+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

Содержание

Киргизия в ЕАЭС: угроза суверенитету или большие возможности для роста?

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

До последнего было неясно, будет ли на заседании Высшего Евразийского экономического совета 8 мая 2015 принято окончательное решение по присоединению Киргизии к ЕАЭС, куда входят Россия, Беларусь, Казахстан и с недавних пор Армения.

Ранее киргизский премьер-министр Темир Сариев заявлял, что вхождение страны в ЕАЭС может быть отложено из-за имеющихся разногласий по двум вопросам – Бишкек настаивал на льготах по таможенным пошлинам при реализации инфраструктурных проектов в рамках соглашения с Китаем, а также на исключении аудита системы проверок ветеринарного контроля.

Но в конечно счете, судя по всему, спорные моменты сторонам удалось уладить. По итогам встречи лидеров стран-участниц ЕАЭС было заявлено о вступлении в союз Киргизии.

“Уже приняты решения – надеюсь, после ратификации все это вступит в силу – по присоединению Киргизии в полномасштабном формате”, – заявил президент России Владимир Путин.

На официальном сайте Кремля опубликован список подписанных документов, среди которых финальные протоколы по Киргизии и решения об отмене таможенного контроля, а также ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля на киргизско-казахстанском участке границы.

Границы откроются позже

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев отметил, что республика к членству в ЕАЭС готова. “Много сил и ресурсов было направлено на оснащение таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием, которое соответствует стандартам Евразийской экономической комиссии”, – цитирует слова Атамбаева пресс-служба киргизского президента.

Метки

  • , вступление, Граница, Условия, изоляция, Демократия

Однако пока говорить о фактическом вступлении Киргизии в ЕАЭС еще нельзя.

Первоначально киргизские власти рассчитывали, что к 8 мая будут подписаны не только последние протоколы, но и завершатся все ратификационные процедуры, чтобы уже с 9-го мая открылась киргизско-казахстанская граница.

Теперь этот срок сдвигается, так как к ратификации страны-участницы приступят уже после праздников.

Успеть до 9 мая

Заявить же об окончательном присоединении Киргизии к ЕАЭС именно в канун Дня Победы было очень важно больше из геополитических соображений, считает известный в Киргизии предприниматель и общественный деятель, бывший глава Министерства экономического регулирования Эмиль Уметалиев. “Я очень сожалею, что сегодня доминирующие в этом региональном пространстве политические силы пытаются использовать праздник 9 мая для демонстрации своей мощи”, – сказал Уметалиев в интервью DW.

По его мнению, вступление Киргизии в ЕАЭС можно приравнять к утрате независимости. “Это потеря суверенитета, и с каждым днем это становится все более очевидно. Доминирующей страной будет, конечно, Россия”, – говорит Уметалиев.

“Под словом союз подразумевается изоляция от всего остального мира…”

Второй серьезной проблемой он называет значительное повышение таможенных пошлин на импортные товары из третьих стран, которые возрастут в среднем примерно в два раза, что автоматически ведет к росту стоимости товаров, например, из Китая. “Для меня ясно, что под словом союз подразумевается изоляция от всего остального мира. Мы начинаем изолироваться от Китая и всех других стран”, – отмечает бизнесмен.

Третьей угрозой Уметалиев называет откат от демократических принципов: “Мы попадаем в правовую среду, которая намного хуже нашей, и это будет убийственно для нашего гражданского общества и для нашего малого и среднего бизнеса”.

Надежды и перспективы

Тем не менее многие в Киргизии связывают большие надежды со вступлением страны в ЕАЭС. С нетерпением ждут этого киргизские трудовые мигранты, коих в России находится до одного миллиона. Для них значительно облегчается доступ на российский рынок труда, отпадает, в частности, необходимость покупать специальные патенты.

Членство в ЕАЭС даст Киргизии и другие возможности, уверена заведующая отделом экономики Института стран СНГ в Москве Аза Мигранян. Речь идет о перспективах развития производства в стране и увеличения экспорта в страны ЕАЭС.

“Для Киргизии это сельхозпроизводство, производство продуктов питания, швейная промышленность, металлургия. Также есть перспективы успешной реализации совместно с Россией инвестиционных проектов в сфере гидроэнергетики.

То есть ЕАЭС дает много возможностей, но воспользуются ли ими власти Киргизии – это уже другой вопрос”, – сказала Мигранян DW.

