключить «входящий» НДС по спорному контрагенту и доплатить его в бюджет.

При этом, на практике, к затратам по данному контрагенту у налоговой инспекции не возникает. В нашей практике, корректировке (доплате) подлежит только НДС.

При покупке «бумажного» НДС отсутствует оплата на расчетный счет контрагента-технической компании за товар (услугу). Налогоплательщик по бухгалтерским документам должен техничке деньги за товар или услугу, но он не платит, и это очень странно. Инспекция однозначно обратит внимание на отсутствие оплаты. Для ФНС это признак фиктивности сделки.

Конечно, в договоре можно предусмотреть отсрочку платежа, но это тоже вызовет подозрения со стороны проверяющих.

Как компании на практике пытаются решить проблему с отсутствием оплаты? Часто задолженность от контрагента передается по договору цессии в адрес третьего лица подконтрольного налогоплательщику.

Или можно создать взаимную задолженность и тогда взаимные обязательства можно прекратить зачётом. Также иногда случаются и безденежные оплаты, например векселями и т.д.

, вариантом много, но в любом случае это вызывает излишнее внимание проверяющих.

Как «бумажный» НДС аукается на практике

Налогоплательщик покупает «бумажный НДС» у технички. Обе компании сдают декларации, и какое-то время ФНС ничего не подозревает.

Но однажды у инспекции появляется информация о том ,что учредитель или директор технической компании отказывается от своего участия в создании/деятельности компании.

Например, на допросе в полиции учредитель может сообщить, что «меня попросили подписать какие-то бумаги, я подписал, получил за это вознаграждение. Затем ездили в банк. Директора в компании я не знаю, какого-либо контроля за деятельностью организации не осуществляю…».

Инспекция, основываясь на подобных показаниях, вносит сведения о недействительности сведений об учредителе. Из этого автоматически следует вывод, что директор тоже недействительный, ведь приказ о назначении директора, трудовой договор между учредителем и директором тоже юридически недействителен, ведь учредитель-то номинал.

Соответственно, подписание любых документов от имени директора, выставление счетов-фактур тоже недействительно. Происходит «цепная реакция» — масса документов становятся юридически ничтожными.

Отсюда вывод, что сделки с контрагентом, от которого отказался учредитель или директор, «сыпятся».

И зачастую такая информация о недействительности директора или учредителя всплывает уже за проверенные инспекцией периоды. Однако инспекция направляет в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов «вне рамок налогового контроля», по которой запрашивает документы, информацию и пояснения по конкретному (проблемному) контрагенту (сделке).

Перед налогоплательщиком встаёт вопрос — что делать?

Вариант первый (взят из судебной практики).

Некоторые налогоплательщики отстаивают добросовестность взаимоотношений и реальность сделки тем, что представляют в ФНС и суд документы по сделке, документы, подтверждающие должную коммерческую осмотрительность (как был найден контрагент, почему именно этот контрагент был выбран в качестве поставщика, поясняют, как происходила сделка, дают информацию о контактных лицах и способах коммуникации, в т.ч. телефонах, электронной переписке, результатах тендерной процедуры, повлиявшей на выбор поставщика, предоставляют заверения от контрагента о наличии у него материально-технических, финансовых и кадровых возможностей выполнить обязательства по сделке и т.д.), у контрагента запрашивают доказательства подачи декларации, письма в налоговый орган с просьбой о принятии декларации (если её аннулировали или по формальным причинам не принимают). В случае «отказных» показаний учредителя или директора получают «опровергающее» письмо, в котором должностное лицо контрагента заявляет, что его отказ от управления/деятельности компании недействителен, и эти показания он дал под воздействием психологического давления на допросе. Вероятнее всего, такая позиция налогоплательщика будет критично воспринята налоговым органом и судом.

Вариант второй. Налогоплательщики подают уточненную налоговую декларацию по НДС и заменяют вычеты по «проблемному» контрагенту на отложенные и не использованные вычеты по НДС по операциям с другими контрагентами, к добросовестности которых у инспекции нет сомнений. Это законное право, предусмотренное главой 21 НК РФ.

Вариант третий. Чтобы не привлекать излишнее внимание и не навлечь тематическую или комплексную выездную налоговую проверку убрать входящий НДС по проблемному контрагенту и доплатить сумму НДС в бюджет.

