+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

Содержание

5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

ПальцыАссоциация
Большой«Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный«Эмоции». Используйте только позитив
Средний«Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный«Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец«В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Купить книгу

Источник: https://lifehacker.ru/5-sekretov-pamyati/

Урок 4. Повторение

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс.

То, как долго мы хотим хранить определенную информации у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании.

В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

Повторение пройденного

Знаменитая интернациональная пословица гласит: «Повторение мать учения» (Repetitio est mater studiorum). Повторение – это одно из главных условий запоминания и усвоения материала.

Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок.

Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.

Как должен происходить процесс повторения? Все зависит от типа запоминаемой информации. Ведь повторять можно всё что угодно: слова и буквы, числа и цифры, учебный или развлекательный материал.

Если вы учите такую информацию, как цифры или стихи, то повторять нужно дословно и последовательно.

Но если вы запоминаете содержание учебника или художественной книги, то важно понимать, что каждый раз вы будете воспроизводить изучаемый материал по-разному.

Для того чтобы выучить материал, нужно использовать специальные техники и приемы повторения, способствующие повышению эффективности запоминания информации. Среди таких приемов можно выделить активное повторение и пересказ.

Активное повторение. Чтобы максимально надолго закрепить в своей памяти какую-либо информацию, необходимо сделать процесс повторения активным, осознанным, другими словами, повторение должно сопровождаться осмыслением изученного материала.

Для того чтобы активизировать этот процесс, ставьте перед собой дополнительные цели и задачи: ответить на вопросы (которые не просто так часто размещают в конце глав учебников), найти или придумать примеры из жизни, соответствующие запоминаемым фактам и т.п.

Следует отметить, что при активном повторении в работу включается внимание и ассоциативная память, в результате, процесс запоминания становится качественнее и эффективнее.

Пересказ является самым распространенным способом повторения в тех случаях, когда информация запоминается не дословно. Пересказ также является элементом активного повторения. Во время пересказа у нас активизируется речевое мышление. Речевое воспроизведение помогает нам не только хорошо запомнить информацию, но и отложить у себя в голове способ ее воспроизведения.

Если же вам нужно запомнить большой объем информации, и при этом воспроизвести ее точно (наизусть), последовательное повторение всего материала будет неэффективным. Для того чтобы добиться хороших результатов, вам нужно:

  • Во-первых, разбить весь материал на несколько меньших частей и запомнить получившуюся структуру, например при помощи метода Римской комнаты из предыдущего урока.
  • Во-вторых, нужно учить и, главное, повторять каждую часть отдельно. Между повторениями различных частей можно делать небольшие паузы. И если вам удалось выучить все части, только тогда следует прибегнуть к непрерывному повторению всего материала в нужной последовательности.

И наконец, чтобы повторение стало максимально эффективным, старайтесь воспроизводить весь выученный материал по памяти.

Прибегать к помощи первоисточника лучше только в самых крайних случаях, когда процесс повторения тормозится какой-то одной неважной деталью.

И даже в этом случае попробуйте отметить на листе бумаги то, что вы забыли, и вернуться к этому после, попытавшись вспомнить еще раз самостоятельно. Такой процесс активизирует вашу память и ассоциативные связи вашего разума.

Виды и методы повторения

Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.

Многократное повторение

На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне.

Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень.

Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования.

Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.

Распределенное во времени повторение

Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.

Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:

  • Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
  • Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
  • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
  • Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
  • Реминисценция – это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.

Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.

Программа повторения по методике Эббингауза

Как уже было сказано, информация запоминается и забывается человеком неравномерно. Большая часть выученного материала обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение необходимо делать сразу после запоминания. Однако существуют наблюдения, которые показывают, как ведет себя наша память и на более длительном временном промежутке.

Общепринятым исследованием о процессе человеческого забывания считается работа Германа Эббингауза, написанная им в конце XIX века. Путем многочисленных экспериментов ученый открыл так называемую «кривую забывания», которая показывает, как долго живет в голове человека единожды выученная информация.

Впервые открыл кривую забывания еще в XIX веке Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог-экспериментатор. Он занимался изучением закономерностей запоминания, которые описал в своем основном труде «О памяти».

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления.

Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро.

Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного.

Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, состоят в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала в определенном режиме.

Когда повторять информацию?