Пока же она вынуждена констатировать, что конкурентоспособность этой республики остается на очень низком уровне. “Судя по ситуации в киргизской экономике, негативные тренды там не преодолены. Требуются очень серьезные преобразования, связанные с моделью экономического роста”, – отмечает эксперт.

Риски и выгоды для других членов ЕАЭС

Что касается других стран-участниц ЕАЭС, то для них присоединение Бишкека связано и с некоторыми рисками. В первую очередь, это касается Казахстана, который непосредственно граничит с Киргизией.

На киргизских рынках скопилось много завезенных ранее товаров, например, одежды из Китая. Все это с открытием границ может хлынуть в Казахстан. “Проникновение товаров китайского производства и ряда других стран через Киргизию в Казахстан пока остается актуальным.

Но я полагаю, что этот краткосрочный эффект будет достаточно быстро пройден”, – сказала Мигранян.

Также она отмечает, что, несмотря на маленький рынок, страны ЕАЭС также могут получить дивиденды от присоединения Киргизии. “Это и доступ к минеральным ресурсам, например редкоземельным металлам, это и вопросы совместного использования гидроресурсов, что для Центральной Азии является краеугольным вопросом”, – сказала эксперт Института стран СНГ.

Эмиль Уметалиев в свою очередь говорит, что для Казахстана присоединение Киргизии к ЕАЭС может оказаться выгодным при решении политических вопросов в рамках союза.

“Астана может использовать нас в качестве баланса против доминирующей российской позиции, которая сейчас становится для Казахстана не очень удобной.

Мы же в свою очередь должны быть трезвыми и видеть, что и Казахстан и Беларусь сами ищут пути диверсифицировать свои рынки и уже даже ведут ограничительные войны”,- подчеркнул Уметалиев.

“DW”

Источник: https://www.gezitter.org/tamozhennyj_sojuz/39831_kirgiziya_v_eaes_ugroza_suverenitetu_ili_bolshie_vozmojnosti_dlya_rosta/

Полемика экспертов Кыргызстана: «Есть ли будущее у ЕАЭС?»

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

1 января 2015 г. официально начал функционировать ЕАЭС – союз России, Белоруссии, Казахстана. 2 января членом ЕАЭС стала Армения. В мае 2015 к союзу присоединится Кыргызстан. Интерес к ЕАЭС проявляет Таджикистан.

10 декабря стороны выразили готовность провести консультации по созданию зоны свободной торговли между Узбекистаном и ЕАЭС. Одна из стран, где идет активное обсуждение плюсов и минусов интеграции с ЕЭАС – это Кыргызстан.

РСМД обратился к кыргызским экспертам, чтобы понять тональность дискуссий и разницу во взглядах на проблемы и перспективы ЕАЭС, как они видятся изнутри страны.

1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – союз России, Белоруссии, Казахстана. 2 января членом ЕАЭС стала Армения. В мае 2015 к союзу присоединится Кыргызстан.

Интерес к ЕАЭС проявляет Таджикистан.

10 декабря во время встречи президентов России и Узбекистана в Ташкенте стороны выразили готовность провести консультации по созданию зоны свободной торговли между Узбекистаном и ЕАЭС.

Сегодня общий рынок ЕАЭС составляет 180 млн. человек. Это самый крупный интеграционный союз в мире, что может повысить его привлекательность для других стран.

Но экономический спад в России в связи с антироссийскими санкциями негативно повлиял на экономики Казахстана и Белоруссии, выявив недочеты в механизмах функционирования ЕАЭС.

Это насторожило новых потенциальных членов организации, вызвав новую волну и без того несмолкающих дискуссий о целесообразности присоединения к ЕАЭС.

Одна из стран, где идет активное обсуждение плюсов и минусов интеграции с ЕЭАС – это Кыргызстан. РСМД обратился к кыргызским экспертам, чтобы понять тональность дискуссий и разницу во взглядах на проблемы и перспективы ЕАЭС, как они видятся изнутри страны. Им были заданы пять одинаковых вопросов, чтобы выявить разность и совпадения взглядом по теме.

1. Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Кыргызстане?