Вывод

Покупка «бумажного» НДС — достаточно рискованная схема. Инспекция умеет её вычислять по обычным признакам техничности контрагента (нет возможности оказать услугу/поставить товар, нет персонала, директор признался, что он номинал и т.д.).

Оспаривая конкретную сделку с налогоплательщиком, инспекция в качестве дополнительного доказательства будет ссылаться на то, что деньги за эту сделку по расчётному счёту компаний не прошли. Это еще одно из оснований для признания сделки притворной.

Если сделки прошла в конкретном квартале, то есть риск, что в последующем декларация технички не будет принята или будет аннулирована. Или же сама техничка уберёт из книги продаж и налоговой декларации сделку.

Главный вывод: лучше не пользоваться покупкой «бумажного НДС», а также другими незаконными схемами. Правильная оптимизация — это комплекс из разумных и безопасных методик ведения бизнеса, законность которых признают не только суд, НК РФ, но и сам налоговый орган.

Источник: https://nalog-advocat.ru/pokupka-bumazhnogo-nds/

Поправки в НК РФ: запрет «бумажных» деклараций по НДС, легализация личного кабинета и новый порядок расчета транспортного налога

«Бумажный» НДС: перспективы и последствия

Напомним, что если стоимость автомобиля составляет больше 3 млн. рублей, то при исчислении транспортного организации должны применять повышающий коэффициент (абз. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ). Сейчас повышающий коэффициент следует применять только при уплате транспортного налога за налоговый период, то есть за год (п. 1 ст.

55 НК РФ, письмо ФНС России от 24.03.14 № БС-4-11/5316). Итоговую сумму налога потребуется отразить в декларации за 2014 год (см. «Что изменилось в декларации по транспортному налогу»). Однако с 1 января 2015 года повышающий коэффициент нужно будет применять и к авансовым платежам за каждый квартал. Соответствующие изменения внесены в п. 2.

1 статьи 362 НК РФ.

Личный кабинет налогоплательщика

С 1 июля 2015 начнет «легализуется» личный кабинет налогоплательщика — физического лица. Начиная с этой даты, физические лица смогут передавать в налоговую инспекцию документы в электронной форме, которые подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Такие документы будут приравниваться к документам на бумажном носителе, пописанными собственноручной подписью. Таким способом физические лица, в частности, смогут представлять декларацию по форме 3-НДФЛ.

Допустимость представления декларации через личный кабинет предусмотрели и в статье 80 НК РФ.

Вместе с этим ИП (адвокаты и нотариусы) передавать в таком порядке документы, связанные с предпринимательской деятельностью не смогут. В частности, ИП не сможет представить налоговую отчетность через личный кабинет. Соответствующая оговорка сделана в новой статье 11.2 НК РФ, которая посвящена личному кабинету налогоплательщика.

Организации тоже не смогут отчитываться через «личный кабинет налогоплательщика» (подробнее см. «Компании не смогут сдавать электронную отчетность через личный кабинет»). Для представления электронной отчетности им по-прежнему придется пользоваться услугами оператора электронного документооборота.

Стоит напомнить, что с 1 января 2015 года налогоплательщики, обязанные сдавать налоговую отчетность в электронном виде, должны будут:

  • обеспечивать через оператора электронного документооборота прием электронных уведомлений, требований и иных документов, направляемых по телекоммуникационным каналам связи налоговыми органами в рамках их полномочий;
  • своевременно (в течение шести рабочих дней) через оператора направлять налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме (соответствующие поправки в НК РФ внесены пунктом 2 статьи 10, частью 5 статьи 24 Федерального закона от 28.06.13 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

При этом налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, если тот не исполнит обязанность по передаче квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Отменена обязанность ИП самостоятельно исчислять земельный налог

На сегодняшний день индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по принадлежащим им земельным участкам, которые они используют в предпринимательской деятельности. Однако с 1 января 2015 ситуация меняется:

  • земельный налог будет рассчитываться налоговыми инспекциями;
  • ИП будут платить земельный налог на основании налогового уведомления;
  • представлять декларацию налогу по итогам налогового периода не потребуется.

Крупнейшие налогоплательщики смогут отчитываться налогу на имущество единой декларацией

С 1 января 2015 года крупнейшие налогоплательщики будут вправе подавать по всем своими обособленным подразделениям (имеющими отдельный баланс) или объектам недвижимости единую декларацию по налогу на имущество по всему субъекту РФ.