Особенность памяти человека такова, что созданные взаимосвязи и ассоциативные ряды разрушаются примерно через час после изучения при условии, что они не были закреплены повторением. Поэтому, как уже было отмечено, первое повторение должно идти сразу после изучения материала.

Что касается остальных повторений, то существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала, по мнению современных специалистов.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, то лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время ничем не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие этапы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Конечно же, временные рамки зависят, и от запомненной информации.

Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15 минут после первого, третье – через 8 часов (в день запоминания), четвертое – на следующий день, через 24 часа.

Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 1 час, третье – через 3 часа, следующие повторения следует делать через 8 часов и в течение следующего дня с перерывами в 3-4 часа.

Также стоит отметить, что вам не следует пугаться большого числа повторений, которые вам предлагается сделать. Повторять по памяти часто оказывается намного проще и интереснее, чем просто повторное чтение изучаемого материала.

Тем более, мысленно повторять информацию можно в любом удобном месте и в любое удобное для вас время: за приемом пищи, во время поездки в общественном транспорте или за рулем автомобиля.

При мысленных повторениях вы можете учить информацию в буквальном смысле целый день с минимальными перерывами.

Итак, четвертое правило запоминания:

Чтобы надолго запомнить материал, повторите его несколько раз в описанном выше режиме.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Евгений Буянов← 3 Структурирование5 Мнемотехники →

1Мнемотехники

Источник: https://4brain.ru/memory/povtorenie.php

Пять простых способов как лучше запоминать информацию/улучшить память

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»
Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии

О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Как улучшить память? Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов.

Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится.

Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной логики, здесь нужен креатив.

Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации?  Кредитнаякарта

Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить память. 

Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов (смотрите подборку).

Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит.

Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.

Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека.

А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и  с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.

Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания  забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной.

Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы.

Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.

Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации.  В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям.

У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители.

Это могут быть состояния: беспокойства,  обиды,  чувство неудовлетворенности и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой депрессии.

Верно и обратное оптимисты гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.

Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.

Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие.

Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее.

Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.

1. Деление/ дробление

Возможно, деление информации — самый старый метод, используемый при запоминании. В этом методе элементы, которые нужно запомнить, делятся на маленькие и легко запоминаемые куски или группы.

Особенно хорошо этот метод работает , когда порядок элементов не очень важен.

Он подходит для запоминания многозначных чисел (например, идентификационных и телефонных номеров, очень длинных слов и других символов.

Примеры:

1. Номер 472627607 можно легче запомнить, если он сгруппирован как 472, 627, 607 или 47, 26, 27, 607.
Затем эти куски можно уже учить наизусть. Обучение и удержание значительно облегчаются, если вы найдёте некоторую взаимосвязь между этими разными кусками.

Некоторые люди еще в юном возрасте дают имена цифрам (мама-1, папа-2, семья-3, приехать-4 и так далее).

  Если у каждой цифры есть имя известное только вам, вам буде значительно легче придумывая пароли хранить их в памяти, а также вы будете запоминать  достаточно длинные ряды цифр, составляя из них осмысленные предложения.

2. Слова, вроде «дезоксирибонуклеиновая кислота» или «Навуходоносор» можно запомнить разбив их на две или три части: дезокси-, рибо-, нуклеиновая; Наву-, ходо-, носор. Повторите эти три составных новообразовавшихся слова скороговоркой подряд несколько раз и вся эта «абракадабра» нормально уложится в вашей голове.

3. Список покупок: яблоко, огурец, бумага, чернила, капуста, банан, виноград, бобы, степлер, апельсин можно лучше запомнить, переставляя и применяя куски как: 4 плода, 3 овоща и 3 стационарных предмета.

Если возможно, организуйте материал настолько значимо, насколько сможете, и придумайте отношения между каждой группой. Это не только улучшает обучаемость и удержание, но и помогает быстро и легко запомнить.

Психологи, занимающиеся исследованиями в области памяти человека, обнаружили, что способность кратковременной памяти (рабочая память) для людей составляет 7 ± 2, что составляет от 5 до 9 единиц. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы созданные вами группы информации находились в данных пределах.

2. Рифмование.

Это также один из популярных и достаточно старых методов запоминания. Этот метод использует тот факт, что у нас есть естественная тенденция запоминать рифмы и ритмы. Ниже приведен пример:

Тридцать дней в сентябре,
 Апреле, июне, ноябре,

В остальных тридцать один, 
Исключение — один

В феврале лишь двадцать восемь.
Если он не високосен.