Чинара Эсенгул, заместитель директора Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики: Перед Кыргызстаном стоят серьезные задачи социально-экономического развития, поэтому мы хотим воспринимать ЕАЭС как структуру для решения экономических вопросов. Союз мог бы помочь решить вопросы регулирования миграционных потоков, способствовать обмену опытом и повышению образования населения. Но вопрос, волнующий Бишкек сегодня – удастся ли ЕАЭС удержать рамки экономической интеграции без чрезмерной политизации объединения.

Тамерлан Ибраимов, руководитель Бишкекского Центра политико-правовых исследований: В республике существуют два взгляда на ЕАЭС. Первый – официальный, продвигаемый властями Кыргызстана.

В ЕАЭС они видят возможности для создания общего рынка, расширения внешней экономической и политической кооперации, и за счет этого – решения застарелых экономических и политических внутристрановых проблем.

Исходя из этого формулируются задачи: общие таможенные границы, стимулирование производства внутри ЕАЭС. Если Кыргызстан не присоединится, утверждают власти, то страна попадет в сложную ситуацию: границы с соседями будут блокированы, а значит сократится торговля.

Лейтмотив всех этих аргументов сводится к тому, что у Кыргызстана нет выхода, поэтому лучше вступить в ЕАЭС, чем не вступить.

Второй взгляд – общества. Население к вступлению Кыргызстана в ЕАЭС относится двояко. Одни считают, что союз позволит усилить сотрудничество между странами-членами объединения, а это выгодно всем. Другие видят в ЕАЭС попытки России усилить влияние на постсоветском пространстве. Поэтому вопрос о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС остается дискуссионным.

Замира Мураталиева, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете: Противники интеграции Кыргызстана в ЕАЭС видят в объединении политический «союз трех диктаторов» и никаких экономических выгод.

Говорить о политическом объединении преждевременно. Страны, входящие в ЕАЭС, не выступают единым голосом в международных делах, не обсуждают перспектив создания единого парламента.

Однако исключать переход на более высокий уровень интеграции, связанный с политическим союзом, я бы тоже не стала.

2. Как ЕАЭС может способствовать или препятствовать решению экономических проблем в регионе Центральной Азии?

Чинара Эсенгул: Создание ЕАЭС не заменяет внутрирегиональную интеграцию Центральной Азии. Субрегионализм необходим для решения центральноазиатских проблем, которых немало. Это по-прежнему вопросы границ, ограниченность водных ресурсов, проблемы приграничной торговли. Но своим существованием ЕАЭС делает невозможной центральноазиатскую интеграцию.

Однако возможно, на данный момент страны региона не готовы к внутрирегиональной интеграции. ЕАЭС сближает республики региона с Россией. Только потом можно говорить о потенциале, заложенном для сотрудничества между другими странами-членами организации.

Думаю, после смены политических элит во всех республиках Центральной Азии можно будет говорить о «перезагрузке» отношений между странами.

Тамерлан Ибраимов: Каждая республика Центральной Азии обладает большим внутренним рынком, и ЕАЭС может помочь еще больше развить его. Но в любом экономическом союзе выигрывает страна, где экономика более развита, технологична, и издержки производства меньше.

Центральноазиатские страны, которые смогут конкурировать с другими членами ЕАЭС, имеют хорошие шансы решить проблемы за счет расширения рынка сбыта своих товаров и услуг.

Неконкурентоспособные республики рискуют, наоборот, получить еще больше экономических трудностей, чем они имели до вступления в ЕАЭС.

Замира Мураталиева: Центральная Азия полна противоречий и нерешенных проблем. Более чем двадцатилетняя история независимости показала, что внутрирегиональная интеграция обречена.

Республикам проще договариваться на двусторонней основе или в рамках международных организаций.

Не исключаю, что ЕАЭС может поспособствовать решению таких центральноазиатских проблем, как трудоустройство безработных, снятие таможенных барьеров для торговли, решение водно-экономических и приграничных споров, но может усугубить их.

В Кыргызстане возлагают надежды на то, что ЕАЭС поможет развить транспортно-логистическую систему региона и в целом укрепить безопасность республик. Но очевидно, ЕАЭС косвенно будет вести к снижению товарооборота со странами Центральной Азии, не входящими в союз в силу повышения таможенных пошлин, что создает новые риски.

3. Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения республик Центральной Азии с другими государствами или международными организациями?

Чинара Эсенгул: Сегодня отсутствие конструктивных отношений между Россией и Западом оставляет отпечаток и на отношениях центральноазиатских республик, и с Россией, и с Западом.