Для этого понадобиться выбрать ответственное подразделение или объект недвижимости и уведомить об этом налоговую инспекцию. Соответствующие изменения внесены в пункт 1 ст. 386 НК РФ и вступают в силу с 1 января 2015 года.

Напомним, что сейчас декларация должна подаваться по каждому подразделению и объекту недвижимости.

Уточнен перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество считается исходя из кадастровой стоимости

С 1 января 2014 года для некоторых видов недвижимости в регионах установлен специальный порядок определения налоговой базы на основе их кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ). К таким объектам относятся, в том числе, административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них (см. «Как изменится налог на имущество с января 2014 года»).

Комментируемый закон расширяет перечень подобных объектов.

К ним также будет относиться отдельно стоящее нежилое здание, которое одновременно используется или предназначено для использования как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. При этом не менее 20 процентов площади здания должно использоваться или быть предназначено для использования в указанных целях. Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2015 года (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Новые основания для признания налоговой недоимки безнадежной

Установлено, что безнадежной ко взысканию может быть признана недоимка, задолженность по пеням и штрафам, процентам, которая числится на 1 января 2015 года за организацией, отвечающей признакам недействующего юридического лица и не находится в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (ст. 4 Закона № 347-ФЗ).

Напомним признаки недействующего юридического лица (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • организация в течение 12 месяцев не представляла отчетность;
  • организация не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

Задолженность такой организации налоговики смогут признать безнадежной, если судебные приставы вернули исполнительный документ по следующим причинам (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»):

  • невозможно установить местонахождение организации-должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Также расширяются основания для списания безнадежной ко взысканию задолженности, которая числится за налогоплательщиками более 5 лет.

Так, налоговики смогут списать задолженность, если суд вернул заявление или прекратил дело о банкротстве из-за того, что у должника отсутствуют средства для возмещения судебных расходов по делу о банкротстве.

Более подробно эта процедура раскрывается в новой редакции подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ.

Последствия блокировки счета организации

Сейчас действует норма, которая запрещает банкам открывать новые счета той организации, в отношении которой налоговики приняли решение о приостановлении операций по счетам (п. 12 ст. 76 НК РФ). Поправка, внесенная Законом № 347-ФЗ, запретит банкам в описанной ситуации открывать организациям не только счета, но и вклады либо депозиты.

Эта норма вступит в силу по истечении месяца со дня официального опубликования закона. Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ опубликован 5 ноября 2014 года на официальном портале правовой информации. Значит, банки не смогут открывать вклады и депозиты компаниям, чьи счета заблокированы, с 6 декабря 2014 года.

Еще несколько изменений

В дополнение к перечисленным новшествам коротко обозначим следующие:

  • налоговому органу предоставляется право во внесудебном порядке производить взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, за счёт денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации, открытых в органах Федерального казначейства;
  • уточняется порядок постановки на учёт отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе иностранных организаций;
  • предусматривается, что если иностранная организация не представляет декларацию в установленный срок, то налоговый орган вправе без проведения проверки установить не исчисленную налогоплательщиком сумму налога на основании имеющейся у налоговиков информации.

Декларацию по НДС запретили сдавать «на бумаге»

Законодатели предусмотрели, что если налогоплательщик вместо электронной декларации по НДС представит ее бумажный аналог (путь  даже и в установленный срок), то такая отчетность будет считаться непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Соответственно, налогоплательщику придется заплатить штраф, предусмотренный статьей 119 НК РФ. Штраф составляет 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Подробнее см.

«С 2015 года декларация по НДС, сданная в бумажном виде, будет считаться непредставленной».

Данная поправка вступает в силу с 1 января 2015. Обратите внимание: после 1 января 2015 года в бумажном виде нельзя будет представлять и уточенные декларации по НДС за прошлые периоды.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/11/9187

НДС-2015: как подготовиться к нововведениям

«Бумажный» НДС: перспективы и последствия

Светлана Стрельникова, эксперт компании СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами

Ольга Голендухина, заместитель руководителя Управления ФНС России по Свердловской области

Наталья Никитина, эксперт компании СКБ Контур в области электронного документооборота с налоговыми органами

Тамара Мокеева, эксперт компании СКБ Контур в области электронного документооборота

ФНС начинает еще более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты организациями НДС. И если меры, принятые в 2014 году, не слишком сильно меняли привычный для налогоплательщиков порядок декларирования НДС, то 2015 год готовит радикальные перемены.

Что изменится?

В составе декларации по НДС необходимо будет передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1).