Создавайте такие рифмы, и это поможет не только улучшить вашу память, но и ваши творческие способности.

3. Ассоциации

Свойства памяти во многом зависят от организации системы ассоциаций, а именно от таких параметров ассоциаций, как их прочность и количество.

Чем прочнее ассоциация (давняя взаимосвязь объектов) и большее их количество, тем больше взаимосвязей, которые крепко соединены меду собой.

Если сравнить двух людей, пользующихся разными методами, то тот, кто обдумывает и связывает новую информацию с уже имеющейся будет запоминать гораздо лучше, больше и на дольше, чем тот, кто полагается на количество повторений и неосмысленное заучивание.

Метод запоминания заключающийся в установлении ассоциаций подразумевает создание так называемого моста между понятиями. Часто цитируемым экспертами по памяти, является запоминание столиц.

К примеру возьмём Польшу. Столицей Польши является Варшава. Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу.

Таким образом, этот блок информации может быть организован как «Польша — Варшава- Вторая Мировая война».

Здесь пара слов, которые будут соединены вместе, — это Польша и Варшава. Дополнительная информация о Второй мировой войне используется в качестве моста или посредника при объединении этих двух слов. Кстати, когда в общении в следующий раз возникнет тема второй мировой войны, заодно вы вспомните и эту информацию.

5. Подготовка ко сну

В этом методе вы проводите свое выступление или учитесь прямо перед сном. Ум в процессе сна будет организовывать информацию систематически и эффективно, когда вы спите. Психологи также обнаружили, что если вы перед сном думаете о своей проблеме, то шанс, что вы придете к мудрому решению на следующее утро увеличивается. Об этом же говорит и поговорка «Утро вечера мудренее».

4. Попытка не пытаться

Все мы применяем этот метод сознательно или неосознанно. Иногда, когда вы пытаетесь вспомнить, вы не можете это сделать, даже если уверены, что знаете это очень хорошо. У вас есть блокировка, которая не позволяет вам отозвать информацию. Обычно вы пытаетесь снова и снова попробовать, но напрасно.

Чтобы справиться с этой ситуацией, вы просто избегаете попытки вспомнить и сделать что-то еще; к вашему приятному удивлению, информация автоматически появляется в вашем сознании через некоторое время.

Это происходит потому, что даже если вы перестали пытаться, ум ищет эту информацию и доводит ее до осознания, когда обнаруживает.

Если вы очень озабочены  или находитесь в стрессовом состоянии, то можете столкнуться с этим типом блокировки очень часто. В этом случае настоятельно рекомендуется практиковать какую-то технику релаксации и, таким образом, сохранять свое спокойствие.

Это очень важно, потому физиология стресса такова, что препятствует нормально мыслить и может привести к множеству нежелательных психологических и физиологических последствий.

Поэтому для желающих иметь хорошую память важно прочитать Как уснуть если бессонница? 6 правил как заснуть быстро и легко.

Учитесь с радостью и интересом, находите полезное и увлекательное в том, что вы узнаёте, планируйте, где примените и с кем поделитесь тем, что узнали и ваша память улучшится в разы!

Желаем успехов! ОПТИМУС ЖИЗНЬ

(Visited 2 736 times, 1 visits today)

Источник: https://freefacts.ru/kak-luchshe-zapominat-informaciyu/

Как натренировать память: действенные способы быстрого запоминания

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

29 Авг 2017 13:23 © Женская доля

«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть», – в шутку говорила Фаина Раневская. Плохая память может серьезно осложнить жизнь.

Однако существует мнение, что само понятие «плохая память» является всего лишь хорошо растиражированной фикцией.

Любой человек, который не переносил черепно-мозговых травм или серьезных заболеваний головного мозга, обладает нормальной способностью к запоминанию. И здесь важно не просто знать как натренировать память, но и как управлять ею.

Путем специальных тренировок и с использованием основных инструментов запоминания в течение шести недель вы можете достичь нужных изменений в структуре и функциях мозга. Причем, мозг человека имеет возможность адаптироваться и развиваться независимо от возраста, эта особенность называется нейропластичностью.

Возможности человеческой памяти

Раньше считалось, что объем человеческой памяти равен не менее 1015 битов. Такими были результаты исследования отечественного ученого Л. И. Куприяновича, который исходил из того, что одна белковая молекула нейрона сохраняет 1 бит информации. Однако последние эксперименты, проведенные американскими нейробиологами, показали: мозг человека способен хранить целый петабайт информации.