Но Евросоюз и США всегда делали акцент на важности самостоятельного курса стран нашего региона. Поэтому наши отношения могут развиваться в конструктивном русле как со странами Запада, так и Востока.

Тамерлан Ибраимов: Вступление в ЕАЭС позитивно повлияет на взаимодействие центральноазиатских стран с теми организациями, где ключевую роль играет Россия. Например, ОДКБ.

Китай, ключевая страна ШОС, заинтересован в акселерации отношений с Центральной Азией в любом «виде», в рамках ЕАЭС или вне объединения. Отношения с ЕС, ВТО и иными международными организациями из-за вступления некоторых центральноазиатских государств в ЕАЭС сильно не изменятся.

Возможно, они станут менее интенсивными в силу того, что акценты в международном экономическом сотрудничестве стран региона сместятся в сторону ЕАЭС. Не исключен другой сценарий, когда такое сотрудничество, наоборот, станет более тесным. Этому может поспособствовать вступление Казахстана в ВТО.

Для Кыргызстана это крайне важно, так как в рамках ВТО торговля между двумя странами станет более предсказуемой и будет опираться на ясные правила.

Замира Мураталиева: Интеграция Кыргызстана в ЕАЭС уже негативно повлияла на отношения с США и ЕС. Анализ последних речей американских дипломатов показывает их негативную оценку действий кыргызских властей, взявших курс на сближение с ЕАЭС.

4. Экономическая интеграция – это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, на Ваш взгляд, экономические кризисы в других странах-участниках ЕАЭС могут повлиять на экономику Вашей страны?

Чинара Эсенгул: Думаю, в ЕАЭС есть понимание и намерение оказывать поддержку странам с более слабыми экономиками в случае кризисов. Но до практической готовности взаимопомощи – далеко.

В двустороннем порядке страны могут помогать друг другу, но механизмов такой помощи в интеграционном формате пока не предусмотрено.

Вероятны сложности в деятельности ЕАЭС в связи со сложной военно-политической ситуацией на постсоветском пространстве, нестабильностью в Афганистане, напряженностью в отношениях между Западом и Россией, так как все это сильно завязано и на вопросах политической экономики.

Тамерлан Ибраимов: Экономические сложности в России или Казахстане напрямую влияют на экономику Кыргызстана в силу зависимости от торговли с этими странами. Доходы кыргызских трудовых мигрантов напрямую зависят от развития экономик России и Казахстана.

Несмотря на взаимозависимость стран объединения, готовность ЕАЭС помогать странам с более слабыми экономиками не очевидна. Доказательством может служить нежелание Казахстана и Белоруссии разделять с Россией риски из-за введенных против Москвы экономических санкций.

Кыргызстан, став членом ЕАЭС, в еще меньшей степени готов брать на себя ответственность за слабость других национальных экономик.

Вообще, экономические трудности по политическим причинам в какой-либо стране ЕАЭС вызывают в Бишкеке споры относительно необходимости разделять риски с этой страной.

Замира Мураталиева: Санкции против Москвы, приведшие к девальвации рубля, продемонстрировали, что ЕАЭС обладает способностью выживать и развиваться, несмотря на наличие таких рисков. Помощь России Кыргызстану в деле реализации «дорожной карты» по вступлению республики в ТС, подтвердила, что есть понимание и готовность совместно решать экономические проблемы.

5. ЕАЭС должен «заработать в полную силу» к 2025 году. Каким Вы видите ЕАЭС через 10 лет?

Чинара Эсенгул: Сложно предсказать будущее ЕАЭС на ближайшие десять лет, но хочется верить, что в это объединение к 2025 г. войдут все страны Центральной Азии.

Тамерлан Ибраимов: Пока существуют риски дезинтеграции между странами ЕАЭС, а также неочевидность экономических выгод для участников, говорить о будущем этой организации можно лишь с осторожностью.

Многое в ЕАЭС будет зависеть от внутриполитической ситуации в странах-членах организации, а также способности наиболее влиятельной страны – России учитывать экономические и политические интересы других стран ЕАЭС.

Замира Мураталиева: Думаю, к 2025 г. состав ЕАЭС будет значительно расширен и организация станет сильным и авторитетным актором, с чьим мнением будут считаться.