Сведения будут включаться в декларацию в виде отдельных файлов-приложений — аналогично приложениям к бухгалтерской отчетности. Каждый такой файл-приложение должен быть сформирован в утвержденном ФНС xml-формате.

Как снизить риски?

Заранее решите, как сведения из вашей учетной системы будут выгружаться и преобразовываться в утвержденный xml-формат. Из-за большого объема данных подготовить приложение вручную не получится.

Возможно, вам потребуется программа-конвертор, которая преобразует данные, например, из таблиц Excel в xml-формат.

В частности, вы сможете воспользоваться бесплатным веб-сервисом для преобразования данных от СКБ Контур, — рекомендует Наталья Никитина.

Очень важно заполнять счета-фактуры и книги покупок и продаж в строгом соответствии с требованиями законодательства (см. постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Это позволит избежать ошибок на этапе выгрузки файла или отправки декларации, — уточняет Тамара Мокеева. — Советую уже сейчас крайне внимательно проверять правильность введенных данных.

Наконец, еще одна проблема — «вес» декларации с приложением. У некоторых компаний, отмечают эксперты, он будет достигать нескольких гигабайт.

Чтобы процесс формирования и передачи таких деклараций не оказался слишком длительным, важно заранее позаботиться о ресурсах компьютера, с которого будет отправляться декларация.

Кроме того, необходимо обеспечить достаточную пропускную способность канала, который используется для доступа в интернет.

Как избежать санкций?

Конечно, большинство плательщиков НДС уже отчитываются в электронном виде. Если ваша организация не входит в эту категорию и по каким-то причинам еще не перешла на электронную отчетность, вам необходимо в срочном порядке выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор.

В чем суть нововведений?

Организации, сдающие отчетность через интернет, получают требования от налоговых органов в электронном виде с 2012 года.

Согласно порядку документооборота, в ответ на поступившее требование налогоплательщик должен был в течение суток направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе.

Если этого не происходило, инспекция отправляла ему «бумажное» требование по почте.

С 2015 года ситуация меняется. С 1 января у налогоплательщиков, обязанных сдавать налоговую отчетность в электронном виде (плательщиков НДС и организаций с численностью сотрудников более 100 человек), появляется обязанность принимать требования от налоговых органов (ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ, дополняющая ст. 23 НК РФ пунктом 5.1).

В течение 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом налогоплательщик будет обязан направить в ответ на поступившее требование квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если это не будет сделано, в течение следующих 10 дней налоговые органы вправе приостановить операции по счетам компании (ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ, вносящая изменения в пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Компаниям, которые обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде, требования на бумаге высылаться не будут.

Как будет проходить сверка?

Получив от налогоплательщиков сведения о счетах-фактурах, налоговые органы будут автоматически сверять эти данные, ища каждому счету-фактуре «пару». Если будут обнаружены расхождения, инспекция направит компании требование о представлении пояснений.

В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен ответить на него (ст. 88 НК РФ), передав уточненную декларацию или документы, подтверждающие данные по счетам-фактурам. Непредставление указанных документов в срок влечет за собой штрафные санкции (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Документооборот по представлению декларации по НДС

Чем это чревато для компании?

Практика показывает, что расхождений может быть очень много, — комментирует Тамара Мокеева. — С одной стороны, расхождения могут возникать из-за особенностей учета сторон.

Но если компании соблюдают требования законодательства, в 99 % случаев счета-фактуры будут идентичными и несостыковок не возникнет.

Другое дело — ошибки, связанные с ручным переносом данных в учетную систему.

Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций, — отмечает эксперт, — добавляет Ольга Голендухина.

— Панацеи от таких расхождений нет, но есть способ избежать ошибок в части заполнения ИНН-КПП — онлайн-сервис ФНС npchk.nalog.ru.

С его помощью можно отправлять как единичные запросы в формате ИНН/КПП/дата сделки, так и проверять контрагентов списком.

Если компания обменивается документами на бумаге, то во избежание массовых требований со стороны налоговых органов бухгалтеру необходимо в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах и журналах, — разъясняет Тамара Мокеева. — Другой путь — переход на электронный документооборот.

В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету. Бухгалтерам не нужно тратить время на сверку, потому что расхождения, связанные с переносом данных из документа в учетную систему, здесь невозможны в принципе.

Так что, по всей вероятности, для многих компаний грядущие изменения станут решающим аргументом в пользу ЭДО.

Источник: https://kontur.ru/articles/2295

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.