Терри Сейновски, ученый из Института биологических исследований в Соединенных Штатах, утверждает: мозг способен вместить в себя количество информации, приблизительно равное объему современного Интернета.Ученый выяснил, что нейроны в человеческом мозге связаны большим количеством синапсов. Раньше считалось, что есть всего несколько групп таких связей между нервными клетками.

Однако исследования Сейновски показали, что число таких групп равно 26, что существенно увеличивает возможности мозга. При этом соединения между нейронами могут увеличивать или уменьшать свою пропускную способность.Такое сравнение является достаточно условным – определять объем памяти человека в битах не совсем корректно.

Других способов хотя бы приблизительно измерить вместимость памяти человека пока не существует. Но эти исследования показывают, насколько широки возможности запоминания и велик мнемонический потенциал человека.Запоминание – это инструмент, доступный каждому. Чтобы пользоваться этим инструментом правильно, необходимо знать законы, по которым устроена человеческая память.

При помощи нескольких принципов можно натренировать ее и научиться запоминать нужную информацию прочно и надолго.

Необходимость повторения

В любом деле, где требуется запоминание информации, добиться успеха можно только при помощи систематического повторения. Несмотря на то, что освоенная информация хранится в памяти, не всегда человеку удается воспользоваться ею в нужный момент. Единственный инструмент, с помощью которого можно повысить скорость извлечения информации – это повторение.

Информация задерживается в кратковременной памяти не более, чем на несколько десятков секунд. В течение этого времени по замкнутым нейронным цепям циркулируют нервные импульсы.

Затем нервные связи ослабевают, и информация забывается.

Если же после первого предъявления материал повторить еще несколько раз в течение ближайших 30-40 минут, то циркуляция в цепях нейронов возобновится, и материал перейдет из отдела кратковременной памяти в долговременную.

Необходимо концентрировать внимание на нужном материале в течение, как минимум, получаса после сознательного запоминания. Затем следует закреплять информацию другими способами – при помощи графики, интересных примеров, аудио и т. д., используя методику активного воспроизведения.

При этом повторение должно быть как можно более собранным в самом начале запоминания. В дальнейшем лучшего результата можно добиться при помощи распределенного повторения текста, слов или математической формулы.

Перерывы между предъявлением информации должны быть оптимальными – не слишком длинными и в то же время не слишком короткими.

 Главный принцип – следует стараться не восстановить забытый материал, а предупредить его забывание.

Исследования Эббингауза

Первые исследования, которые были посвящены роли повторения в запоминании, проводил немецкий ученый Г. Эббингауз еще в 1885 г. Однако даже сегодня не все используют их на практике. Ученый выяснил:

  • больше половины информации, которую пытается запомнить человек, забывается в течение первых тридцати минут после окончания заучивания.
  • за первый час из памяти исчезает порядка 60% всей информации.
  • затем забывание замедляется, и приблизительно через неделю человек способен вспомнить около 20% информации, осевшей в глубинах долговременной памяти.

Закономерность, выявленная Эббингаузом, нередко используется для более эффективной отработки профессиональных навыков.

Все свои эксперименты Эббингауз проводил с использованием бессмысленной информации, поскольку наделенный значением материал запомнить проще. Также в результате исследований был выявлен эффект края – если, к примеру, студент не успел решить задачу до окончания пары, то она запомнится лучше, поскольку работа не была завершена.

Установка на запоминание

Также установлено, что важную роль в процессе играет установка на запоминание. Было проведено исследование, в ходе которого испытуемые должны были запомнить два текста. Участникам сообщили, что один из текстов будет проверен спустя сутки, а второй – через неделю.

В действительности оба материала были проверены через месяц. В ходе эксперимента выяснилось, что первый текст участники запомнили лучше.

Для улучшения качества запоминания было предложено использовать метод установки: перед работой над материалом нужно настроиться на то, что он обязательно пригодится в практической деятельности.