Заключение

Характер дискуссии между кыргызскими экспертами о перспективах и проблемах вступления республики в ЕАЭС показывает, что:

  • В Кыргызстане в ЕАЭС хотят видеть структуру, способствующую экономическому развитию республики, но есть опасения, что по мере роста международной напряженности политизация ЕАЭС будет усиливаться.
  • В ЕАЭС, несмотря на декларируемые намерения, не выработаны механизмы оказания взаимопомощи странам-участницам с более слабыми экономиками. Став членом ЕАЭС, Кыргызстан также не готов брать ответственность за экономические трудности, особенно по политическим причинам, в других странах-участницах организации
  • Участие в ЕАЭС может осложнить экономические и политические отношения Кыргызстана с теми республиками Центральной Азии, которые не являются участниками объединения; с другой стороны, есть надежда, что ЕАЭС, наоборот, поспособствует решению многих острых проблем, сохраняющихся между центральноазиатскими странами.
  • Вступление Кыргызстана в ЕАЭС не отменяет сотрудничества республики со странами Запада и Китаем.
  • Будущее ЕАЭС зависит от внутриполитической стабильности в каждой из стран-участниц объединения, а также способности России, учитывать экономические и политические интересы других стран ЕАЭС.

Подготовила Галия Ибрагимова, консультант ПИР-Центра политических исследований

Источник: http://RussianCouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/polemika-ekspertov-kyrgyzstana-est-li-budushchee-u-eaes-/

Импорт товаров из стран ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

Импорт товаров из стран ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру Алексей Крайнев, 21 апреля 2017 21 апреля 2017

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией.

Причем, заниматься экспортом/импортом в эти  страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье «Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру» мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте.

А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. 7 НК РФ).

Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.

14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества).

Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако  правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика.

Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).  

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е.

не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России от 07.07.10 № 69н (см. письмо Минфина России от 12.08.

2015 № 03-07-13/1/46423).

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.

09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола).

Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола).

А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола).

Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е.

после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога.

Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180).

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. 150 НК РФ (пп.1 п. 6 ст.

72 Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст.

 149 НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС.

Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ, п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст 346.

26 НК РФ и п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Однако и в этой ситуации тот факт, что ЕАЭС-НДС уплачивается по правилам международного договора, а значит, не является таможенным платежом, налагает свои особенности.

Ведь в случае с обычным «ввозным» НДС обязанности по его уплате и представлению декларации у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, возникают лишь в том случае, если они сами декларируют ввозимые товары.

Это связано с тем, что плательщиком «таможенного» НДС признаются именно декларанты (ст. 143 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Обсудить на форуме (3)РаспечататьВ закладки10 871

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2017/4/12215

Экономические возможности для Армении и Евразийского союза – аналитический доклад

Армения и Киргизия в Евразийском экономическом союзе: последствия и риски для организаций-импортеров

29 Ноября 2016 г.

В октябре в Москве состоялось расширенное заседание Российско-белорусского экспертного клуба с участием экономистов из стран ЕАЭС. Обсуждалось развитие Евразийского союза в условиях экономического кризиса.

В ходе заседания с докладом выступил доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян, руководитель исследовательской группы, готовившей для правительства Армении заключение о последствиях вступления страны в ЕАЭС для национальной экономики. С любезного разрешения автора «Евразия.

Эксперт» публикует доклад о ключевых шагах для развития экономики Армении и Евразийского союза в целом, представленный Ашотом Тавадяном в октябре в Москве.

Для развития Армении соотношение экспорта к ВВП должно достичь 30%. Сейчас этот показатель составляет 16%. Это должно быть главной целью. В противном случае, существенного развития в Армении не будет, ибо для страны с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен.

Ежегодный объем экспорта составляет $1,5 млрд, а в этом году этот показатель достигнет $1,6 млрд. Необходимо довести эту цифру до $3 млрд. Только в этом случае возможно решить социальные проблемы Армении, в том числе в военно-промышленной сфере.

Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости –  это поставки в Россию. Объемы поставок в Россию и ЕС примерно равны: но в Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.

По данным НСС, объем экспорта за первое полугодие 2016 г. составил $815 млн, увеличившись на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В первом полугодии 2016 г. экспорт из Армении в ЕАЭС вырос на 83,7% (составив $174,6 млн)

При этом экспорт из Армении в Россию за отчетный период вырос на 87,5% (до $168 млн). Фактически общий рост экспорта был обеспечен за счет роста экспорта в Россию, тем более при неблагоприятных ценах на цветные металлы, экспортируемые в основном в Евросоюз.

Такой показатель внушает оптимизм и позволяет предполагать, что бизнесу Армении удалось преодолеть те неопределенности в понимании процедур экспорта в республики ЕАЭС, которые существовали в 2015 г. – в первый год членства Армении в Союзе.

Отметим, что в экспорте традиционно преобладают коньяк и сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи, рыба, сыр).

Причины роста экспорта из Армении в ЕАЭС следующие:

  • Подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин.
  • Упрощение всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления.
  • Стабилизация курса российского рубля: в январе 2016 г. курс составлял 77 р. за 1$, а в октябре – 63 р. за 1$. Фактически рубль укрепился на 22%. Соответственно настолько же повысилась валютная выручка экспортеров в Россию.
  • Снижение цен на газ. Цены на газ снизились с 165$ до 150$ за 1000 куб. м. Для конечных потребителей цена снизилась с 156 драмов до 146.7 драмов (на 6%), что дало определенный эффект для тепличных хозяйств.
  • Свою роль сыграли и ответные санкции России, расширившие возможность экспорта продуктов в Россию.

Необходимо использовать все возможности, созданные договором о ЕАЭС и позицией Армении в Евразийской экономической комиссии для создания совместных предприятий как с российскими, так и с китайскими и иранскими партнерами.

Имеются перспективы армянско-российского сотрудничества в сфере машиностроения, электротехники и приборостроения, в привлечении китайских инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди.

Отмечается заинтересованность иранской стороны в создании совместных предприятий в сфере бытовой химии и пищевой промышленности.

Данный результат можно считать позитивным на фоне санкций, применяемых к России, и уровнем цен на нефть, что является вызовом для ЕАЭС.

Сокращение бюджетных доходов в валюте, снижение покупательной способности в России оказало определенное влияние на российский спрос на экспортируемую готовую продукцию из других стран ЕАЭС.

Необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты.

Закон РФ «О промышленной политике» является базовой основой для идентификации России как не просто крупной региональной страны, а державы с крупнейшим потенциалом в сферах экономики, обеспечивающих новую индустриализацию. Это необходимо России, а также и всем членам ЕАЭС.

Ведь страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения своего финансового и ресурсного потенциала.

Ашот Тавадян. Источник: http://ru.armeniasputnik.am/.

В то же время, санкции могут быть стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС. Конечно, необходимо, соответственно Договору о ЕАЭС, проводить согласованную экономическую политику и в данной сфере.

Кроме санкций имеются вызовы, связанные с несогласованностью макроэкономической политики стран ЕАЭС. Как показывает мировая практика, в частности Маастрихтские критерии, ряд показателей играют ведущую роль при интеграции.

В Договоре о ЕАЭС они в основном отражены в разделе XIII «Макроэкономическая политика» и в разделе XIV «Валютная политика», которые имеют ключевое значение для проведения согласованной экономической политики и выполнения целей Договора о ЕАЭС.

Если по государственному долгу и дефициту государственного бюджета в странах ЕАЭС нет проблем, то по инфляции и курсу национальных валют отмечается существенная несогласованность.

В статье 63 раздела XIII «Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития» отмечено, что уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве ЕАЭС, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

Однако, как мы видим, данное условие не выполняется. Инфляция в России, Беларуси и в Армении существенно различается. Чтобы избежать инфляции выше 5,5%, ЦБ Республики Армения вынужден стабилизировать курс – кстати, за счет займов МВФ. Ибо импорт у нас в три раза превосходит экспорт.

В результате растет государственный долг, теряем в золотовалютных резервах и экспорте, имеем высокую ставку рефинансирования и самый низкий уровень монетизации в ЕАЭС. Не следует платить такую цену. 

При этом, если бы инфляция была выше, то потери оказались минимальными. В России также следует принять дополнительные меры для снижения уровня инфляции. Эти взаимные меры способствовали бы росту товарооборота – и при этом были бы выполнены ключевые требования договора.

Валютная политика в странах ЕАЭС должна согласовываться по разделу XIV «Валютная политика», а также соответствующему приложению N15 «О мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики». Первоочередная конкретизация данного раздела чрезвычайно важна.