Создать нужную установку можно при помощи следующих способов:

  1. Очертить конкретный срок, в течение которого будет храниться информация. Например, «Я буду помнить этот текст полгода/год/всю жизнь»;
  2. Если материал сложный, предварительно необходимо подготовиться к запоминанию, бегло просмотрев текст. Так мозг имеет возможность собрать его предварительные характеристики, что в дальнейшем помогает лучше запомнить информацию;
  3. Также необходимо настраиваться на окружающую обстановку, если материал предстоит воспроизводить в определенных условиях. Проработав речь или презентацию, попробуйте представить свое выступление на публике.

Создание ассоциаций

Еще одним эффективным способом запоминания является создание ассоциативных связей. Он основан на использовании созависимости между двумя существующими в сознании образами. При воспоминании об одном образе извлекается из памяти и второй.

Проще всего запомнить новый материал, используя уже имеющуюся информацию. В процессе ознакомления с новым текстом или формулой полезно вспомнить те знания, которыми вы уже обладаете.

Так устанавливаются связи с информацией, которая была усвоена ранее, и запомнить новое становится легче.

Осмысление информации

Понимание смысла является одним из основополагающих факторов хорошей памяти. Немецкий писатель Г.

Лихтенберг отмечал: «причина, по которой люди так плохо запоминают информацию из книг, заключается в том, что они слишком мало думают сами».

Чем более осмысленными являются знания, тем дольше они будут храниться. Лучше понять информацию можно при помощи создания «опорных пунктов» – отдельных смысловых единиц.

Эта методика эффективно применяется в педагогике. Учащиеся во время урока должны отмечать «опорные сигналы» – лаконично записанные единицы информации, которые легко запомнить, подкрепить ассоциациями, логически связать с уже знакомым материалом. Методика «опорных сигналов» будет полезна и для каждого желающего освоить мнемотехнику.

Прежде чем приступать к изучению нового материала, можно предварительно попытаться его осмыслить.

О чем пойдет речь в этой статье или книге? Какие предположения у меня есть по поводу того, что именно хочет сказать автор? Подобные догадки можно строить после прочтения названия текста, первого абзаца или первой страницы. Они позволяют «запустить» процесс мышления, и сделать запоминание более прочным.

Тренируем память с учетом интересов и мотивации

Установлено, что наиболее прочно запоминается та информация, которая жизненно важна для человека. Вряд ли вы сможете запомнить все персоналии и даты из двухчасовой лекции по истории; однако если возлюбленный (-ая) захочет познакомить вас с родителями, то их имена осядут у вас в памяти без особых усилий.

Информация, связанная с насущными проблемами и выживанием человека, представляет непосредственный интерес, а значит, запоминается легко и надолго. Также человек легко запоминает факты, сопутствующие его увлечениям.

Например, фанаты футбола могут с легкостью вспомнить, какие игроки забивали гол на матче их любимой команды пять лет назад. Для более эффективного усвоения материала необходимо связать его с личными интересами и целями.

«Выучу английский язык – смогу получить повышение по службе и поеду отдыхать в Доминикану»; «Сдам экзамен – смогу развлекаться ночи напролет».

Как натренировать память для запоминания текста

Способом, доказавшим свою эффективность, является активное запоминание. Можно несколько раз прочитать текст, пытаясь его запомнить; а можно после двух-трех прочтений постараться его воспроизвести.

Второй метод намного эффективнее, чем первый. Для него требуется просто закрыть книгу и попытаться пересказать нужный материал. После этого открыть и проверить какие были допущены ошибки.

Эту процедуру можно повторять до тех пор, пока текст не будет «отскакивать от зубов».

Напоследок несколько советов:

  • Необходимо ежедневно стимулировать работу мозга, ведь его возможности неограничены.
  • Не избегайте физических нагрузок. Физические упражнения увеличивают подачу кислорода в мозг и уменьшают риск многих серьезных заболеваний, а также ощутимо снижают уровень гормонов стресса.
  • Расслабляйтесь. Нельзя постоянно держать мозг в напряжении, для нормальной его работы нужен периодический отдых.
  • Смейтесь. Смех стимулирует работу многих областей мозга, активизирует творческие способности, воображение, мышление.
  • Избегайте стрессовых ситуаций. Стресс в хронической форме способен уничтожать клетки мозга, повреждая именно ту область серого вещества, которая отвечает за создание новых и классификацию старых воспоминаний – гиппокамп. Исследователи также связывают стресс с частичной амнезией и полной потерей памяти.
  • Подпитывайте мозг правильным питанием. Рацион, базирующийся на полноценной белковой пище, фруктах и овощах, «здоровых» жирах (например, орехи, оливковое масло, рыба) обеспечит максимальную работу памяти.
  • Вовремя выявляйте и исправляйте проблемы со здоровьем. Человеческий организм – это единый механизм, слаженная работа которого зависит от полноценной работы всех систем.

Итак, среди основных приемов, которые помогут натренировать память и максимально качественно запомнить нужную информацию, можно выделить следующие:

  1. Уточнение (малейшие детали в том объеме информации, который нужно запомнить)
  2. Визуализация (запоминание в форме различных образов)
  3. Ассоциации (группировка по определенным признакам)
  4. Осмысление (замена механического запоминания смысловым)
  5. Повторение (закрепление информации, посредством регулярного воспроизведения в целях предотвращения забывания)
  6. Мотивация (использование личных интересов, как стимул для запоминания)

Источник: http://zhenskayadolya.ru/kak-natrenirovat-pamyat/

Активное запоминание: как улучшить работу памяти

Активное запоминание материала: как добиться лучших результатов

Олeг Лeoнидoвич Пoдлиняeв, доктор педагогических наук, пpoфессор кaфeдры прикладной и экспериментальной псиxoлoгии Иpкутcкого государственного университета; член Российского психологического общества.

В кратковременной памяти, длящейся десятки секунд, след в сознании сохраняется до тех пор, пока циркулируют импульсы по замкнутым нервным цепям.

Если же, повторяя материал, продлить циркуляцию импульсов на 30-50 минут, информация переходит из кратковременной в долговременную память. Этот переход называют закреплением или консолидацией материала.

Вот почему необходимо многократно повторять материал.

Для этого можно задерживать внимание на фундаментальном материале не менее чем на 30 минут, а затем организовывать самостоятельную работу: приводить яркие примеры, прибегать к демонстрации графики и т.д.

Например, новый сложный материал инструктажа следует повторять несколько раз, используя разные иллюстрации, рисунки, опорные конспекты, предлагая повторить рассказанное, разобравшимся в проблеме слушателям, решая вместе со всеми задачи по теме.

Без систематического повторения добиться успеха в прочном запоминании материала невозможно. Все услышанное хранится в ячейках памяти. Активно пользоваться этим багажом знаний обычно не удается, и люди начинают жаловаться на плохую память, забывчивость. На помощь приходит повторение. Оно повышает эффективность запоминания.

Чтобы определить эффективность повторения психолог М.Н. Шардаков предлагал студентам материал средней трудности и проверял устойчивость запоминания. Вот какие результаты он получил:

Через
1 день
Через
3-4 дня
Через
1 месяц
Через
6 месяцев
Без повторения74%66%58%3%
При повторении88%84%70%60%

Активное заучивание

Повторение — это скрытое (про себя) или открытое (вслух) многократное воспроизведение информации. Оно может быть активным или пассивным. Первое продуктивнее второго. Поэтому заучивание должно быть активным.

Это не многократное, однообразное чтение материала, а разбивка текста на смысловые части; придумывание заголовка для каждой части; установка взаимосвязи между выделенными кусками; постановка вопросов к отдельным кускам и ответы на них.

Наконец, для активного заучивания следует, прочитав задание, закрыть текст и воспроизвести прочитанное в памяти. Например, если что-либо забыто, постараться напрячь память и вспомнить забытое. Затем открыть и просмотреть текст, найти допущенные при воспроизведении по памяти ошибки. Снова закрыть текст и воспроизвести его по памяти.

В эксперименте группа испытуемых читала один и тот же материал пять раз. Через четыре часа в памяти испытуемых осталось около 15% прочитанного.

Когда же материал повторялся по книге 4 раза, а один раз воспроизводился без текста, усвоение повышалось до 26%.

На каждом следующем этапе количество прочтений текста сокращалось и, соответственно, увеличивалось количество воспроизведений. Когда материал читался 1 раз, а воспроизводился 4 раза, усвоение достигало 48%.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что такое уровень зрелости компании и как его оценить

Важно, однако, помнить, что повторение должно быть концентрированным в самом начале и распределенным в дальнейшем. Распределенное повторение текста делает запоминание более прочным. Перерывы в заучивании не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длинными. Хотя и через год повторить одно и то же легче, многое остается в памяти.