При четком выполнении ключевых статей Договора в странах ЕАЭС явно целесообразен переход на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ от привязки к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить «долларизацию». Следует проводить взаимную торговлю стратегическими товарами на базе рубля без привязки к доллару.

Данное предложение непосредственно следует из Договора о Евразийском экономическом союзе. В этом аспекте чрезвычайно важное значение принимает статья 64 Договора, где представлены цели и принципы согласованной валютной политики стран ЕАЭС. 

Необходимо подчеркнуть следующий фактор. При неприменении на практике взаиморасчетов в национальной валюте, хотя бы по определенному сегменту продуктов, у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований Договора о ЕАЭС, а также согласования и принятия соответствующих нормативов и документов.

Отметим, что взаиморасчеты в национальных валютах прямо способствуют проведению согласованной и более рациональной политики плавающего курса.

Данная мера необходима в первую очередь для того, чтобы обезопасить экономику от колебаний национальных валют к доллару, снизить уровень долларизации в странах ЕАЭС, а также затраты на конвертацию.

Для того же, чтобы ни одна из стран не получала существенного преимущества от колебания национальных валют, крайне необходимо выполнять требования Договора о ЕАЭС о валютной политике и, в первую очередь, конкретизировать их.

Страны ЕАЭС этим шагом способствуют также решению определенных в статье 4 Договора «Целей Союза» – всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Очевидно, что, без согласованной денежно-кредитной и особенно без координации валютной политики, вышеуказанной цели достичь невозможно.

В кризисной ситуации важное значение приобретает и уровень коррупции в странах ЕАЭС. Его нельзя считать удовлетворительным.

При максимально возможном индексе восприятия коррупции в 100 баллов, Армения среди 167 стран занимает 95-ое место с значением индекса 35. У других стран ЕАЭС индекс восприятия коррупции еще ниже.

Беларусь занимает 107 место с оценкой 32, Россия – 119 место с оценкой 29, Казахстан и Кыргызстан – 123 место с оценкой 28.

Быстрое преодоление критического порога оценки 50 из возможных 100 баллов в индексе восприятия коррупции должно стать ориентиром для стран ЕАЭС.

Это чрезвычайно важно, ибо при такой ситуации коррупционная составляющая в цене – примерно 10%, а для товаров, имеющих монопольный характер, даже выше.

Такое состояние коррупции прямо влияет не только на социальное положение в странах ЕАЭС, но и на конкурентоспособность национальных экономик, повышение которой – одна из целей Союза.

Необходимо разработать согласованные меры по противодействию коррупции. Здесь свою роль может сыграть и статья 69 «Транспарентность» Договора о Евразийском экономическом союзе.

Неэффективность, тем более коррупционные проявления, должны быть сведены к минимуму изначально. Это намного результативнее, чем вольно или невольно допускать коррупционные риски и только после этого контролировать и выявлять злоупотребления. Давно назрела необходимость антикоррупционной экспертизы, в особенности законов, регулирующих экономическую деятельность.

Снижение зависимости от валют других стран и повышение роли рубля во внешнеэкономических расчетах оправданно. Однако это не даст эффекта, если не будет проводиться согласованная денежно-кредитная политика.

Необходим поэтапный переход к тому, чтобы в странах Евразийского экономического союза инфляция была не выше 5%. Снижение же курса национальных валют относительно курса валют США и Евросоюза должно соответствовать инфляции.

При этом следует обеспечить рост монетизации и иметь согласованную ставку рефинансирования. Чрезвычайное значение имеет четкое выполнение договорных обязательств, в частности по вопросам внедрения, а также инфляции и валютной политики. Если в силу объективных обстоятельств невозможно исполнить соответствующие договорные обязательства, то их нужно скорректировать.

Формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если Союзу удастся осуществить ключевые требования договора о ЕАЭС и проводить скоординированную промышленную политику и согласованную налогово-бюджетную, денежно-кредитную, в особенности валютную, политику.

Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции. Конечно, тут играет свою роль координация социальной, да и внешней политики. Ключ к успеху  интеграции стран Евразии и укреплению их экономической безопасности в первую очередь зависит от этих сфер.

Ашот Тавадян, доктор экономических наук, профессор, руководитель авторского коллектива по исследованию интеграционных процессов

Источник: http://eurasia.expert/ekonomicheskie-vozmozhnosti-dlya-armenii-i-evraziyskogo-soyuza-analiticheskiy-doklad/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.