Следует стремиться не восстанавливать забытое, а предупреждать забывание. Так же, как это делает хороший хозяин, который не ждет, когда дом начнет разваливаться, а тщательно заделывает, шпаклюет, красит каждую появившуюся трещину.

Экспериментально установлено, что для заучивания стихотворения при интервале в одни сутки необходимо 4 повторения, при интервале в 3 дня — 6 повторений. Если же заучивать стихотворение в один день, без интервалов, требуется 12 повторений. Но дело не только в большем числе повторений.

Заучивание большого по объему материала в один день может привести к перенапряжению, в результате которого происходит охранительное торможение коры головного мозга и забывание заучиваемого.

При распределенном повторении целесообразно растягивать заучивание на возможно большее время, не делая перерывов более 2-3 дней. Приведем пример.

3 группы девушек обучались печатанию. Первая группа — 10 дней по 10 часов, вторая — 25 дней по 4 часа, третья — 50 дней по 2 часа. Значительно лучшими были результаты обучения в третьей группе.

В первый раз целесообразно повторить заучиваемый материал через 25-40 минут. В этом случае в памяти через день останется примерно 30-35%. Наиболее целесообразно в первый день сделать 2-3 повторения, во 2-й — 1-2 повторения, в 4, 6 и 9-й день — по одному повторению.

30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за один день.

Но при этом число повторений растет быстрее, чем объем заучиваемого. Так, до 7 узловых вопросов, предметов, явлений, событий запоминаются за один раз. Чтобы запомнить 16 объектов, необходимо уже примерно 3 повторения. Для усвоения же 24 объектов — примерно 50 повторений.

Состояние организма

На память влияет психологическое и физиологическое состояние организма. Специально проведенное исследование показало, что у лыжников-победителей эстафет повышался объем кратковременной памяти, а у проигравших — снижался. Тоже было выявлено у футболистов — победителей и проигравших. Устойчивость и готовность всех видов памяти зависят от уровня тренированности человека.

Эксперименты показали, что у хорошо тренированных лыжников объем памяти после 50 км гонки снижался на 30%, а у менее тренированных — на 41%.

На следующие сутки у тренированных объем памяти оказался ниже, чем был до гонки на 12,6%, а у их менее подготовленных товарищей — на 33,3%.

До гонки 77% хорошо подготовленных лыжников и 72% слабо подготовленных лыжников хорошо запоминали специально подготовленный материал.

После гонки эти цифры снизились соответственно на 30 и 39%. После суточного отдыха 60% хорошо тренированных лыжников снова обнаружили способность к логическому запоминанию материала. У их менее подготовленных товарищей число 39% не изменилось.

Положительное эмоциональное подкрепление

Большую роль при обучении и повторении играет положительное эмоциональное подкрепление, которое закрепляет материал в памяти. Поэтому так важно ярче и увлекательнее проводить совещания, инструктажи, пятиминутки; учить радоваться любому успеху в решении проблем, отмечать искренней похвалой лучших работников, радоваться их достижениям и переживать за неудачи.

Образ руководителя в сознании подчиненных должен связываться с положительными переживаниями. Иначе возникают эмоциональные барьеры, мешающие организации воспитательного процесса, затрудняющие понимание того, что говорит руководитель, и закрепление услышанного в памяти.

В эксперименте Н. Джерсилда испытуемым предлагалось запомнить приятное и неприятное сообщение. Через неделю в памяти проверяемых осталось 16,4% приятного и 13,7% неприятного материала. Но особенно большая разница была обнаружена через три недели.

В памяти у людей осталось 7% приятного сообщения и только 3,9% — неприятного.
Эффективность закрепления материала в памяти человека зависит от того, как руководитель управляет переживаниями подчиненных.

Налицо радостные переживания после каждого рабочего дня, после беседы с начальником — будут творчески относиться к порученному делу.

С другой стороны, постоянное неудовольствие старшего, частые упреки, замечания вырабатывают защитную реакцию, привычку любым способом избавляться от неприятных переживаний.

Такая привычка постепенно приучает отрицательно относиться к любой деятельности. В первую очередь к заданиям, которые дает данный руководитель.

Такие психические состояния, как удовольствие, радость, изумление, восхищение, восторг, повышают эффективность запоминания.

Научитесь эффективно запоминать любой материал изучив курс «Развитие памяти»:

Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/zapominanie-povtorenie-informacija-zauchivanie-jeffektivnost-usvoenie-razvitie-pamjati/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.